Формирование системы гуманитарных ценностей у обучающихся: исторический аспект

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания динамики развития ценностных ориентиров обучающихся в контексте исторических изменений. В условиях современного общества, характеризующегося быстрыми социальными и культурными трансформациями, важно выявить особенности формирования гуманитарных ценностей у молодежи в различные исторические эпохи, так как плодотворный исторический опыт позволит разработать более эффективные педагогические стратегии, способствующие воспитанию граждан, обладающих устойчивыми ценностными ориентирами, и обеспечить преемственность культурных традиций.

Цель исследования – проанализировать работы, посвященные проблеме формирования системы ценностей на протяжении разных исторических периодов, преимущественно в России с конца XIX века по настоящее время и выделить ключевые элементы, оказавшие значительное влияние на формирование системы ценностей в отдельные временные периоды.

Материалы и методы. Теоретический анализ публикаций, посвященных проблеме формирования системы ценностей на протяжении разных исторических периодов.

Результаты. Выделены ключевые элементы, оказавшие значительное влияние на формирование системы ценностей в отдельные временные периоды. Выявлены позитивные и негативные факторы, определяющие ориентиры на пути развития системы нравственных ценностей в настоящее время, и алгоритмы по нейтрализации влияния неблагоприятных факторов. Затронута проблема использования мультимодального подхода как современного средства, способствующего более качественному формированию ценностных систем у обучающихся, однако количество исследований, посвященных этой проблеме, пока невелико.

Об авторах

Вита Анатольевна Кириллова

ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России

Автор, ответственный за переписку.
Email: lumier76@mail.ru
ORCID iD: 0009-0004-3689-9393
SPIN-код: 8197-9777

преподаватель кафедры педагогики и гуманитарных дисциплин, аспирант кафедры педагогики и гуманитарных дисциплин, директор библиотеки

 

Россия, ул. Студенческая, 10, г. Воронеж, 394036, Российская Федерация

Ирина Егоровна Плотникова

ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России

Email: pedagogika51@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7739-9385
SPIN-код: 8916-5390

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и гуманитарных дисциплин

 

