Преодоление лексической интерференции у китайских студентов в процессе обучения русскому языку

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В статье рассматривается проблема лексической интерференции у китайских студентов, изучающих русский язык как иностранный (РКИ). Явление обусловлено существенными различиями в структурах и семантических системах двух языков. Лексические ошибки проявляются в виде калькирования, нарушения сочетаемости, семантических подмен и использования слов вне речевого контекста, что затрудняет формирование устойчивых лексических навыков.

Цель. Цель исследования состоит в выявлении типичных проявлений лексической интерференции у студентов с китайским языковым фоном и в обосновании методических подходов к её преодолению в процессе обучения русскому языку.

Материалы и методы. Методология включает анализ письменных и устных работ, анкетирование и педагогический эксперимент с использованием адаптированного комплекса упражнений, направленных на осознанное и контекстное употребление лексики.

Результаты. Экспериментальная часть была проведена среди 50 студентов второго курса одного из университетов КНР, разделённых на контрольную и экспериментальную группы. Сравнительный анализ результатов показал, что применение контрастивных заданий, лексико-семантических упражнений и цифровых инструментов обеспечило снижение числа лексических ошибок на 37,3 % в письменной речи и на 43,3 % в устной, а также повышение уверенности в использовании русской лексики в реальной коммуникации. Научная новизна работы заключается в комплексном рассмотрении лексической интерференции с позиций лингвистики и когнитивной психологии, а также в практической проверке эффективности предложенной методики в китайской аудитории. Результаты подтверждают значимость системной коррекционной работы и могут быть использованы в образовательных программах РКИ на начальном и среднем уровнях. Выводы исследования указывают на то, что целенаправленная работа с лексической интерференцией способствует не только снижению количества ошибок, но и формированию уверенных навыков употребления русской лексики. Методика, предложенная в рамках исследования, может быть эффективно применена в практике преподавания РКИ студентам с китайским родным языком.

Об авторах

Ма Цзя

Шэньянский Политехнический Университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: majia19802003@163.com
ORCID iD: 0000-0001-9995-5189

магистр, доцент

 

Китай, No.6 Наньпин Мидл Роуд, район Хуннань, Шэньян, провинция Ляонин, Китай

Список литературы

  1. Андреюшина, Е. А. (2014). Трудности освоения русской фонетики иноязычной аудиторией в зависимости от родного языка учащихся. Филологические науки. Вопросы теории и практики, 12-2, 19-22. EDN: https://elibrary.ru/syecxx
  2. Болдырева, Е. М. (2020). Методы и приемы обучения китайских студентов русской разговорной речи. Ярославский педагогический вестник, 5(116), 61-74. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-5-116-61-74 EDN: https://elibrary.ru/hmzccc
  3. Васина, Е. А. (2019). О некоторых качественных и количественных особенностях китайской звучащей речи в контексте синхронного перевода с китайского языка на слух. Вестник Московского университета. Серия 22: Теория перевода, 2, 52-65. EDN: https://elibrary.ru/fwdqhl
  4. Граборская, И. В., Седых, Д. В. (2015). Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения иностранному языку. В сборнике: Лингвообразование в неязыковом вузе: теория и практика, 150-179. EDN: https://elibrary.ru/utxkhf
  5. Неустроева, Я. Д. (2022). Сопоставимый анализ синтаксической структуры вопросительных предложений русского и китайского языков. Современное педагогическое образование, 8, 102-106. EDN: https://elibrary.ru/vnrfma
  6. Прохорова, О. Н., Чекулай, И. В. (2013). Синтагматические особенности кванторных слов и их роль в концептуализации языкового пространства. Лингвистическая студия, 22, 40-51. EDN: https://elibrary.ru/recwqd
  7. Тарева, Е. Г., Маметова, Ю. Ф. (2020). Поликультурная многоязычная учебно-коммуникативная ситуация как средство формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов. В сборнике: Межкультурное образование в вузе: лингводидактические стратегии и практики, 99-115.
  8. Цейтлин, С. Н., Круглякова, Т. А. (2024). Падежная система в процессе освоения русского языка как первого и второго. Русистика, 22(1), 135-149. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2024-22-1-135-149 EDN: https://elibrary.ru/qtisxn
  9. Цховребов, А. С. (2024). Место эрратологического подхода в общей системе подходов к обучению иностранному языку. Педагогическое образование в России, 5, 272. EDN: https://elibrary.ru/jmhfmg
  10. Шевнин, А. Б. (2004). Эрратология и межъязыковая коммуникация. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2, 36-44. EDN: https://elibrary.ru/pjdjwl
  11. Шоин, Ч. (2024). Типы лексических ошибок при русско-китайской интерференции и их преодоление. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, 2(123), 149-160.
  12. Щенникова, Н. В. (2013). Русский идиом английского языка: специфика употребления модальных глаголов. Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Современные лингвистические и методико-дидактические исследования, 2, 111-125. EDN: https://elibrary.ru/rmynjt
  13. Antropova, M. Y., Vlasov, A. A., Kasyanenko, E. F. (2019). Mobile technologies in educational process of Chinese universities. New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Sciences, 6(5), 1-7.
  14. Kujalowicz, A., Zajdler, E. (2009). Language activation and lexical processing by Polish learners of English and Chinese - the role of learning experience in TLA. International Journal of Multilingualism, 6(1), 85-104.
  15. Mikitchenko, E. (2014). Mental representations of “road” and “path” at the comparative aspect. In International Conference on Education, Language, Art and Intercultural Communication (ICELAIC-14), 432-434.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».