Regarding some Russian and regional exhibition projects of the 2020s in the art space of Kazan: a critical analysis

Мұқаба

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

The article analyzes the art space of Kazan as one of Russia’s cultural centers through the lens of contemporary exhibition art projects initiated by museums, exhibition halls, and galleries. It addresses both the organization of significant large-scale exhibitions in the 2020s and their scientific and creative aspects, as well as their profound semantic resonance and broad social impact. The publication is accompanied by a historiographical review that focuses on key monographs, scientific articles, online reviews, and interviews related to the historical study of the city’s cultural landmarks and their role in shaping the artistic environment of Kazan.

Through selected exhibition projects, the publication reveals a palette of some current collective exhibition projects, as well as exhibitions of individual artists whose art is of particular interest. As a result, these exhibitions identify the priority contemporary themes, the moods of the artists and the audience, the latest approaches to exhibition design, and the main trends and directions in the city’s art scene.

It is noted that along with the permanent museum exhibitions of classical examples of visual art, the city successfully creates and develops projects by contemporary artists in various fields. It is this area, its changes and progress, that has particularly interested and attracted the attention of the authors, and as a result of the mutual collaboration between a teacher and a student, this publication has been created. A more detailed and in-depth analysis has been conducted on the following exhibitions: “Noah’s Ark” (2023), which provides a comprehensive analysis of individual works by various artists, and two exhibitions of the “Kazan Time” project. Artists of the 1990s at the Contemporary Art Gallery of the Republic of Tatarstan (2025), featuring the creative individuality of such masters as Evgeny Golubtsov and Oleg Ivanov, and “Our Avant-Garde” at the Benois Wing of the State Russian Museum in St. Petersburg (2025), focusing on the phenomenon of the popularity of the ‘fathers’ of Russian avant-garde. The article raises questions about the future development of visual arts and the role of young artists in the 21st century. The modern development of the Kazan Art School and its role in the formation of Tatarstan’s visual arts are also discussed.

Негізгі сөздер

Толық мәтін

Казань – один из старейших культурных центров России, имеющий свои площадки и фонды для поддержки и распространения проектов, связанных с искусством, творчеством и популяризацией как национальных, так и единых для страны культурных идей. Способствуют этому как многовековая история, оставившая свой уникальный отпечаток на формирование культурной среды, так и организации, сохраняющие эту историю для последующих поколений. Богатейший исторический пласт и современные возможности города создают уникальную среду для развития многогранного искусства настоящего времени.

Предметом данного исследования являются отдельные выставочные проекты последних лет. Актуальность текущего освещения художественных показов в обширном выставочном поле Казани, тем более их аналитических обзоров зримо очевидна: в основном в масс-медиа готовится информация рекламного либо ознакомительного характера, главная цель которой привлечь публику на эти мероприятия, но единичные аналитические статьи выходят крайне редко. Наряду с этим важно отметить, что в целом в этой области наблюдается существенная нехватка ведущих специалистов-искусствоведов, профессионалов, владеющих ситуацией и способных провести подобные аналитические экскурсы. Бесспорна и новизна исследования, поскольку речь идет о показах последних десятилетий, времени, когда живая история художественного процесса буквально складывается на глазах. При этом представленный, абсолютно новый материал, как показало проведенное исследование, напрямую связан с исторической основой. Богато интерпретируя её, привнося новые реалии настоящего времени, он тем самым ещё более интересен для анализа. Именно этот материал, его изменение и прогресс особенно заинтересовали и привлекли внимание авторов, так, в результате обоюдного сотрудничества преподавателя и студентки, возникла эта публикация. В статье предпринята попытка критического осмысления в первую очередь некоторых крупных российских выставок, а также местных значимых проектов, прошедших в арт-пространстве Казани и столиц.

Ансамбль культурных доминант города (в которые включаются музеи, концертные и выставочные залы, образовательные учреждения), их всероссийский статус и признание дают возможность обозначить его термином «арт-пространство» города. Е.Г. Кокорина так обозначает это понятие: «Арт-пространство как социокультурное явление – многофункциональное место, где осуществляется самовыражение, реализуются творческие способности человека… Объединяя людей, предоставляя им новые возможности, арт-пространства – так или иначе – производят воздействие на культурную среду» (Кокорина, 2022: 59).

Казанское арт-пространство меняется с каждым днем, становится сложнее, разнообразнее как с точки зрения организации и роста поощрения государства, так и с точки зрения новизны и актуальности создаваемых проектов. Будучи титулованной как «третья столица», Казань сегодня занимает ведущее место в осуществлении многих общественно-политических, научных, культурных мероприятий. Бурный рост и развитие происходят в ее жизни уже не одно десятилетие. Увеличивается количество социальных проектов, прогрессирует средовой дизайн и благоустройство города, процветают туристическая и культурная сферы. Многие музеи, библиотеки, выставочные и концертные залы, театры обновились, стали более открытыми для современных проектов, получили ребрендинг и новый дизайн-код. Появилось и много совершенно новых идей, направленных на обогащение культурной жизни Татарстана. Возможность многих музеев России выставляться и открывать свои мероприятия в Татарстане формирует статус и престижность казанских культурных центров. Некоторые из них имеют большое историческое значение, некоторые открылись недавно.

