Том 10, № 4 (2025)

Обложка

Весь выпуск

Этнография тюркского мира

Формирование культуры статусных похорон в татарском обществе в 1910–1940-х гг.

Шайхин А.Р.

Аннотация

Статья посвящена исследованию появления и эволюции культуры статусных похорон в татарском обществе между 1912 и 1942 гг. Под статусными похоронами понимаются публичные ритуальные мероприятия, прощания и захоронения, в которых выражается высокий общественный, социальный или культурный статус покойного. В работе анализируется влияние социальных, политических и религиозных факторов на коллективные ритуалы прощания и похорон, раскрывается историческая динамика изменений этих обрядов под влиянием модернизации, революции 1917 г. и послереволюционных трансформаций социума. В статье прослеживается, как публичные похороны стали пространством не только религиозного действия, но и ареной социального признания, демонстрации статуса и сплочения общины.

Отмечается, что статусные похороны были важным институтом символической борьбы и самоидентификации, отражающем как традиционные, так и современные для изучаемого периода идеалы, в том числе черты светскости и коммеморативности. Особое внимание уделяется роли ключевых общественных фигур, религиозных лидеров и интеллигенции – их похороны становились значимыми городскими событиями. Анализируется ход и специфические черты похорон Х. Ямашева, Г. Тукая, К. Якуба, Г. Баруди, Ф. Амирхана, Х. Такташа, Г. Камала, Ш. Камала. В статье выявляются социокультурные механизмы институционализации и переосмысления похоронного обряда, демонстрируется, как изменения в ритуале становились индикатором перемен в статусной структуре татарского общества и динамики его модернизации. Исследование основано на анализе источников из фондов Национального музея Республики Татарстан, периодической печати и мемуаров.

Историческая этнология. 2025;10(4):525-538
pages 525-538 views

«Родовые вещи» мурз Кульмаметьевых в собрании Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника

Тычинских З.А.

Аннотация

В статье представлен обзор комплекса предметов, относящихся к истории известного сибирско-татарского рода мурз Кульмаметьевых, которые хранятся в коллекциях Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника. Рассматривается ранняя история формирования коллекции по традиционной культуре сибирских татар, которая связана с передачей на рубеже XIX–ХХ вв. Кульмаметьевыми в музей «родовых вещей». Показана роль сотрудников музея Н.Л. Скалозубова и В.Н. Пигнатти в сборе предметов среди татарского населения Тобольска и округа для формирования этнографической коллекции.

Среди предметов, поступивших от Кульмаметьевых, значимое место занимают одежда и украшения, а также предметы позднесредневекового вооружения. На примере представленных в коллекциях музея костюмов Кульмаметьевых наглядно проявляются этнолокальные и региональные особенности традиционной одежды. Так, видно, что вплоть до начала ХХ в. сохранялся своеобразный сибирский вариант традиционного женского костюма, характерного для сибирско-татарской знати. В нем прослеживаются черты среднеазиатского влияния.

Особую ценность представляют широко известные в исторической литературе по военному делу, но обычно не атрибутируемые как «родовые вещи» Кульмаметьевых, предметы вооружения сибирских татар из Тобольского музея – шлемы, колчан, стрелы. Между тем, они были переданы в музей представителями конкретного рода и отражают ранние страницы истории военно-служилой верхушки татарского общества, берущей начало от военно-служилой знати Сибирского ханства. Музейные предметы, особенно при наличии их точной атрибуции, при соотнесении с другими историческими материалами являются надежным источником для реконструкции не только истории отдельного рода, но и в целом истории татарского народа. Они приобретают особую роль при изучении этнической истории, поскольку имеют отношение к столь известному и значимому роду, как род Кульмаметьевых.

Историческая этнология. 2025;10(4):539-553
pages 539-553 views

История формирования татарской коллекции в собрании Костромского музея-заповедника: этнографический и художественный аспекты

Андрианова Н.В.

