Том 10, № 4 (2025)
- Год: 2025
- Выпуск опубликован: 01.12.2025
- Статей: 11
- URL: https://ogarev-online.ru/2619-1636/issue/view/24205
Весь выпуск
Этнография тюркского мира
Формирование культуры статусных похорон в татарском обществе в 1910–1940-х гг.
Аннотация
Статья посвящена исследованию появления и эволюции культуры статусных похорон в татарском обществе между 1912 и 1942 гг. Под статусными похоронами понимаются публичные ритуальные мероприятия, прощания и захоронения, в которых выражается высокий общественный, социальный или культурный статус покойного. В работе анализируется влияние социальных, политических и религиозных факторов на коллективные ритуалы прощания и похорон, раскрывается историческая динамика изменений этих обрядов под влиянием модернизации, революции 1917 г. и послереволюционных трансформаций социума. В статье прослеживается, как публичные похороны стали пространством не только религиозного действия, но и ареной социального признания, демонстрации статуса и сплочения общины.
Отмечается, что статусные похороны были важным институтом символической борьбы и самоидентификации, отражающем как традиционные, так и современные для изучаемого периода идеалы, в том числе черты светскости и коммеморативности. Особое внимание уделяется роли ключевых общественных фигур, религиозных лидеров и интеллигенции – их похороны становились значимыми городскими событиями. Анализируется ход и специфические черты похорон Х. Ямашева, Г. Тукая, К. Якуба, Г. Баруди, Ф. Амирхана, Х. Такташа, Г. Камала, Ш. Камала. В статье выявляются социокультурные механизмы институционализации и переосмысления похоронного обряда, демонстрируется, как изменения в ритуале становились индикатором перемен в статусной структуре татарского общества и динамики его модернизации. Исследование основано на анализе источников из фондов Национального музея Республики Татарстан, периодической печати и мемуаров.
525-538
«Родовые вещи» мурз Кульмаметьевых в собрании Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника
Аннотация
В статье представлен обзор комплекса предметов, относящихся к истории известного сибирско-татарского рода мурз Кульмаметьевых, которые хранятся в коллекциях Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника. Рассматривается ранняя история формирования коллекции по традиционной культуре сибирских татар, которая связана с передачей на рубеже XIX–ХХ вв. Кульмаметьевыми в музей «родовых вещей». Показана роль сотрудников музея Н.Л. Скалозубова и В.Н. Пигнатти в сборе предметов среди татарского населения Тобольска и округа для формирования этнографической коллекции.
Среди предметов, поступивших от Кульмаметьевых, значимое место занимают одежда и украшения, а также предметы позднесредневекового вооружения. На примере представленных в коллекциях музея костюмов Кульмаметьевых наглядно проявляются этнолокальные и региональные особенности традиционной одежды. Так, видно, что вплоть до начала ХХ в. сохранялся своеобразный сибирский вариант традиционного женского костюма, характерного для сибирско-татарской знати. В нем прослеживаются черты среднеазиатского влияния.
Особую ценность представляют широко известные в исторической литературе по военному делу, но обычно не атрибутируемые как «родовые вещи» Кульмаметьевых, предметы вооружения сибирских татар из Тобольского музея – шлемы, колчан, стрелы. Между тем, они были переданы в музей представителями конкретного рода и отражают ранние страницы истории военно-служилой верхушки татарского общества, берущей начало от военно-служилой знати Сибирского ханства. Музейные предметы, особенно при наличии их точной атрибуции, при соотнесении с другими историческими материалами являются надежным источником для реконструкции не только истории отдельного рода, но и в целом истории татарского народа. Они приобретают особую роль при изучении этнической истории, поскольку имеют отношение к столь известному и значимому роду, как род Кульмаметьевых.
