Изучение нематериального этнокультурного наследия в рамках сетевого взаимодействия общеобразовательных и религиозных организаций

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Статья посвящена проблеме изучения школьниками нематериального этнокультурного достояния народов России, а именно традиционных русских праздников, в том числе религиозных. Традиции как часть нематериального этнокультурного наследия сопровождают человека на протяжении всей жизни, но часто взрослые перестают объяснять детям подросткового возраста их важность, передавая эту обязанность школе. В свою очередь школа, безусловно, решает эту проблему посредством внеучебной деятельности, но не всегда ей хватает собственных ресурсов, чтобы охватить весь пласт русских традиционных праздников. Понимая важность передачи традиций подрастающему поколению, автором статьи предлагается расширить возможности школы посредством организации сетевого взаимодействия в рамках внеучебной деятельности с религиозными организациями, располагающими соответствующей инфраструктурой и опытом работы. В предлагаемой автором конфигурации религиозная организация будет выступать в качестве площадки и соорганизатора внеучебных мероприятий, проводимых школой по тематике традиционных праздников, включая религиозные.

Цель – анализ сетевого взаимодействия общеобразовательных и религиозной организаций, направленного на изучение школьниками традиционных русских праздников, в том числе религиозных.

Материалы и методы. Основными методами настоящего исследования являются теоретический анализ научной литературы; описательный метод; проведение опроса участников сетевого взаимодействия; качественный анализ результатов опроса респондентов.

Результаты. В ходе исследования проведен анализ особенностей сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций Московской области с Религиозной организацией «Подворье Патриарха Московского и всея Руси храма великомученика Димитрия Солунского в селе Дмитровском Московской области, Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», в рамках которого выстроена и апробирована ежегодная авторская программа организации и проведения праздничных мероприятий для школьников. В статье рассматривается период с 2014 по 2023 годы, в которые автор статьи занимал должность настоятеля Патриаршего Подворья и руководителя представленной культурно-просветительской программы, включающей такие традиционные русские праздники, в том числе религиозные, как: Масленица, Пасха, День семьи, любви и верности, Рождество святителя Николая Чудотворца, День памяти великомученика Димитрия Солунского, Рождество Христово. В статье представлены особенности реализации, а также определены педагогические условия эффективного осуществления сетевого взаимодействия общеобразовательной и религиозной организации, направленного на изучение школьниками в рамках внеучебной деятельности традиционных праздников, в том числе религиозных.

Об авторах

Руслан Николаевич Еремеев

Институт кино и телевидения (ГИТР)

Автор, ответственный за переписку.
Email: EremeevRN1973@gmail.com
ORCID iD: 0009-0009-3362-6679
SPIN-код: 4438-7789

кандидат богословия, доктор теологии (PhD)

 