Россия, ул. Студенческая, 10, г. Воронеж, 394036, Российская Федерация

Список литературы

  1. Алексеева, К. О. (2017). Инфантилизм – бич современных студентов. В Студенческий научный форум – 2017: материалы IX Международной студенческой научной конференции. Саратов: Академия Естествознания. URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017030293 (дата обращения: 02.05.2025)
  2. Андреева, С. Л. (2020). Человеческие ценности как ценности науки и образования: обзор монографий 2019 года. Гуманитарно-педагогические исследования, 4(1), 72-82. EDN: https://elibrary.ru/yvmepq
  3. Анисимов, С. Ф. (2001). Теория ценностей в отечественной философии XX века. В Введение в аксиологию: учебное пособие для изучающих философию (Глава II, § 5, с. 40-46). Москва: Современные тетради.
  4. Анисимов, С. Ф., Смоленцев, Ю. М., Разин, А. В. (1994). Моральные ценности и личность. Москва: МГУ. 175 с. ISBN: 5-211-02132-0
  5. Антопольский, А. Б., Бонч-Осмоловская, А. А., Бородкин, Л. И. и др. (2023). Цифровые гуманитарные исследования. Красноярск: СФУ. 272 с. ISBN: 978-5-7638-4876-2 EDN: https://elibrary.ru/jeiada
  6. Белоконева, Е. В. (2009). Гуманистическое ценностное основание высшего медицинского образования. Гуманизация образования, 6, 44-50. EDN: https://elibrary.ru/kyralr
  7. Бердяев, Н. А. (2025). Смысл творчества. Опыт оправдания человека. Москва: Юрайт. 256 с. ISBN: 978-5-534-05321-0
  8. Брагина, Л. М. (2025). Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Москва: Юрайт. 390 с. ISBN: 978-5-534-05620-4
  9. Буравлева, Н. А. (2011). Ценностные ориентации студентов. Вестник Томского государственного педагогического университета, 6(108), 124-129. EDN: https://elibrary.ru/nwdzth
  10. Буравлева, Н. А. (2014). Роль духовно-нравственного развития личности в современном образовательном процессе. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 1(16), 30-33. EDN: https://elibrary.ru/sedobt
  11. Буравлева, Н. А. (2019). Ценностные основания в подготовке студентов к профессиональной деятельности. Научно-педагогическое обозрение, 6(28), 234-239. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2019-6-234-239 EDN: https://elibrary.ru/nnobeq
  12. Буравлева, Н. А., Атаманова, И. В. (2022). Психологические характеристики деятельности, традиционные ценности и ценности безопасности вузовской молодежи в контексте инновативности. Сибирский психологический журнал, 84, 48-69. https://doi.org/10.17223/17267080/84/3 EDN: https://elibrary.ru/hsderc
  13. Буравлева, Н. А., Богомаз, С. А. (2019). Ценности, готовность к деятельности и учебная мотивация студентов технических специальностей в контексте инновативности. В Междисциплинарные ресурсы экономической психологии в формировании этнорегиональной идентичности и позитивного образа малой родины (с. 483-489). Иркутск: Иркутский государственный университет. EDN: https://elibrary.ru/kpxydm
  14. Буравлева, Н. А., Прохоренко, Д. А. (2020). Ценности студентов и их готовность к инновационной деятельности. В Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен (с. 870-876). Москва: Институт психологии РАН. EDN: https://elibrary.ru/ufamtp
  15. Быков, И. А., Курушкин, С. В. (2022). Ценности гуманизма в цифровом обществе: антропоцентрический поворот. Гуманитарный вектор, 4, 8-15. https://doi.org/10.21209/1996-7853-2022-17-4-8-15 EDN: https://elibrary.ru/qulorr
  16. Гадзаова, Л. П. (2007). Формирование ценностной картины мира у студентов. Высшее образование сегодня, 10, 40-42. EDN: https://elibrary.ru/mtgkll
  17. Гадзаова, Л. П. (2014). Гуманистическая ценность образования и консолидирующая роль образованности в обществе. Европейский журнал социальных наук, 5-2(44), 65-70. EDN: https://elibrary.ru/spdcgz
  18. Гадзаова, Л. П. (2018). Необходимость активизации процесса развития нравственно-ценностных ориентаций студентов, как решающего фактора обновления и развития общества. В Сборник научных трудов Академии наук Чеченской Республики, т. 6 (с. 368-373). Грозный: Алеф. EDN: https://elibrary.ru/ypkafs