У истоков становления изобразительного пространства в городе стоял Казанский университет, где уже с первой половины XIX в. велось преподавание изобразительного искусства, культивировался интерес к нему, но главными точками развития этого пространства стали Казанский городской музей и Казанская художественная школа. Знаменательно, что они были открыты в один год (1895), и с этого времени можно говорить о местном выставочном художественном процессе, несмотря на то, что и до этого в Казани устраивались выставки, особый след здесь оставили выставки Товарищества передвижных художественных выставок, а затем выставки многочисленных объединений рубежа XIX–XX вв. (Могильникова, 1958; Ахметова, 2020).

Об общем развитии и выставочной деятельности Казанского городского музея (ныне – Национальный музей Республики Татарстан) всесторонне повествует труд Г.Р. Назиповой «Казанский городской музей. Очерки истории 1895–1917 годов» (Назипова, 2000), исследующий становление первого в Казани крупного «публичного», доступного для всех городского музея и его выставочную и научную деятельность в сфере культуры XIX – начала XX вв. (Назипова, 2000). Значительная часть труда посвящена выдающимся научным деятелям и коллекционерам Казанской губернии, среди которых Н.Ф. Высоцкий, В.И. Заусайлов, А.Ф. Лихачев, этнограф Н.И. Воробьев, профессор Н.П. Загоскин. Музей выпустил достаточно много изданий, посвященных его отдельным коллекциям, либо выставкам (Бугров, 2001; Саттарова, 2023).

В конце 1950-х годов из состава общегородского музея выделился Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ РТ), ставший в Казани в советский и последующий периоды главным центром в изучении и популяризации художественной деятельности исторического и текущего времени. По сути, он явился первым центром, объединивщим силы региональных искусствоведов, поскольку этот коллектив формировался ещё в стенах городского музея, и вёл свои традиции от таких известных музейных личностей, как П.М. Дульский и П.Е. Корнилов (Актуальные вопросы…, 2017; Улемнова, 2012; Дульский, 2014). В результате, в ГМИИ РТ образовался коллектив профессионалов, возглавляемый первым директором изобразительного музея Г.А. Могильниковой, много сделавшей как для общего развития музея, так и для его научной ведущей роли.

Создание крупных выставок, изучение обширного фонда музея является, безусловно, приоритетным в его деятельности и в настоящее время. Огромный объём публикаций отдельных изданий (изданных каталогов выставок, монографических изданий) и статей дает представление об активной деятельности музея и его нынешнего директора Р.М. Нургалеевой. Не ставя целью объять весь состав изданий, обозначим лишь особо значимые, фундаментальные труды. Это генеральный каталог русской живописи из собрания ГМИИ РТ (Могильникова, 2005), издания, связанные с популяризацией личности Н.И. Фешина (Могильникова, 1975), различные альбомы, каталоги по собранию музея (Завещано Казани, 2009; Новицкий, 2002), монографии (Новицкий, 1994; Тулузакова, 2007).

В 2000-х годах музей получил мощное развитие в связи с образованием его филиалов: появились галерея «Хазинэ» в составе музейного комплекса Кремля, позже – Галерея современного искусства (ГСИ РТ), преобразованная из Выставочного зала Союза художников Республики Татарстан. Выставки и события в этих заведениях занимают отдельное место в научной работе искусствоведов, культурологов, о них и пойдет более подробно речь.

Параллельно с образованием ГМИИ РТ во второй половине 1950-х годов возник специализированный отдел истории искусства в Казанском филиале Академии наук СССР (ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ), который занимался всесторонним изучением регионального искусства, вёл большую публикационную работу, посвященную в основном различным этапам развития национального изобразительного искусства. Именно на базе этого отдела, либо в сотрудничестве с ним столичных исследователей появились фундаментальные труды по истории искусства Казани и Татарстана (Червонная, 1978; Файнберг, 1983; Валеева, 1999).

В целом, исследование татарского искусства, культуры Казани, истории искусства Поволжья остается ведущей темой в казанском научном искусствознании, благодаря чему постоянно расширяется и обогащается просветительский багаж о культурном наследии республики.

В научном искусствоведческом сообществе Казани детально изучается история Казанской художественной школы (КХШ), которая является основой и первой специальной профессиональной ступенью для большинства художников-уроженцев города, республики, а также для ближайших к Татарстану регионов и республик. Школа, вплоть до 1930-х годов, занимала ключевое место в художественной жизни Казани, в ней существовал собственный музей, образованный из даров от Императорской академии художеств, проводились крупные художественные выставки, устраивались всевозможные мероприятия.

