Сетевое моделирование структуры интеллектуальной компетентности
- Авторы: Сиповская Я.И.1
-
Учреждения:
- Институт психологии Российской академии наук
- Выпуск: Том 16, № 1 (2025)
- Страницы: 394-424
- Раздел: Психологические исследования
- Статья опубликована: 28.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/301037
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-1-684
- EDN: https://elibrary.ru/YSPSDW
- ID: 301037
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Подростковый возраст характеризуется значительными качественными преобразованиями в физической, интеллектуальной, личностной и духовной сферах человека. Этот этап примечателен значительным улучшением навыков решения проблем, обусловленным развитием концептуального мышления и метакогнитивных способностей в контексте интеллектуального роста. Эти продвинутые мыслительные механизмы являются ключевыми для достижения интеллектуальной компетентности и продуктивности.
Цель. Определение структуры конструкта интеллектуальной компетентности в старшем подростковом возрасте в тернах его понятийных, метакогнитивных и интенциональных способностей.
Материалы и методы. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление структуры интеллектуальной компетентности в контексте проявлений понятийных способностей, произвольных и непроизвольных метакогнитивных способностей, а также интенциональных способностей у старших подростков. В исследовании приняли участие 90 учащихся в возрасте 14–16 лет из общеобразовательных школ г. Москвы. В исследовании использовались данные следующих методик: «Понятийный синтез» (Холодная М.А., Сиповская Я.И., 2022), «Метод диагностики степени развития рефлексивности» (Карпов А.В., 2016), «Тест сравнения похожих фигур» (Каган Дж., 1966), «Умонастроения» (Сиповская Я.И., 2015) и «Интерпретация» (Сиповская Я.И., 2016).
Результаты. Определены корреляты показателей интеллектуальной компетентности в старшем подростковом возрасте, которые демонстрируют избирательные корреляции с концептуальными, метакогнитивными и интенциональными способностями. Основные элементы конструкции интеллектуальной компетентности включают навыки, связанные с созданием новых контекстов, управлением интеллектуальной деятельностью и проявлением специализированной интеллектуальной чувствительности. В то же время показатели непроизвольного интеллектуального контроля имеют более слабую связь с интеллектуальной компетентностью. Это позволяет утверждать, что конструкция интеллектуальной компетентности является неоднородной, что отражает различия в функциональной роли и когнитивной сложности ее компонентов.
Об авторах
Яна Ивановна Сиповская
Институт психологии Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: sipovskayayi@ipran.ru
ORCID iD: 0000-0002-7226-0560
SPIN-код: 6174-7627
Scopus Author ID: 57211157567
ResearcherId: Q-3627-2016
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник
Россия, ул. Ярославская, 13, г. Москва, 129366, Российская ФедерацияСписок литературы
- Ананьев, Б. Г. (1968). Человек как предмет познания. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета. 288 с.
- Андриященко, А. С. (2021). Развитие системного мышления школьников. Образование и наука в России и за рубежом, (6), 147–152.
- Артеменков, С. Л. (2012). Инициативно-смысловая модель дивергентного творчества. Психологическая наука и образование, (3), 1–15.
- Артеменков, С. Л. (2017). Сетевое моделирование психологических конструктов. Моделирование и анализ данных, (1), 9–28.
- Аршинов, В. И. (1999). Синергетика как феномен постнеклассической науки. Москва: Институт философии РАН. 203 с.
- Асмолов, А. Г. (1990). Психология личности. Москва: Изд-во МГУ. 367 с.
- Беляев, И. А. (2007). Интенциональность целостного мировоззрения. Вестник Оренбургского государственного университета, (1), 29–35.
- Берестнева, О. Г. (2005). Моделирование развития интеллектуальной компетентности студентов. Вестник Томского политехнического университета, 308(2), 152–156.