  19. Гадзаова, Л. П., Каргиева, З. К. (2018). Гуманистическое предназначение ценностных ориентаций студентов вуза. Экономические и гуманитарные исследования регионов, 5, 49-53. EDN: https://elibrary.ru/yszpgh
  20. Гадзаова, Л. П., Каргиева, З. К. (2018). Формирование у студентов вуза поведенческой мотивации, обеспечивающей реализацию знаний, нравственных ценностей и норм в практических действиях и поступках. Европейский журнал социальных наук, 9, 228-233. EDN: https://elibrary.ru/dszquk
  21. Галкина, Г. А., Грибкова, Е. И. (2013). Анализ ценностных ориентаций студентов высшего учебного заведения. Современные проблемы науки и образования, 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8779 (дата обращения: 02.05.2025). EDN: https://elibrary.ru/rxusmt
  22. Горфункель, А. Х. (1980). Философия эпохи Возрождения. Москва: Высшая школа. 368 с. EDN: https://elibrary.ru/xaphnl
  23. Грибкова, Е. И., Галкина, Г. А. (2013). Оценка восприятия студентами основных методов обучения в ВУЗе. Жизнь без опасностей. Здоровье. Профилактика. Долголетие, 8(4), 100-103. EDN: https://elibrary.ru/rwcpsf
  24. Долгушина, Н. А., Чижакова, Г. И. (2011). Аксиологическая направленность профессиональной подготовки будущих бакалавров профессионального обучения: теория и практика. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 8(4), 24-29. EDN: https://elibrary.ru/onzcir
  25. Долгушина, Н. А., Чижакова, Г. И. (2011). Организационно-педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих бакалавров профессионального обучения. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, 8(3), 99-103. EDN: https://elibrary.ru/rekpwv
  26. Дуда, И. В., Попованова, Н. А., Чижакова, Г. И. (2019). Аксиологическая направленность модернизации российской образовательной системы. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 212 с. ISBN: 978-5-8173-0370-4 EDN: https://elibrary.ru/obzwtp
  27. Духовный, А. В. (2010). Педагогические основы профилактики и преодоления пассивности студентов в учебно-познавательной деятельности. Вестник Московского университета МВД России, 2, 14-17. EDN: https://elibrary.ru/mtwtex
  28. Духовный, А. В. (2010). Педагогическое сопровождение процесса преодоления познавательной пассивности студентов в вузах культуры и искусств и в учреждениях культуры. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 3(35), 177-180. EDN: https://elibrary.ru/muwwif
  29. Иванова, Г. П. (2014). Освоение нравственных ценностей в личностном и профессиональном становлении молодежи. Акмеология, S1-2, 87-88. EDN: https://elibrary.ru/tbgrth
  30. Иванова, Г. П. (2015). Методологические основы процесса освоения учащимися нравственных ценностей. В Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы (с. 387-400). Москва: Российский университет дружбы народов. EDN: https://elibrary.ru/vyqdaf
  31. Иванова, Г. П. (2015). Формирование нравственной культуры личности у обучающихся различных возрастных групп. Акмеология, 4(56), 243-248. EDN: https://elibrary.ru/vbhowj
  32. Иванова, Г. П., Карпушина, И. (2014). Нравственные ценности и их освоение учащейся молодежью как педагогическая проблема. Акмеология, 1(49), 111-116. https://doi.org/10.15623/ijret.2014.0305023 EDN: https://elibrary.ru/rxkkqn
  33. Иванова, Г. П., Стецевич, М. Ю. (2016). Реализация технологического подхода в процессе освоения обучающимися ценностей. Наука и школа, 4, 60-64. EDN: https://elibrary.ru/wkdznl
  34. Иващенко, А. В. (2014). Морально-нравственная основа личности в современном российском обществе. Акмеология, 4(52), 108-111. EDN: https://elibrary.ru/syiyuz
  35. Иващенко, А. В., Чхиквадзе, Т. В. (2012). Специфика проявления духовности у студентов с разной профессиональной направленностью. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 1, 50-57. EDN: https://elibrary.ru/ouhibt
  36. Ильинский, И. М., Луков, В. А. (2020). Московские студенты: трансформации ценностных ориентаций. Вестник РУДН. Серия: Социология, 20(1), 50-63. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-1-50-63 EDN: https://elibrary.ru/mkbwld
