Воспитание социальной креативности в поликультурной образовательной среде: структурно-содержательный аспект (в контексте вузовского образования)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Согласно «Концепции воспитания и развития личности гражданина России в системе образования», актуальность воспитания таких качеств объясняется ускорением динамики изменений, ростом неопределённости и осложнением процесса присвоения детьми и молодёжью общественных ценностей, культурных эталонов и нравственных ориентиров, что порождает необходимость в формировании устойчивой гражданской идентичности, духовно-нравственных ориентиров и способности к социальному творчеству.

Концепция подчёркивает, что современный гражданин России должен обладать способностью системно, креативно и критически мыслить, конструктивно взаимодействовать с представителями различных культур, быть мобильным и устойчивым в условиях трансформации социокультурного пространства.

Цель – анализ ключевых понятий, выявление взаимосвязей их определений и определение содержания дефиниции «воспитание социальной креативности студентов в условиях поликультурной образовательной среды».

Материалы и методы. Материалом исследования послужили научные публикации, диссертации, авторефераты, раскрывающие сущность исследуемого процесса. В качестве основных методов использовались: контент-анализ научных источников, понятийный анализ, сравнительно-сопоставительный метод, а также обобщение теоретических подходов, представленных в научной литературе.

Результаты. На основе теоретического анализа ключевых понятий «воспитание», «социальная креативность», «студент», «образовательная среда» и «поликультурность» и их сопоставления сформулировано системообразующее понятие - «воспитание социальной креативности студентов в условиях поликультурной образовательной среды вуза», построена понятийная модель, демонстрирующая логические связи между категориями.

Об авторах

Юлия Александровна Крамаренко

Челябинский государственный университет, Костанайский филиал

Автор, ответственный за переписку.
Email: kramuli@mail.ru

старший преподаватель кафедры филологии

 

