Технология эдьютейнмент с элементами ИИ в контексте иноязычного обучения магистрантов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью повышения качества иноязычной подготовки магистрантов технического вуза на основе поиска и совершенствования педагогических методов с целью выполнения требований федеральных образовательных стандартов нового поколения. В этой связи применение технологии эдьютейнмент в сочетании с элементами искусственного интеллекта (ИИ) представляется важным условием эффективной организации учебного процесса с акцентом на высокий уровень мотивации обучающихся. Благодаря функционалу ИИ у преподавателей появляется возможность разрабатывать интересные интерактивные задания, являющиеся основой рассматриваемой технологии, как для аудиторных занятий, так и для организации самостоятельной работы магистрантов. Это позволит повысить уровень владения языком обучающихся и подготовить их к успешной профессиональной деятельности в международной среде.

Цель – анализ специфики и возможностей применения технологии эдьютейнмент в сочетании с элементами искусственного интеллекта в преподавании английского языка магистрантам технического вуза.

Материалы и методы. Основу исследования составляет комплекс теоретических и методологических подходов, позволивших провести анализ и оценку эффективности использования технологии эдьютейнмент в сочетании с элементами ИИ в образовательном процессе. Использованы методы наблюдения, описания, сбора и анализа данных, обобщения, систематизации.

Результаты. В рамках интеграции в учебный процесс технологии эдьютейнмент были изучены и апробированы инструменты GigaChat с целью определения их функциональности и потенциала для использования на занятиях по иностранному языку. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что применение рассматриваемой технологии в сочетании с элементами ИИ позволило сделать занятия более увлекательными и интенсифицировать процесс овладения знаниями. В качестве наиболее продуктивных интеллектуальных форм работы нами были выделены научная конференция, коммуникативный тренинг, дискуссия, которые стимулировали активное участие всех обучающихся как в процессе аудиторной, так и внеаудиторной работы. В статье приведены примеры применения инструментов искусственного интеллекта в практике преподавания английского языка в группах магистрантов-технологов. Материалы исследования могут быть использованы при организации занятий по иностранному языку в высшей школе.

Об авторах

Вера Петровна Фролова

Воронежский государственный университет инженерных технологий

Автор, ответственный за переписку.
Email: verairafrolova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1183-2331
SPIN-код: 8190-6161

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

 

Россия, пр. Революции, 19, г.  Воронеж, 394036, Российская Федерация

Елена Николаевна Мирошниченко

Воронежский государственный университет инженерных технологий

Email: emirosh79@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-0692-3909

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

 

Россия, пр. Революции, 19, г.  Воронеж, 394036, Российская Федерация

Ирина Сергеевна Воронкова

Воронежский государственный университет инженерных технологий

Email: serggggg27@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1604-6209
SPIN-код: 2919-3625

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

 

Россия, пр. Революции, 19, г.  Воронеж, 394036, Российская Федерация

Список литературы

  1. Авраменко, А. П., Буланова, Е. Р. (2024). Перспективы развития самостоятельной работы студентов в контексте интеграции технологий искусственного интеллекта в иноязычное образование. Рема. Rhema, 1, 79-91. https://doi.org/10.31862/2500-2953-2024-1-79-91 EDN: https://elibrary.ru/brxmBJ
  2. Берджес, Дэйв. (2015). Обучение как приключение. Как сделать уроки интересными и увлекательными. М.: Alpina Publisher, 182 с. URL: https://www.litres.ru/book/deyv-berdzhes/obuchenie-kak-prikluchenie-kak-sdelat-uroki-interesnymi-i-uv-29835645/chitat-onlayn/ (дата обращения: 10.03.2025)
  3. Гнатюк, О. Л. (2010). Основы теории коммуникации. М.: Кнорус, 256 с.
  4. Годунова, Е. В. (2023). Педагогические условия реализации инструментов эдьютейнмента при обучении иностранным языкам. Педагогический журнал, 13(1А), 250-256. https://doi.org/10.34670/AR.2023.35.92.030 EDN: https://elibrary.ru/qzchtf
  5. Горбачева, Е. В. (2020). Эдьютейнмент — он повсюду, или Современное подрастающее поколение нужно учить по-другому. Молодой ученый, 1(291), 130-132. URL: https://moluch.ru/archive/291/66070/ (дата обращения: 12.03.2025) EDN: https://elibrary.ru/amebau
  6. Дьяконова, О. О. (2012). Понятие «эдьютейнмент» в зарубежной и отечественной педагогике. Сибирский педагогический журнал, 6, 182-185. EDN: https://elibrary.ru/pdttkx
  7. Дьяконова, О. О., Букатов, В. М. (2014). Эдьютейнмент в образовании взрослых и интерактивные технологии обучения в современной школе. Педагогика, 8, 44-52. EDN: https://elibrary.ru/tfpumx
  8. О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731
  9. Семёнкина, И. А., Павлова, Т. А. (2024). Современное состояние и перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в преподавание иностранного языка в вузах. Russian Journal of Education and Psychology, 15(5SE), 219-242. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-5SE-642 EDN: https://elibrary.ru/nobgoe
  10. Фомин, М. А. (2022). Искусственный интеллект при изучении иностранного языка в вузе. Обществознание и социальная психология, 8-2(38), 24-28. EDN: https://elibrary.ru/vurkot
  11. Фролова, В. П., Мирошниченко, Е. Н. (2022). Образовательный потенциал коммуникативных тренингов на занятиях по иностранному языку в инженерном вузе. Современные проблемы гуманитарных и общественных наук, 5(42), 107-111. EDN: https://elibrary.ru/rfrtkr
  12. Четырина, Н. В. (2024). Организационно-педагогические условия обучения студентов иноязычному письменному взаимодействию на основе практики с чат-ботами. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 29(6), 1590-1607. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1590-1607 EDN: https://elibrary.ru/egfqym
  13. Шефиева, Э. Ш., Исаева, Т. Е. (2020). Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе высших учебных заведений (на примере обучения иностранным языкам). Общество: социология, психология, педагогика, 10(78), 84-89. https://doi.org/10.24158/spp.2020.10.15 EDN: https://elibrary.ru/oijxcu
  14. Jackson, E. A. (2024). The Evolution of Artificial Intelligence: A Theoretical Review of its Impact on Teaching and Learning in the Digital Age. Oxford University Press Publ., 288 p.
  15. Schmidt, T., Strasser, T. (2018). Media-Assisted Foreign Language Learning - Concepts and Functions. In Teaching English as a Foreign Language: An Introduction. Stuttgart: Metzle Publ., pp. 211-231.
  16. Wang, Yan (2007). Edutainment technology - a new starting point for education development of China. In 37th ASEE/IEEE Frontiers in Education Conference. Milwaukee, WI, pp. 10-13.
  17. Zorica, M. (2014). Edutainment at the Higher Education as an Element for the Learning Success. In 6th International Conference on Education and New Learning Technologies. Barcelona, pp. 4089-4097.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».