Двуплановая модель сотворческого процесса обучения (модифицированный задачный подход)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Для педагогической теории и практики дефицитарны динамические модели педагогических явлений. Сопоставление со шкалой времени учебных задач, совокупность которых описывает процесс обучения, справедливо считать условно динамическим описанием. Соответствующий классический для педагогики задачный подход характеризуется проблематичностью анализа педагогических факторов изменения субъектов образовательной деятельности, которые обусловлены всей историей существования системы «педагог-обучаемый», а не только рассматриваемым периодом процесса обучения.

Цель – разработка условно динамической модели обучения, благоприятствующей его проектированию в ориентации на со-бытийный план отношений педагога и обучаемого.

Методология. В качестве основообразующего метода моделирования выступает задачный подход с его потенциалом анализа динамических характеристик образовательных явлений. Ключевое методологическое значение имеют категории общения, творчества и сотворчества для преодоления ограничений деятельностного подхода.

Результаты. Предлагаются модификация схемы модели задачного подхода введением элемента «жизненный опыт педагога и обучаемого», а также двуплановое представление задач. Один из планов детерминирован только учебными целями, а другой описывает общение в контексте творческой направленности личности. При этом категории общения, творчества и сотворчества используются в контексте потенций человека, которые не опредмечиваются в рассматриваемом периоде времени. Акцентируется внимание на антиномическом противоречии «антропоцентризм-социоцентризм». Разрешение данного противоречия определяется в  зависимости от выраженности в образовательном процессе первого плана педагогического воздействия. Отмеченная выраженность проявляется в заинтересованном созидательном познавательном отношении обучаемого к окружающей действительности, иных показателях творческой направленности личности, удовлетворённости, ощущениях комфортности, защищённости.

Об авторах

Максим Владимирович Кочетков

Заполярный государственный университет им. Н.М. Федоровского

Автор, ответственный за переписку.
Email: m-kochetkov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9882-6000
SPIN-код: 8377-3652
Scopus Author ID: 57213873871
ResearcherId: P-6453-2018

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры электроэнергетики и автоматики 

Россия, ул. 50 лет Октября, 7, г. Норильск, 663310, Российская Федерация

Список литературы

  1. Авдеева, Е. А., & Кочетков, М. В. (2022). Человекоориентированный смысловой дискурс в теории и практике образования. Философия образования, 22(1), 34–41. https://doi.org/10.15372/PHE20220106
  2. Батищев, Г. С. (2015). Избранные произведения (под общ. ред. З. К. Шаукеновой). Алматы: Ин-т философии, политологии и религиоведения КН МОН РК. 880 с.
  3. Богоявленская, Д. Б. (1981). Пути к творчеству. Москва: Знание. 96 с.
  4. Витяев, Е. Е., Гончаров, С. С., & Свириденко, Д. И. (2020). О задачном подходе в искусственном интеллекте и когнитивных науках. Сибирский философский журнал, 18(2), 5–29. https://doi.org/10.25205/2541-7517-2020-18-2-5-29
  5. Витяев, Е. Е., Гончаров, С. С., & Свириденко, Д. И. (2019). О задачном подходе в искусственном интеллекте. Сибирский философский журнал, 17(2), 5–25. https://doi.org/10.25205/2541-7517-2019-17-4-5-25
  6. Востриков, А. А. (1999). Теория, технология и методика продуктивной педагогики в начальной школе. Томск: Изд-во Том. ун-та. 341 с.
  7. Выготский, Л. С. (2001). Лекции по педологии. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет». 304 с.
  8. Выготский, Л. С. (1968). Психология искусства (под общ. ред. И. В. Иванова). Москва: Искусство. 576 с.
  9. Гальперин, П. Я. (2008). Психология как объективная наука (Избранные психологические труды) (3-е изд., перераб. и доп.). Москва: МПСИ. 480 с.
  10. Инновационные процессы в науке и образовании: монография (под общ. ред. Г. Ю. Гуляева). (2018). Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 304 с.
  11. Кочетков, М. В. (2008). Профессиональное развитие преподавателя в сотворчестве со студентами в вузе: монография. Красноярск: Изд-во СибЮИ МВД России. 248 с.
  12. Кочетков, М. В. (2017). Тринитарно-синергетические основания развития теории обучения и воспитания. Педагогика и психология образования, (1), 12–20. URL: http://pp-obr.ru/en/archives/pedagogy-and-psychology-of-education-2017-1/
  13. Кочетков, М. В. (2013). Целостное профессиональное саморазвитие преподавателя в сотворческой педагогической деятельности: монография. Красноярск: СибГТУ. 288 с.
  14. Леонтьев, А. Н. (1975). Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат. 304 с.
  15. Нечаев, В. В. (2023). Задачная технология моделирования систем: деятельностный подход. В сборнике: Имитационное моделирование. Теория и практика (с. 155–173). Казань: Изд-во АН РТ. URL: http://simulation.su/uploads/files/default/immod-2023-155-173.pdf
  16. Посталюк, Н. Ю. (1993). Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов (дис. доктора педагогических наук). Казань. 362 с.
  17. Рейнвальд, Н. И. (1987). Психология личности. Москва: Изд-во Российского университета дружбы народов. 200 с.
  18. Рубинштейн, С. Л. (1958). О мышлении и путях его исследования. Москва: АН СССР. 148 с.
  19. Рубинштейн, С. Л. (1946). Основы общей психологии (2-е изд., доп.). Москва: Учпедгиз. 704 с.
  20. Уман, А. И. (1997). Технологический подход к обучению: Теоретические основы. Москва-Орёл. 205 с.
  21. Хамидулин, В. С. (2020). Модернизация модели проектно-ориентированного обучения в вузе. Высшее образование в России, 29(1), 135–149. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-135-149
  22. Gan, Y., & Jie, B. (2022). Research on optimization of student management evaluation system under the background of big data. Wireless Communications and Mobile Computing, 2022, 2917450. https://doi.org/10.1155/2022/2917450
  23. Gilyazova, O. S., Zamoshchansky, I. I., & Zamoshchanskaya, A. N. (2022). Propósitos humanísticos y utilitarios de la educación superior en el contexto del enfoque de competencia: presentación del problema. Apuntes Universitarios, 12(4), 197–219. https://doi.org/10.17162/au.v12i4.1242
  24. Kochetkov, M. V., & Avdeeva, E. A. (2021). Humanitarian reversing higher education in the Russian Federation in light of the transhumanist challenges. Philosophical Forum, 52(2), 1–12. https://doi.org/10.1111/phil.12288

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».