Чтение как процесс и деятельность (опыт методики философского просвещения)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Одним из аспектов философского просвещения является выделение чтения как процесса и деятельности в качестве необходимого элемента учебного занятия. Это выступает способом сопоставления и аккумулирования всего многообразия существующих в группе студентов мнений, интересов в целях их учёта и обобщения. Такой подход позволяет решать существующие сегодня и возможные в последующем вопросы организации преподавания философии в вузе.

 Цель – обоснование возможностей проблемного подхода к философскому просвещению в техническом вузе с акцентом на субъект-субъектных отношениях в системе образования: совместное чтение и размышление преподавателя и студента.

Материалы и методы. Для реализации цели авторы с опорой на методологию и педагогический опыт высшей школы проследили роль чтения как необходимого методического условия освоения рефлексии и раскрытия проблематики дисциплины «Философия».

Результаты. Чтение как процесс и деятельность проявляется в работе преподавателя и студента в композиции семинара, вплоть до построения отдельного занятия. Вокруг смыслового поля занятий группируются жанры литературы, несущие ценностные ориентации и обнаруживающие в себе многообразные подходы к действительности, которые, в свою очередь, находят отражение в различных способах мышления, в том числе и в философии. Проблема ставится в пяти аспектах: создание возможности использования литературы в учебном процессе; разнообразие видов творческой работы с текстом; групповая форма чтения с последующим обсуждением прочитанного; соблюдение пропорции деятельности преподавателя и студента; обеспечение меры привлечения теоретического и эмпирического материала в учебном использовании реальности текста. В статье предложены практические задания как возможные формы обретения студентами навыков преодоления интеллектуальных затруднений: анализ, сравнение, обобщение, формулировка выводов. Наличие этих навыков делает возможным найти аргументацию и придать догадке в творческой работе убедительность. Главная проблема философского просвещения заключается не столько во владении техникой, сколько в его содержании, которому эта техника должна служить, а именно: поиск новых способов, новых путей, инструментов познания внутреннего мира личности в целях обретения мироощущения и мировоззрения. 

Об авторах

Наталья Федоровна Свобода

Приволжский государственный университет путей сообщения

Автор, ответственный за переписку.
Email: svoboda.delja@me.com
ORCID iD: 0000-0003-2201-9231
SPIN-код: 6025-3294

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и истории науки

 

Россия, ул. Свободы, 2В, г. Самара, 443066, Российская Федерация

Ольга Борисовна Воробьева

Приволжский государственный университет путей сообщения

Email: vorobeva_ob@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3816-4679
SPIN-код: 7210-4020

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и истории науки

 

Россия, ул. Свободы, 2В, г. Самара, 443066, Российская Федерация

Список литературы

  1. Артюшенкова, Е. В. (2010). Философское осмысление феномена «чтения». Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета, 4(33), 10-16. EDN: https://elibrary.ru/mwerkj
  2. Воскресенский, А. А., & Грякалов, А. А. (2024). Человек в пространстве разговора и молчания. Вопросы философии, (6), 15-22. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-6-106-114 EDN: https://elibrary.ru/dlrwm
  3. ВЦИОМ. Новости. Чтение в эпоху цифры. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/chtenie-v-ehpokhu-cifry (дата обращения 07.03.2025)
  4. Гукаленко, О. В., & Рымарь, Л. А. (2023). Социально-педагогический анализ мемуарно-биографической литературы как источник формирования системы духовно-нравственных ценностей обучающихся. Мир науки. Педагогика и психология, 11(3). URL: https://mir-nauki.com/PDF/68PDMN323.pdf (дата обращения 15.03.2025). EDN: https://elibrary.ru/hzcmwg
  5. Золотухина-Аболина, Е. В. (2022). Экзистенциальное переживание: специфика и базовые темы. Вестник Московского университета. Серия 7: Философия, (5), 57-71. EDN: https://elibrary.ru/qvutox
  6. Князева, Е. Н. (2023). Креативные практики образования для устойчивого будущего. Философия. Журнал Высшей школы экономики, 7(3), 129-151. https://doi.org/10.17323/2587-8719-2023-3-129-151 EDN: https://elibrary.ru/uduonn
  7. Лукашенко, А. Д. (2024). Профессионально ориентированное чтение как объект овладения студентами-международниками. Известия РГПУ им. А. И. Герцена, (212), 51-58. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2024-212-51-58 EDN: https://elibrary.ru/ujacwm
  8. Орешкин, В. Г. (2017). Освоение художественного текста: педагогические ориентиры и подходы. Непрерывное образование: XXI век, 4(20). https://doi.org/10.15393/j5.art.2017.3745 EDN: https://elibrary.ru/mojnvj
  9. Осовский, О. Е., & Киржаева, П. В. (2025). «Умение познать и умение выразить себя»: размышления над книгой о диалогических методах в современной гуманитаристике. Вопросы философии, (11), 24-33. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-11-24-33 EDN: https://elibrary.ru/wzeyzg
  10. Ретюнских, Л. Т. (2023). Образование как мышление, или Место философии в системе образования. Философские науки, 66(1), 24-50. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2022-66-1-24-50 EDN: https://elibrary.ru/hbggds
  11. Свобода, Н. Ф., & Воробьева, О. Б. (2024). Философия — через историю, история — через философию (вопросы просвещения в техническом вузе). Russian Journal of Education and Psychology, 15(6-1), 333-354. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-6-623 EDN: https://elibrary.ru/iqufut
  12. Серебрякова, Ю. В. (2011). Обучение философии в техническом вузе: диалог с текстом. Ярославский педагогический вестник, 4(2), 210-213. EDN: https://elibrary.ru/pjbmar
  13. Столетов, А. И., & Лукманова, Р. Х. (2018). Роль литературных произведений в преподавании философии. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки, 9(4), 88-95. https://doi.org/10.18721/JHSS.9409 EDN: https://elibrary.ru/yyhcot
  14. Ухтомский, А. А. (1996). Интуиция совести. Письма. Записные книжки. Заметки на полях. СПб.: Петербургский писатель, 525 с.
  15. Челидзе, Е. И. (2011). Массовая культура в эпоху постмодернизма. Гуманитарные и социальные науки, (3), 101-110. EDN: https://elibrary.ru/rapdzt
  16. Шулер, И. В., & Лазутина, Т. В. (2018). Педагогические условия развития читательской культуры студента технического вуза в условиях современной информационной среды. Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, (31), 150-160. https://doi.org/10.17223/22220836/31/15 EDN: https://elibrary.ru/xziodj
  17. Эйхенбаум, Б. Творческие стимулы Л. Толстого. URL: http://sobolev.franklang.ru/index.php/konets-xix-veka/243-b-ejkhenbaum-tvorcheskie-stimuly-l-tolstogo (дата обращения: 09.03.2025)
  18. Эпикур. Письмо к Менекею. URL: https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1358238790 (дата обращения 07.03.2025)
  19. M’Begniga, А., Yu, Z., Ling, Y. B., & Sissoko, B. (2022). Analytical note on the relationship between literature and philosophy. International Journal of Teaching, Learning and Education (IJTLE), 1(1), 15-24. https://doi.org/10.3917/rphi.121.0003
  20. Jalolov, S. A., & Nematjonov, S. R. (2019). Formation of effective independent work of students in the educational process. ISJ Theoretical & Applied Science, 11(79), 523-526. https://doi.org/10.15863/TAS

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».