Педагогические условия развития композиционной деятельности в архитектурно-художественной подготовке студентов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Статья посвящена актуальному вопросу темы развития композиционной деятельности в архитектурно-художественной подготовке архитекторов. В статье исследуются педагогические условия процесса композиционно-художественной подготовки будущего профессионала базирующиеся на анализе целей и задач традиционных профессиональных дисциплин, связанных с архитектурной графикой, рисунком, макетированием и её взаимодействия с обучением цифровой графики.

Цель исследования заключается в разработке педагогических условий развития композиционной деятельности в творческом потенциале специалиста.

Методология и результаты. В работе применяется комплексный метод в исследовании теоретического анализа данного вопроса, его изучение, наблюдение, обобщение педагогического опыта, практических наработок и экспериментов в области композиционной деятельности. Выполнение исследования методами экспериментальной работы поддерживаются практическими задачами на определённых этапах педагогического процесса, которые включены в междисциплинарные темы. Создание композиционно-ориентированных практических задач и результаты методической работы рассматриваются в контексте содержания нескольких визуальных дисциплин.

Заключение. В выводах отмечается, что архитектурное образование имеет недостаточную теоретическую и практическую проработанность тем, формирующих развитие композиционной деятельности, основанной на формах, методах, принципах и компонентах в рассматриваемых ею функциях. Педагогическая практика архитектурного образования отмечает большую востребованность в осуществлении обновления методики обучения композиционной деятельности будущего архитектора, определяющую единую и целостную структуру в теории художественного проектирования. Существующее методическое обеспечение призвано реализовать профессиональное развитие посредством композиционной деятельности, повысить уровень архитектурно-художественного мастерства.

Об авторах

Марина Васильевна Храмова

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева»

Автор, ответственный за переписку.
Email: parhomceva@yandex.ru

доцент кафедры архитектуры, член Союза дизайнеров России

Россия, ул. Татищева, 20А, г. Астрахань, Астраханская область, 414056, Российская Федерация

Список литературы

  1. Алиева, О. О., & Мамедов, М. А. (2021). Формирование архитектурно-графического образа на занятиях по рисунку. В сборнике: Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ (т. 3, с. 6–11).
  2. Андреев, В. Н. (2020). Аспекты обновления содержания программы «Архитектурный рисунок» и её методического сопровождения. Мир науки, культуры, образования, (4), 13–16.
  3. Антониади, Е. С. (2018). Роль архитектурного рисунка в работе архитектора. Наука и образование сегодня, (1), 94–95.
  4. Вуль, О. А. (2017). Особенности педагогических подходов в современной архитектурной графике: соотношение условного и предметного. Научное мнение, (9), 88–94.
  5. Ганзен, В. А. (1969). О гармонии в композиции. Техническая эстетика, (4), 9–15.
  6. Капустин, П. В. (2017). Рисунок в архитектурно-проектном мышлении. Архитектурные исследования, (4), 43–57.
  7. Кольстет, Л. А., & Кольстет, О. А. (2014). Традиционные подходы к обучению композиции для поступления в архитектурные вузы. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, (6), 171–175.
  8. Кораблев, А. А. (2022). Баухаус и Вхутемас: отличия немецкой школы архитектуры и дизайна от советской. Инновационная наука, (105), 72–78.
  9. Кравченко, М. И. (2017). Значение рисунка в проектной деятельности архитектора. Молодой ученый, (42), 16–18.
  10. Ли, Н. Г. (2019). Роль рисунка в решении архитектурно-пространственных задач. Искусство и образование, (1), 96–104.
  11. Лукин, А. Е. (2018). Обобщение опыта преподавания рисунка геометрических тел по воображению. Региональные архитектурно-художественные школы, Новосибирский государственный университет архитектуры и дизайна, (1), 168–170.
  12. Образовательные программы. Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева (ФГОС ВО). Получено с https://asu.edu.ru/obrazovatelinaya-deyatelinost/9234-rabochie-programmy
  13. Никитина, М. В., Карепов, Г. Е., & Кудряшова, Л. А. (2022). Архитектурный рисунок: от простого к сложному. Красноярск: СФУ. 180 с.
  14. Пластова, Н. Е. (2019). Архитектурный рисунок как фактор развития профессионального мышления архитектора. Архитектон: известия вузов, (1), 22.
  15. Прокудина, Р. Р., & Зыков, К. Н. (2015). Композиция в архитектурном рисунке. В сборнике: Актуальные проблемы архитектуры, строительства, экологии и энергосбережения в условиях Западной Сибири: сборник материалов международной научно-практической конференции (т. II, с. 196–199). Тюмень: Тюменский государственный архитектурно-строительный университет.
  16. Самойлов, В. В. (2020). Рисунок архитектурной композиции по воображению. Региональные архитектурно-художественные школы, (1), 124–128.
  17. Токарев, А. Г. (2010). Метод А: Инновационная методика освоения дисциплины «Архитектурное проектирование». Министерство образования и науки. 110 с. Получено с https://archi.ru/lib/book.html?id=2146110043

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».