Становление понятия рефлексивности в психологии (по материалам отечественных и зарубежных источников)
- Авторы: Декал Е.Е.1, Борзова Т.В.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»
- Выпуск: Том 16, № 3 (2025)
- Страницы: 514-540
- Раздел: Психологические исследования
- Статья опубликована: 31.08.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/312255
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-761
- EDN: https://elibrary.ru/BGKMWY
- ID: 312255
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Понятие рефлексивности, несмотря на многовековую историю исследований, остаётся одной из ключевых категорий современной психологии и философии. Рефлексия, изначально сформировавшаяся в философии как процесс размышления индивида о собственных мыслях, трансформировалась в междисциплинарную категорию, важную для психологии, педагогики и социальных наук. Особое значение приобретает изучение рефлексивности в педагогической психологии, где она рассматривается как необходимый инструмент повышения профессионализма учителя, критического анализа собственной деятельности и развития личностного потенциала. Современные условия роста интереса к метапознанию и профессиональному развитию подчёркивают значение рефлексивности как механизма преодоления когнитивных и эмоциональных барьеров, а также средства эффективного взаимодействия в профессиональной среде. Анализ зарубежных и отечественных теорий демонстрирует отсутствие единого подхода к определению понятия рефлексивности, что обусловило необходимость системного рассмотрения ее сущности, а также роли в профессиональной деятельности педагогов.
Цель – провести анализ теоретических основ и исторического развития понятия рефлексивности в зарубежной и отечественной психологии, выявить особенности педагогической рефлексии как компонента профессиональной компетентности учителя.
Материалы и методы. В качестве метода исследования использован теоретический анализ, основанный на сравнительном обзоре отечественной и зарубежной научной литературы. Источниковой базой послужили труды классиков философии и психологии: Аристотель, Р. Декарт, И. Кант, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, а также работы ведущих отечественных психологов: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, М. К. Мамардашвили. Аналитический обзор дополняется систематизацией классификаций педагогической рефлексии, существующих в современной психолого-педагогической практике.
Результаты. В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы становления и развития понятия рефлексивности в психологической науке по материалам зарубежных и отечественных авторов, изучавших психологическое содержание рефлексивности. Рефлексивность рассматривается как неотъемлемый компонент рефлексии, представлена эволюция данного понятия от античной философии до современных научных исследований.
В ходе исследования проанализированы основные подходы к изучению рефлексивности в зарубежной и отечественной психологии. Особое внимание уделено системно-субъектному подходу и метакогнитивному направлению в психологии. Рассмотрены ключевые теоретические положения таких ученых как Аристотель, Р. Декарт, И. Кант, М. Хайдеггер, Ж. Сартр, К. Ясперс, а также отечественных исследователей – Л.С. Выготского, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, М.К. Мамардашвили и других.
Периодизация становления психологии рефлексии в отечественной науке И.Н. Семенова дополнена двумя современными этапами: 1990-2010 г. и современный этап с 2010 г. по настоящее время. Представлены различные подходы в определении понятия педагогической рефлексии и рефлексивности как личностного качества педагога в его профессиональной деятельности. Проанализированы различные классификации видов педагогической рефлексии (предактивная, интерактивная, упреждающая, синхронная, ретроспективная) и их значение для повышения профессиональной компетентности педагогов.
Об авторах
Елизавета Евгеньевна Декал
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: dekal.lizaveta@mail.ru
аспирант высшей школы психологии
Россия, ул. Тихоокеанская, 136, г. Хабаровск, 680035, Российская Федерация
Татьяна Владимировна Борзова
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»
Email: borzova_tatiana@mail.ru
доктор психологических наук, профессор высшей школы психологии
Россия, ул. Тихоокеанская, 136, г. Хабаровск, 680035, Российская Федерация
Список литературы
- Александрова, Т. И., Декал, Е. Е. (2022). Рефлексивность как личностный ресурс молодых педагогов Хабаровского края. В Е. Н. Ткач (ред.), Мотивация и рефлексия личности: теория и практика (с. 3-8). Хабаровск: Издательство Тихоокеанского государственного университета.
