Методическое сопровождение процесса развития способности к иноязычной профессиональной коммуникации с помощью интеллект-карт
- Авторы: Лубожева Л.Н.1, Самохвалова Т.С.1
-
Учреждения:
- Челябинский государственный университет
- Выпуск: Том 16, № 3 (2025)
- Страницы: 430-444
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 31.08.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/312223
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-855
- EDN: https://elibrary.ru/IVLUOA
- ID: 312223
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Современное высшее образование находится в стадии интенсивных преобразований, продиктованных необходимостью подготовки специалистов, обладающих не только глубокими теоретическими знаниями, но и сформированной профессиональной компетентностью, в том числе навыками эффективной коммуникации на иностранном языке. Усиление процессов глобализации, цифровизация образовательной среды и возрастающая значимость межкультурной коммуникации обусловливают потребность в совершенствовании методических подходов к обучению иностранным языкам.
Цель – разработка методического сопровождения процесса развития способности студентов к иноязычной профессиональной коммуникации средствами интеллект-карт.
Методы исследования: методы теоретического анализа научной и учебно-методической литературы, контент-анализ и сравнительный анализ.
Результаты. Предложен вариант методического сопровождения развития универсальной компетенции (УК-4) у студентов экономических специальностей. Рассмотрены типология и принципы использования интеллект-карт, разработан образец интеллект-карты для ведения дискуссии, а также комплекс заданий, обеспечивающий развитие умений и навыков, входящих в иноязычную профессиональную коммуникацию.
Заключение. Использование интеллект-карт выступает эффективным средством развития у студентов специалитета навыков применения современных коммуникативных технологий на иностранном языке в профессиональном контексте. Данный инструмент способствует систематизации знаний, активизации познавательной деятельности, развитию аналитического и критического мышления, а также формированию умений аргументированного высказывания и ведения профессионального диалога.
Об авторах
Лионелла Николаевна Лубожева
Челябинский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: lionella.lubozheva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6029-0068
SPIN-код: 9993-3780
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры делового иностранного языка
Татьяна Сергеевна Самохвалова
Челябинский государственный университет
Email: samoxvalov2001@mail.ru
магистрант, кафедра делового иностранного языка, направление «Педагогическое образование»
Россия, ул. Братьев Кашириных, 129, г. Челябинск, 454001, Российская Федерация
Список литературы
- Алмазова, Н. И. (2015). Иноязычная профессиональная компетенция: теоретические основы. Москва: Изд-во МГУ.
- Артемьева, Т. В. (2020). Современные тенденции в обучении иностранным языкам. Москва: Академия.
- Бим, И. Л. (2018). Иноязычное общение и культурное восприятие. Журнал иностранных языков, (1), 37-44.
- Галкина, Т. И. (2017). Методические рекомендации по использованию интеллект-карт в образовательном процессе. Москва: Изд-во МПГУ.
- Дьячков, А. С. (2018). Эффективность применения инновационных методов в обучении иностранным языкам. Педагогика, (4), 36-42.
- Иванов, П. П. (2017). Методика использования интеллект-карт в учебном процессе. Москва: Просвещение.
- Иванова, Е. О. (2016). Компетенция и компетентность: различия и взаимосвязь. Журнал педагогических исследований, (3), 45-52.
- Buzan, T. (2019). Интеллект-карты: полное руководство по мощному инструменту мышления = Mind Maps: The Complete Guide to a Powerful Thinking Tool (Ю. Константинова, Пер.). Москва: Манн, Иванов и Фербер.
- Зиновьева, Н. С. (2018). Интеллект-карты как средство повышения мотивации студентов. Образовательные технологии, (1), 15-22.
- Кочергина, О. А. (2013). Коммуникативные педагогические технологии: теория и практика (Е. А. Михайлычев, Ред.). Таганрог: ТГПИ им. А. П. Чехова. Получено из https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=614641 EDN: https://elibrary.ru/ywaeuq
- Леонтьев, А. А. (2017). Методологические подходы к использованию интеллект-карт. Журнал инновационных технологий, (2), 48-56.
- Основная профессиональная образовательная программа высшего образования. Специальность 38.05.01 “Экономическая безопасность”. Получено из https://www.csu.ru/Shared Documents/sveden/OPOP/2021/math/OPOP_10.05.01_ABCS_o_2018-2020.pdf
- Танцура, Т. А. (2019). Применение диалогов для развития профессиональной иноязычной компетенции студентов вуза. Мир науки, культуры, образования, (2), 261-263. EDN: https://elibrary.ru/oiajvi
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 38.05.01 “Экономическая безопасность”. Получено из https://fgos.ru/fgos/fgos-38-05-01-ekonomicheskaya-bezopasnost-uroven-specialiteta-20/
- Щукин, А. Н. (2017). Иноязычная коммуникативная компетенция: понятие и структура. Вестник МГУ, (2), 58-64.
Дополнительные файлы