  37. Калашникова, А. В., Чижакова, Г. И. (2012). Организация проблемного обучения как условие формирования ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения. Фундаментальные исследования, 3-2, 277-280. EDN: https://elibrary.ru/pbapej
  38. Калашникова, А. В., Чижакова, Г. И. (2013). Модель формирования ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения. Современные проблемы науки и образования, 1, 230. EDN: https://elibrary.ru/pwazxt
  39. Карабущенко, Н. Б., Иващенко, А. В., Чхиквадзе, Т. В., Пилишвили, Т. С. (2017). Духовность личности: особенности проявления у современной студенческой молодёжи. Акмеология, 2(62), 84-90. EDN: https://elibrary.ru/yuklsb
  40. Каракулова, О. В., Степаненко, С. П., Буравлева, Н. А. (2024). Психология ценностей личности: учебно-методическое пособие. Томск: Томский государственный педагогический университет. 99 с. ISBN: 978-5-907791-07-7 EDN: https://elibrary.ru/qaadpb
  41. Кочурова, Л. Г. (2007). Формирование гуманистических ценностей у студентов вуза в процессе обучения: дис. … канд. пед. наук. Киров. 199 с. EDN: https://elibrary.ru/notqnt
  42. Лебедева, Н. М., Татарко, А. Н. (2007). Ценности культуры и развитие общества. Москва: ВШЭ. 527 с. ISBN: 978-5-7598-0498-7 EDN: https://elibrary.ru/qoictp
  43. Лисовский, В. Т., Иконникова, С. Н., Ермошкина, М. А., Скородумов, А. А. (2000). Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учебное пособие. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. 519 с. ISBN: 5-7621-0196-7 EDN: https://elibrary.ru/tpmjsv
  44. Лосев, И. И. (2012). Пути преодоления и профилактики пассивности студентов-заочников в процессе профессиональной подготовки. Образование и саморазвитие, 3(31), 147-152. EDN: https://elibrary.ru/pfcsib
  45. Мартынова, М. А. (2009). Развитие культуротворческих ценностей в системе образовательной подготовки студентов высшей медицинской школы: дис. … канд. пед. наук. Москва. 202 с. EDN: https://elibrary.ru/nqrasp
  46. Мартынова, М. А., Балова, И. С. (2012). Совершенствование гуманитарного образования в высшей медицинской школе. В Сборник научных трудов кафедр гуманитарных дисциплин, вып. 13 (с. 84-87). Рязань: Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова. EDN: https://elibrary.ru/werazv
  47. Мартынова, М. А., Балова, И. С. (2013). Психологические условия формирования гуманистического потенциала при подготовке студентов-медиков. В Сборник научных трудов кафедр гуманитарных дисциплин, вып. 14 (с. 93-96). Рязань: Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова. EDN: https://elibrary.ru/txhzl
  48. Мартынова, М. А., Царева, Л. М. (2011). Проблемный подход в развитии культуротворческих ценностей на уроках иностранного языка. В Итоги и перспективы учебно-методической работы университета в свете реализации основных образовательных программ ФГОС ВПО (с. 50-53). Рязань: Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова. EDN: https://elibrary.ru/wlrbtj
  49. Маслов, С. И., Маслова, Т. А. (2017). Формирование профессионально-нравственных ценностей будущих педагогов в поликультурной образовательной среде университета. Проблемы современного педагогического образования, 55-11, 73-83. EDN: https://elibrary.ru/zfittd
  50. Мутушев, А. А. М. (2015). Понятие ценности в системе философского знания. Теория и практика общественного развития, 5, 113-117. EDN: https://elibrary.ru/toewuz
  51. Покровская, С. Е., Тимофеева, О. А. (2023). Особенности ценностных представлений у студентов социономических профессий. Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки, 23-3, 237-244. EDN: https://elibrary.ru/cmvxp
  52. Попованова, Н. А. (2009). Формирование ценностных ориентаций студентов педагогического вуза как основы их профессиональной компетентности. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 154 с. ISBN: 978-5-85981-349-0 EDN: https://elibrary.ru/qyarcf