539-553
История формирования татарской коллекции в собрании Костромского музея-заповедника: этнографический и художественный аспекты
Аннотация
В Костромском крае представители татарского народа проживают с XVII в. Согласно документам Разрядного приказа, Татарская подгородная слобода была основана в 1680 г. в пригороде Костромы, за рекой Чёрной, по её левобережью, и существует до сих пор. Жизнью слободы начали интересоваться краеведы и этнографы, начиная с XVIII в., что нашло отражение в многочисленных публикациях. Первыми, кто обратил свое внимание на татар, проживающих в городе Костроме, были Николай Степанович Сумароков и Иван Кузьмич Васьков. Они проводили научные изыскания, направленные на изучение исторического и этнографического наследия Костромского края в XVIII в. В 1861 г. было опубликовано издание под названием «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Костромская губерния», подготовленное Яковом Степановичем Крживоблоцким. В 1881 г. Василий Геннадьевич Пирогов представил работу, посвящённую костромским татарам. Публикация вышла в четвёртом выпуске сборника «Материалы для статистики Костромской губернии» под заголовком «Татарская деревня под Костромой». Леонид Андреевич Колгушкин, уроженец Костромы, в своих мемуарах под названием «Костромская старина» представил детальные исторические свидетельства о татарской слободе начала ХХ в. Интерес этнографов к этой теме сохраняется, поскольку жители слободы продолжают чтить традиции и обычаи своего народа.
Коллекцию Костромского музея-заповедника пополнила значительная часть материальных объектов, характеризующих культуру и быт слобожан. Эти предметы представляют собой важный исторический источник о костромских татарах. В статье рассматриваются ключевые этапы формирования татарской коллекции, анализируются различные типы артефактов, включая традиционную одежду, украшения, предметы быта и художественные изделия.
Особое внимание уделено уникальным зарисовкам татарского быта, выполненным в начале XX в. сотрудниками Костромского научного общества, которое стало предшественником современного музея. Проведённое исследование подчёркивает уникальность коллекции и её значимость для сохранения и популяризации татарского культурного наследия в контексте региональной истории и межэтнических связей многонационального города Костромы.
554-575
Женщина и семья в историко-этнологическом аспекте
«Я закричала: что вы делаете, я пойду мужиков взбунтую»: акушерки-фельдшерицы в российской провинции на рубеже XIX–XX вв.
Аннотация
В статье рассматриваются процессы становления профессии акушерок и характер медицинской деятельности женщин в Казанской губернии в конце XIX – начале ХХ в. На основе архивных, периодических и статистических материалов, а также опубликованной делопроизводственной документации уездных земств Казанской губернии 1870-х – 1900-х гг. показана подготовка акушерских и фельдшерских кадров в различных учебных заведениях страны и губернии. Проанализированы мотивы, побуждавшие женщин выбирать медицинские специальности, а также причины переезда столичных жительниц в провинцию для осуществления врачебной практики. Авторами изучены условия труда акушерок, в частности, размеры жалованья, должностные обязанности, взаимоотношения с коллегами, уездной и губернской администрацией, а также с крестьянским населением. Показаны социальные барьеры на пути женщин, стремившихся заниматься медицинской практикой. Сделан вывод о привлекательности для них медицинских профессий как способа обеспечения экономической независимости, несмотря на трудности, с которыми приходилось сталкиваться в трудовой деятельности. Кроме того, подчеркивается, что медицинские специальности выбирали девушки из обеспеченных семей, так как только они могли внести плату за обучение, либо земства направляли своих стипендиаток в учебные заведения. Акцентируется внимание на этноконфессиональной специфике Казанской губернии. Приведены примеры родовспомогательной практики в среде мусульманок.