Круг исследователей этого вопроса не очень широк. Базовым изданием является фундаментальный труд и целый ряд публикаций Е.П. Ключевской (Ключевская, 2009; Ключевская, 2025). К 130-летию школы ею подготовлена одна из последних публикаций. Наследие Казанской школы подробно рассматривается в академических трудах, каталогах и публикациях в сборниках научных статей (Лобашева, 2003; Лобашева, 2020; Казанская художественная…, 2013; Гильмутдинова, 2010; Даричева, 2006; Улемнова, 2018; Хисамова, 2023).

Что же касается выставок современного искусства Казани, то, несмотря на значительное число каталогов, альбомов, посвященных художникам Татарстана, развитию отдельных видов искусства в республике, количество научных рецензий и критических статей невелико. В основном, это издания электронных ресурсов, отдельные сайты, либо страницы периодики интернет-пространства1. Потому данное исследование призвано привлечь внимание научного сообщества к этой важной составляющей современного культурного процесса.

Необходимо отметить, что, начиная с 1990-х и на протяжении 2000-х годов, проведение в ГМИИ РТ ряда успешных выставочных проектов на исторической художественной основе дало подготовительную основу для восприятия города как особо благоприятной среды для крупных проектов современного искусства. Сначала это происходило в стенах главного здания музея, а затем на других площадках города, появившихся при участии ГМИИ РТ (например, Центр «Эрмитаж-Казань», филиалы музея). Таковыми были и остаются художественные выставки, посвященные древней мусульманской культуре, фондовые выставки из собрания ГМИИ РТ. Как пример, отметим выставки, организованные при сотрудничестве с такими крупнейшими музейными собраниями Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) и Государственного исторического музея (Москва) (Золотая орда…, 2019). В 2008 г., а затем в 2023 гг. в музее состоялись крупные проекты при активном сотрудничестве с Институтом истории Санкт-Петербурга, посвященные семье коллекционеров Лихачевых, охватившие и соединившие корни этой семьи далеко за пределами Казани (Лихачёвы, 2023).

Высоким уровнем подготовки и актуальностью тематики отличаются проекты, создаваемые или принимаемые в филиалах ГМИИ РТ: в Национальной галерее «Хазинэ» и в Галерее современного искусства Республики Татарстан. Остановимся лишь на некоторых из них.

 

Проект «Ноев Ковчег»

Несмотря на лояльность к новым движениям и подходам современного искусства, в ГСИ РТ изначально закладывались собственные традиции и приоритеты. Как уже было отмечено, галерея «выросла» из Выставочного зала СХ РТ. Концептуально это означало изначально большую ориентацию на региональные показы. Однако галерея принимала много важных столичных проектов, особенно заметен подъем их уровня в 2020-х. Интересно подробнее рассмотреть знаковые для города проекты ГСИ РТ, внесшие свою лепту в обогащение столицы Татарстана свежими «самородками» с всероссийским признанием.

Таким уникальным проектом стала выставка «Ноев ковчег», открытая осенью 2023 г. в Галерее современного искусства ГМИИ РТ в Казани. Выставка освещалась в интернете информацией, носившей в основном анонсный либо рекламный характер, либо с небольшими интервью с её участниками и устроителями2.

Обращение к ней сегодня, даже спустя несколько лет, неслучайно. Ведь в сегодняшний век, наполненный предвестиями о возможном скором неминуемом крахе человечества, важным и актуальным становится осмысление будущего нашей планеты. Возникают многочисленные глобальные вопросы развития разных областей: от моральных и нравственных ценностей до экологических и материальных проблем Земли. Проект «Ноев ковчег» ставит эти вопросы сквозь призму художественного взгляда, заставляя задуматься и о собственном пути, о личных творческих исканиях молодых художников, к коим причисляет себя и один из авторов сообщения.

Выставка была создана Российской академией художеств вместе с Творческим союзом художников России, Приволжским отделением Российской академией художеств при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан. В экспозиции было представлено более 120 работ семи молодежных мастерских из разных городов. В казанскую экспозицию дополнительно были включены работы молодых художников Казани. Каждая мастерская оригинально и своеобразно показала свою трактовку заявленной тематики, ведь библейские истории, тем более сама тема проекта, и по сей день полны глубоких неразгаданных смыслов, которые всегда вдохновляли людей искусства.

На выставке были представлены живопись, графика, скульптура, инсталляции и цифровое искусство, а также музыка. Особо отметим конкуренцию техник и материалов: можно было увидеть не только уже традиционные, но и приемы постмодернизма, новые подходы метамодернизма. Такой синтез искусств подчеркивает глобальность и важность темы: Потоп, как бедствие, в котором спасается Ноев Ковчег, символизирует не только разрушение физического, но и духовного мира человечества. Именно поэтому выставка получилась актуальной для современности, стоящей на грани апокалипсиса во всех аспектах. Проект имел широкий резонанс казанской публики, неповторимая в своем роде всероссийская разработка интегрировалась в жизнь нашего города. Каким образом это получилось и в чём феномен выставки?