  53. Попованова, Н. А., Бартновская, Л. А., Казакова, Г. Н., Кравченко, В. М. (2018). Условия формирования ценностных ориентаций бакалавров педагогического вуза. Ярославский педагогический вестник, 2, 32-38. https://doi.org/10.24411/1813-145X-2018-10004 EDN: https://elibrary.ru/xozakt
  54. Попованова, Н. А., Логинов, Д. В. (2014). Включение студентов — будущих учителей в проектную деятельность по формированию ценностных ориентиров поведения. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ), 3(29), 96-100. EDN: https://elibrary.ru/sniyrt
  55. Попованова, Н. А., Логинов, Д. В. (2015). К вопросу о формировании ценностных ориентаций студентов педагогического вуза. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ), 1(31), 114-118. EDN: https://elibrary.ru/tlmjzd
  56. Попованова, Н. А., Сидоренко, О. А. (2023). Формирование ценностных ориентаций у будущих педагогов. Педагогика, 87(5), 87-94. EDN: https://elibrary.ru/ceupdi
  57. Родионов, О. А. (2009). Моральные ценности: история, сущность и специфика. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 8(63), 42-49. EDN: https://elibrary.ru/ormcrh
  58. Романюк, С. Н. (2021). Педагогическая профилактика социального инфантилизма обучающихся высших учебных заведений: дис. … канд. пед. наук. Майкоп. 232 с. EDN: https://elibrary.ru/wlgmre
  59. Ромашова, Л. О. (2017). Воспитание как процесс формирования ценностных ориентаций молодежи. В Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания (с. 187-189). Москва: Московский гуманитарный университет. EDN: https://elibrary.ru/yryfrg
  60. Ромашова, Л. О. (2021). Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций молодежи. Горизонты гуманитарного знания, 3, 38-44. https://doi.org/10.17805/ggz.2021.3.5 EDN: https://elibrary.ru/doohqa
  61. Рудакова, И. В., Гладченкова, С. В. (2022). Жизненные ценности советской интеллигенции 70-х годов. Abyss (Вопросы философии, политологии и социальной антропологии), 2(20), 36-44. EDN: https://elibrary.ru/jxecio
  62. Степанова, Н. В., Усынина, Т. П. (2016). Ценностные ориентации в жизненных сферах студентов медицинского вуза. Современные проблемы науки и образования, 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25949 (дата обращения: 02.05.2025). EDN: https://elibrary.ru/xiblor
  63. Сычева, Т. Ю. (2012). Исследование ценностных и смысловых ориентаций представителей медицинской и педагогической специальностей. Интерэкспо Гео-Сибирь, 1(6), 51-55. EDN: https://elibrary.ru/pddixr
  64. Тазов, П. Ю. (2024). Векторы динамики ценностных ориентаций студенческой молодежи РФ. Гуманитарный вестник, 3(107), 103-117. https://doi.org/10.18698/2306-8477-2024-3-913 EDN: https://elibrary.ru/xqxwdv
  65. Тазов, П. Ю. (2019). Формирование духовно-нравственных ценностей студентов. Современные проблемы науки и образования, 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28944 (дата обращения: 02.05.2025). EDN: https://elibrary.ru/fdembc
  66. Талых, Т. Н. (2011). Педагогические условия формирования нравственно-профессиональной ориентации будущих учителей. Казанский педагогический журнал, 5-6(89-90), 82-90. EDN: https://elibrary.ru/pdenjp
  67. Талых, Т. Н. (2012). Управление формированием нравственно-профессиональных ориентаций у будущих учителей. Вестник Череповецкого государственного университета, 3-1(40), 121-125. EDN: https://elibrary.ru/pcebql
  68. Третьяк, С. В. (2002). Формирование у студентов ценностного отношения к гуманитарному компоненту профессионального образования (на материале преподавания иностранного языка в медицинском вузе): дис. … канд. пед. наук. Волгоград. 153 с. EDN: https://elibrary.ru/nmcijp
  69. Третьяк, С. В. (2007). Ценностно-смысловой аспект изучения гуманитарных наук в медицинском вузе: монография. Волгоград. 161 с. ISBN: 978-5-9900630-8-2 EDN: https://elibrary.ru/qtnqeb
  70. Тугаринов, В. П. (1968). Теория ценностей в марксизме. Ленинград: Ленинградский университет. 124 с.