- Буданов, В. Г. (2023). Антропосоциальные вызовы расширения искусственного интеллекта. Научные записки Института психологии РАН, 3(2), 23–31. https://doi.org/10.38098/proceedings_2023_03_02_03
- Веккер, Л. М. (1976). Психологические процессы. Ленинград: Издательство ЛГУ. Т. 2. 343 с.
- Гардеева, Е. Н. (2023). Проблема калибровки доверия пользователей к искусственному интеллекту в зарубежных исследованиях. Организационная психология и психология труда, 8(3), 121–146. https://doi.org/10.38098/ipran.opwp_2023_28_3_006
- Грекова, А. А. (2020). Псевдопатологические особенности мышления практически здоровых студентов вузов (диссертация кандидата психологических наук). Санкт-Петербург. 220 с.
- Карелов, С. В. (2023). "Ловушка Гудхарта" для ИИ: проблема сравнительного анализа искусственного интеллекта и человеческого интеллекта. Научные записки Института психологии РАН, 3(3), 5–23. https://doi.org/10.38098/proceedings_2023_03_03_02
- Карпов, А. В. (2003). Рефлексивность как психическое свойство и метод ее диагностики. Психологический журнал, 24(5), 45–57.
- Карпов, А. В., & Карпов, А. А. (2022). Структура метакогнитивной регуляции информационной деятельности: монография. Ярославль: Филигрань. 816 с.
- Кибальченко, И. А., & Баранкова, М. С. (2021). Диагностика концептуальных способностей старших подростков: актуальность, проблемы и перспективы. В материалах: Педагогическая диагностика: история, теория, современность: Международная научно-практическая конференция (с. 103–108). Ростов-на-Дону: РИНХ.
- Ким, О. Г. (2013). Образовательная деятельность в малых группах как фактор оптимизации музыкальных уроков в начальной школе (диссертация кандидата психологических наук). Москва. 169 с.
- Киселева, Т. С. (2006). Изучение личной инициативы в интеллектуальной деятельности. В материалах: Психология индивидуальности: Всероссийская конференция (с. 220–223).
- Козлова, Н. В., Сивицкая, Л. А., & Качалов, Н. А. (2006). Инновационные образовательные технологии как условие развития профессиональных компетенций преподавателей высшей школы. Вестник Томского политехнического университета, 309(4), 240–243.
- Кун, Т. (1966). Структура научных революций. Москва: Наука. 608 с.
- Литвинов, А. В., & Иволина, Т. В. (2013). Метакогниция: концепция, структура, связь с интеллектуальными когнитивными способностями (на основе зарубежных исследований). Современная зарубежная психология, (3), 59–70.
- Павлова, Н. Д., & Гребенщикова, Т. А. (2017). Анализ намерений: основания, процедура, опыт использования. Москва: Издательство «Институт психологии РАН». 151 с.
- Пазухина, С. В. (2021). Рефлексии поколения цифровых аборигенов в мире VUCA: особенности изучения мягких навыков старшеклассников. Научно-методический электронный журнал "Концепт", № 12, с. 121–132. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2021-11085
- Полани, М. (1985). Личное знание (перевод с английского М. Б. Гнедовского, Н. М. Смирновой, Б. А. Старостина). Москва: Прогресс. 344 с.
- Равен, Дж. (2002). Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация (перевод с английского). Москва: Когито-Центр. 396 с.
- Савин, Е. Ю. (2002). Концептуальный и метакогнитивный опыт как основа интеллектуальной компетентности. В: Ким, О. Г. Образовательная деятельность в малых группах как фактор оптимизации музыкальных уроков в начальной школе (диссертация кандидата психологических наук, Москва, 2002). 162 с.
- Сиповская, Я. И. (2013). Структура интеллектуальной компетентности позднего подростка. В материалах: Психология – наука будущего: Международная конференция молодых ученых (с. 272).
- Сиповская, Я. И. (2014). Дескрипторы интеллектуальной компетентности позднего подростка. В материалах: Психология и педагогика: теоретические и практические аспекты современных наук: XXVII Международная научно-практическая конференция (с. 34–36).