Искусство, как отражение и интерпретация современников, всегда представляло вопросы и проблемы, желания и стремления эпохи через собственное видение, образ. Реакция на общее мировое потрясение на рубеже XIX–XX вв., затронувшее каждого, взрастила множество неоднозначных творческих всплесков. Именно в этот исторический период происходит переломный момент в искусстве. Появилась потребность в поиске чистой истины, без множества оболочек, истины, скрытой в метафизическом плане. Глубинный смысл теперь заново искали в знаках, в линиях, пятнах цвета и символах. Выделяя изобразительное искусство, позыв вернуться к знаку начался с импрессионистов, ловящих мгновение, эмоцию от созерцания мира. Таким было искусство полтора столетия назад.

Каково же теперь современное искусство? В чем оно нуждается, каковы его триггерные точки? В чем заключается рожденная им образность? Эти вопросы задает себе широкий круг людей, так или иначе причастных к нему: зрители, любители, коллекционеры, специалисты, и конечно сами художники, в особенности те, чей путь в искусстве только начинается. Глобальность темы неисчерпаема, но мы коснемся её в рамках мыслей и впечатлений от данной выставки.

Не являясь абсолютным поклонником искусства современности, проходя школу обучения в Казанском художественном училище имени Н.И. Фешина (КХУ), молодого автора данной публикации по инициативе преподавателя истории искусства неподдельно заинтересовала концепция выставки. Её идея, воплощение, заставили обратить внимание, детально изучить, глубинно погрузиться в проблему. Обучаясь и воспитываясь на высоких образцах классического искусства, студенты КХУ получают прочную академическую основу, потому искусство современности проходит сквозь строгий фильтр учебных эталонов. В методике обучения живописи в училище совмещаются несколько подходов старой школы: академический, реалистический, импрессионистический и постимпрессионистический, что вкупе отталкивается от традиций сложившейся фешинской школы, но эволюционно видоизменяется с течением времени, особенно начиная с последних десятилетий XX в.

Очевидно, что в современном мире довольно часто сбывается, коммерчески реализуется сама идея, исполнение которой давно не обязательно следует сложившимся канонам. Но далеко не во всех произведениях современности видна именно та великая, глубокая идея, не выдуманная случайно, а долго вынашиваемая, с трепетом воплощенная. В «идее ради идеи» нет смысла, притяжения, зачастую такие произведения отличаются безвкусной подачей и вызывают ощущение пустоты, бессмысленности, в них не чувствуется профессионализм, будто авторам нечего сказать миру. Понимание этого вновь повергает в пучину размышлений о хаотичности и пустоте этого века, эпохи безвременья и перемен. Однако и будущий молодой художник, и простой зритель, безусловно, были бы готовы принять произведение, если бы живописец, создавший его, захотел, чтобы публика это почувствовала.

На фоне этого еще большую боль, тревогу вызывает то, что молодые художники, входящие в профессиональный художественный мир, ощущая за собой творческую ответственность, будто бы не в состоянии придумывать что-то «новое-прекрасное», что могло бы восприниматься, как свежий воздух – а ведь именно он приходил вместе с новаторством каждой эпохи в искусстве. И, к сожалению, довольно часто такие выставки только укрепляют данное мнение. Но не всё так однозначно. Тот факт, что проект заставил задуматься, сфокусировать взгляд на иных акцентах, увидеть оригинальные ракурсы, уже знаково для многих вступающих на путь искусства.

Разнообразие резонанса, которое вызывает выставка, указывает на ее многоликость, что является, безусловно, плюсом. Директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева отнеслась к выставке так: «Ставятся потрясающие задачи, которые и современны, и в то же время уводят художника в глубокую историю. Художники не растерялись и представили свое современное видение названия “Ноев ковчег“ по-разному…»3.

Собственным суждением по поводу выставки поделился председатель Творческого союза художников России по Республике Татарстан Ильгизар Самакаев: «Когда я зашёл сюда, ожидал немного другого – более хулиганистого, а тут больше профессиональный подход. Понятие композиции, центра композиции – все это соблюдено. Произведения, которые сегодня должны доходить до зрителя, не сразу нужно понимать. А через какие-то чувства и определенные изобразительные понятия. И художникам это удалось сделать…»4.

В целом, экспозиция была пестра, наполнена как проходными работами, так и запоминающимися произведениями, что помогло воспринять выставку как палитру разных состояний искусства. О статусе вещей в музейном пространстве рассуждает в своей статье А.К. Байбурин:

…экспонат становится объектом, провоцирующим посетителя на такие диалоги и размышления, в ходе которых происходит наделение экспоната своими смыслами. Характер этих смыслов зависит от объема его знаний о своей и той культурной традиции, которой принадлежит экспонат. В любом случае экспонат «включает» и актуализирует имеющиеся у посетителя фоновые знания, благодаря которым он может быть вписан в его картину мира (Байбурин, 2024: 13).

Обратим внимание на ряд работ, особенно отличившихся, по нашему мнению, грамотным изложением задумки, сильной идеей, заметным привлекательным авторским стилем.

