Двуплановая модель сотворческого процесса обучения (модифицированный задачный подход)
- Авторы: Кочетков М.В.1
-
Учреждения:
- Заполярный государственный университет им. Н.М. Федоровского
- Выпуск: Том 16, № 1 (2025)
- Страницы: 236-259
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 28.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/301011
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-1-574
- EDN: https://elibrary.ru/OIESNW
- ID: 301011
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Для педагогической теории и практики дефицитарны динамические модели педагогических явлений. Сопоставление со шкалой времени учебных задач, совокупность которых описывает процесс обучения, справедливо считать условно динамическим описанием. Соответствующий классический для педагогики задачный подход характеризуется проблематичностью анализа педагогических факторов изменения субъектов образовательной деятельности, которые обусловлены всей историей существования системы «педагог-обучаемый», а не только рассматриваемым периодом процесса обучения.
Цель – разработка условно динамической модели обучения, благоприятствующей его проектированию в ориентации на со-бытийный план отношений педагога и обучаемого.
Методология. В качестве основообразующего метода моделирования выступает задачный подход с его потенциалом анализа динамических характеристик образовательных явлений. Ключевое методологическое значение имеют категории общения, творчества и сотворчества для преодоления ограничений деятельностного подхода.
Результаты. Предлагаются модификация схемы модели задачного подхода введением элемента «жизненный опыт педагога и обучаемого», а также двуплановое представление задач. Один из планов детерминирован только учебными целями, а другой описывает общение в контексте творческой направленности личности. При этом категории общения, творчества и сотворчества используются в контексте потенций человека, которые не опредмечиваются в рассматриваемом периоде времени. Акцентируется внимание на антиномическом противоречии «антропоцентризм-социоцентризм». Разрешение данного противоречия определяется в зависимости от выраженности в образовательном процессе первого плана педагогического воздействия. Отмеченная выраженность проявляется в заинтересованном созидательном познавательном отношении обучаемого к окружающей действительности, иных показателях творческой направленности личности, удовлетворённости, ощущениях комфортности, защищённости.
Об авторах
Максим Владимирович Кочетков
Заполярный государственный университет им. Н.М. Федоровского
Автор, ответственный за переписку.
Email: m-kochetkov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9882-6000
SPIN-код: 8377-3652
Scopus Author ID: 57213873871
ResearcherId: P-6453-2018
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры электроэнергетики и автоматики
Россия, ул. 50 лет Октября, 7, г. Норильск, 663310, Российская ФедерацияСписок литературы
- Авдеева, Е. А., & Кочетков, М. В. (2022). Человекоориентированный смысловой дискурс в теории и практике образования. Философия образования, 22(1), 34–41. https://doi.org/10.15372/PHE20220106
- Батищев, Г. С. (2015). Избранные произведения (под общ. ред. З. К. Шаукеновой). Алматы: Ин-т философии, политологии и религиоведения КН МОН РК. 880 с.
- Богоявленская, Д. Б. (1981). Пути к творчеству. Москва: Знание. 96 с.
- Витяев, Е. Е., Гончаров, С. С., & Свириденко, Д. И. (2020). О задачном подходе в искусственном интеллекте и когнитивных науках. Сибирский философский журнал, 18(2), 5–29. https://doi.org/10.25205/2541-7517-2020-18-2-5-29
- Витяев, Е. Е., Гончаров, С. С., & Свириденко, Д. И. (2019). О задачном подходе в искусственном интеллекте. Сибирский философский журнал, 17(2), 5–25. https://doi.org/10.25205/2541-7517-2019-17-4-5-25
- Востриков, А. А. (1999). Теория, технология и методика продуктивной педагогики в начальной школе. Томск: Изд-во Том. ун-та. 341 с.
- Выготский, Л. С. (2001). Лекции по педологии. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет». 304 с.
- Выготский, Л. С. (1968). Психология искусства (под общ. ред. И. В. Иванова). Москва: Искусство. 576 с.
- Гальперин, П. Я. (2008). Психология как объективная наука (Избранные психологические труды) (3-е изд., перераб. и доп.). Москва: МПСИ. 480 с.
- Инновационные процессы в науке и образовании: монография (под общ. ред. Г. Ю. Гуляева). (2018). Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 304 с.
- Кочетков, М. В. (2008). Профессиональное развитие преподавателя в сотворчестве со студентами в вузе: монография. Красноярск: Изд-во СибЮИ МВД России. 248 с.
- Кочетков, М. В. (2017). Тринитарно-синергетические основания развития теории обучения и воспитания. Педагогика и психология образования, (1), 12–20. URL: http://pp-obr.ru/en/archives/pedagogy-and-psychology-of-education-2017-1/
- Кочетков, М. В. (2013). Целостное профессиональное саморазвитие преподавателя в сотворческой педагогической деятельности: монография. Красноярск: СибГТУ. 288 с.
- Леонтьев, А. Н. (1975). Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат. 304 с.
- Нечаев, В. В. (2023). Задачная технология моделирования систем: деятельностный подход. В сборнике: Имитационное моделирование. Теория и практика (с. 155–173). Казань: Изд-во АН РТ. URL: http://simulation.su/uploads/files/default/immod-2023-155-173.pdf
- Посталюк, Н. Ю. (1993). Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов (дис. доктора педагогических наук). Казань. 362 с.
- Рейнвальд, Н. И. (1987). Психология личности. Москва: Изд-во Российского университета дружбы народов. 200 с.
- Рубинштейн, С. Л. (1958). О мышлении и путях его исследования. Москва: АН СССР. 148 с.
- Рубинштейн, С. Л. (1946). Основы общей психологии (2-е изд., доп.). Москва: Учпедгиз. 704 с.
- Уман, А. И. (1997). Технологический подход к обучению: Теоретические основы. Москва-Орёл. 205 с.
- Хамидулин, В. С. (2020). Модернизация модели проектно-ориентированного обучения в вузе. Высшее образование в России, 29(1), 135–149. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-135-149
- Gan, Y., & Jie, B. (2022). Research on optimization of student management evaluation system under the background of big data. Wireless Communications and Mobile Computing, 2022, 2917450. https://doi.org/10.1155/2022/2917450
- Gilyazova, O. S., Zamoshchansky, I. I., & Zamoshchanskaya, A. N. (2022). Propósitos humanísticos y utilitarios de la educación superior en el contexto del enfoque de competencia: presentación del problema. Apuntes Universitarios, 12(4), 197–219. https://doi.org/10.17162/au.v12i4.1242
- Kochetkov, M. V., & Avdeeva, E. A. (2021). Humanitarian reversing higher education in the Russian Federation in light of the transhumanist challenges. Philosophical Forum, 52(2), 1–12. https://doi.org/10.1111/phil.12288
Дополнительные файлы