- Сиповская, Я. И. (2015). Концептуальные, метакогнитивные и целенаправленные дескрипторы интеллектуальной компетентности позднего подростка. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета, 12(4), 22–31.
- Султанова, Л. Б. (2004). Проблема неявного знания в науке. Уфа: Издательство УГПТУ. 184 с.
- Тихомиров, О. К. (2008). Психология мышления: Учебник для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия. 272 с.
- Ушакова, Т. Н. (2005). Семантика речи: имя, слово, высказывание. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2(1), 4–24.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (2010). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897. Получено с https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo (дата обращения: 19.02.2025).
- Холодная, М. А. (2002). Психология интеллекта: Парадоксы исследования (2-е изд., перераб. и доп.). Санкт-Петербург: Питер. 272 с.
- Холодная, М. А., Берестнева, О. Г., & Кострикина, И. С. (2005). Когнитивные и метакогнитивные предпосылки интеллектуальной компетентности в области научно-технической деятельности. Психологический журнал, 26(1), 51–59.
- Холодная, М. А., & Хазова, С. А. (2017). Феномен концептуализации как основа продуктивности интеллектуальной деятельности и копинг-поведения. Психологический журнал, 38(5), 5–17. https://doi.org/10.7868/S0205959217050014
- Холодная, М. А. (2019). Психология интеллекта. Парадоксы исследований: учебник для бакалавров и магистров (3-е изд., перераб. и доп.). Москва: Юрайт. (Серия: Авторский учебник). 334 с.
- Холодная, М. А., & Сиповская, Я. И. (2023). Концептуальные способности: теория, диагностика, эмпирика. Москва: Издательство «Институт психологии РАН». 172 с. https://doi.org/10.38098/mng_23_0458
- Щербакова, О. В., Макарова, Д. Н., & Никифорова, Е. А. (2017). Тест "Синтез концептов" для исследования интеллекта: качественный анализ и концептуальные комментарии. Вестник СПбГУ. Психология и образование, 7(2), 128–136. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2017.202
- Щербакова, О. В., & Макарова, Д. Н. (2018). Как работает экспертное знание: интеллект, концептуальные способности и нечто еще. Санкт-Петербургский психологический журнал, (22), 56–87.
- Ядровская, Е. Р. (2012). Развитие интерпретативной деятельности школьников-старшеклассников в процессе литературного образования (классы 5–11) (диссертация кандидата медицинских наук). Санкт-Петербург. 512 с.
- Ясюкова, Л. А. (2005). Закономерности развития концептуального мышления и его роль в обучении. Санкт-Петербург: ГП «Иматон». 256 с.
- Beuk, F., & Basadur, T. (2016). Regulatory focus, task engagement, and divergent thinking: Regulatory focus and divergent thinking. Creativity and Innovation Management, 25(2), 199–210. https://doi.org/10.1111/caim.12182
- Bi, D., & Li, X. (2021). Psychological flexibility profiles, college adjustment, and subjective well-being among college students in China: A latent profile analysis. Journal of Contextual Behavioral Science, 20, 20–26. https://doi.org/10.1016/j.jcbs.2021.01.008
- Borsboom, D. A. (2017). Network theory of mental disorders. World Psychiatry, 16(1), 5–13. https://doi.org/10.1002/wps.20375
- Ceci, S. J., & Liker, J. K. (1986). A day at the races: A study of IQ, expertise, and cognitive complexity. Journal of Experimental Psychology: General, 115(3), 255–266. https://doi.org/10.1037/0096-3445.115.3.255
- Ceci, S. J., & Liker, J. K. (1987). Correction to "A day at the races: A study of IQ, expertise, and cognitive complexity". Journal of Experimental Psychology: General, 116(2), 90. https://doi.org/10.1037/0096-3445.116.2.90
- Chamorro-Premuzic, T., & Furnham, A. (2005). Intellectual competence. The Psychologist, 18(6), 352–354.