Центральной композицией выставки стал триптих «Чаши гнева» Александра Воронкова (2023, холст, масло). Именно на фоне этого триптиха проходило открытие выставки. И понятно почему: в центре дан сочиненный автором образ Ковчега, главного символа проекта. Он состоит из множества церквей и колокольных башен. Боковые картины представляют двух ангелов, льющих на землю кипящую лаву. Монументальность образов передает мощь и силу, ангелы напоминают громадные статуи, соединяющие небо и землю. Техника исполнения, напоминающая соединение приемов живописи Врубеля и смелых решений сурового стиля, идеально подходит для передачи глыб-ангелов, сожженной земли и толстого слоя облаков. Цвета еще больше усиливают и подчеркивают ужас катаклизма мирового масштаба. Образ корабля контрастирует со всей композицией: Ковчег находится высоко и устремлен вверх, его невесомость подчеркивается устойчивостью ангелов на тверди. Их взгляды и движения направлены вниз к земле, тени контрастные, руки и лица в напряжении, небо почти не видно на холсте. Ангелы намеренно отвернуты от центральной части, с экспрессией проливают чаши гнева на землю, что дает дополнительное напряжение, разбивает композицию. Центральная часть в целом намного светлее и ярче боковых, в ней практически нет битых, похожих на раздробленное стекло мазков, все смягчается и растворяется. Символика здесь прямая и понятная: церкви на корабле показывают, кто именно сможет спастись, а кто останется на покрытой огнем Земле (рис. 1).

 


Рис. 1. Воронков А. «Чаши гнева» (2023, холст, масло). Выставка «Ноев Ковчег». Казань, ГСИ РТ. 2023 г. Фото Е.Фахразиевой.

 

Сильное воздействие на зрителя, по нашему мнению, производит работа «Течь» Елизаветы Казаковой (2023, холст, масло). Картина показывает начинающийся потоп в пространстве лестничной клетки. Как таковой воды здесь почти не видно, на движение потока указывают характерные «стекающие» мазки и размытость отдельных частей картины. Вода подступает и снизу, и через щели окон, и с верхних этажей. Сложно дано взаимодействие потоков света: свет от окна сталкивается с внутренним источником освещения. Дополнительное движение вниз помогает ощутить ритмичная тень от перил. Картину выделяет оригинальность интерпретации тематики: здесь не видно Ковчега, затопленной земли, спасающихся людей, все показывается в замкнутой обстановке. Непонятно, запечатлен ли здесь момент только начинающегося бедствия, или наоборот это давно оставленное людьми место, медленно уходящее под воду. В целом возникает ощущение тревожной оглушающей напряженности. Контраст внешнего мира за окном и внутри помещения раскрывается через яркий красный и холодный синий. Окно может восприниматься как своеобразный намек на выход, даже само его расположение указывает на вектор пути, направленный вверх, аллегорически напоминая лестницу Иакова, восходящую в небо. Лаконичность, отсутствие фонового шума в картине работает на то, чтобы подвести зрителя к главной мысли – о неизбежности выбора пути.

В работе «Тьма» А. Горпинченко (2023, холст, масло) изображены последствия потопа, безнадежность, непригодность обескровленного дома для жизни. Тьма, исходящая из дверных проемов, является гипнотическим зловещим центром композиции.

В широком спектре интерпретации может восприниматься полотно «Атеист» С. Казаков-Подкин (2023, холст, масло). Одна из возможных трактовок картины показывает, что божественный свет может настичь даже атеиста, который застывает в благоговейно изумленной позе. Интересен цветовой монохромный подход автора, ещё более усиливающий то состояние бездны, в котором находится человек без веры. И словно мы оказываемся свидетелями известного библейского диалога из истории Савла, перенесенного в современность: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна» «Кто ты, Господи?..».

В картине «Заплаты» М. Кравко (2023, холст, масло) автор изображает, как велик запрос на спасение через ковчег, как бы севший на мель. Люди готовы как бурлаки тянуть его на своих хрупких спинах, стать своеобразными заплатами ковчега через двигающую горы веру в необходимость спасения.

Одна из немногочисленных декоративных работ на выставке – «Ковчег-сад» А. Нестерова (2023, холст, масло). Картина приятна глазу своей архаичностью, наивизмом, привлекает внимание иллюстративным, плоским решением, напоминая жостовский поднос, гобелен. Ощущается масштабность сохраненной природы, благоухание рая, здесь все примиряется: животные становятся «плюшевыми», хищная натура превращается в милые игрушки. Однако и здесь подтекстом звучит тревожный вопрос: что это? Не просто ли воспоминание о давно ушедшем, о том, что уже никогда не может быть на Земле?

Завершает аналитический обзор ещё одна масштабная работа: «Где мы» (квадриптих, 2023, холст, масло). Художник А. Артемова показывает нам взгляд со стороны Ноя и его окружения после потопа: все греховное и порочное смыто, все начинается заново. Ясное небо освещает каньоны, буря и дождь кончились. «Земля была безвидна и пуста», как в первые дни творения. Интересен художественный прием автора: вода выглядит насыщенной, единой, собранной, что усиливает разницу между землей и остатками сорокадневного дождя. Как итоговое произведение проекта, этот полиптих отражает то состояние, которое Земля получает после всех перенесенных испытаний, открывая чистый лист своей новой истории (рис. 2).