Россия, Хорошёвское ш., 32а, г. Москва, 123007, Российская Федерация

Список литературы

  1. Амель, К. С. (2024). Сетевое взаимодействие школы и учреждения дополнительного образования в развитии социально-образовательной активности подростков. Человек и образование, 2(79), 135-143. https://doi.org/10.54884/1815-7041-2024-79-2-135-143 EDN: https://elibrary.ru/dhnpcu
  2. Бакашева, Р. М., & Магомадова, З. С. (2021). Понятие сетевого взаимодействия образовательных организаций. В Современная математика и ее приложения: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции (с. 322-327). Грозный: Чеченский государственный педагогический университет. EDN: https://elibrary.ru/qwlmpo
  3. Богданова, Ю. В. (2021). Школа и вуз: сотрудничество и сетевое взаимодействие. В Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: Сборник трудов III Всероссийской научно-практической конференции (с. 228-231). Симферополь: ООО "Издательство Типография “Ариал”. EDN: https://elibrary.ru/owcegg
  4. Верейкина, О. В. (2005). Взаимодействие школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков (кандидатская диссертация). Москва. EDN: https://elibrary.ru/nidakf
  5. Воронина, М. В. (2019). Взаимодействие школы и религиозных организаций в вопросе духовно-нравственного воспитания современных школьников. В Актуальные вопросы преподавания курсов “Основы религиозных культур и светской этики” и “Основы духовно-нравственной культуры народов России” (с. 29-37). Екатеринбург: РГППУ. EDN: https://elibrary.ru/fjpyaw
  6. Гуськова, А. Г. (2024). Организация сетевого взаимодействия “школа - вуз” как условие эффективной реализации технологического профиля обучения в код-классах. Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 1(88), 22-25. EDN: https://elibrary.ru/lmvkcu
  7. Доного, З. М. (2016). Взаимодействие школы и традиционных религиозных организаций в духовно-нравственном воспитании учащихся. Педагогический журнал, 6(5А), 32-39. EDN: https://elibrary.ru/xvidgn
  8. Егорова, М. В., & Пономарева, О. В. (2020). Пути взаимодействия монастыря и школы в едином культурном поле. В Девятые Пюхтицкие чтения. Аксиологический подход к совершенствованию личности на основе взаимодополняемости православной и светской культуры (с. 106-112). Куремяэ, Эстония: ЛГУ им. А. С. Пушкина. EDN: https://elibrary.ru/wwlbjm
  9. Зайцева, И. А. (2020). Нематериальное культурное наследие как объект и ресурс этнокультурного проектирования. В Национальное культурное наследие России: региональный аспект (с. 134-138). Самара: СГИК.
  10. Ипполитова, Н. В., & Стерхова, Н. С. (2012). Анализ понятия “педагогические условия”: сущность, классификация. General and Professional Education, 1, 8-14. EDN: https://elibrary.ru/ypeagd
  11. Конвенция об охране нематериального культурного наследия. (н.д.). Организация Объединенных Наций. Получено из https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml
  12. Кондрашова, Н. В. (2020). Использование этнокультурного наследия в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации. Детский сад от А до Я, 1(103), 70-76. EDN: https://elibrary.ru/tunawa
  13. Коренная, В. С. (2022). Культурное наследие как фактор школьного образования в информационном обществе. Москва: Институт Наследия. https://doi.org/10.34685/HI.2022.11.34.001 ISBN: 978-5-86443-384-3 EDN: https://elibrary.ru/ggsznh
  14. Кошелькова, А. С., & Кислякова, Л. П. (2024). Сетевое взаимодействие художественной школы и музея народного творчества: новые горизонты для образования и искусства. В Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых: материалы XVII Международной научной конференции (с. 226-228). Москва-Иваново-Шуя: Ивановский государственный университет. EDN: https://elibrary.ru/gwuatb
  15. Люля, Н. В., & Грибанова, Н. С. (2024). Включение этнокультурного наследия народов России в образовательный процесс современной школы для формирования гражданственности обучающихся. Педагогика. Вопросы теории и практики, 9(12), 1288-1294. https://doi.org/10.30853/ped20240164 EDN: https://elibrary.ru/dmimmt
  16. Лютикова, Т. А. (2015). Дефиниция понятия “сетевое взаимодействие” в современной действительности и научной литературе. Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 11, 58-60. EDN: https://elibrary.ru/vhlygp
  17. Овченкова, О. Ю. (2019). Проект “Организация работы с одарёнными детьми на основе сетевого взаимодействия школы и вуза”. Вестник педагогического опыта, 46, 27-35. EDN: https://elibrary.ru/ovfaao
  18. Ребикова, Ю. В. (2020). Сетевое взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования. Вопросы педагогики, 9-1, 119-122. EDN: https://elibrary.ru/ijqhfo
  19. Резунков, А. Г., & Резункова, О. П. (2023). Нематериальное этнокультурное достояние: политическая, культурологическая или социальная проблема. Когнитивные науки в информационном обществе, 3(3). EDN: https://elibrary.ru/ycahtj
  20. Рудакова, Е. В. (2022). Принципы и ресурсы сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций. Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы, 3(45), 41-47. EDN: https://elibrary.ru/rgpwbe
  21. Сарканбаева, Г. К., Калдыбаева, А. Т., & Рысбекова, Р. М. (2024). Этнопедагогическая подготовка как фактор сохранения и развития этнокультурного наследия в образовательной среде. Бюллетень науки и практики, 10(6), 644-649. https://doi.org/10.33619/2414-2948/103/75 EDN: https://elibrary.ru/pmyuas
  22. Слинкина, И. Н., & Устинова, Н. Н. (2021). Дефиниция сетевого взаимодействия в сфере образования. Проблемы современного педагогического образования, 71-2, 333-335. EDN: https://elibrary.ru/rjgupc
  23. Условие. Грамота. Получено из: https://gramota.ru/poisk?query=%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5&mode=slovari&dicts[]=42 (дата обращения: 26.03.2025)
  24. Федеральный закон от 20.10.2022 № 402-ФЗ “О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации”. (2022). Официальный интернет-портал правовой информации. Получено из: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210200005 (дата обращения: 26.03.2025)
  25. Фриауф, В. В. (2019). Анализ понятия “педагогические условия” в процессе подготовки лидеров в молодежной среде. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, 2, 234-239. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2019-2-28 EDN: https://elibrary.ru/uoxkau
  26. Чергизова, Х. С. (2020). Модель управления организацией внеурочной деятельности через сетевое взаимодействие в общеобразовательной школе. Вопросы педагогики, 6-1, 329-332. EDN: https://elibrary.ru/animnz
  27. Шилова, И. В., & Задворнов, С. А. (2019). Определение содержания понятия “педагогические условия” методом контент-анализа. Современные наукоемкие технологии, 12-2, 401-405. EDN: https://elibrary.ru/jcctnf
  28. Ярощук, А. Ю. (2023). Формирование ценностного отношения к этнокультурному наследию у обучающихся дополнительного образования с помощью традиционной обрядовой куклы. В Проблемы этнохудожественной культуры и её потенциал в образовательной среде (с. 598-606). Курск: Курский государственный университет. EDN: https://elibrary.ru/rgxuqb

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».