Аннотация

В Костромском крае представители татарского народа проживают с XVII в. Согласно документам Разрядного приказа, Татарская подгородная слобода была основана в 1680 г. в пригороде Костромы, за рекой Чёрной, по её левобережью, и существует до сих пор. Жизнью слободы начали интересоваться краеведы и этнографы, начиная с XVIII в., что нашло отражение в многочисленных публикациях. Первыми, кто обратил свое внимание на татар, проживающих в городе Костроме, были Николай Степанович Сумароков и Иван Кузьмич Васьков. Они проводили научные изыскания, направленные на изучение исторического и этнографического наследия Костромского края в XVIII в. В 1861 г. было опубликовано издание под названием «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Костромская губерния», подготовленное Яковом Степановичем Крживоблоцким. В 1881 г. Василий Геннадьевич Пирогов представил работу, посвящённую костромским татарам. Публикация вышла в четвёртом выпуске сборника «Материалы для статистики Костромской губернии» под заголовком «Татарская деревня под Костромой». Леонид Андреевич Колгушкин, уроженец Костромы, в своих мемуарах под названием «Костромская старина» представил детальные исторические свидетельства о татарской слободе начала ХХ в. Интерес этнографов к этой теме сохраняется, поскольку жители слободы продолжают чтить традиции и обычаи своего народа.

Коллекцию Костромского музея-заповедника пополнила значительная часть материальных объектов, характеризующих культуру и быт слобожан. Эти предметы представляют собой важный исторический источник о костромских татарах. В статье рассматриваются ключевые этапы формирования татарской коллекции, анализируются различные типы артефактов, включая традиционную одежду, украшения, предметы быта и художественные изделия.

Особое внимание уделено уникальным зарисовкам татарского быта, выполненным в начале XX в. сотрудниками Костромского научного общества, которое стало предшественником современного музея. Проведённое исследование подчёркивает уникальность коллекции и её значимость для сохранения и популяризации татарского культурного наследия в контексте региональной истории и межэтнических связей многонационального города Костромы.

Историческая этнология. 2025;10(4):554-575
pages 554-575 views

Женщина и семья в историко-этнологическом аспекте

«Я закричала: что вы делаете, я пойду мужиков взбунтую»: акушерки-фельдшерицы в российской провинции на рубеже XIX–XX вв.

Габдрафикова Л.Р., Миронова Е.В.

Аннотация

В статье рассматриваются процессы становления профессии акушерок и характер медицинской деятельности женщин в Казанской губернии в конце XIX – начале ХХ в. На основе архивных, периодических и статистических материалов, а также опубликованной делопроизводственной документации уездных земств Казанской губернии 1870-х – 1900-х гг. показана подготовка акушерских и фельдшерских кадров в различных учебных заведениях страны и губернии. Проанализированы мотивы, побуждавшие женщин выбирать медицинские специальности, а также причины переезда столичных жительниц в провинцию для осуществления врачебной практики. Авторами изучены условия труда акушерок, в частности, размеры жалованья, должностные обязанности, взаимоотношения с коллегами, уездной и губернской администрацией, а также с крестьянским населением. Показаны социальные барьеры на пути женщин, стремившихся заниматься медицинской практикой. Сделан вывод о привлекательности для них медицинских профессий как способа обеспечения экономической независимости, несмотря на трудности, с которыми приходилось сталкиваться в трудовой деятельности. Кроме того, подчеркивается, что медицинские специальности выбирали девушки из обеспеченных семей, так как только они могли внести плату за обучение, либо земства направляли своих стипендиаток в учебные заведения. Акцентируется внимание на этноконфессиональной специфике Казанской губернии. Приведены примеры родовспомогательной практики в среде мусульманок. 

Историческая этнология. 2025;10(4):576-591
pages 576-591 views

Государственная регламентация заключения брака и проведения свадебной обрядности у татар в середине 1970-х годов: свидетельство одного документа

Габдрахманова Г.Ф.

