Реализация активных и интерактивных методов обучения при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих педагогов начального общего образования
- Авторы: Ведяшкина А.В.1
-
Учреждения:
- Тихоокеанский государственный университет
- Выпуск: Том 16, № 3 (2025)
- Страницы: 173-191
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 31.08.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/311998
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-851
- EDN: https://elibrary.ru/YCIMEN
- ID: 311998
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Современные тенденции во всех сферах общества, а в частности – в духовной – в образовании, ставят перед профессорско-преподавательским составом высших школ задачу использования таких подходов, форм, методов и приемов работы, при которых обучающиеся способны осваивать, реализовывать в учебных ситуациях и профессиональной деятельности компетенции, заложенные Профессиональным стандартом и учебным планом. Будущие педагоги начального образования на этапе получения высшего образования должны прожить собственный опыт обучения в условиях системно-деятельностного подхода, чтобы иметь о нем представление, а в перспективе – профессиональные и общепрофессиональные компетенции для его реализации в собственной профессиональной деятельности. Будущие учителя начальных классов должны уметь выстраивать индивидуальную и совместную работу обучающихся в процессе обучения, воспитания, используя актуальные (современные) методы работы. Автор описывает практику реализации современных методов обучения в рамках профессионального образования таких, как активные и интерактивные методы, способствующие эффективному взаимодействию и взаимообогащению студентов и преподавателей, а значит более качественному формированию компетенций будущего специалиста.
Цель – описание практики реализации активных и интерактивных методов обучения при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих педагогов начального образования.
Методология. Основными методами работы являются: изучение нормативных документов, анализ и синтез психолого-педагогической литературы, опытная работа в вузе.
Результаты. Результаты исследования представлены в виде организации обучения студентов высшей школы в аспекте нескольких дисциплин, реализуя активные и интерактивные методы обучения. Описана современная образовательная практика формирования профессиональных и общепрофессиональных компетенций в деятельностном подходе, заключающаяся в содействии становлению профессионала педагогического профиля подготовки, способного во время подготовки в вузе занимать проактивную образовательную стратегию, а в собственной профессиональной деятельности позже – уметь организовать такой же процесс внутри классного (школьного) коллектива.
Об авторах
Анастасия Викторовна Ведяшкина
Тихоокеанский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: 013397@togudv.ru
SPIN-код: 6149-0818
ассистент высшей школы теории и методики педагогического и дефектологического образования
Россия, ул. Тихоокеанская, 136, г. Хабаровск, 680035, Российская Федерация
Список литературы
- Абдуллина, O. A. (1990). Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 141 с.
- Балданова, А. Ю., & Дугаржапова, М. А. (2023). Современные тренды в сфере образования. Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент, 3, 22-29. https://doi.org/10.18101/2304-4446-2023-3-22-29 EDN: https://elibrary.ru/kxvivz
- Вендина, А. А., Киричек, К. А., & Малиатаки, В. В. (2016). Активные и интерактивные методы обучения как средство подготовки бакалавров педагогического образования к реализации требований ФГОС. Интернет-журнал “Мир науки”, 4(2). URL: http://mir-nauki.com/PDF/54PDMN216.pdf (дата обращения: 06.05.2025). EDN: https://elibrary.ru/wcizsj
- Ильиных, Е. А. (2016). Метод кейс-стади как инструмент формирования психологической компетентности будущего учителя начальных классов. Вестник магистратуры, 5-1(56), 62-64. EDN: https://elibrary.ru/wcywdb
- Катаев, К. С., Катаев, С. Г., & Каменская, И. В. (2023). О принципах построения модели специалиста - выпускника педагогического вуза. Образование и наука, 25(3), 35-66. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-3-35-66 EDN: https://elibrary.ru/ygvpoo
- Коротаева, Е. В., & Андрюнина, А. С. (2021). Интерактивное обучение: аспекты теории, методики, практики. Педагогическое образование в России, 4, 26-33. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_03 EDN: https://elibrary.ru/dyoean
- Митина, Г. В. (2024). Технология формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов начального общего образования. Russian Journal of Education and Psychology, 15(1), 49-61. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-1-440 EDN: https://elibrary.ru/glhpgm
- Никитина, Л. А., & Кузеванова, А. А. (2022). Содержание и формы подготовки будущего учителя начальных классов к сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях малочисленной сельской школы. Педагогика сельской школы, 4(14), 142-158. https://doi.org/10.20323/2686-8652-2022-4-14-142-158 EDN: https://elibrary.ru/ljyztp
- Профессиональный стандарт “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”. URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения 16.02.2025)
- Родионова, С. Е., & Григорьева, Т. В. (2012). Применение активных и интерактивных методов обучения в реализации основных образовательных программ по гуманитарным направлениям подготовки ВПО (на примере направления “Филология”). Вестник Башкирского университета, 17(3-1), 1594-1599. EDN: https://elibrary.ru/puuntr
- Самодерженков, А. Н., Карданова, Е. Ю., Сатова, А. К. и др. (2021). Оценка психологической готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности. Вопросы образования, (3), 114-137. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-114-137 EDN: https://elibrary.ru/wcmuqy
- Сергеева, Б. В. (2013). Интерактивные методы обучения как средство развития профессионально-познавательной активности будущих учителей начального образования. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 11-2, 220-222. EDN: https://elibrary.ru/rrzvtz
- Сластенин, В. А. (1977). Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки: автореф. дис. докт. пед. наук. М., 29 с.
- Стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации от 18.10.2023. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407790373/ (дата обращения: 16.02.2025)
- Тумашева, О. В., Кириллова, Н. А., Михалкина, Е. А. (2019). Готовность будущих учителей к реализации системно-деятельностного подхода как педагогический феномен. Образование и наука, 21(5), 42-60. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-43-61 EDN: https://elibrary.ru/dlmckv
- ФГОС 44.03.01 Педагогическое образование Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 121 (ред. от 08.02.2021). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121/ (дата обращения: 16.02.2025)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения от 05.07.2021 / М-во образования и науки Рос. Федерации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 16.02.2025)
- Хайновский, С. Е. (2022). Интерактивные методы обучения и их актуальность на сегодняшний день. Педагогический журнал, 12(4-1), 296-304. https://doi.org/10.34670/AR.2022.36.62.037 EDN: https://elibrary.ru/yfqimn
- Шамис, В. А. (2011). Активные методы обучения в вузе. Сибирский торгово-экономический журнал, 14, 220-222. EDN: https://elibrary.ru/owahor
- Юн-Хай, С. А. (2015). Деловая игра как метод активного обучения будущих педагогов. Вестник Бурятского государственного университета, 15, 190-195. EDN: https://elibrary.ru/uxatkh
- Яковлева, Н. М. (1991). Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: ЧГПИ “Факел”, 128 с. EDN: https://elibrary.ru/sddkwx
Дополнительные файлы