576-591
Государственная регламентация заключения брака и проведения свадебной обрядности у татар в середине 1970-х годов: свидетельство одного документа
Аннотация
В архиве отдела этнологических исследований Института истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан обнаружен документ о том, как в середине 1970-х гг. в Татарской АССР осуществлялось государственное управление традиционной духовной культурой татарского народа. Источник представляет собой рекомендации по заключению и регистрации брака, проведению свадебной обрядности. Они были подготовлены Р.К. Уразмановой, старшим научным сотрудником Института языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова Казанского филиала Академии наук СССР, кандидатом исторических наук. Материалы были изданы в 1977 г. отделом записи актов гражданского состояния Совета Министров Татарской АССР заданию Совета Министров Татарской АССР (Постановление № 228 «О состоянии работы по внедрению новых гражданских обычаев в быт Татарской АССР и мерах по их совершенствованию» от 7 апреля 1976 г.). Брошюра является библиографической редкостью и представляет собой ценное свидетельство о советской национальной политике. Документ раскрывает как органы советской власти стремились изменить традиционный комплекс свадебной обрядности. Некоторые из обычаев и обрядов осуждались, высмеивались, другие поощрялись и обрастали новыми смыслами. Самой поощряемой частью свадьбы являлась официальная регистрация брака. Сценарий ее проведения стал основной частью рекомендаций партийных органов ТАССР. Он дает богатую информацию о том, как в советское время изменялась культура свадьбы у татарского населения.
592-606
Идентичность в теории и прикладных исследованиях
Сказать и назвать: декларируемая и вербализованная территориальная идентичность на Северо-Востоке России
Аннотация
Статья посвящена изучению соотношения между декларируемой важностью территориальной идентичности и способностью вербализовать ключевые территориальные концепты у жителей Северо-Востока России. Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания глубины и содержательной наполненности территориальной идентичности в полиэтничных регионах. Цель исследования – выявить корреляции между декларируемой важностью российской и региональной идентичностей и способами концептуализации большой и малой родины. Эмпирическую базу составили данные репрезентативного социологического опроса 1436 респондентов в Республике Саха (Якутия) и Чукотском автономном округе, проведенного в марте–апреле 2024 года. Методология исследования сочетает традиционные опросные методы с психолингвистической техникой субъективной дефиниции, позволяющей получить спонтанные вербальные реакции на стимулы «Большая родина – это...» и «Малая родина – это...». Анализ основывался на разработанной 20-категориальной типологии территориальной идентичности, сгруппированной в пять основных блоков: пространственные конкретные, пространственные абстрактные, темпоральные, социальные категории и нулевые реакции. Результаты демонстрируют существенный разрыв между декларативным и вербальным уровнями территориальной идентичности: при высокой декларируемой значимости территориальной принадлежности треть опрошенных не смогли вербализовать содержание концептов родины. Установлена градиентная корреляция между важностью российской идентичности и государственно-ориентированной концептуализацией большой родины: большинство респондентов с максимальной весомостью российской идентичности определяют большую родину через категорию «страна». Региональная идентичность демонстрирует более сложную, нелинейную связь с концептом малой родины, который концептуализируется преимущественно через биографически-темпоральные категории и локально-территориальные представления. Выявлены существенные межрегиональные различия: в Якутии наблюдается сбалансированное соотношение региональной и российской идентичностей при большем разнообразии способов концептуализации родины; в Чукотке доминирует российская идентичность при более унифицированных территориальных представлениях. Полученные данные расширяют понимание механизмов формирования территориальной идентичности и обосновывают необходимость комплексного подхода, учитывающего не только эмоциональную значимость, но и когнитивную проработанность идентификационных процессов.
607-624
Образ города Болгар и трансформация городской идентичности населения в контексте развития туристического потенциала
Аннотация
Статья посвящена исследованию образа города Болгар и трансформации городской идентичности населения в контексте развития туристического потенциала. Образ города рассматривается авторами как сложный феномен, формируемый сочетанием экономических, историко-культурных и символических процессов, играющий роль инструмента территориального брендинга и основы коллективной идентичности.