Аннотация

В архиве отдела этнологических исследований Института истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан обнаружен документ о том, как в середине 1970-х гг. в Татарской АССР осуществлялось государственное управление традиционной духовной культурой татарского народа. Источник представляет собой рекомендации по заключению и регистрации брака, проведению свадебной обрядности. Они были подготовлены Р.К. Уразмановой, старшим научным сотрудником Института языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова Казанского филиала Академии наук СССР, кандидатом исторических наук. Материалы были изданы в 1977 г. отделом записи актов гражданского состояния Совета Министров Татарской АССР заданию Совета Министров Татарской АССР (Постановление № 228 «О состоянии работы по внедрению новых гражданских обычаев в быт Татарской АССР и мерах по их совершенствованию» от 7 апреля 1976 г.). Брошюра является библиографической редкостью и представляет собой ценное свидетельство о советской национальной политике. Документ раскрывает как органы советской власти стремились изменить традиционный комплекс свадебной обрядности. Некоторые из обычаев и обрядов осуждались, высмеивались, другие поощрялись и обрастали новыми смыслами. Самой поощряемой частью свадьбы являлась официальная регистрация брака. Сценарий ее проведения стал основной частью рекомендаций партийных органов ТАССР. Он дает богатую информацию о том, как в советское время изменялась культура свадьбы у татарского населения.

Историческая этнология. 2025;10(4):592-606
pages 592-606 views

Идентичность в теории и прикладных исследованиях

Сказать и назвать: декларируемая и вербализованная территориальная идентичность на Северо-Востоке России

Данилов И.А.

Аннотация

Статья посвящена изучению соотношения между декларируемой важностью территориальной идентичности и способностью вербализовать ключевые территориальные концепты у жителей Северо-Востока России. Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания глубины и содержательной наполненности территориальной идентичности в полиэтничных регионах. Цель исследования – выявить корреляции между декларируемой важностью российской и региональной идентичностей и способами концептуализации большой и малой родины. Эмпирическую базу составили данные репрезентативного социологического опроса 1436 респондентов в Республике Саха (Якутия) и Чукотском автономном округе, проведенного в марте–апреле 2024 года. Методология исследования сочетает традиционные опросные методы с психолингвистической техникой субъективной дефиниции, позволяющей получить спонтанные вербальные реакции на стимулы «Большая родина – это...» и «Малая родина – это...». Анализ основывался на разработанной 20-категориальной типологии территориальной идентичности, сгруппированной в пять основных блоков: пространственные конкретные, пространственные абстрактные, темпоральные, социальные категории и нулевые реакции. Результаты демонстрируют существенный разрыв между декларативным и вербальным уровнями территориальной идентичности: при высокой декларируемой значимости территориальной принадлежности треть опрошенных не смогли вербализовать содержание концептов родины. Установлена градиентная корреляция между важностью российской идентичности и государственно-ориентированной концептуализацией большой родины: большинство респондентов с максимальной весомостью российской идентичности определяют большую родину через категорию «страна». Региональная идентичность демонстрирует более сложную, нелинейную связь с концептом малой родины, который концептуализируется преимущественно через биографически-темпоральные категории и локально-территориальные представления. Выявлены существенные межрегиональные различия: в Якутии наблюдается сбалансированное соотношение региональной и российской идентичностей при большем разнообразии способов концептуализации родины; в Чукотке доминирует российская идентичность при более унифицированных территориальных представлениях. Полученные данные расширяют понимание механизмов формирования территориальной идентичности и обосновывают необходимость комплексного подхода, учитывающего не только эмоциональную значимость, но и когнитивную проработанность идентификационных процессов.

Историческая этнология. 2025;10(4):607-624
pages 607-624 views

Образ города Болгар и трансформация городской идентичности населения в контексте развития туристического потенциала

Максимова О.А., Маслова В.А.

Аннотация

Статья посвящена исследованию образа города Болгар и трансформации городской идентичности населения в контексте развития туристического потенциала. Образ города рассматривается авторами как сложный феномен, формируемый сочетанием экономических, историко-культурных и символических процессов, играющий роль инструмента территориального брендинга и основы коллективной идентичности.

Основной исследовательский фокус сделан на изучении восприятия местными жителями туристических достопримечательностей и их влияния на формирование и трансформацию городской идентичности. Выводы авторов базируются на эмпирическом материале, полученном в ходе массового опроса населения города Болгар и серии глубинных интервью. Анализ показал высокую приверженность горожан своему городу, основанную на стабильности жизненного уклада, семейных узах, экологии и исторической укорененности. Вместе с тем выявлены серьезные вызовы, связанные с ограниченной доступностью инфраструктуры, повышением цен вследствие туристического бума и недостаточным вниманием к созданию условий для самореализации молодого поколения.

