Рабочая тетрадь как инструмент повышения эффективности образовательного процесса
- Авторы: Гавриленко Н.Г.1, Соколова А.Ю.1
-
Учреждения:
- Тверской государственный медицинский университет
- Выпуск: Том 16, № 3 (2025)
- Страницы: 314-331
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 31.08.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/312199
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-693
- EDN: https://elibrary.ru/LXQLRT
- ID: 312199
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Результаты обучения зависят от многих факторов, одним из которых является мотивация обучающихся. Этот аспект является самым труднодостижимым в рамках высшего образования. Дисциплины гуманитарного цикла часто рассматриваются как некая дополнительная нагрузка, не имеющая особого значения для развития профессиональных компетенций. Перед преподавателями непрофильных дисциплин высших учебных заведений стоит особая задача – повышать мотивацию обучающихся, вызывать интерес к своему предмету. Одним из средств повышения мотивации является использование в учебном процессе разнообразных обучающих средств, обеспечивающих доступность и наглядность учебной информации.
Цель. Основная цель предлагаемой работы – описать особенности средств предоставления учебного материала, используемых на кафедре иностранного и латинского языков Тверского государственного медицинского университета. Таким средством является рабочая тетрадь. В статье описаны преимущества выбранного подхода, приведена статистическая информация, подтверждающая эффективность использования подобных обучающих средств.
Материалы и методы. В качестве методов исследования применялся анализ локального педагогического опыта, педагогическое наблюдение, статистический анализ данных.
Результаты. Как показало исследование, рабочая тетрадь, описываемая в статье, представляет собой методико-дидактическое средство, эффективность которого обеспечивается за счет факторов доступности и наглядности. Доступность учебной информации рабочей тетради определяется её структурированностью. Наглядность реализуется применением комплексного подхода, в рамках которого одновременно отрабатывается и лексический, и грамматический материал, а также сочетаются разные языковые навыки.
Область применения результатов. Описанная в статье модель может быть применена в практике обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов.
Об авторах
Наталья Григорьевна Гавриленко
Тверской государственный медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: natalyadima@mail.ru
SPIN-код: 1227-0699
доцент кафедры иностранных и латинского языков, кандидат филологических наук, доцент
Россия, ул. Советская, 4 г. Тверь, 170100, Российская Федерация
Алина Юрьевна Соколова
Тверской государственный медицинский университет
Email: alinasokolova.tver@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5981-2386
SPIN-код: 5761-8540
Scopus Author ID: 57221197967
ResearcherId: G-6330-2019
профессор кафедры иностранных и латинского языков, доктор филологических наук, доцент
Россия, ул. Советская, 4 г. Тверь, 170100, Российская Федерация
Список литературы
- Бордонская, Л. А., Голобокова, Г. И. (2013). Рабочая тетрадь студента современного вуза как многофункциональное дидактическое средство. Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения, 6(53), 51-66. EDN: https://elibrary.ru/rtmcn
- Гавриленко, Н. Г., Соколова, А. Ю. (2024). Иностранный язык специальности (английский). Модуль 1: Рабочая тетрадь для студентов 2 курса, обучающихся по основной образовательной программе высшего образования по специальности «Лечебное дело». Тверь: Тверской ГМУ Минздрава России, 92 с.
- Гавриленко, Н. Г., Соколова, А. Ю. (2023). Иностранный язык (английский). Модуль 1-2: Рабочая тетрадь для студентов 1 курса, обучающихся по основной образовательной программе высшего образования по специальностям 31.05.01 Лечебное дело, 31.05.02 Педиатрия, 31.05.03 Стоматология, 37.05.01 Клиническая психология. Тверь: Тверской ГМУ Минздрава России, 92 с.
- Данилов, О. Е. (2013). Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины. Молодой ученый, 4(51), 552-555. EDN: https://elibrary.ru/pyhziz
- Соколова, А. Ю. (2022). Личностно ориентированная системная иерархическая модель преподавания иностранных языков. Лингвистика и образование, 2(1), 74-83. https://doi.org/10.48612/astgmu/2022-2-1-74-83 EDN: https://elibrary.ru/xkmdll
- Соколова, А. Ю. (2018). Основные принципы функционально-стилистического диахронического исследования. Балтийский гуманитарный журнал, 7(4), 117-119. EDN: https://elibrary.ru/ythodz
- Ханипова, Е. Х. (2015). Рабочая тетрадь как дидактическое средство обучения. Инновации в науке, 10(47), 76-79. EDN: https://elibrary.ru/unewxh
- Benning, I., Agyei, D. D. (2016). Effect of Using Spreadsheet in Teaching Quadratic Functions on the Performance of Senior High School Students. International Journal of Education, Learning and Development, 4(1), 11-29.
- Harahap, F. Dwi, S., Hanim, F. (2017). The Effect of Students’ Workbook Based on Skill of Science and Motivation Process toward Learning Outcomes at Grade 4 SDNegeri 164330 Tebingtinggi. IOSR Journal of Research & Method in Education (IOSR-JRME), 7, 57-61.
- Ristevska, M., Kocoska, J., Gramatkovski, B., Sivakova, D. (2015). The role of workbooks in the learning process in primary schools in the Republic of Macedonia. International Journal of Innovation and Applied Studies, 11(3), 691-698.
- Savignon, S. J. (2000). Communicative language teaching. In: Routledge Encyclopedia of Language Teaching and Learning / Byram Michael. London: Routledge, 125-129.
- Eckman, F. R. (Ed.). (1995). Second language acquisition: theory and pedagogy. University of Wisconsin-Milwaukee, 435 p.
- Utami Alvi, Aminatun, D., Fatriana, N. (2020). Student workbook use: does it still matter to the effectiveness of students’ learning? Journal of English Language Teaching and Learning, 1, 7-12. https://doi.org/10.33365/jeltl.v1i1.247 EDN: https://elibrary.ru/coriot
Дополнительные файлы
