Педагогические условия эффективности практической подготовки студентов в индустрии туризма и гостеприимства
- Авторы: Радыгина Е.Г.1, Рогалева Н.Л.2, Охрименко Е.И.1
-
Учреждения:
- Уральский государственный экономический университет
- Камчатский филиал автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»
- Выпуск: Том 16, № 1 (2025)
- Страницы: 215-235
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 28.02.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/301009
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-1-571
- EDN: https://elibrary.ru/BEPHZI
- ID: 301009
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Приоритетность практической подготовки в системе высшего образования определяется потребностью индустрии туризма и гостеприимства в квалифицированных кадрах, способных идти в ногу со временем и работать в современных условиях. В связи с этим важной задачей высших учебных заведений является совершенствование системы образования, в том числе традиционных подходов. Одной из основных задач является своевременное обновление учебных планов и программ, а именно введение актуальных дисциплин, повышение уровня практической подготовки, использование новых технологий в обучении. Также приоритетом в развитии системы образования должно стать постоянное повышение качества преподавания и подготовки кадров. Ключевым на данный момент направлением для развития системы образования в вузах России является организация практической подготовки студентов.
Цель – определить причины неэффективной организации процесса практической подготовки студентов для индустрии туризма и гостеприимства, а также предложить рекомендации по их устранению.
Материалы и методы. В работе для модели организации практической подготовки студентов в индустрии туризма и гостеприимства используется системный, компетентностный и профессиографический подходы; основными методами для исследования являются статистический метод, аналитический метод (документальный, сравнительный), моделирования.
Результаты. В результате проведенного исследования определяются условия организации эффективной практической подготовки студентов в индустрии туризма и гостеприимства. В ходе исследования анализируется текущее состояние практического образования в индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации, выявляются факторы, влияющие на низкий уровень практической подготовки, исследуется взаимоотношение практического опыта студентов и их способности находить работу по профилю подготовки, анализируются причины низкой эффективности практической подготовки в вузе. На основе анализа предложены условия эффективной организации практической подготовки студентов в индустрии туризма и гостеприимства: взаимодействие вузов с работодателями из реального сектора экономики, развитие практических навыков преподавателей, изменение структуры образовательных программ в направлении логического взаимодействия теории и практики, увеличение продолжительности практики в структуре учебного процесса. Научная новизна исследования заключается в анализе современной ситуации организации практической подготовки студентов и выделении критериев эффективности этого процесса.
Об авторах
Евгения Геннадьевна Радыгина
Уральский государственный экономический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: radygina@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-2233-7734
SPIN-код: 8279-8619
Scopus Author ID: 57285175200
ResearcherId: AAD-2605-2019
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой туристического бизнеса и гостеприимства
Россия, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45, г. Екатеринбург, 620990, Российская ФедерацияНадежда Леонидовна Рогалева
Камчатский филиал автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»
Email: nadya.6425@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4968-1858
SPIN-код: 1592-5454
Scopus Author ID: 57934072500
кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора по научной работе
Россия, ул. Ключевская, 11, г. Петропавловск-Камчатский, 683003, Российская ФедерацияЕлена Ивановна Охрименко
Уральский государственный экономический университет
Email: oelenai@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0006-5461-0092
SPIN-код: 5076-1151
Scopus Author ID: 58040876000
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры туристического бизнеса и гостеприимства
Россия, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45, г. Екатеринбург, 620990, Российская ФедерацияСписок литературы
- Беленко, Е. Л., Проценко, Ю. В., & Луканова, Н. А. (2024). О принципах практического обучения студентов профессиональным компетенциям индустрии туризма и гостеприимства. Образовательные ресурсы и технологии, (1), 31–40. https://doi.org/10.21777/2500-2112-2024-1-31-40
- Бушуева, И. В. (2014). К вопросу об организации практикоориентированной подготовки кадров для сферы туризма и гостеприимства. Сервис в России и за рубежом, (7), 192–202.
- Васильева, О. О., & Абабкова, М. Ю. (2024). Карьерные ожидания студентов гуманитарных специальностей на рынке труда. Вестник Алтайской академии экономики и права, (1), 17–23. https://doi.org/10.17513/vaael.3205
- Ден, В. Г. (2022). Организация практико-ориентированного образования в индустрии туризма и гостеприимства на примере кафедры туризма и экологии Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, (1), 130–143. https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-1/130-143
- Ердакова, В. П. (2024). Вектор на повышение отраслевого кадрового потенциала, как условие развития туризма в России. Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм, (1), 12–23. https://doi.org/10.18572/2686-858X-2024-21-1-12-23
- Кувайцев, А. В. (2016). Современные проблемы подготовки специалистов в области профессионального образования. Современные научные исследования и инновации, (11). Получено с https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74020
- Майер, А., & Подцероб, М. (2022). 85% работодателей говорят о необходимости улучшить практическую подготовку студентов. Ведомости: Менеджмент. Получено с https://www.vedomosti.ru/management/articles/2023/07/12/984879-85-rabotodatelei-govoryat-o-neobhodimosti
- Смотрин, А. Р. (2019). Низкий уровень развития практических навыков выпускников вузов: риск и проблема. Образовательный процесс, (1), 11–16.
- Стало известно, сколько россиян работает по специальности. (2024, 21 марта). Известия: Общество. Получено с https://iz.ru/1668515/2024-03-21/stalo-izvestno-skolko-rossiian-rabotaet-po-specialnosti
- Труд и занятость в России. 2023: Статистический сборник. (2023). Москва: Росстат. 180 с.
- Устюжина, А. Ю. (2019). Практико-ориентированное обучение бакалавров сервиса: формы взаимодействия вуза и организаций-работодателей. ЦИТИСЭ, (3). Получено с https://ma123.ru/ru/2019/06/3-устюжина/
- Khabrieva, M. N., Torkunov, O. V., Biryaltseva, A. R., & Torkunova, Yu. V. (2019). Modern practice-oriented models the organization of training in the sphere of tourism management and hotel business. Modern Problems of Science and Education, (5), 65. Получено с https://science-education.ru/en/article/view?id=29268
- Mosalev, A. I., Shpilina, T. M., Shcheglova, O. G., & Gizyatova, A. S. (2018). Human resources management for tourism and hospitality industry in Russia. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 204, 012031. https://doi.org/10.1088/1755-1315/204/1/012031
- Nelson, A. A. (1994). Hospitality Internships: The Effects of Job Dimensions and Supportive Relationships on Student Satisfaction (Doctoral Dissertation). Wayne State University, Michigan.
- Radygina, E. G. (2023). Practical Training Model for Students in Tourism and Hospitality: Description of the Elements of the Practical Training System at the University. Human Resources Management and Services, 5(2). https://doi.org/10.18282/hrms.v5i2.3372
- Ren, L., & McKercher, B. (2021). Practical Learning in Hospitality Education. University of Queensland, Australia. https://doi.org/10.14264/5fed372
- Zainullina, T., & Kedrova, I. (2020). Challenges and Prospects of Practical-Oriented Training in the Sectors of Tourism and Hospitality. E3S Web of Conferences, 210, 22024. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021022024
Дополнительные файлы
