Воспитание социальной креативности в поликультурной образовательной среде: структурно-содержательный аспект (в контексте вузовского образования)
- Авторы: Крамаренко Ю.А.1
-
Учреждения:
- Челябинский государственный университет, Костанайский филиал
- Выпуск: Том 16, № 3 (2025)
- Страницы: 392-411
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 31.08.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/312220
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-860
- EDN: https://elibrary.ru/RHCPLT
- ID: 312220
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Согласно «Концепции воспитания и развития личности гражданина России в системе образования», актуальность воспитания таких качеств объясняется ускорением динамики изменений, ростом неопределённости и осложнением процесса присвоения детьми и молодёжью общественных ценностей, культурных эталонов и нравственных ориентиров, что порождает необходимость в формировании устойчивой гражданской идентичности, духовно-нравственных ориентиров и способности к социальному творчеству.
Концепция подчёркивает, что современный гражданин России должен обладать способностью системно, креативно и критически мыслить, конструктивно взаимодействовать с представителями различных культур, быть мобильным и устойчивым в условиях трансформации социокультурного пространства.
Цель – анализ ключевых понятий, выявление взаимосвязей их определений и определение содержания дефиниции «воспитание социальной креативности студентов в условиях поликультурной образовательной среды».
Материалы и методы. Материалом исследования послужили научные публикации, диссертации, авторефераты, раскрывающие сущность исследуемого процесса. В качестве основных методов использовались: контент-анализ научных источников, понятийный анализ, сравнительно-сопоставительный метод, а также обобщение теоретических подходов, представленных в научной литературе.
Результаты. На основе теоретического анализа ключевых понятий «воспитание», «социальная креативность», «студент», «образовательная среда» и «поликультурность» и их сопоставления сформулировано системообразующее понятие - «воспитание социальной креативности студентов в условиях поликультурной образовательной среды вуза», построена понятийная модель, демонстрирующая логические связи между категориями.
Об авторах
Юлия Александровна Крамаренко
Челябинский государственный университет, Костанайский филиал
Автор, ответственный за переписку.
Email: kramuli@mail.ru
старший преподаватель кафедры филологии
Казахстан, ул. Бородина, 168А, г. Костанай, 110000, Казахстан
Список литературы
- Артюхина, А. И. (2007). Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета): автореф. дис. … д-ра пед. наук. Волгоград. 40 с. EDN: https://elibrary.ru/znfsqh
- Боровинская, Д. Н. (2019). Философско-методологические основания научного знания о креативности в образовании: автореф. дис. … д-ра философ. наук. Томск. 35 с. EDN: https://elibrary.ru/elcdfp
- Гукаленко, О. В., Борисенков, В. П. (2018). Поликультурное образование и вызовы современности. Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование, 2, 3-11. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2018-2-3-11 EDN: https://elibrary.ru/lbkijf
- Гущина, Т. Н. (2011). Педагогическая сущность феномена “образовательная среда”: по материалам исследования. Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), 4, 187-190. EDN: https://elibrary.ru/owvnhh
- Еремина, Л. И. (2011). Формирование креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ульяновск. 28 с. EDN: https://elibrary.ru/qhqcxp
- Ермакова, Е. С. (2019). Социальная креативность студентов различных направлений профессиональной подготовки. Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2, 87-99. EDN: https://elibrary.ru/mnldak
- Железовская, Г. И., Недогреева, Н. Г. (2018). Развитие культурного потенциала обучаемого. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук, 12(6), 118-121. EDN: https://elibrary.ru/wcpjbz
- Калинина, Н. В. (2023). Формирование социальной креативности студентов в условиях досуговой деятельности. Мир науки, культуры, образования, 5(102), 90-93. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-5102-90-93 EDN: https://elibrary.ru/ovmeci
- Карягина, Ю. А. (2006). Поликультурность как интегративное качество личности. Вестник ОГУ, 13(63), 11-12. EDN: https://elibrary.ru/msoihf
- Кастельс, М. (2000). Информационная эпоха: экономика, общество, культура. Москва. 608 с.
- Качай, И. С. (2024). Культурфилософские основания соотношения феноменов “творчество” и “креативность”. Человек и культура, 3, 52-85. https://doi.org/10.25136/2409-8744.2024.3.70918 EDN: https://elibrary.ru/jbxxlx
- Колесова, О. В. (2022). Философское осмысление понятия креативности, его элементов, инструментов и их оптимальной реализации. Kant, 4(45), 115-122. https://doi.org/10.24923/2222-243X.2022-45.20 EDN: https://elibrary.ru/lecyzo
- Кондракова, Э. Д. (2012). Современные подходы к развитию социальной креативности студентов. Педагогическое образование в России, 5, 169-173. EDN: https://elibrary.ru/phybyd
- Кононова, Е. В. (2012). Развитие социальной креативности будущих специалистов по работе с молодежью в образовательной среде вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тула. 24 с.
