Достижение объективности при проверке письменных работ студентов
- Авторы: Кочкина О.М.1
-
Учреждения:
- Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ
- Выпуск: Том 16, № 1 (2025)
- Страницы: 260-283
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 28.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/301015
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-1-669
- EDN: https://elibrary.ru/RCNZDA
- ID: 301015
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Проблема достижения объективности при оценивании работ учащихся постоянно обсуждается в педагогическом сообществе. Очевидно, что на первом плане всегда стоит вопрос квалификации преподавателя. Однако научный интерес вызывают и различные объективные и субъективные факторы, которые могут побудить преподавателя снизить или же повысить оценку.
Цель. Целью данного исследования является выявление подобных факторов, влияющих на объективность оценивания, и определение степени их влияния на преподавателя.
Материалы и методы. Основным стимулом к написанию данной статьи являлась книга Д. Канемана и соавторов, в которой анализировались факторы шума в различных областях деятельности. Теоретическую основу исследования составляет обзор существующих критериальных систем по иностранным языкам и научной литературы по теме, практическую основу представляют результаты анкетирования, разработанного автором данной статьи.
Результаты. И анализ литературы, и опрос преподавателей показали, что основными факторами, определяющими объективность, являются компетентность преподавателя и наличие четких критериев оценивания; тем не менее, были определены и внешние факторы, влияющие на объективность и плохо поддающиеся устранению. Существующие практики аудита в образовательной деятельности сложны в исполнении и накладывают дополнительную нагрузку на преподавателя, одновременно снижая роль индивидуального подхода, особенно важного при преподавании таких гуманитарных дисциплин, как иностранные языки.
Об авторах
Ольга Михайловна Кочкина
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ
Автор, ответственный за переписку.
Email: o.kochkina@inno.mgimo.ru
ORCID iD: 0000-0002-7968-7276
SPIN-код: 9255-7270
Scopus Author ID: 57196147494
ResearcherId: AGX-8979-2022
кандидат психологических наук, доцент кафедры английского языка №2
Россия, проспект Вернадского, 76, г. Москва, 119454, Российская ФедерацияСписок литературы
- Байбаков, С. Е., & Берген, Н. О. (2020). Варианты оценивания уровня профессиональных компетенций студентов. МЦНП «Новая наука», С. 30–44.
- Бароненко, Е. А., Райсвих, Ю. А., & Скоробренко, И. А. (2020). Синтез традиционных и нетрадиционных форм контроля как фактор повышения эффективности процесса обучения иностранным языкам. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, (5), 7–24. https://doi.org/10.25588/CSPU.2020.158.5.001
- Громова, Д. А., & Ребикова, Л. Д. (2020). К вопросу об объективности оценивания работы студентов на занятиях по английскому языку в высшей школе. В сборнике: Профессионально-ориентированное обучение языкам: реальность и перспективы (Санкт-Петербург, 18–19 февраля 2020 г.; с. 155–156). Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
- Ефремова, Н. Ф. (2021). Надежность оценочной системы как условие качественного управления обучением. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 4(4), 71–84. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-4-71-84
- Зарудная, М. В., Коробова, Е. В., & Кардович, И. К. (2019). Проблема независимой оценки знаний студентов по иностранному языку. Вестник Костромского государственного университета. Педагогика, психология, социокинетика, (1), 236–240.
- Коровкина, Н. П., Пустовалова, Н. Н., Кобринец, В. П., & Барашко, О. Г. (2020). Анализ использования рейтинговой системы оценки знаний студентов. Высшее техническое образование, 4(2), 17–22.
- Котюрова, И. А. (2022). Субъективность оценивания письменных работ на иностранном языке. Мир науки, культуры, образования, (96), 23–25. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-596-22-25
- Макарова, Ю. А. (2016). Оценивание иноязычных креативных текстов студентов как методическая проблема. Профессиональное образование в России и за рубежом, (24), 196–203.
- Мандель, Б. Р. (2017). Оценка больше говорит о том, кто умудрился выставить ее. Школьные технологии, (3), 94–111.
- Николаева, М. В. (2021). «Автомат»: быть или не быть. Мир науки, культуры, образования, (91), 96–100. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-691-96-100
- Хамова, С. Н. (2019). Соотношение объективного и субъективного компонентов в оценивании знаний студентов высшего учебного заведения. Педагогический журнал, 9(6А), 341–353. https://doi.org/10.34670/AR.2020.46.6.226
- Council of Europe. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. Получено с https://www.coe.int/en/web/common-european-framework-reference-languages (дата обращения: 15.10.2024).
- Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. Получено с https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24 (дата обращения: 15.10.2024).
- Московский государственный институт международных отношений (МГИМО). Критерии оценки курса английского языка второго года обучения. Получено с https://mgimo.ru/study/faculty/meo/eng2/docs/criteria-eng2/ (дата обращения: 15.10.2024).
- Московский государственный институт международных отношений (МГИМО). Правила и стандарты образования. Получено с https://mgimo.ru/sveden/eduStandarts/ (дата обращения: 15.10.2024).
- Ben Hedia, N. (2020). How writing teachers' beliefs influence grading practices. В сборнике: McCallum, L., Coombe, C. (eds) The Assessment of L2 Written English across the MENA Region (с. 111–134). Palgrave Macmillan, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-53254-3_7
- Beresova, J. (2019). The importance of objectivity in assessing writing skills. INTED2019 Proceedings, 4376–4380. https://doi.org/10.21125/inted.2019.1093
- Choubane, M. (2022). Investigating teachers' beliefs about the issues affecting their assessment of the writing skills: The case of first-year EFL teachers at the University of Algiers 2. Arab World English Journal, 13(3), 202–219. https://dx.doi.org/10.24093/awej/vol13no3.13
- Kahneman, D., Sibony, O., & Sunstein, C. R. (2021). Noise: A Flaw in Human Judgment. William Collins, Great Britain.
- Owens, J. (2023). Grading fairly: A reflection on extraneous factors affecting ability to grade objectively. Literacies and Language Education: Research and Practice, Spring, 110–131. English Language Institute, KUIS.
Дополнительные файлы
