Чтение как процесс и деятельность (опыт методики философского просвещения)
- Авторы: Свобода Н.Ф.1, Воробьева О.Б.1
-
Учреждения:
- Приволжский государственный университет путей сообщения
- Выпуск: Том 16, № 3 (2025)
- Страницы: 468-490
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 31.08.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/312228
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-852
- EDN: https://elibrary.ru/OCIZBU
- ID: 312228
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Одним из аспектов философского просвещения является выделение чтения как процесса и деятельности в качестве необходимого элемента учебного занятия. Это выступает способом сопоставления и аккумулирования всего многообразия существующих в группе студентов мнений, интересов в целях их учёта и обобщения. Такой подход позволяет решать существующие сегодня и возможные в последующем вопросы организации преподавания философии в вузе.
Цель – обоснование возможностей проблемного подхода к философскому просвещению в техническом вузе с акцентом на субъект-субъектных отношениях в системе образования: совместное чтение и размышление преподавателя и студента.
Материалы и методы. Для реализации цели авторы с опорой на методологию и педагогический опыт высшей школы проследили роль чтения как необходимого методического условия освоения рефлексии и раскрытия проблематики дисциплины «Философия».
Результаты. Чтение как процесс и деятельность проявляется в работе преподавателя и студента в композиции семинара, вплоть до построения отдельного занятия. Вокруг смыслового поля занятий группируются жанры литературы, несущие ценностные ориентации и обнаруживающие в себе многообразные подходы к действительности, которые, в свою очередь, находят отражение в различных способах мышления, в том числе и в философии. Проблема ставится в пяти аспектах: создание возможности использования литературы в учебном процессе; разнообразие видов творческой работы с текстом; групповая форма чтения с последующим обсуждением прочитанного; соблюдение пропорции деятельности преподавателя и студента; обеспечение меры привлечения теоретического и эмпирического материала в учебном использовании реальности текста. В статье предложены практические задания как возможные формы обретения студентами навыков преодоления интеллектуальных затруднений: анализ, сравнение, обобщение, формулировка выводов. Наличие этих навыков делает возможным найти аргументацию и придать догадке в творческой работе убедительность. Главная проблема философского просвещения заключается не столько во владении техникой, сколько в его содержании, которому эта техника должна служить, а именно: поиск новых способов, новых путей, инструментов познания внутреннего мира личности в целях обретения мироощущения и мировоззрения.
Об авторах
Наталья Федоровна Свобода
Приволжский государственный университет путей сообщения
Автор, ответственный за переписку.
Email: svoboda.delja@me.com
ORCID iD: 0000-0003-2201-9231
SPIN-код: 6025-3294
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и истории науки
Россия, ул. Свободы, 2В, г. Самара, 443066, Российская Федерация
Ольга Борисовна Воробьева
Приволжский государственный университет путей сообщения
Email: vorobeva_ob@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3816-4679
SPIN-код: 7210-4020
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и истории науки
Россия, ул. Свободы, 2В, г. Самара, 443066, Российская Федерация
Список литературы
- Артюшенкова, Е. В. (2010). Философское осмысление феномена «чтения». Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета, 4(33), 10-16. EDN: https://elibrary.ru/mwerkj
- Воскресенский, А. А., & Грякалов, А. А. (2024). Человек в пространстве разговора и молчания. Вопросы философии, (6), 15-22. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-6-106-114 EDN: https://elibrary.ru/dlrwm
- ВЦИОМ. Новости. Чтение в эпоху цифры. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/chtenie-v-ehpokhu-cifry (дата обращения 07.03.2025)
- Гукаленко, О. В., & Рымарь, Л. А. (2023). Социально-педагогический анализ мемуарно-биографической литературы как источник формирования системы духовно-нравственных ценностей обучающихся. Мир науки. Педагогика и психология, 11(3). URL: https://mir-nauki.com/PDF/68PDMN323.pdf (дата обращения 15.03.2025). EDN: https://elibrary.ru/hzcmwg
- Золотухина-Аболина, Е. В. (2022). Экзистенциальное переживание: специфика и базовые темы. Вестник Московского университета. Серия 7: Философия, (5), 57-71. EDN: https://elibrary.ru/qvutox
- Князева, Е. Н. (2023). Креативные практики образования для устойчивого будущего. Философия. Журнал Высшей школы экономики, 7(3), 129-151. https://doi.org/10.17323/2587-8719-2023-3-129-151 EDN: https://elibrary.ru/uduonn
- Лукашенко, А. Д. (2024). Профессионально ориентированное чтение как объект овладения студентами-международниками. Известия РГПУ им. А. И. Герцена, (212), 51-58. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2024-212-51-58 EDN: https://elibrary.ru/ujacwm
- Орешкин, В. Г. (2017). Освоение художественного текста: педагогические ориентиры и подходы. Непрерывное образование: XXI век, 4(20). https://doi.org/10.15393/j5.art.2017.3745 EDN: https://elibrary.ru/mojnvj
- Осовский, О. Е., & Киржаева, П. В. (2025). «Умение познать и умение выразить себя»: размышления над книгой о диалогических методах в современной гуманитаристике. Вопросы философии, (11), 24-33. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-11-24-33 EDN: https://elibrary.ru/wzeyzg
- Ретюнских, Л. Т. (2023). Образование как мышление, или Место философии в системе образования. Философские науки, 66(1), 24-50. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2022-66-1-24-50 EDN: https://elibrary.ru/hbggds
- Свобода, Н. Ф., & Воробьева, О. Б. (2024). Философия — через историю, история — через философию (вопросы просвещения в техническом вузе). Russian Journal of Education and Psychology, 15(6-1), 333-354. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-6-623 EDN: https://elibrary.ru/iqufut
- Серебрякова, Ю. В. (2011). Обучение философии в техническом вузе: диалог с текстом. Ярославский педагогический вестник, 4(2), 210-213. EDN: https://elibrary.ru/pjbmar
- Столетов, А. И., & Лукманова, Р. Х. (2018). Роль литературных произведений в преподавании философии. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки, 9(4), 88-95. https://doi.org/10.18721/JHSS.9409 EDN: https://elibrary.ru/yyhcot
- Ухтомский, А. А. (1996). Интуиция совести. Письма. Записные книжки. Заметки на полях. СПб.: Петербургский писатель, 525 с.
- Челидзе, Е. И. (2011). Массовая культура в эпоху постмодернизма. Гуманитарные и социальные науки, (3), 101-110. EDN: https://elibrary.ru/rapdzt
- Шулер, И. В., & Лазутина, Т. В. (2018). Педагогические условия развития читательской культуры студента технического вуза в условиях современной информационной среды. Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, (31), 150-160. https://doi.org/10.17223/22220836/31/15 EDN: https://elibrary.ru/xziodj
- Эйхенбаум, Б. Творческие стимулы Л. Толстого. URL: http://sobolev.franklang.ru/index.php/konets-xix-veka/243-b-ejkhenbaum-tvorcheskie-stimuly-l-tolstogo (дата обращения: 09.03.2025)
- Эпикур. Письмо к Менекею. URL: https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1358238790 (дата обращения 07.03.2025)
- M’Begniga, А., Yu, Z., Ling, Y. B., & Sissoko, B. (2022). Analytical note on the relationship between literature and philosophy. International Journal of Teaching, Learning and Education (IJTLE), 1(1), 15-24. https://doi.org/10.3917/rphi.121.0003
- Jalolov, S. A., & Nematjonov, S. R. (2019). Formation of effective independent work of students in the educational process. ISJ Theoretical & Applied Science, 11(79), 523-526. https://doi.org/10.15863/TAS
Дополнительные файлы