- Концепция воспитания и развития личности гражданина России в системе образования. URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/upload/iblock/c63/h9nuxx7no9vq6hytw9fgg1sy2qr1jgts/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%20%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf (дата обращения: 08.09.2025)
- Коренева, В. В. (2023). Формирование позитивной этнической идентичности обучающихся в поликультурной образовательной среде: автореф. дис. … канд. пед. наук. Якутск. 23 с. EDN: https://elibrary.ru/okmhkt
- Корсакова, А. А. (2023). Педагогические условия формирования социальной креативности студентов в процессе проектной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кострома. 23 с.
- Лактионова, Е. Б. (2010). Образовательная среда как условие развития личности ее субъектов. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 128, 40-54. EDN: https://elibrary.ru/mqpwjf
- Латур, Б. (2014). Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. Москва. 384 с. ISBN: 978-5-7598-0819-0 EDN: https://elibrary.ru/syzvmj
- Луман, Н. (2007). Социальные системы. Очерк общей теории. Санкт-Петербург. 643 с. ISBN: 978-5-02-026871-5 EDN: https://elibrary.ru/qohqnd
- Матис, В. И. (1999). Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Барнаул. EDN: https://elibrary.ru/vmjikj
- Мягкова, Н. А. (2012). Формирование социальной креативности студента в культуросообразной среде университета: автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург. 26 с.
- Новиков, В. Н. (2012). Образовательная среда вуза как профессионально и личностно стимулирующий фактор. Психологическая наука и образование, 1, 1-8.
- Писарева, В. Ю. Социальная креативность студентов-психологов как условие их инновационной деятельности. URL: https://psy.su/mod_files/additions_1/fle_file_additions_1_344.pdf
- Попель, А. А. (2005). Психологические условия развития социальной креативности студентов в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … канд. психол. наук. Н. Новгород. 23 с. EDN: https://elibrary.ru/lziqtx
- Резникова, А. В., Внуковская, А. В., Шокиров, Ш. А. (2018). Поликультурность как основополагающий фактор современной образовательной системы. Современные наукоемкие технологии, 8, 214-217. EDN: https://elibrary.ru/xzbtnz
- Ростовская, Т. К., Соколовская, С. А. (2017). Роль принципа поликультурности в управлении процессом патриотического воспитания молодежи. Локус: люди, общество, культуры, смыслы, 3, 100-108. EDN: https://elibrary.ru/zhzmrn
- Рубцов, В. В. (2000). Оценка образовательной среды школы. В 2-я Российская конференция по экологической психологии (с. 176-177). Москва.
- Сивиринов, Б. С. (2022). Социум как социальная реальность: категориальная версия. Теория и практика общественного развития, 11(177), 32-37. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.11.4 EDN: https://elibrary.ru/dundqc
- Словарь терминов по общей и социальной педагогике. URL: https://rus-general-social-pedagog-terms.slovaronline.com (дата обращения: 08.09.2025)
- Сорокин, П. (2014). Моя философия - интегрализм. Партнерство цивилизаций, 1-2, 273-280.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения: 08.09.2025)
- Усачев, А. В. (2020). Креативность в философском измерении. Развитие креативности личности в современном мультикультурном пространстве, 53-56. EDN: https://elibrary.ru/ioddwz
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”: [с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023]: офиц. текст. Москва, 2023. 25 с.
- Ходырева, Е. А. (2007). Поликультурность как педагогический принцип. Вестник ВятГУ, 16, 118-123. EDN: https://elibrary.ru/mvvzhn
- Холодная, М. А. (2020). Многомерная природа показателей интеллекта и креативности: методические и теоретические следствия. Психологический журнал, 41(3), 18-31. https://doi.org/10.31857/S020595920009342-2 EDN: https://elibrary.ru/odsnuv
- Шайденко, Н. А., Подзолков, В. Г., Сергеев, А. Н., Сергеева, А. В. (2008). Креативность как психолого-педагогическая категория и объективная реальность: Анализ существующих подходов к сущности, структуре, путям и методам формирования и развития. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого. 122 с. ISBN: 978-5-87954-438-1 EDN: https://elibrary.ru/uimysh
- Шевцова, М. А. (2024). Поликультурность как профессионально важное качество личности будущего педагога. В кн.: Стратегические ориентиры высшего и общего образования в условиях социально-культурных трансформаций (Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Ценностные приоритеты образования в XXI веке: современные вызовы и стратегические направления", г. Луганск, 4–5 декабря 2024 г.), с. 218–222.
- Шумпетер, Й. (1982). Теория экономического развития: (Исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) (Пер. с англ.). Москва. 455 с.
- Florida, R., & Mellander, C. (2006). The creative class or human capital? Explaining regional development in Sweden. Toronto. 39 p.
- Throsby, D. (2001). Economics and Culture. Cambridge. 228 p.
Дополнительные файлы