- Анистратенко, Т. Г. (2018). Интегративный характер социальной рефлексии (Докторская диссертация). Краснодар. 365 с. EDN: https://elibrary.ru/sjjwem
- Беляров, В. В. (2015). Рефлексивность как фактор социокультурогенеза (Кандидатская диссертация). Нижний Новгород. 165 с. EDN: https://elibrary.ru/hubblu
- Бизяева, А. А. (2004). Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова. 216 с. ISBN: 5-87854-309-5 EDN: https://elibrary.ru/qxksqb
- Величковский, Б. М. (1982). Современная когнитивная психология. М.: Издательство МГУ. 336 с.
- Вульфов, Б. З., Иванов, В. Д., Меняев, А. Ф. (2013). Педагогика: Учебное пособие для бакалавров. Под ред. П. И. Пидкасистый. М.: Юрайт. 781 с.
- Вязникова, Л. Ф. (2002). Теоретические и практические проблемы профессиональной переподготовки руководителей системы образования на современном этапе. Хабаровск. 261 с.
- Гегель, Г. (1959). Феноменология духа. М., Т. 4. 497 с.
- Журавлев, А. Л., Сергиенко, Е. А. (ред.) (2023). Научные подходы в современной отечественной психологии. М.: Институт психологии РАН. 759 с. https://doi.org/10.38098/thry_23_0465 ISBN: 978-5-9270-0465-2 EDN: https://elibrary.ru/iakydo
- Зимняя, И. А. (1999). Педагогическая психология: Учебник для вузов. М., С. 7-28.
- Кант, И. (1994). Критика чистого разума. М. 569 с.
- Карпов, А. В. (2019). Метакогнитивные детерминанты психического выгорания в профессиональной деятельности. Перспективы науки и образования, (6(42)), 322 с. https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.27 EDN: https://elibrary.ru/plihqm
- Карпов, А. В. (2015). Психология деятельности в 5 томах. Том 1. Метасистемный подход. М. 546 с.
- Крупнов, А. И. (1988). Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств. В Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности (с. 28-39). М.: РУДН.
- Кулюткин, Ю. Н., Сухобская, Г. С. (1990). Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат. М.: Педагогика. 104 с.
- Леонтьев, Д. А., Аверина, А. Ж. (2011). Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции. Психологические исследования, 17 с.
- Леонтьев, Д. А., Осин, Е. Н. (2014). Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 11(4), 110-135. EDN: https://elibrary.ru/uywven
- Литвиненко, Т. В. (2009). Формирование педагогической рефлексии как профессионально важного качества личности педагога. Омский научный вестник, (6), 135-138. EDN: https://elibrary.ru/mwjtdj
- Мамардашвили, М. К. (1993). Картезианские размышления. М. 496 с. EDN: https://elibrary.ru/swuwrz
- Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. (1985). Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, С. 303-304.
- Россохин, А. В. (2010). Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания. Интерсознание в психоанализе. М.: Когито-центр. 304 с. ISBN: 978-5-89353-271-5 EDN: https://elibrary.ru/raxvdz
- Рубинштейн, С. Л. (2013). Основы общей психологии. СПб.: Питер. 713 с. EDN: https://elibrary.ru/rcccmm
- Сартр, Ж. П. (1994). Тошнота. Избранные произведения. М.: Республика. 496 с.
- Семёнов, И. Н. (2013). Рефлексивная психология инновационного образования. М.: Наследие ММК. 178 с.
- Сухомлинский, В. А. (1982). Разговор с молодым директором школы. 2-е изд. М.: Просвещение. 206 с.
- Фихте, И. Г. (1993). Факты сознания. В Сочинения: в 2 т. (Т. 1). СПб. 787 с.
- Хайдеггер, М. (1991). Время и бытие. В Разговор на проселочной дороге. М. 158 с.
