Концептуальные идеи воспитания «нового человека» в истории педагогики: философско-политические, психолого-педагогические, естественно-научные подходы
- Авторы: Мардашова Р.С.1
-
Учреждения:
- Набережночелнинский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 16, № 1 (2025)
- Страницы: 350-370
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 28.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/301033
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-1-769
- EDN: https://elibrary.ru/XMSLWI
- ID: 301033
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Происходящие сегодня социальные изменения в обществе требуют решения многих проблем современного образования. Наиболее актуальные из них – воспитание молодого поколения. В этой связи интерес представляют философско-политические, психолого-педагогические, естественно-научные идеи о воспитании личности «нового типа», выдвинутые мыслителями прошлого в разные исторические эпохи. В доказательство необходимости изучения и возможности применения наиболее продуктивных выдвинутых ими утверждений в практике современного образования, автор производит историко-педагогический анализ концептуальных идей о воспитании «нового человека» в контексте разных подходов: философско-политическом, психолого-педагогическом, естественно-научном.
Цель – произвести историко-педагогический анализ концептуальных идей о воспитании «нового человека» в свете философско-политических, психолого-педагогических, естественно-научных утверждений.
Материалы и методы. В исследовании осуществлён системный подход, предполагающий учёт разных элементов педагогической системы и изменений этих элементов вследствие обусловленного требованиями исторического развития общества. Статья базируется на комплексе источников, представленных первоисточниками, современными научными исследования в области философии, психологии, педагогики.
Результаты. По итогам проведённого исследования отмечено, что в педагогическую теорию и современную практику воспитания должны быть положены наиболее продуктивные историко-педагогические концептуальные идеи о воспитании личности человека на том основании, что эти идеи содержат в себе гуманистический потенциал в признании ценности человека и соответствуют антропо-ориентированной парадигме образования.
Об авторах
Рамзия Суфияновна Мардашова
Набережночелнинский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: Mardashova62@mail.ru
кандидат педагогических наук, преподаватель Индустриально-педагогического колледжа
Россия, ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны, 423806, Российская ФедерацияСписок литературы
- Блонский, П. П. (1922). Педагогика. Москва: Госиздат, Работник просвещения. 164 с.
- Блонский, П. П. (2025). Педология. Москва: Юрайт. 315 с. Получено с сайта Образовательной платформы Юрайт: https://urait.ru/bcode/561994
- Богданов, А. А. (1920). Элементы пролетарской культуры в развитии рабочего класса: лекции, прочитанные в Московском пролеткульте весной 1919 года. Москва: Госиздат. 91 с.
- Бухарин, Н. И. (1990). Речи и статьи о молодежи. Саратов: Издательство Саратовского университета. 284 с.
- Гельвеций, К. А. (1938). О человеке, его умственных способностях и его воспитании. Москва: Соцэкгиз. 486 с.
- Гловери, К. А. (нет даты публикации). Марксизм. Большая российская энциклопедия. Получено с архива Интернета: https://web.archive.org/web/20230330144516/https://old.bigenc.ru/philosophy/text/2187362/# (дата обращения: 10.10.2023).
- Калинченко, С. Б. (1994). Проблема «нового» человека в трудах политических деятелей 20-х годов: А.А. Богданов, Н.И. Бухарин, А.В. Луначарский, Л.Д. Троцкий (дисс. канд. ист. наук). Ставрополь. 206 с.
- Кольцов, Н. К. (1923). Улучшение человеческой породы. Петроград: Время. 62 с.
- Литвин, Л. Н. (1992). Общественное дошкольное воспитание в РСФСР, 1917–1940 гг. Мурманск: Мурманский государственный педагогический институт. 166 с.
- Ленин, В. И. (1967). Полное собрание сочинений (5-е изд.). Получено с Библиотеки ВИВАЛДИ: https://vivaldi.nlr.ru/bv000002887/view/?#page=441
- Маркс, К., & Энгельс, Ф. (1-е изд.). Сочинения.
- Маркс, К., & Энгельс, Ф. (2-е изд.). Сочинения.
- Маркс, К., Энгельс, Ф., & Ленин, В. И. (1984). О коммунистическом воспитании. Москва: Политиздат. 288 с.
- Руднева, Е. Н. (1968). Педагогическая система Н.К. Крупской. Москва: Издательство Московского университета. 307 с.
- Сергеева, С. В., & Козлова, Е. В. (2015). Историко-педагогическое исследование: системный подход, принципы, методы. Современные проблемы науки и образования, (1), часть 1. Получено с: https://science-education.ru/ru/issue/view?id=121
- Троцкий, Л. (2012). Проблемы культуры. Культура переходного периода. Москва: Книга по Требованию. 366 с.
- Тумим-Альмединген, Н. А. (1940). История дошкольной педагогики: конец средних веков – первая половина XIX века: хрестоматия. Ленинград: Учпедгиз. 478 с.
- Энгельс, Ф. (1845). Положение рабочего класса в Англии. Получено с: https://altkprf.ru/upload/iblock/e00/e003688f15c616416121ca8059fb95d1.pdf
- Zilberman, D. (1977). Orthodox ethics and the matter of communism. Studies in Soviet Thought, 17(4), 341–419. https://doi.org/10.1007/bf00831416
Дополнительные файлы