Авторы делают выводы о необходимости разработки комплексной стратегии развития, направленной на балансировку потребностей туристов и качества жизни местных жителей. Предложены конкретные меры, такие как оптимизация транспортной системы, сближение парадной и жилой городской среды, регулирование ценовой доступности и поддержка малого предпринимательства. Подчеркнута важность включения горожан в принятие решений и расширения культурного пространства за пределами туристических локаций. Формулируются перспективы дальнейших исследований, направленных на укрепление связей между брендовым позиционированием города и повседневными реалиями его жителей.

Историческая этнология. 2025;10(4):625-647
pages 625-647 views

О некоторых российских и региональных выставочных проектах 2020-х годов в арт-пространстве Казани: опыт критического анализа

Лобашева И.Ф., Фахразиева Е.А.

Аннотация

В статье проводится анализ арт-пространства Казани как одного из культурных центров России сквозь призму современных выставочных художественных проектов, инициированных музеями, выставочными залами и галереями. Затрагиваются как вопросы организации значимых масштабных выставок 2020-х годов, так и их научная и творческая составляющие, а также глубинный смысловой резонанс, широкий социальный отклик. Публикацию претворяет историографический обзор, в котором сделан акцент на ключевые в свете рассматриваемой темы монографические труды и научные статьи, интернет-обзоры и интервью, посвященные историческому изучению культурных точек города, их роли в формировании художественной среды Казани.

Через избранные выставочные проекты в публикации разворачивается палитра некоторых актуальных сборных выставочных проектов, а также показов творчества отдельных мастеров, чьё искусство пользуется особым интересом. Как следствие, в рамках этих показов определяются приоритетные современные темы, настроения авторов произведений и зрителей, новейшие подходы в оформлении экспозиции, выявляются основные тенденции и направления художественной сферы города.

Отмечено, что наряду с постоянными музейными экспозициями классических образцов визуального искусства, город успешно создает и развивает проекты современных творцов разных областей. Именно это направление, его изменение и прогресс особенно заинтересовали и привлекли внимание авторов, так, в результате обоюдного сотрудничества преподавателя и студентки, возникла эта публикация. Более детальный и глубинный анализ затронул следующие выставки: «Ноев ковчег» (2023) с подробным аналитическим обзором отдельных произведений разных авторов, два показа проекта «Казанское время. Художники 1990-х» в Галерее современного искусства Республики Татарстан (2025) с характеристикой творческой индивидуальности таких мастеров, как Евгений Голубцов и Олег Иванов, «Наш авангард» в корпусе Бенуа Государственного Русского музея Санкт-Петербурга (2025) с акцентом исследования феномена популярности «отцов» русского авангарда. На фоне представленного материала в статье поднимаются вопросы будущего развития изобразительного искусства в целом и места молодых художников в нём в XXI в. Отдельно рассматривается современное развитие Казанской художественной школы и её роль в становлении изобразительного искусства Татарстана.

Историческая этнология. 2025;10(4):648-670
pages 648-670 views

Научный дебют

Изменение цивилизационного пространства Восточной Европы вследствие нашествия гуннов: культурно-геополитические предпосылки формирования славянской этнической доминанты как фактора зарождения российской государственности

Манаширов Д.И.