- Хачатрян, А. А. (2003). Рефлексия как принцип философского мышления. Вестник ВолГУ, (7), 13-22. EDN: https://elibrary.ru/msoptl
- Шустова, И. Ю. (2013). Модель воспитания в рамках рефлексивно-деятельностного подхода. Новое в психолого-педагогических исследованиях, (3(31)), 156-170. EDN: https://elibrary.ru/rxcbid
- Ясперс, К. (1997). Общая психопатология. Пер. Л. О. Акопян. М.: Практика. 1053 с.
- Beaulieu, M., Rebolledo, C., Lissillour, R. (2024). Collaborative research competencies in supply chain management: the role of boundary spanning and reflexivity. The International Journal of Logistics Management, 35(2), 305-331. https://doi.org/10.1108/ijlm-07-2022-0277 EDN: https://elibrary.ru/jkgwfi
- Cambo, S. A., Gergle, D. (2022). Model positionality and computational reflexivity: promoting reflexivity in data science. In CHI Conference on Human Factors in Computing Systems (CHI '22), USA, 19. https://doi.org/10.1145/3491102.3501998 EDN: https://elibrary.ru/pobkmv
- Campbell, S. (2024). Collective writing as survival tool: Mechanisms of reflexivity against neoliberal academia. Emotion, Space and Society, 50. https://doi.org/10.1016/j.emospa.2024.101007 EDN: https://elibrary.ru/mdvchk
- De Verlaine, E. (2022). Discovering how to do reflexivity and self-reflexivity: longitudinal empirical research finding. Advance in social sciences research journal, Toronto, Ontario, Canada, 41. https://doi.org/10.14738/assrj.98.12931 EDN: https://elibrary.ru/ujdyek
- Grant, G. (1984). Preparing for reflective teaching. Boston. 300 p.
- Greco, A., Long, T., Jong, G. (2021). Identity reflexivity: a framework of heuristics for strategy change in hybrid organizations. Manag. Decis., 59. https://doi.org/10.1108/md-10-2019-1369 EDN: https://elibrary.ru/mdituf
- Jameson, M. K., Govaart, G. H., Pownall, M. (2022). Reflexivity in quantitative research: a rationale and beginner’s guide. Center for Open Science, 31.
- Leblanc, P. M., Harvey, J. F., Rousseau, V. (2024). A meta-analysis of team reflexivity: Antecedents, outcomes, and boundary conditions. Human Resource Management Review, 34(4), 14-38. https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2024.101042 EDN: https://elibrary.ru/ptzcnl
- Lee-Johnson, Y. L., Fair, K., O’Connor, K., Rodney, T., Ono, J., Dixon, T. (2023). Reflexivity for restorying the ontological and epistemological truths in qualitative research. Impacting Education: Journal on Transforming Professional Practice, 8(4), 43-49. https://doi.org/10.5195/ie.2023.339 EDN: https://elibrary.ru/rqpxyi
- Perkowska-Klejman, A. (2023). Reflexivity as a methodological category in educational research. International Journal of Pedagogy Innovation and New Technologies, (2), 43-50.
- Reagan, T. (2000). Becoming a reflective educator: How to build a culture of inquiry in the schools. 2/e. Corwin Press, Inc. 160 p.
- Shadnam, M. (2020). Choosing whom to be: Theorizing the scene of moral reflexivity. Journal of Business Research, 12. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2019.12.042 EDN: https://elibrary.ru/figuzw
- Stephen, A., Cunliffe, A., Easterby-Smith, M. (2019). Understanding sustainability through the lens of ecocentric radical-reflexivity: implications for management education. Systemic Practice and Action Research, 17.
- Xu, W., Stahl, G. (2022). Reflexivity and cross-cultural education: a Foucauldian framework for becoming an ethical teacher-researcher. Asia Pacific Education Review, 23, 417-425. https://doi.org/10.1007/s12564-021-09723-8 EDN: https://elibrary.ru/yfxzlx
Дополнительные файлы