Основной исследовательский фокус сделан на изучении восприятия местными жителями туристических достопримечательностей и их влияния на формирование и трансформацию городской идентичности. Выводы авторов базируются на эмпирическом материале, полученном в ходе массового опроса населения города Болгар и серии глубинных интервью. Анализ показал высокую приверженность горожан своему городу, основанную на стабильности жизненного уклада, семейных узах, экологии и исторической укорененности. Вместе с тем выявлены серьезные вызовы, связанные с ограниченной доступностью инфраструктуры, повышением цен вследствие туристического бума и недостаточным вниманием к созданию условий для самореализации молодого поколения.
Авторы делают выводы о необходимости разработки комплексной стратегии развития, направленной на балансировку потребностей туристов и качества жизни местных жителей. Предложены конкретные меры, такие как оптимизация транспортной системы, сближение парадной и жилой городской среды, регулирование ценовой доступности и поддержка малого предпринимательства. Подчеркнута важность включения горожан в принятие решений и расширения культурного пространства за пределами туристических локаций. Формулируются перспективы дальнейших исследований, направленных на укрепление связей между брендовым позиционированием города и повседневными реалиями его жителей.
625-647
О некоторых российских и региональных выставочных проектах 2020-х годов в арт-пространстве Казани: опыт критического анализа
Аннотация
В статье проводится анализ арт-пространства Казани как одного из культурных центров России сквозь призму современных выставочных художественных проектов, инициированных музеями, выставочными залами и галереями. Затрагиваются как вопросы организации значимых масштабных выставок 2020-х годов, так и их научная и творческая составляющие, а также глубинный смысловой резонанс, широкий социальный отклик. Публикацию претворяет историографический обзор, в котором сделан акцент на ключевые в свете рассматриваемой темы монографические труды и научные статьи, интернет-обзоры и интервью, посвященные историческому изучению культурных точек города, их роли в формировании художественной среды Казани.
Через избранные выставочные проекты в публикации разворачивается палитра некоторых актуальных сборных выставочных проектов, а также показов творчества отдельных мастеров, чьё искусство пользуется особым интересом. Как следствие, в рамках этих показов определяются приоритетные современные темы, настроения авторов произведений и зрителей, новейшие подходы в оформлении экспозиции, выявляются основные тенденции и направления художественной сферы города.
Отмечено, что наряду с постоянными музейными экспозициями классических образцов визуального искусства, город успешно создает и развивает проекты современных творцов разных областей. Именно это направление, его изменение и прогресс особенно заинтересовали и привлекли внимание авторов, так, в результате обоюдного сотрудничества преподавателя и студентки, возникла эта публикация. Более детальный и глубинный анализ затронул следующие выставки: «Ноев ковчег» (2023) с подробным аналитическим обзором отдельных произведений разных авторов, два показа проекта «Казанское время. Художники 1990-х» в Галерее современного искусства Республики Татарстан (2025) с характеристикой творческой индивидуальности таких мастеров, как Евгений Голубцов и Олег Иванов, «Наш авангард» в корпусе Бенуа Государственного Русского музея Санкт-Петербурга (2025) с акцентом исследования феномена популярности «отцов» русского авангарда. На фоне представленного материала в статье поднимаются вопросы будущего развития изобразительного искусства в целом и места молодых художников в нём в XXI в. Отдельно рассматривается современное развитие Казанской художественной школы и её роль в становлении изобразительного искусства Татарстана.