 


Рис. 2. Артемов А. «Где мы» (квадриптих, 2023, холст, масло). Выставка «Ноев Ковчег». Казань, ГСИ РТ. 2023 г. Фото Е.Фахразиевой.

 

Как уже отмечалось в начале, проект соединил в себе разные виды искусства. Особое внимание хочется уделить музыкальной композиции «Ноев Ковчег» Г. Леонова, написанной специально для выставки и ставшей своего рода квинтэссенцией всего проекта. В день открытия состоялось её концертное исполнение самим композитором. В произведении поражает каноничность построения мелодии, при живом прослушивании она ткалась как гобелен. Явно прослеживались темы «воды», «голубя», «тревоги» и все венчающей «радуги». Это помогло увидеть всю картину как образ, буквально перед глазами. Порой казалось, что это музыкальное произведение ярче живописало идею «Ноевого Ковчега», чем любое другое изобразительное.

Можно заметить, что в представленном обзоре в основном фигурируют произведения, созданные в традиционной живописной манере, что, как указывалось выше, намного ближе авторам публикации. За бортом остались художественные работы, объекты искусства, концепция которых большей частью основана на принципах постмодернизма и метамодернизма. Возможно, они привлекают своего зрителя, иных исследователей и художников. Однако наше мнение ещё более укрепилось в том, что погоня за инновациями в искусстве только заглушает подлинный смысл творчества – поиск Творца в мире и в себе, на чем и должно стоять истинное искусство. Кроме того, проект ярко высветил ещё один важный ракурс: современное искусство таково, что во многом само нуждается в Ноевом Ковчеге для спасения.

Подводя итоги, можно сформулировать несколько тезисов об определенной реакции молодого автора на выставку «Ноев ковчег». В первую очередь, это, конечно, сопряжение с лекциями истории искусства в КХУ, где студентов знакомят с великими именами искусства каждой эпохи, прививают чувство красоты, развивают насмотренность, формируют мышление людей, способных воспринимать произведения с разных ракурсов и точек зрения. Такое же сильное влияние оказали и упомянутые ранее уроки живописи в училище, на которых изучение создания картин происходит по всем правилам художественного образования.

Традиция показа всероссийских выставок в Казани не нова, однако именно «Ноев ковчег» нашел отклик из-за актуальной, глубокой темы, связанной со знакомыми многим библейскими символами, историями и идеями. Современные художники следуют за опытом прошлых творцов, по-своему обращаясь к такой классической теме, как христианские сюжеты. В идее проекта заложены как вечные, потрясающие каждого смыслы, так и обыденные, общечеловеческие. И это многообразие собранных в экспозиции образов заставляют открывать для себя новое в названии, раскрывать его с каждой новой гранью, проводить параллели с реальностью. Возможно, мы пока не видим среди них шедевров наравне с «Тайной вечерю» Л. Да Винчи, «Возвращением блудного сына» Рембрандта, «Явлением Христа народу» Иванова; но высказывания, собранные в «Ноевом ковчеге», образное изобразительное слово, сказанное каждым из участников, звучит для нас созвучно с классикой благодаря объединяющей теме. Выставка стала очередным звеном в продолжение темы вечности в мире, где человек смертен, но искусство постоянно. Это и можно назвать основной причиной успеха проекта.

 

Выставка произведений Александра Федотова

Важно заметить, что Казань продолжает создавать другие, не менее сильные, серьезные по объему проекты, что, безусловно, можно отметить как мощное, позитивное развитие в выставочном направлении. Ещё в начале 2000-х ситуация была иной, за последние годы она в корне поменялась. Растёт статус подобных экспозиций. Здесь, например, можно вспомнить крупную выставку творчества Павла Филонова и его учеников в ГСИ РТ («Глаз видящий, Глаз знающий», собрание Русского музея, 2019), когда наш город удостоился чести экспонирования практически полного собрания произведений художника. Это было громкое событие, показавшее с началом деятельности обновленного здания ГСИ возможности в демонстрации авангардного искусства и современных течений в Казани. И, несмотря на то, что проект был приезжим, заметный рост качества подготовки к нему, достойная реализация проекта в Казани вновь продемонстрировали как возможности самого города, так и увеличение интереса публики к выставкам подобного рода5.

Эта потребность общества в культурном обогащении была и является сейчас ключом к стремлению музеев покорять новые вершины. Именно на настоящем этапе мы можем заметить у организаторов тенденцию раскрыть суть экспозиции зрителю, попытаться максимально открыть ему мастера, расположить посетителей к художнику и его работам. Сменилась политика и в сфере организации пространств: все больше внедряются интерактивные компоненты, технологии, синтез с другими видами искусства (аудиоэффекты, музыка, работа со светом). Популяризируется внимательное отношение к разным социальным группам, к людям с ограниченными возможностями (например, тактильная версия некоторых картин для слабовидящих в залах ГМИИ РТ).

