Применение искусственного интеллекта для формирования рефлексии студентов педагогического направления с помощью реализации ориентировочной основы рефлексивного действия

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данное исследование актуально, поскольку, несмотря на наличие различных методик развития рефлексии у студентов педагогических специальностей, процесс формирования рефлексивного действия не до конца описан. В качестве основания для изучения процесса и разработки способов формирования рефлексивного действия рассмотрено понятие ориентировочной основы действия, которое является сущностью интериоризации любого умственного действия, в том числе рефлексии. В исследовании описано содержание ориентировочной основы действия для формирования рефлексии и предположение о реализации ориентировочной основы действия. Затем предложен способ ее реализации в рамках учебного диалога с онлайн-помощником, созданного с помощью технологий искусственного интеллекта.

Новизна исследования заключается в том, что детально описывается процесс формирования рефлексивного действия через призму ориентировочной основы действия, которая является ключевым механизмом интериоризации умственных процессов. Практическая значимость исследования заключается в описании разработанных критериев для оценки ориентировочной основы рефлексивного действия, а также предложении способа для формирования ориентировочной основы рефлексивного действия с помощью применения систем искусственного интеллекта.

Цель. Целью и задачами исследования является проведение и подтверждение гипотезы о том, что учебные диалоги с помощником, созданным на основе технологий искусственного интеллекта, которые содержат в себе структуру ориентировочной основы действия, действительно повышают уровень сформированности определяющей и содержательной рефлексии студентов.

Материалы и методы. Для проверки гипотезы был построен эксперимент, где студенты участвовали в учебных диалогах, реализованных с использованием технологий искусственного интеллекта, которые имели структуру ориентировочной основы рефлексивного действия педагога по отношению к применению и оценке информационных технологий на уроке, но были реализованы не как живой диалог между учащимся и педагогом, а как диалог учащегося с цифровым помощником в онлайн формате.

Результаты. Результаты эксперимента показали, что экспериментальная группа студентов действительно проявляет характеристики рефлексии по отношению к составлению плана урока с применением информационных технологий, в отличие от контрольной. Это позволяет подтвердить гипотезу исследования о том, что учебные диалоги с помощником, созданным на основе технологий искусственного интеллекта, которые содержат в себе структуру ориентировочной основы действия, действительно повышают уровень сформированности определяющей и содержательной рефлексии студентов.

Об авторах

Софья Ильинична Дрейцер

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: dreitsersi562@mgpu.ru
ORCID iD: 0000-0001-8549-1627
Россия, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, г. Москва, 129226, Российская Федерация