Аннотация

RETRACTED , см. https://journals.rcsi.science/2619-1636/issue/retracted

Статья посвящена комплексному исследованию гуннского нашествия как ключевого фактора трансформации этнополитической карты Восточной Европы. Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания глубинных причин упадка античных структур региона и последующего возвышения славян. Цель исследования состоит в выявлении механизмов взаимовлияния гуннской экспансии, дезинтеграции полиэтнических сообществ и последующей консолидации восточнославянских племён. Объектом исследования выступают процессы разрушения полиэтничных общностей, миграции кочевых и оседлых племён. Методология основана на сравнительном анализе археологических данных, письменных источников и историографических концепций. Результаты исследования показывают, что нашествие гуннов привело к серьёзным последствиям: к разгрому аланов и готов, разрушению торговых путей и городов, распаду археологических общностей и формированию «культурного вакуума» в Поднепровье. Это уничтожило связи римского влияния в регионе и античные полиэтничные структуры, но создало условия для возникновения протогосударственных объединений восточных славян. Культурный синтез с варягами и наследие догуннских культур заложили основу Древней Руси. Легенды о прародителях-основателях свидетельствуют об осознании славянами общего происхождения. Выводы подчёркивают переломную роль гуннского нашествия в становлении российской государственности. Существенным обстоятельством в консолидации славян сыграла их относительная изоляция в лесной зоне. Длительное нахождение восточных славян в окружении волн кочевников (гунны, авары, булгары) с одной стороны, угрожало разорением и ассимиляцией, а с другой, стимулировало внутреннюю сплочённость и независимое развитие.

Историческая этнология. 2025;10(4):671-686
pages 671-686 views

Ожившая история Казани: кейс «Аудиогид "Околотки на перемотке"»

Мустакимова К.Р., Ротов И.М.

Аннотация

Статья посвящена анализу средств популяризации историко-культурного наследия в городском пространстве. В этом качестве рассматривается аудиогид «Околотки на перемотке». Он был создан в 2024 г. краеведческим медиа «Крот Казанский» и креативным агенством «500na700» из Казани. Непосредственное участие в разработке проекта принимали авторы статьи. Проект рассматривается как синтез научно-исследовательской работы и креативных методов подачи материала, направленных на освещение локальной истории и формирование эмоциональной связи горожан с прошлым. В основе лежит комплексный подход к сбору информации, сочетающий традиционные методы исторического исследования (работа с архивными документами, научной периодикой, адрес-календарями и справочной литературой) с современными цифровыми ресурсами (оцифрованные газеты, базы данных визуальных источников, корпус исторической литературы) и полевыми исследованиями (интервью со старожилами, экспертами и включенное наблюдение). Особое внимание уделяется изучению междисциплинарного статуса проекта, в котором участвуют историки, журналисты, дизайнеры и сценаристы. В статье разбирается опыт создания эпизодов «Сомов» и «Имени Саначина», демонстрирующих, как работа с разнообразными источниками позволяет реконструировать повседневную жизнь городских окраин и «непарадных» пространств, обычно остающихся за рамками популярных туристических маршрутов. Делается вывод о том, что подобные проекты, совмещающие научную достоверность и художественное осмысление, являются эффективным инструментом «оживления» городской истории, способствуют развитию исторического сознания у широкой аудитории.

Историческая этнология. 2025;10(4):687-696
pages 687-696 views

Хроника научной жизни

К вопросу о методологических основаниях этносоциологии: по итогам Круглого стола «Этносоциальные и этнополитические процессы в Сибири и на Дальнем Востоке» (Якутск)

Маклашова Е.Г.

Аннотация

Статья представляет аналитический обзор Круглого стола «Этносоциальные и этнополитические процессы в Сибири и на Дальнем Востоке», проведенного в рамках празднования 90-летия Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской Академии наук (16 сентября 2025 г., г. Якутск). Мероприятие, объединившее ведущих ученых – этносоциологов из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Новосибирска и Якутска, было нацелено на консолидацию теоретического и эмпирического опыта для осмысления современных вызовов многоязычной, полиэтнической и поликультурной России. В фокусе дискуссии оказался анализ теоретико-методологических оснований этносоциологии, что обусловлено сменой парадигмы развития. В этой связи был подвергнут критическому анализу потенциал центральной для данной дисциплины категории – «этнической идентичности» – в ситуации социальной нестабильности. Эмпирическим полем для такого анализа выступили вопросы миграционной политики, соотношения гражданской и этнической идентичности, методологии визуальных исследований и факторного анализа в этносоциологии. Круглый стол способствовал не только анализу актуальных тенденций, но и синхронизации научных программ ведущих академических центров, наметив перспективы для дальнейших исследований.

Историческая этнология. 2025;10(4):697-706
pages 697-706 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».