Благодаря этому, Казань воспринимается с иным статусом. Теперь это город, в полной мере готовый встречать столичные экспозиции, а также создавать подобные, ничуть не уступающие им мероприятия.

Безусловно, в данной публикации не ставится цель охватить весь выставочный процесс последних лет в Казани, авторы затрагивают лишь те показы, которые особенно впечатлили, заставили переосмыслить многое, поставить вопросы для себя как в творчестве, так и в выборе будущей профессии. Остановившись более подробно и глубинно на выставке «Ноев ковчег», мы достаточно обзорно обратимся к монопоказам в Галерее современного искусства последнего времени, состоявшихся в 2025 г., к тем выставкам, которые, по мнению авторов, также нельзя обойти вниманием по нескольким причинам. Поскольку в данном разделе речь идет о монографических показах, это, конечно, прежде всего, уникальность самого мастера, творческое наследие которого выходит далеко за пределы регионального определения. Второй важный момент – исключительная оригинальность самой экспозиции, подачи творческого наследия. Обозначенные в оглавлении этого раздела выставки как раз максимально интересны по представленным критериям.

Среди большого количества выставок ГСИ РТ хочется выделить юбилейную выставку произведений в память о пейзажисте, заслуженном художнике России Александре Федотове (февраль-март 2025 г.), чьё творчество впервые так полноценно было представлено в залах галереи. На двух этажах было экспонировано более 220 произведений, как из собрания ГМИИ РТ, так и из коллекции семьи художника. Здесь, прежде всего, хочется остановиться на том, что художник, которого не стало во время эпидемии COVID-19 (2021), будто заново открылся зрителю во всём многообразии столь любимого им пейзажного жанра, где его душа находила полное претворение, уединение и гармонию. Условность, символика, цельность, лаконичность звучания погружает зрителя в особое почти медитативное состояние, и творческая масштабность мастера ощущается, прежде всего, не сложностью техники, сюжета, композиции, а особо звучащей, буквально корневой природной темой.

Помимо хорошо известного живописного начала в деятельности мастера большинство специалистов, зрителей, давно знакомых с его творчеством, с удивительным восхищением оценили его графические работы. Крепкие, выверенные, столь же лаконичные, как его живописные произведения, но акцентированные иногда жёстко, иногда щемяще грустно, они поражают своей энергией и силой.

Два других показа развернулись летом нынешнего года в рамках проекта «Казанское время. Художники 1990-х», инициированного известным казанским галеристом, руководителем Казанского клуба коллекционеров Е.Г. Жудровым. 1990-е годы действительно стали временем мощного расцвета, прежде всего, казанского авангарда. Учитывая исторический аспект этого переломного периода, феномен такого взлета понятен, и одновременно уникален как региональное явление, выходящее далеко за пределы лишь географического обозначения. Ещё в 2020 г. в рамках этого проекта в ГСИ была устроена первая выставка художника Г. Архиреева «Несуровый стиль Геннадия Архиреева» и издан прекрасный монографический художественный альбом о творчестве художника (Геннадий Архиреев…, 2020).

С 9 июля 2025 г. в ГСИ РТ открылся ещё один резонансный показ в рамках этого проекта: выставка работ художника Евгения Георгиевича Голубцова, которые долгое время были недоступны не только нашему городу, но и всей России. В 2024 г., уже после смерти художника (2021) благодаря создателю проекта Евгению Жудрову более 100 работ художника были привезены из Нидерландов в родную для Голубцова Казань. Также множество произведений хранилось в собраниях частных коллекций Москвы, Санкт-Петербурга, зарубежных музеев. Его имя широко известно во многих частях света, и особенно важно и знаменательно, что такое уникальное событие могло осуществиться впервые именно на малой родине автора.

Помогли устроить долгожданную встречу публики Татарстана с творчеством художника его друзья, родственники и близкие: Мэри Кусталл, Ян Мейндарт, Татьяна Голубцова, Илья Артамонов, Галина Тулузакова.

«Встреча» – так и называется экспозиция – действительно поражает серьезным подходом и размахом, масштабный статус художника можно ощутить с первого знакомства с картинами. Знаково, что так же, как в случае с выставкой Г. Архиреева, эта экспозиция сопровождается великолепным фундаментальным монографическим альбомом, посвященным наследию Е.Г. Голубцова (Евгений Голубцов…, 2024).

Основные темы творчества Голубцова, красной линией проходящие в его творчестве – это, в первую очередь, философские образы и впечатления о Свияжске, о родной, знакомой земле, о доме, о мастерской. Библейские мотивы и сюжеты также интегрированы в родные пейзажи, подобно тому, как в Северном Возрождении творцы изображали библейских героев в привычном и современном быту для той поры 16 века (Питер Брейгель Старший «Перепись в Вифлееме», 1566, другие произведения художника). Так, в трудные, непредсказуемые нынешние времена общество через созданные художником образы вновь возвращается к самим истокам. Это еще раз подчеркивает актуальность выбранных проектов в ГМИИ РТ (соответственно – в ГСИ РТ), которые следуют запросам публики.