Список литературы

  1. Белолуцкая, А. К., Криштофик, И. С., Мкртчян, В. А. (2022). Особенности рефлексии педагогов: связь с личностными и профессиональными ценностными ориентациями. Образование и наука, 24(7), 160-190. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-160-190 EDN: https://elibrary.ru/zjndjw
  2. Бизяева, А. А. (2004). Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова. 409 с. ISBN: 5-87854-309-5 EDN: https://elibrary.ru/qxksqb
  3. Выготский, Л. С. (2005). Психология развития человека. Москва: Изд-во Смысл; Эксмо. 1136 с.
  4. Гальперин, П. Я. (1999). Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. Москва: Книжный дом «Университет». 332 с.
  5. Гальперин, П. Я. (2017). Опыт изучения формирования умственных действий. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (4), 3-20. https://msupsyj.ru/articles/detail.php?article=7322 https://doi.org/10.11621/vsp.2017.04.03 EDN: https://elibrary.ru/yqndlt
  6. Гвильдис, Т. Ю., Говорушина, Т. К. (2022). Феномен педагогической рефлексии в контексте системо-мыследеятельностного подхода. Человек и Образование, (1), 43-52. https://doi.org/10.54884/S181570410020210-6 EDN: https://elibrary.ru/bcremj
  7. Горчаков, А. С. (2012). Развитие математической речи школьников в контексте теории поэтапного формирования умственных действий. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, (7), 70-73. http://www.izvestia.vspu.ru/files/publics/71/70-73.pdf EDN: https://elibrary.ru/pcrkap
  8. Дрейцер, С. И. (2024). Использование технологий искусственного интеллекта при разработке учебных диалогов для обучения будущих педагогов с помощью онлайн-симуляций. Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования», (2), 151-165. https://doi.org/10.25688/2072-9014.2024.68.2.13 EDN: https://elibrary.ru/uyceep
  9. Дрейцер, С. И. (2024). Оценка эффективности подготовки студентов педагогических специальностей к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. Современные наукоемкие технологии, (9), 91-97. https://doi.org/10.17513/snt.40154 EDN: https://elibrary.ru/mqorgy
  10. Зак, А. З. (2023). Рефлексивные действия младших школьников при решении задач. Международный журнал гуманитарных и естественных наук, (4-4), 103-110. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2023-4-4-103-110 EDN: https://elibrary.ru/tapmdm
  11. Кузнецова, О. Н. (2017). Педагогическая интерпретация теории формирования умственных действий применительно к освоению начинающими гитаристами основных свойств музыкального звука. Музыкальное искусство и образование, (2), 39-52. http://musart-edu.ru/wp-content/uploads/2019/11/Music2-2017.pdf EDN: https://elibrary.ru/yrnqux
  12. Лидерс, А. Г., Фролов, Ю. И. (2012). Развитие представлений об ориентировке и ориентировочной деятельности в концепции П. Я. Гальперина. Культурно-историческая психология, (4), 13-27. https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2012_n4/57734 EDN: https://elibrary.ru/pzstjx
  13. Новиков, П. В. (2021). Рефлексивное развитие младших школьников как условие успешности обучения в школе. Казанский педагогический журнал, (3), 216-224. https://doi.org/10.51379/kpj.2021.147.3.030 EDN: https://elibrary.ru/bnxxtl
  14. Поливанова, К. Н. (2000). Психология возрастных кризисов. Москва: Издательский центр «Академия». 184 с.
  15. Семенов, И. Н. (2012). Учение П. Я. Гальперина об ориентировке как концептуальный базис рефлексивной психологии творческого мышления. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, (4), 83-91. https://msupsyj.ru/articles/detail.php?article=6208 EDN: https://elibrary.ru/plhfav
  16. Слободчиков, В. И., Цукерман, Г. А. (1990). Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте. Вопросы психологии, (3), 25-36. http://voppsy.ru/issues/1990/903/903025.htm EDN: https://elibrary.ru/ysueam
  17. Степанов, С. Ю., Семенов, И. Н. (1985). Психология рефлексии: проблемы и исследования. Вопросы психологии, (2), 31-40. http://www.voppsy.ru/issues/1985/853/853031.htm EDN: https://elibrary.ru/pxyxfj
  18. Шадриков, В. Д. (2012). Роль рефлексии и рефлексивности в развитии способностей учащихся. Психология. Журнал ВШЭ, (4), 133-144. https://psy-journal.hse.ru/en/2012-9-4/68209609.html EDN: https://elibrary.ru/qyxaqf
  19. Шилова, З. В., Забелина, С. Б. (2022). Формирование ориентировочной основы действий при решении алгебраических задач посредством тригонометрических подстановок. Modern European Researches, (3), 232-238. https://doaj.net/uploads/issue/issue_47.pdf EDN: https://elibrary.ru/ofofsq
  20. Шустова, И. Ю. (2016). Значение рефлексии в профессиональной воспитательной деятельности педагога. Отечественная и зарубежная педагогика, (1), 61-68. https://ozp.instrao.ru/images/nomera/Pedagogika01_2016web.pdf EDN: https://elibrary.ru/voxdfn
  21. Chernikova, O., Heitzmann, N., Stadler, M., Holzberger, D., Seidel, T., & Fischer, F. (2020). Simulation-Based Learning in Higher Education: A Meta-Analysis. Review of Educational Research, 90. https://doi.org/10.3102/0034654320933544
  22. Connolly, M., & Clandinin, D. J. (1990). Stories of experience and narrative inquiry. Educational Researcher, 19, 2-14. https://doi.org/10.3102/0013189X019005002 EDN: https://elibrary.ru/jrontr
  23. Machost, H., & Stains, M. (2023). Reflective Practices in Education: A Primer for Practitioners. CBE Life Sciences Education, 22(2), es2. https://doi.org/10.1187/cbe.22-07-0148 EDN: https://elibrary.ru/lbgxoe
  24. Gunter, G. A., Kenny, R. F., & Junkin, S. (2018). The Narrative Imperative: Creating a Storytelling Culture in the Classroom. In B. Hokanson, G. Clinton, & K. Kaminski (Eds.), Educational Technology and Narrative: Story and Instructional Design. https://doi.org/10.1007/978-3-319-69914-1

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».