- Chamorro-Premuzic, T., & Arteche, A. (2008). Intellectual competence and academic performance: Preliminary validation of a model. Intelligence, 36, 564–573. https://doi.org/10.1016/j.intell.2008.01.001
- Cohen, J. (1988). Statistical power analysis for the behavioral sciences (2nd ed.). New York: Routledge Academic. 567 p.
- Dalege, J., Borsboom, D., Van Harreveld, F., Van den Berg, H., Conner, M., & Van der Maas, H. L. J. (2015). Toward a formalized account of attitudes: The causal attitude network (CAN) model. Psychological Review, 123(1), 2–22. https://doi.org/10.1037/a0039802
- Hicks, J. A., Cicero, D. C., Trent, J., Chad, M., Burton, C. M., & King, L. A. (2010). Positive affect, intuition, and feelings of meaning. Journal of Personality and Social Psychology, 98(6), 967–979. https://doi.org/10.1037/a0019377
- Jeffords, J. R., Bayly, B. L., Bumpus, M. F., & Hill, L. G. (2020). Investigating the relationship between university students' psychological flexibility and college self-efficacy. Journal of College Student Retention: Research, Theory & Practice, 22(2), 351–372. https://doi.org/10.1177/1521025117751071
- Kagan, J. (1966). Reflection-impulsivity: The generality and dynamics of conceptual tempo. Journal of Abnormal Psychology, 71(1), 17–24. https://doi.org/10.1037/h0022886
- McNally, R. J., Robinaugh, D. J., Wu, G. W. Y., Wang, L., Deserno, M. K., & Borsboom, D. (2015). Mental disorders as causal systems: A network approach to post-traumatic stress disorder. Clinical Psychological Science, 3(6), 836–849. https://doi.org/10.1177/2167702614553230
- McNamara, D. (2006). Subject knowledge and its application: Problems and possibilities for teacher educators. Journal of Education for Teaching: International Research and Pedagogy, 17, 113–128. https://doi.org/10.1080/0260747910170201
- Raven, J. (2000). The Raven’s Progressive Matrices: Change and stability over culture and time. Cognitive Psychology, 41(1), 1–48. https://doi.org/10.1006/cogp.1999.0735
- Schön, D. A. (1984). The reflective practitioner: How professionals think in action. London: Basic Books. 380 p.
- Scribner, S., et al. (1984). Studying working intelligence. In Everyday cognition: Its development in social context (pp. 9–40).
- Scribner, S., et al. (1986). Thinking in action: Some characteristics of practical thought. In Practical intelligence: Nature and origins of competence in the everyday world (Vol. 13, pp. 13–30). New York: Cambridge University Press.
- Shepherd, J., & Carter, J. (2023). Knowledge, practical knowledge, and intentional action. Ergo: An Open Access Journal of Philosophy, 9(21), 556–583. https://doi.org/10.3998/ergo.2277
- Sternberg, R. J., Forsyth, G. B., Hedlund, J., Horvath, J. A., Wagner, R. K., Williams, W. M., … Grigorenko, E. L. (2000). Practical intelligence in everyday life. New York: Cambridge University Press. 268 p.
- Sternberg, R. J., Arezoo, S. D., & Banu, B. (2024). An empirical test of the concept of adaptively intelligent attitude. Journal of Intelligence, 12(5), 49. https://doi.org/10.3390/jintelligence12050049
- Chi, M. T. H., Glaser, R., & Farr, M. J. (Eds.). (1988). The nature of expertise. New York: Psychology Press. 470 p. https://doi.org/10.4324/9781315799681
- Williams, W. M., & Sternberg, R. J. (1988). Group intelligence: Why some groups are better than others. Intelligence, 12(4), 351–377. https://doi.org/10.1016/0160-2896(88)90002-5
Дополнительные файлы