648-670
Научный дебют
Изменение цивилизационного пространства Восточной Европы вследствие нашествия гуннов: культурно-геополитические предпосылки формирования славянской этнической доминанты как фактора зарождения российской государственности
Аннотация
RETRACTED , см. https://journals.rcsi.science/2619-1636/issue/retracted
Статья посвящена комплексному исследованию гуннского нашествия как ключевого фактора трансформации этнополитической карты Восточной Европы. Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания глубинных причин упадка античных структур региона и последующего возвышения славян. Цель исследования состоит в выявлении механизмов взаимовлияния гуннской экспансии, дезинтеграции полиэтнических сообществ и последующей консолидации восточнославянских племён. Объектом исследования выступают процессы разрушения полиэтничных общностей, миграции кочевых и оседлых племён. Методология основана на сравнительном анализе археологических данных, письменных источников и историографических концепций. Результаты исследования показывают, что нашествие гуннов привело к серьёзным последствиям: к разгрому аланов и готов, разрушению торговых путей и городов, распаду археологических общностей и формированию «культурного вакуума» в Поднепровье. Это уничтожило связи римского влияния в регионе и античные полиэтничные структуры, но создало условия для возникновения протогосударственных объединений восточных славян. Культурный синтез с варягами и наследие догуннских культур заложили основу Древней Руси. Легенды о прародителях-основателях свидетельствуют об осознании славянами общего происхождения. Выводы подчёркивают переломную роль гуннского нашествия в становлении российской государственности. Существенным обстоятельством в консолидации славян сыграла их относительная изоляция в лесной зоне. Длительное нахождение восточных славян в окружении волн кочевников (гунны, авары, булгары) с одной стороны, угрожало разорением и ассимиляцией, а с другой, стимулировало внутреннюю сплочённость и независимое развитие.
671-686
Ожившая история Казани: кейс «Аудиогид "Околотки на перемотке"»
Аннотация
Статья посвящена анализу средств популяризации историко-культурного наследия в городском пространстве. В этом качестве рассматривается аудиогид «Околотки на перемотке». Он был создан в 2024 г. краеведческим медиа «Крот Казанский» и креативным агенством «500na700» из Казани. Непосредственное участие в разработке проекта принимали авторы статьи. Проект рассматривается как синтез научно-исследовательской работы и креативных методов подачи материала, направленных на освещение локальной истории и формирование эмоциональной связи горожан с прошлым. В основе лежит комплексный подход к сбору информации, сочетающий традиционные методы исторического исследования (работа с архивными документами, научной периодикой, адрес-календарями и справочной литературой) с современными цифровыми ресурсами (оцифрованные газеты, базы данных визуальных источников, корпус исторической литературы) и полевыми исследованиями (интервью со старожилами, экспертами и включенное наблюдение). Особое внимание уделяется изучению междисциплинарного статуса проекта, в котором участвуют историки, журналисты, дизайнеры и сценаристы. В статье разбирается опыт создания эпизодов «Сомов» и «Имени Саначина», демонстрирующих, как работа с разнообразными источниками позволяет реконструировать повседневную жизнь городских окраин и «непарадных» пространств, обычно остающихся за рамками популярных туристических маршрутов. Делается вывод о том, что подобные проекты, совмещающие научную достоверность и художественное осмысление, являются эффективным инструментом «оживления» городской истории, способствуют развитию исторического сознания у широкой аудитории.
687-696
Хроника научной жизни
К вопросу о методологических основаниях этносоциологии: по итогам Круглого стола «Этносоциальные и этнополитические процессы в Сибири и на Дальнем Востоке» (Якутск)
Аннотация
Статья представляет аналитический обзор Круглого стола «Этносоциальные и этнополитические процессы в Сибири и на Дальнем Востоке», проведенного в рамках празднования 90-летия Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской Академии наук (16 сентября 2025 г., г. Якутск). Мероприятие, объединившее ведущих ученых – этносоциологов из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Новосибирска и Якутска, было нацелено на консолидацию теоретического и эмпирического опыта для осмысления современных вызовов многоязычной, полиэтнической и поликультурной России. В фокусе дискуссии оказался анализ теоретико-методологических оснований этносоциологии, что обусловлено сменой парадигмы развития. В этой связи был подвергнут критическому анализу потенциал центральной для данной дисциплины категории – «этнической идентичности» – в ситуации социальной нестабильности. Эмпирическим полем для такого анализа выступили вопросы миграционной политики, соотношения гражданской и этнической идентичности, методологии визуальных исследований и факторного анализа в этносоциологии. Круглый стол способствовал не только анализу актуальных тенденций, но и синхронизации научных программ ведущих академических центров, наметив перспективы для дальнейших исследований.
697-706