Казахстан, ул. Бородина, 168А, г. Костанай, 110000, Казахстан

Список литературы

  1. Артюхина, А. И. (2007). Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета): автореф. дис. … д-ра пед. наук. Волгоград. 40 с. EDN: https://elibrary.ru/znfsqh
  2. Боровинская, Д. Н. (2019). Философско-методологические основания научного знания о креативности в образовании: автореф. дис. … д-ра философ. наук. Томск. 35 с. EDN: https://elibrary.ru/elcdfp
  3. Гукаленко, О. В., Борисенков, В. П. (2018). Поликультурное образование и вызовы современности. Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование, 2, 3-11. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2018-2-3-11 EDN: https://elibrary.ru/lbkijf
  4. Гущина, Т. Н. (2011). Педагогическая сущность феномена “образовательная среда”: по материалам исследования. Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), 4, 187-190. EDN: https://elibrary.ru/owvnhh
  5. Еремина, Л. И. (2011). Формирование креативности студентов в процессе социального воспитания в учебной группе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ульяновск. 28 с. EDN: https://elibrary.ru/qhqcxp
  6. Ермакова, Е. С. (2019). Социальная креативность студентов различных направлений профессиональной подготовки. Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2, 87-99. EDN: https://elibrary.ru/mnldak
  7. Железовская, Г. И., Недогреева, Н. Г. (2018). Развитие культурного потенциала обучаемого. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук, 12(6), 118-121. EDN: https://elibrary.ru/wcpjbz
  8. Калинина, Н. В. (2023). Формирование социальной креативности студентов в условиях досуговой деятельности. Мир науки, культуры, образования, 5(102), 90-93. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-5102-90-93 EDN: https://elibrary.ru/ovmeci
  9. Карягина, Ю. А. (2006). Поликультурность как интегративное качество личности. Вестник ОГУ, 13(63), 11-12. EDN: https://elibrary.ru/msoihf
  10. Кастельс, М. (2000). Информационная эпоха: экономика, общество, культура. Москва. 608 с.
  11. Качай, И. С. (2024). Культурфилософские основания соотношения феноменов “творчество” и “креативность”. Человек и культура, 3, 52-85. https://doi.org/10.25136/2409-8744.2024.3.70918 EDN: https://elibrary.ru/jbxxlx
  12. Колесова, О. В. (2022). Философское осмысление понятия креативности, его элементов, инструментов и их оптимальной реализации. Kant, 4(45), 115-122. https://doi.org/10.24923/2222-243X.2022-45.20 EDN: https://elibrary.ru/lecyzo
  13. Кондракова, Э. Д. (2012). Современные подходы к развитию социальной креативности студентов. Педагогическое образование в России, 5, 169-173. EDN: https://elibrary.ru/phybyd
  14. Кононова, Е. В. (2012). Развитие социальной креативности будущих специалистов по работе с молодежью в образовательной среде вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тула. 24 с.
  15. Концепция воспитания и развития личности гражданина России в системе образования. URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/upload/iblock/c63/h9nuxx7no9vq6hytw9fgg1sy2qr1jgts/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%20%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf (дата обращения: 08.09.2025)
  16. Коренева, В. В. (2023). Формирование позитивной этнической идентичности обучающихся в поликультурной образовательной среде: автореф. дис. … канд. пед. наук. Якутск. 23 с. EDN: https://elibrary.ru/okmhkt
  17. Корсакова, А. А. (2023). Педагогические условия формирования социальной креативности студентов в процессе проектной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кострома. 23 с.
  18. Лактионова, Е. Б. (2010). Образовательная среда как условие развития личности ее субъектов. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 128, 40-54. EDN: https://elibrary.ru/mqpwjf
  19. Латур, Б. (2014). Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. Москва. 384 с. ISBN: 978-5-7598-0819-0 EDN: https://elibrary.ru/syzvmj
  20. Луман, Н. (2007). Социальные системы. Очерк общей теории. Санкт-Петербург. 643 с. ISBN: 978-5-02-026871-5 EDN: https://elibrary.ru/qohqnd
  21. Матис, В. И. (1999). Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Барнаул. EDN: https://elibrary.ru/vmjikj
  22. Мягкова, Н. А. (2012). Формирование социальной креативности студента в культуросообразной среде университета: автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург. 26 с.
  23. Новиков, В. Н. (2012). Образовательная среда вуза как профессионально и личностно стимулирующий фактор. Психологическая наука и образование, 1, 1-8.
  24. Писарева, В. Ю. Социальная креативность студентов-психологов как условие их инновационной деятельности. URL: https://psy.su/mod_files/additions_1/fle_file_additions_1_344.pdf
  25. Попель, А. А. (2005). Психологические условия развития социальной креативности студентов в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … канд. психол. наук. Н. Новгород. 23 с. EDN: https://elibrary.ru/lziqtx
  26. Резникова, А. В., Внуковская, А. В., Шокиров, Ш. А. (2018). Поликультурность как основополагающий фактор современной образовательной системы. Современные наукоемкие технологии, 8, 214-217. EDN: https://elibrary.ru/xzbtnz
  27. Ростовская, Т. К., Соколовская, С. А. (2017). Роль принципа поликультурности в управлении процессом патриотического воспитания молодежи. Локус: люди, общество, культуры, смыслы, 3, 100-108. EDN: https://elibrary.ru/zhzmrn
  28. Рубцов, В. В. (2000). Оценка образовательной среды школы. В 2-я Российская конференция по экологической психологии (с. 176-177). Москва.
  29. Сивиринов, Б. С. (2022). Социум как социальная реальность: категориальная версия. Теория и практика общественного развития, 11(177), 32-37. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.11.4 EDN: https://elibrary.ru/dundqc
  30. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. URL: https://rus-general-social-pedagog-terms.slovaronline.com (дата обращения: 08.09.2025)
  31. Сорокин, П. (2014). Моя философия - интегрализм. Партнерство цивилизаций, 1-2, 273-280.
  32. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения: 08.09.2025)
  33. Усачев, А. В. (2020). Креативность в философском измерении. Развитие креативности личности в современном мультикультурном пространстве, 53-56. EDN: https://elibrary.ru/ioddwz
  34. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”: [с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023]: офиц. текст. Москва, 2023. 25 с.
  35. Ходырева, Е. А. (2007). Поликультурность как педагогический принцип. Вестник ВятГУ, 16, 118-123. EDN: https://elibrary.ru/mvvzhn
  36. Холодная, М. А. (2020). Многомерная природа показателей интеллекта и креативности: методические и теоретические следствия. Психологический журнал, 41(3), 18-31. https://doi.org/10.31857/S020595920009342-2 EDN: https://elibrary.ru/odsnuv
  37. Шайденко, Н. А., Подзолков, В. Г., Сергеев, А. Н., Сергеева, А. В. (2008). Креативность как психолого-педагогическая категория и объективная реальность: Анализ существующих подходов к сущности, структуре, путям и методам формирования и развития. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого. 122 с. ISBN: 978-5-87954-438-1 EDN: https://elibrary.ru/uimysh
  38. Шевцова, М. А. (2024). Поликультурность как профессионально важное качество личности будущего педагога. В кн.: Стратегические ориентиры высшего и общего образования в условиях социально-культурных трансформаций (Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Ценностные приоритеты образования в XXI веке: современные вызовы и стратегические направления", г. Луганск, 4–5 декабря 2024 г.), с. 218–222.
  39. Шумпетер, Й. (1982). Теория экономического развития: (Исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) (Пер. с англ.). Москва. 455 с.
  40. Florida, R., & Mellander, C. (2006). The creative class or human capital? Explaining regional development in Sweden. Toronto. 39 p.
  41. Throsby, D. (2001). Economics and Culture. Cambridge. 228 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».