Методическое сопровождение процесса развития способности к иноязычной профессиональной коммуникации с помощью интеллект-карт

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Современное высшее образование находится в стадии интенсивных преобразований, продиктованных необходимостью подготовки специалистов, обладающих не только глубокими теоретическими знаниями, но и сформированной профессиональной компетентностью, в том числе навыками эффективной коммуникации на иностранном языке. Усиление процессов глобализации, цифровизация образовательной среды и возрастающая значимость межкультурной коммуникации обусловливают потребность в совершенствовании методических подходов к обучению иностранным языкам.

Цель – разработка методического сопровождения процесса развития способности студентов к иноязычной профессиональной коммуникации средствами интеллект-карт.

Методы исследования: методы теоретического анализа научной и учебно-методической литературы, контент-анализ и сравнительный анализ.

Результаты. Предложен вариант методического сопровождения развития универсальной компетенции (УК-4) у студентов экономических специальностей. Рассмотрены типология и принципы использования интеллект-карт, разработан образец интеллект-карты для ведения дискуссии, а также комплекс заданий, обеспечивающий развитие умений и навыков, входящих в иноязычную профессиональную коммуникацию.

Заключение. Использование интеллект-карт выступает эффективным средством развития у студентов специалитета навыков применения современных коммуникативных технологий на иностранном языке в профессиональном контексте. Данный инструмент способствует систематизации знаний, активизации познавательной деятельности, развитию аналитического и критического мышления, а также формированию умений аргументированного высказывания и ведения профессионального диалога.

Об авторах

Лионелла Николаевна Лубожева

Челябинский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: lionella.lubozheva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6029-0068
SPIN-код: 9993-3780

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры делового иностранного языка 

Россия, ул. Братьев Кашириных, 129, г. Челябинск, 454001, Российская Федерация

Татьяна Сергеевна Самохвалова

Челябинский государственный университет

Email: samoxvalov2001@mail.ru

магистрант, кафедра делового иностранного языка, направление «Педагогическое образование»

 

Россия, ул. Братьев Кашириных, 129, г. Челябинск, 454001, Российская Федерация

Список литературы

  1. Алмазова, Н. И. (2015). Иноязычная профессиональная компетенция: теоретические основы. Москва: Изд-во МГУ.
  2. Артемьева, Т. В. (2020). Современные тенденции в обучении иностранным языкам. Москва: Академия.
  3. Бим, И. Л. (2018). Иноязычное общение и культурное восприятие. Журнал иностранных языков, (1), 37-44.
  4. Галкина, Т. И. (2017). Методические рекомендации по использованию интеллект-карт в образовательном процессе. Москва: Изд-во МПГУ.
  5. Дьячков, А. С. (2018). Эффективность применения инновационных методов в обучении иностранным языкам. Педагогика, (4), 36-42.
  6. Иванов, П. П. (2017). Методика использования интеллект-карт в учебном процессе. Москва: Просвещение.
  7. Иванова, Е. О. (2016). Компетенция и компетентность: различия и взаимосвязь. Журнал педагогических исследований, (3), 45-52.
  8. Buzan, T. (2019). Интеллект-карты: полное руководство по мощному инструменту мышления = Mind Maps: The Complete Guide to a Powerful Thinking Tool (Ю. Константинова, Пер.). Москва: Манн, Иванов и Фербер.
  9. Зиновьева, Н. С. (2018). Интеллект-карты как средство повышения мотивации студентов. Образовательные технологии, (1), 15-22.
  10. Кочергина, О. А. (2013). Коммуникативные педагогические технологии: теория и практика (Е. А. Михайлычев, Ред.). Таганрог: ТГПИ им. А. П. Чехова. Получено из https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=614641 EDN: https://elibrary.ru/ywaeuq
  11. Леонтьев, А. А. (2017). Методологические подходы к использованию интеллект-карт. Журнал инновационных технологий, (2), 48-56.
  12. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования. Специальность 38.05.01 “Экономическая безопасность”. Получено из https://www.csu.ru/Shared Documents/sveden/OPOP/2021/math/OPOP_10.05.01_ABCS_o_2018-2020.pdf
  13. Танцура, Т. А. (2019). Применение диалогов для развития профессиональной иноязычной компетенции студентов вуза. Мир науки, культуры, образования, (2), 261-263. EDN: https://elibrary.ru/oiajvi
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 38.05.01 “Экономическая безопасность”. Получено из https://fgos.ru/fgos/fgos-38-05-01-ekonomicheskaya-bezopasnost-uroven-specialiteta-20/
  15. Щукин, А. Н. (2017). Иноязычная коммуникативная компетенция: понятие и структура. Вестник МГУ, (2), 58-64.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».