Применение искусственного интеллекта для формирования рефлексии студентов педагогического направления с помощью реализации ориентировочной основы рефлексивного действия
- Авторы: Дрейцер С.И.1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: Том 16, № 3 (2025)
- Страницы: 33-55
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 31.08.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/311985
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-748
- EDN: https://elibrary.ru/HRHOKV
- ID: 311985
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Данное исследование актуально, поскольку, несмотря на наличие различных методик развития рефлексии у студентов педагогических специальностей, процесс формирования рефлексивного действия не до конца описан. В качестве основания для изучения процесса и разработки способов формирования рефлексивного действия рассмотрено понятие ориентировочной основы действия, которое является сущностью интериоризации любого умственного действия, в том числе рефлексии. В исследовании описано содержание ориентировочной основы действия для формирования рефлексии и предположение о реализации ориентировочной основы действия. Затем предложен способ ее реализации в рамках учебного диалога с онлайн-помощником, созданного с помощью технологий искусственного интеллекта.
Новизна исследования заключается в том, что детально описывается процесс формирования рефлексивного действия через призму ориентировочной основы действия, которая является ключевым механизмом интериоризации умственных процессов. Практическая значимость исследования заключается в описании разработанных критериев для оценки ориентировочной основы рефлексивного действия, а также предложении способа для формирования ориентировочной основы рефлексивного действия с помощью применения систем искусственного интеллекта.
Цель. Целью и задачами исследования является проведение и подтверждение гипотезы о том, что учебные диалоги с помощником, созданным на основе технологий искусственного интеллекта, которые содержат в себе структуру ориентировочной основы действия, действительно повышают уровень сформированности определяющей и содержательной рефлексии студентов.
Материалы и методы. Для проверки гипотезы был построен эксперимент, где студенты участвовали в учебных диалогах, реализованных с использованием технологий искусственного интеллекта, которые имели структуру ориентировочной основы рефлексивного действия педагога по отношению к применению и оценке информационных технологий на уроке, но были реализованы не как живой диалог между учащимся и педагогом, а как диалог учащегося с цифровым помощником в онлайн формате.
Результаты. Результаты эксперимента показали, что экспериментальная группа студентов действительно проявляет характеристики рефлексии по отношению к составлению плана урока с применением информационных технологий, в отличие от контрольной. Это позволяет подтвердить гипотезу исследования о том, что учебные диалоги с помощником, созданным на основе технологий искусственного интеллекта, которые содержат в себе структуру ориентировочной основы действия, действительно повышают уровень сформированности определяющей и содержательной рефлексии студентов.
Об авторах
Софья Ильинична Дрейцер
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: dreitsersi562@mgpu.ru
ORCID iD: 0000-0001-8549-1627
Россия, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, г. Москва, 129226, Российская Федерация
Список литературы
- Белолуцкая, А. К., Криштофик, И. С., Мкртчян, В. А. (2022). Особенности рефлексии педагогов: связь с личностными и профессиональными ценностными ориентациями. Образование и наука, 24(7), 160-190. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-160-190 EDN: https://elibrary.ru/zjndjw
- Бизяева, А. А. (2004). Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова. 409 с. ISBN: 5-87854-309-5 EDN: https://elibrary.ru/qxksqb
- Выготский, Л. С. (2005). Психология развития человека. Москва: Изд-во Смысл; Эксмо. 1136 с.
- Гальперин, П. Я. (1999). Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. Москва: Книжный дом «Университет». 332 с.
