Технология эдьютейнмент с элементами ИИ в контексте иноязычного обучения магистрантов
- Авторы: Фролова В.П.1, Мирошниченко Е.Н.1, Воронкова И.С.1
-
Учреждения:
- Воронежский государственный университет инженерных технологий
- Выпуск: Том 16, № 3 (2025)
- Страницы: 237-260
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 31.08.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/312181
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-865
- EDN: https://elibrary.ru/FMZJBH
- ID: 312181
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью повышения качества иноязычной подготовки магистрантов технического вуза на основе поиска и совершенствования педагогических методов с целью выполнения требований федеральных образовательных стандартов нового поколения. В этой связи применение технологии эдьютейнмент в сочетании с элементами искусственного интеллекта (ИИ) представляется важным условием эффективной организации учебного процесса с акцентом на высокий уровень мотивации обучающихся. Благодаря функционалу ИИ у преподавателей появляется возможность разрабатывать интересные интерактивные задания, являющиеся основой рассматриваемой технологии, как для аудиторных занятий, так и для организации самостоятельной работы магистрантов. Это позволит повысить уровень владения языком обучающихся и подготовить их к успешной профессиональной деятельности в международной среде.
Цель – анализ специфики и возможностей применения технологии эдьютейнмент в сочетании с элементами искусственного интеллекта в преподавании английского языка магистрантам технического вуза.
Материалы и методы. Основу исследования составляет комплекс теоретических и методологических подходов, позволивших провести анализ и оценку эффективности использования технологии эдьютейнмент в сочетании с элементами ИИ в образовательном процессе. Использованы методы наблюдения, описания, сбора и анализа данных, обобщения, систематизации.
Результаты. В рамках интеграции в учебный процесс технологии эдьютейнмент были изучены и апробированы инструменты GigaChat с целью определения их функциональности и потенциала для использования на занятиях по иностранному языку. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что применение рассматриваемой технологии в сочетании с элементами ИИ позволило сделать занятия более увлекательными и интенсифицировать процесс овладения знаниями. В качестве наиболее продуктивных интеллектуальных форм работы нами были выделены научная конференция, коммуникативный тренинг, дискуссия, которые стимулировали активное участие всех обучающихся как в процессе аудиторной, так и внеаудиторной работы. В статье приведены примеры применения инструментов искусственного интеллекта в практике преподавания английского языка в группах магистрантов-технологов. Материалы исследования могут быть использованы при организации занятий по иностранному языку в высшей школе.
Об авторах
Вера Петровна Фролова
Воронежский государственный университет инженерных технологий
Автор, ответственный за переписку.
Email: verairafrolova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1183-2331
SPIN-код: 8190-6161
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков
Россия, пр. Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Российская Федерация
Елена Николаевна Мирошниченко
Воронежский государственный университет инженерных технологий
Email: emirosh79@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-0692-3909
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков
Россия, пр. Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Российская Федерация
Ирина Сергеевна Воронкова
Воронежский государственный университет инженерных технологий
Email: serggggg27@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1604-6209
SPIN-код: 2919-3625
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков
Россия, пр. Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Российская Федерация
Список литературы
- Авраменко, А. П., Буланова, Е. Р. (2024). Перспективы развития самостоятельной работы студентов в контексте интеграции технологий искусственного интеллекта в иноязычное образование. Рема. Rhema, 1, 79-91. https://doi.org/10.31862/2500-2953-2024-1-79-91 EDN: https://elibrary.ru/brxmBJ
- Берджес, Дэйв. (2015). Обучение как приключение. Как сделать уроки интересными и увлекательными. М.: Alpina Publisher, 182 с. URL: https://www.litres.ru/book/deyv-berdzhes/obuchenie-kak-prikluchenie-kak-sdelat-uroki-interesnymi-i-uv-29835645/chitat-onlayn/ (дата обращения: 10.03.2025)
- Гнатюк, О. Л. (2010). Основы теории коммуникации. М.: Кнорус, 256 с.
- Годунова, Е. В. (2023). Педагогические условия реализации инструментов эдьютейнмента при обучении иностранным языкам. Педагогический журнал, 13(1А), 250-256. https://doi.org/10.34670/AR.2023.35.92.030 EDN: https://elibrary.ru/qzchtf
- Горбачева, Е. В. (2020). Эдьютейнмент — он повсюду, или Современное подрастающее поколение нужно учить по-другому. Молодой ученый, 1(291), 130-132. URL: https://moluch.ru/archive/291/66070/ (дата обращения: 12.03.2025) EDN: https://elibrary.ru/amebau
- Дьяконова, О. О. (2012). Понятие «эдьютейнмент» в зарубежной и отечественной педагогике. Сибирский педагогический журнал, 6, 182-185. EDN: https://elibrary.ru/pdttkx
- Дьяконова, О. О., Букатов, В. М. (2014). Эдьютейнмент в образовании взрослых и интерактивные технологии обучения в современной школе. Педагогика, 8, 44-52. EDN: https://elibrary.ru/tfpumx
- О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731
- Семёнкина, И. А., Павлова, Т. А. (2024). Современное состояние и перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в преподавание иностранного языка в вузах. Russian Journal of Education and Psychology, 15(5SE), 219-242. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-5SE-642 EDN: https://elibrary.ru/nobgoe
- Фомин, М. А. (2022). Искусственный интеллект при изучении иностранного языка в вузе. Обществознание и социальная психология, 8-2(38), 24-28. EDN: https://elibrary.ru/vurkot
- Фролова, В. П., Мирошниченко, Е. Н. (2022). Образовательный потенциал коммуникативных тренингов на занятиях по иностранному языку в инженерном вузе. Современные проблемы гуманитарных и общественных наук, 5(42), 107-111. EDN: https://elibrary.ru/rfrtkr
- Четырина, Н. В. (2024). Организационно-педагогические условия обучения студентов иноязычному письменному взаимодействию на основе практики с чат-ботами. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 29(6), 1590-1607. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1590-1607 EDN: https://elibrary.ru/egfqym
- Шефиева, Э. Ш., Исаева, Т. Е. (2020). Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе высших учебных заведений (на примере обучения иностранным языкам). Общество: социология, психология, педагогика, 10(78), 84-89. https://doi.org/10.24158/spp.2020.10.15 EDN: https://elibrary.ru/oijxcu
- Jackson, E. A. (2024). The Evolution of Artificial Intelligence: A Theoretical Review of its Impact on Teaching and Learning in the Digital Age. Oxford University Press Publ., 288 p.
- Schmidt, T., Strasser, T. (2018). Media-Assisted Foreign Language Learning - Concepts and Functions. In Teaching English as a Foreign Language: An Introduction. Stuttgart: Metzle Publ., pp. 211-231.
- Wang, Yan (2007). Edutainment technology - a new starting point for education development of China. In 37th ASEE/IEEE Frontiers in Education Conference. Milwaukee, WI, pp. 10-13.
- Zorica, M. (2014). Edutainment at the Higher Education as an Element for the Learning Success. In 6th International Conference on Education and New Learning Technologies. Barcelona, pp. 4089-4097.
Дополнительные файлы