  71. Федоров, В. А., Благова, А. С. (2016). Эволюция понятия “Ценность”. Вестник РУДН. Серия: Философия, 1, 128-140. EDN: https://elibrary.ru/vpezhr
  72. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя, П. Ф. Юдиной. (1968). Москва: Политиздат. 432 с.
  73. Фомина, А. П. (2021). Подходы к пониманию сущности и содержания системы ценностей человека. В Поведенческие теории и практика российской науки (с. 90-93). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет. EDN: https://elibrary.ru/ycakxr
  74. Фомина, А. П. (2021). Тенденции изменения содержания ценностей личности в современных условиях. Проблемы современного педагогического образования, 73-1, 293-296. EDN: https://elibrary.ru/xkykx
  75. Фомина, А. П. (2022). Формирование ценностных ориентаций у подростков в условиях общеобразовательной школы: дис. … канд. пед. наук. Орехово-Зуево. 283 с. EDN: https://elibrary.ru/gecscj
  76. Фурман, Ф. П. (2025). Пётр Кропоткин и его идеология. В Гуманитарные и естественные науки: фундаментальные и прикладные исследования (с. 34-37). Саратов: Академия Бизнеса. EDN: https://elibrary.ru/ecugrs
  77. Чижакова, Г. И. (2014). Аксиологическая направленность современного образования. Психология обучения, 4, 4-21. EDN: https://elibrary.ru/ryrewz
  78. Чижакова, Г. И. (2013). Аксиология профессионально-педагогического образования. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ), 2(24), 46-55. EDN: https://elibrary.ru/qcecgj
  79. Чижакова, Г. И. (2024). Путешествие в педагогическую аксиологию — науку об образовательных ценностях. В Сибирский характер как ценность: коллективная монография (с. 18-59). Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. EDN: https://elibrary.ru/zuykij
  80. Чижакова, Г. И., Белопольская, А. А. (2018). Изучение ценностных ориентаций студентов первого курса факультета начальных классов: ретроспектива и перспектива. В Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития (с. 9-11). Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. EDN: https://elibrary.ru/xwtern
  81. Чижакова, Г. И., Коваль, С. А. (2011). Проблема формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ), 4, 90-95. EDN: https://elibrary.ru/onzcmx
  82. Чижакова, Г. И., Попованова, Н. А. (2004). Формирование ценностных ориентаций студентов педагогического вуза как основы их профессиональной компетентности. Сибирский педагогический журнал, 2, 82-87. EDN: https://elibrary.ru/pmfkfr
  83. Чижакова, Г. И., Потапова, Н. А. (2014). Развитие ценностных представлений в отечественной педагогике. В Развитие личности в условиях обновленного образования: коллективная монография (с. 232-272). Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. EDN: https://elibrary.ru/dnhxxg
  84. Чурекова, Т. М., Москаленко, И. В. (2013). Формирование нравственных ценностей в аспекте феноменологической педагогики. Сибирский педагогический журнал, 3, 57-62. EDN: https://elibrary.ru/qcwepz
  85. Шамис, Е., Никонов, Е. (2019). В семье не без Миллениума. Что делать поколению (1985-2002 г.р.), которое меняет мир. Москва: Synergy Book. 184 с.
  86. Штекль, А. (2023). История средневековой философии. Москва: Вече. 304 с.
  87. Юркина, Л. В., Фомина, А. П. (2021). Многоуровневый характер методологических подходов к формированию системы ценностей. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки, 3(840), 196-206. https://doi.org/10.52070/2500-3488_2021_3_840_196 EDN: https://elibrary.ru/vpvswg
  88. Яницкий, М. С. (2020). Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике. Вестник Кемеровского государственного университета, 22(1), 194-206. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206 EDN: https://elibrary.ru/yxoarh
  89. Яницкий, М. С., Серый, А. В., Браун, О. А. и др. (2019). Система ценностных ориентаций «поколения Z»: социальные, культурные и демографические детерминанты. Сибирский психологический журнал, 72, 46-67. https://doi.org/10.17223/17267080/72/3 EDN: https://elibrary.ru/vhksyp

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».