- Гальперин, П. Я. (2017). Опыт изучения формирования умственных действий. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (4), 3-20. https://msupsyj.ru/articles/detail.php?article=7322 https://doi.org/10.11621/vsp.2017.04.03 EDN: https://elibrary.ru/yqndlt
- Гвильдис, Т. Ю., Говорушина, Т. К. (2022). Феномен педагогической рефлексии в контексте системо-мыследеятельностного подхода. Человек и Образование, (1), 43-52. https://doi.org/10.54884/S181570410020210-6 EDN: https://elibrary.ru/bcremj
- Горчаков, А. С. (2012). Развитие математической речи школьников в контексте теории поэтапного формирования умственных действий. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, (7), 70-73. http://www.izvestia.vspu.ru/files/publics/71/70-73.pdf EDN: https://elibrary.ru/pcrkap
- Дрейцер, С. И. (2024). Использование технологий искусственного интеллекта при разработке учебных диалогов для обучения будущих педагогов с помощью онлайн-симуляций. Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования», (2), 151-165. https://doi.org/10.25688/2072-9014.2024.68.2.13 EDN: https://elibrary.ru/uyceep
- Дрейцер, С. И. (2024). Оценка эффективности подготовки студентов педагогических специальностей к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. Современные наукоемкие технологии, (9), 91-97. https://doi.org/10.17513/snt.40154 EDN: https://elibrary.ru/mqorgy
- Зак, А. З. (2023). Рефлексивные действия младших школьников при решении задач. Международный журнал гуманитарных и естественных наук, (4-4), 103-110. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2023-4-4-103-110 EDN: https://elibrary.ru/tapmdm
- Кузнецова, О. Н. (2017). Педагогическая интерпретация теории формирования умственных действий применительно к освоению начинающими гитаристами основных свойств музыкального звука. Музыкальное искусство и образование, (2), 39-52. http://musart-edu.ru/wp-content/uploads/2019/11/Music2-2017.pdf EDN: https://elibrary.ru/yrnqux
- Лидерс, А. Г., Фролов, Ю. И. (2012). Развитие представлений об ориентировке и ориентировочной деятельности в концепции П. Я. Гальперина. Культурно-историческая психология, (4), 13-27. https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2012_n4/57734 EDN: https://elibrary.ru/pzstjx
- Новиков, П. В. (2021). Рефлексивное развитие младших школьников как условие успешности обучения в школе. Казанский педагогический журнал, (3), 216-224. https://doi.org/10.51379/kpj.2021.147.3.030 EDN: https://elibrary.ru/bnxxtl
- Поливанова, К. Н. (2000). Психология возрастных кризисов. Москва: Издательский центр «Академия». 184 с.
- Семенов, И. Н. (2012). Учение П. Я. Гальперина об ориентировке как концептуальный базис рефлексивной психологии творческого мышления. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, (4), 83-91. https://msupsyj.ru/articles/detail.php?article=6208 EDN: https://elibrary.ru/plhfav
- Слободчиков, В. И., Цукерман, Г. А. (1990). Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте. Вопросы психологии, (3), 25-36. http://voppsy.ru/issues/1990/903/903025.htm EDN: https://elibrary.ru/ysueam
- Степанов, С. Ю., Семенов, И. Н. (1985). Психология рефлексии: проблемы и исследования. Вопросы психологии, (2), 31-40. http://www.voppsy.ru/issues/1985/853/853031.htm EDN: https://elibrary.ru/pxyxfj
- Шадриков, В. Д. (2012). Роль рефлексии и рефлексивности в развитии способностей учащихся. Психология. Журнал ВШЭ, (4), 133-144. https://psy-journal.hse.ru/en/2012-9-4/68209609.html EDN: https://elibrary.ru/qyxaqf
- Шилова, З. В., Забелина, С. Б. (2022). Формирование ориентировочной основы действий при решении алгебраических задач посредством тригонометрических подстановок. Modern European Researches, (3), 232-238. https://doaj.net/uploads/issue/issue_47.pdf EDN: https://elibrary.ru/ofofsq
- Шустова, И. Ю. (2016). Значение рефлексии в профессиональной воспитательной деятельности педагога. Отечественная и зарубежная педагогика, (1), 61-68. https://ozp.instrao.ru/images/nomera/Pedagogika01_2016web.pdf EDN: https://elibrary.ru/voxdfn
- Chernikova, O., Heitzmann, N., Stadler, M., Holzberger, D., Seidel, T., & Fischer, F. (2020). Simulation-Based Learning in Higher Education: A Meta-Analysis. Review of Educational Research, 90. https://doi.org/10.3102/0034654320933544
- Connolly, M., & Clandinin, D. J. (1990). Stories of experience and narrative inquiry. Educational Researcher, 19, 2-14. https://doi.org/10.3102/0013189X019005002 EDN: https://elibrary.ru/jrontr
- Machost, H., & Stains, M. (2023). Reflective Practices in Education: A Primer for Practitioners. CBE Life Sciences Education, 22(2), es2. https://doi.org/10.1187/cbe.22-07-0148 EDN: https://elibrary.ru/lbgxoe
- Gunter, G. A., Kenny, R. F., & Junkin, S. (2018). The Narrative Imperative: Creating a Storytelling Culture in the Classroom. In B. Hokanson, G. Clinton, & K. Kaminski (Eds.), Educational Technology and Narrative: Story and Instructional Design. https://doi.org/10.1007/978-3-319-69914-1
Дополнительные файлы
