Реализация активных и интерактивных методов обучения при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих педагогов начального общего образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Современные тенденции во всех сферах общества, а в частности – в духовной – в образовании, ставят перед профессорско-преподавательским составом высших школ задачу использования таких подходов, форм, методов и приемов работы, при которых обучающиеся способны осваивать, реализовывать в учебных ситуациях и профессиональной деятельности компетенции, заложенные Профессиональным стандартом и учебным планом. Будущие педагоги начального образования на этапе получения высшего образования должны прожить собственный опыт обучения в условиях системно-деятельностного подхода, чтобы иметь о нем представление, а в перспективе – профессиональные и общепрофессиональные компетенции для его реализации в собственной профессиональной деятельности. Будущие учителя начальных классов должны уметь выстраивать индивидуальную и совместную работу обучающихся в процессе обучения, воспитания, используя актуальные (современные) методы работы.  Автор описывает  практику реализации современных методов обучения в рамках профессионального образования таких, как активные и интерактивные методы, способствующие эффективному взаимодействию и взаимообогащению студентов и преподавателей, а значит более качественному формированию компетенций будущего специалиста.

Цель – описание практики реализации активных и интерактивных методов обучения при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих педагогов начального образования.

Методология. Основными методами работы являются: изучение нормативных документов, анализ и синтез психолого-педагогической литературы,  опытная работа в вузе.

Результаты. Результаты исследования представлены в виде организации обучения студентов высшей школы в аспекте нескольких дисциплин, реализуя активные и интерактивные методы обучения. Описана современная образовательная практика формирования профессиональных и общепрофессиональных компетенций в деятельностном подходе, заключающаяся в содействии становлению профессионала педагогического профиля подготовки, способного во время подготовки в вузе занимать проактивную образовательную стратегию, а в собственной профессиональной деятельности позже – уметь организовать такой же процесс внутри классного (школьного) коллектива.

Об авторах

Анастасия Викторовна Ведяшкина

Тихоокеанский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: 013397@togudv.ru
SPIN-код: 6149-0818

ассистент высшей школы теории и методики педагогического и дефектологического образования

 

Россия, ул. Тихоокеанская, 136, г. Хабаровск, 680035, Российская Федерация

Список литературы

  1. Абдуллина, O. A. (1990). Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 141 с.
  2. Балданова, А. Ю., & Дугаржапова, М. А. (2023). Современные тренды в сфере образования. Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент, 3, 22-29. https://doi.org/10.18101/2304-4446-2023-3-22-29 EDN: https://elibrary.ru/kxvivz
  3. Вендина, А. А., Киричек, К. А., & Малиатаки, В. В. (2016). Активные и интерактивные методы обучения как средство подготовки бакалавров педагогического образования к реализации требований ФГОС. Интернет-журнал “Мир науки”, 4(2). URL: http://mir-nauki.com/PDF/54PDMN216.pdf (дата обращения: 06.05.2025). EDN: https://elibrary.ru/wcizsj
  4. Ильиных, Е. А. (2016). Метод кейс-стади как инструмент формирования психологической компетентности будущего учителя начальных классов. Вестник магистратуры, 5-1(56), 62-64. EDN: https://elibrary.ru/wcywdb
  5. Катаев, К. С., Катаев, С. Г., & Каменская, И. В. (2023). О принципах построения модели специалиста - выпускника педагогического вуза. Образование и наука, 25(3), 35-66. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-3-35-66 EDN: https://elibrary.ru/ygvpoo
  6. Коротаева, Е. В., & Андрюнина, А. С. (2021). Интерактивное обучение: аспекты теории, методики, практики. Педагогическое образование в России, 4, 26-33. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_03 EDN: https://elibrary.ru/dyoean
  7. Митина, Г. В. (2024). Технология формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов начального общего образования. Russian Journal of Education and Psychology, 15(1), 49-61. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-1-440 EDN: https://elibrary.ru/glhpgm
  8. Никитина, Л. А., & Кузеванова, А. А. (2022). Содержание и формы подготовки будущего учителя начальных классов к сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях малочисленной сельской школы. Педагогика сельской школы, 4(14), 142-158. https://doi.org/10.20323/2686-8652-2022-4-14-142-158 EDN: https://elibrary.ru/ljyztp
  9. Профессиональный стандарт “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”. URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения 16.02.2025)
  10. Родионова, С. Е., & Григорьева, Т. В. (2012). Применение активных и интерактивных методов обучения в реализации основных образовательных программ по гуманитарным направлениям подготовки ВПО (на примере направления “Филология”). Вестник Башкирского университета, 17(3-1), 1594-1599. EDN: https://elibrary.ru/puuntr
  11. Самодерженков, А. Н., Карданова, Е. Ю., Сатова, А. К. и др. (2021). Оценка психологической готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности. Вопросы образования, (3), 114-137. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-114-137 EDN: https://elibrary.ru/wcmuqy
  12. Сергеева, Б. В. (2013). Интерактивные методы обучения как средство развития профессионально-познавательной активности будущих учителей начального образования. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 11-2, 220-222. EDN: https://elibrary.ru/rrzvtz
  13. Сластенин, В. А. (1977). Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки: автореф. дис. докт. пед. наук. М., 29 с.
  14. Стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации от 18.10.2023. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407790373/ (дата обращения: 16.02.2025)
  15. Тумашева, О. В., Кириллова, Н. А., Михалкина, Е. А. (2019). Готовность будущих учителей к реализации системно-деятельностного подхода как педагогический феномен. Образование и наука, 21(5), 42-60. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-43-61 EDN: https://elibrary.ru/dlmckv
  16. ФГОС 44.03.01 Педагогическое образование Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 121 (ред. от 08.02.2021). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121/ (дата обращения: 16.02.2025)
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения от 05.07.2021 / М-во образования и науки Рос. Федерации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 16.02.2025)
  18. Хайновский, С. Е. (2022). Интерактивные методы обучения и их актуальность на сегодняшний день. Педагогический журнал, 12(4-1), 296-304. https://doi.org/10.34670/AR.2022.36.62.037 EDN: https://elibrary.ru/yfqimn
  19. Шамис, В. А. (2011). Активные методы обучения в вузе. Сибирский торгово-экономический журнал, 14, 220-222. EDN: https://elibrary.ru/owahor
  20. Юн-Хай, С. А. (2015). Деловая игра как метод активного обучения будущих педагогов. Вестник Бурятского государственного университета, 15, 190-195. EDN: https://elibrary.ru/uxatkh
  21. Яковлева, Н. М. (1991). Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: ЧГПИ “Факел”, 128 с. EDN: https://elibrary.ru/sddkwx

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».