Педагогические условия развития композиционной деятельности в архитектурно-художественной подготовке студентов
- Авторы: Храмова М.В.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева»
- Выпуск: Том 16, № 1 (2025)
- Страницы: 154-174
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 28.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/300961
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-1-773
- EDN: https://elibrary.ru/GQBYLN
- ID: 300961
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Статья посвящена актуальному вопросу темы развития композиционной деятельности в архитектурно-художественной подготовке архитекторов. В статье исследуются педагогические условия процесса композиционно-художественной подготовки будущего профессионала базирующиеся на анализе целей и задач традиционных профессиональных дисциплин, связанных с архитектурной графикой, рисунком, макетированием и её взаимодействия с обучением цифровой графики.
Цель исследования заключается в разработке педагогических условий развития композиционной деятельности в творческом потенциале специалиста.
Методология и результаты. В работе применяется комплексный метод в исследовании теоретического анализа данного вопроса, его изучение, наблюдение, обобщение педагогического опыта, практических наработок и экспериментов в области композиционной деятельности. Выполнение исследования методами экспериментальной работы поддерживаются практическими задачами на определённых этапах педагогического процесса, которые включены в междисциплинарные темы. Создание композиционно-ориентированных практических задач и результаты методической работы рассматриваются в контексте содержания нескольких визуальных дисциплин.
Заключение. В выводах отмечается, что архитектурное образование имеет недостаточную теоретическую и практическую проработанность тем, формирующих развитие композиционной деятельности, основанной на формах, методах, принципах и компонентах в рассматриваемых ею функциях. Педагогическая практика архитектурного образования отмечает большую востребованность в осуществлении обновления методики обучения композиционной деятельности будущего архитектора, определяющую единую и целостную структуру в теории художественного проектирования. Существующее методическое обеспечение призвано реализовать профессиональное развитие посредством композиционной деятельности, повысить уровень архитектурно-художественного мастерства.
Ключевые слова
Об авторах
Марина Васильевна Храмова
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева»
Автор, ответственный за переписку.
Email: parhomceva@yandex.ru
доцент кафедры архитектуры, член Союза дизайнеров России
Россия, ул. Татищева, 20А, г. Астрахань, Астраханская область, 414056, Российская ФедерацияСписок литературы
- Алиева, О. О., & Мамедов, М. А. (2021). Формирование архитектурно-графического образа на занятиях по рисунку. В сборнике: Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ (т. 3, с. 6–11).
- Андреев, В. Н. (2020). Аспекты обновления содержания программы «Архитектурный рисунок» и её методического сопровождения. Мир науки, культуры, образования, (4), 13–16.
- Антониади, Е. С. (2018). Роль архитектурного рисунка в работе архитектора. Наука и образование сегодня, (1), 94–95.
- Вуль, О. А. (2017). Особенности педагогических подходов в современной архитектурной графике: соотношение условного и предметного. Научное мнение, (9), 88–94.
- Ганзен, В. А. (1969). О гармонии в композиции. Техническая эстетика, (4), 9–15.
- Капустин, П. В. (2017). Рисунок в архитектурно-проектном мышлении. Архитектурные исследования, (4), 43–57.
- Кольстет, Л. А., & Кольстет, О. А. (2014). Традиционные подходы к обучению композиции для поступления в архитектурные вузы. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, (6), 171–175.
- Кораблев, А. А. (2022). Баухаус и Вхутемас: отличия немецкой школы архитектуры и дизайна от советской. Инновационная наука, (105), 72–78.
- Кравченко, М. И. (2017). Значение рисунка в проектной деятельности архитектора. Молодой ученый, (42), 16–18.
- Ли, Н. Г. (2019). Роль рисунка в решении архитектурно-пространственных задач. Искусство и образование, (1), 96–104.
- Лукин, А. Е. (2018). Обобщение опыта преподавания рисунка геометрических тел по воображению. Региональные архитектурно-художественные школы, Новосибирский государственный университет архитектуры и дизайна, (1), 168–170.
- Образовательные программы. Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева (ФГОС ВО). Получено с https://asu.edu.ru/obrazovatelinaya-deyatelinost/9234-rabochie-programmy
- Никитина, М. В., Карепов, Г. Е., & Кудряшова, Л. А. (2022). Архитектурный рисунок: от простого к сложному. Красноярск: СФУ. 180 с.
- Пластова, Н. Е. (2019). Архитектурный рисунок как фактор развития профессионального мышления архитектора. Архитектон: известия вузов, (1), 22.
- Прокудина, Р. Р., & Зыков, К. Н. (2015). Композиция в архитектурном рисунке. В сборнике: Актуальные проблемы архитектуры, строительства, экологии и энергосбережения в условиях Западной Сибири: сборник материалов международной научно-практической конференции (т. II, с. 196–199). Тюмень: Тюменский государственный архитектурно-строительный университет.
- Самойлов, В. В. (2020). Рисунок архитектурной композиции по воображению. Региональные архитектурно-художественные школы, (1), 124–128.
- Токарев, А. Г. (2010). Метод А: Инновационная методика освоения дисциплины «Архитектурное проектирование». Министерство образования и науки. 110 с. Получено с https://archi.ru/lib/book.html?id=2146110043
Дополнительные файлы