Масштаб художника, соединение классического живописного образования (окончил КХУ в 1968 г.) с дизайнерским началом (стажировки в Сенеже, на семинарах Марка Коника в 1970–1980-х годах) удачно озвучены в самой экспозиции выставки, авторами которой стали ученики Голубцова, известные музейные дизайнеры И.Н. Артамонов и А.П. Леухин. Экспозиция дополнена оригинальными инсталляциями, созданными этими мастерами, точно обращающими зрителя к главным темам художника, к атмосфере творческой лаборатории Сенежа, мастерской художника в Свияжске. Совсем недавно в рамках этой выставки прошел Круглый стол с участием мировых экспертов, главным выводом которого стало предложение о дальнейшем путешествии проекта по другим городам России. Первенство Казани в показе художника мировой известности, как всероссийской премьеры, добавляет весомое слово в описание роли города, как одного из крупнейших культурных центров.

Еще одним знаковым «художником 1990-х» одноименного проекта, выставка которого параллельно расположилась в соседнем пространстве ГСИ РТ, является Олег Львович Иванов. Художника не стало пять лет назад (2020), и, хотя эта выставка является посмертной, в ней все еще по-своему дышит «Жизнь» – таково ее неслучайное название, соответствующее названию ключевого полотна живописца на выставке.

Работы художника сразу запоминаются особым звучанием. Зачастую, их основная тема – это тихая жизнь, в скучном быту которой художник видит свое волшебство и философскую красоту. Мало кто делится таким личным, необычайно добрым и светлым миром души, как это делал мастер. Охристость, мягкость оттенков, слегка золотое мерцание добавляет в его работы будто видимую дымку ностальгии, любви к изображаемому моменту, смешение светлой грусти и умиротворения. Камерность художника, его тихая открытость миру очень точно была представлена в экспозиции, созданной Ильгизаром Хасановым.

Художник замечателен в своей чистой, слегка детской манере – этот творческий мир поражает каждого своей открытостью, словно нам прямо в ладони вкладывают оголенную душу и оставляют выбор, что с ней делать… Олег Львович останется частью казанского современного искусства. Хочется верить, что когда-нибудь и среди молодого поколения загорится такая же добрая душой новая звезда (рис. 3).

 


Рис. 3. Выставка «Встреча» Е.Голубцова, Казань, ГМИИ РТ. 2025 г. Фото Е.Фахразиевой.

 

Проект «Наш авангард»

На фоне выборочного обзора происходящих в Казани ключевых показов последних лет представляет интерес общее выставочное художественное поле России. Что является сегодня приоритетным для показа в столичных музеях? Что волнует сегодня зрителя, отвечает его запросам? Надо сказать, что сегодня спектр востребованных направлений в искусстве чрезвычайно широк. От масштабных проектов академического искусства до оригинальных тематических либо стилевых выставок и, конечно, как крайний полюс и противовес академизму – авангардный флаг искусства, представленный во всём экспозиционном многообразии.

24–27 сентября 2025 г. состоялась первая ярмарка академического искусства «Арт Россия. Классика. Новый взгляд», которая представила в Гостином дворе Москвы более 100 стендов галерей и независимых художников. Проект организован президентом Корпорации «Синергия» Вадимом Лобовым и искусствоведом Елизаветой Фроловой при поддержке Российской академии художеств. Он стал первым российским культурным проектом академического искусства в формате ярмарки, который поддержали ведущие институции в области искусства – Российская академия художеств, Московский государственный Академический художественный институт им. В.И. Сурикова, студия военных художников им. М.Б. Грекова и др. Огромный интерес, как со стороны зрителя, так и со стороны профессионального сообщества (художники, искусствоведы, ведущие преподаватели, студенты главных ВУЗов страны) показал возрождение и всплеск былых приоритетов отечественной художественной школы.

Не менее интересны крупные показы в Эрмитаже (выставка «Упакованные грёзы», 2025), в Русском музее («О море, море!», 2025), в Третьяковской галерее (моновыставки К. Брюллова, В. Попкова, А. Дейнеки и др.), поражающие своим разнообразным составом, глубиной подачи и оригинальностью экспозиционных решений.

В свете приоритетно затронутой авангардной казанской линии, мы более подробно коснемся экспозиции «Наш авангард» в Корпусе Бенуа Русского музея Санкт-Петербурга, открытой с 21 июня по 1 декабря 2025 г. Эту выставку анонсировали давно, ждали её выхода не только профессионалы и любители искусства, но и не один десяток масс-медиа изданий. Фонды музея впервые представили более 400 картин в 20 залах экспозиции. Выставка получилась уникальной и запоминающейся (рис. 4).

 


Рис. 4. Выставка «Наш авангард», Санкт-Петербург, Русский музей. 2025 г. Зал «Филонов. Аналитическое искусство». Фото Е.Фахразиевой.

 

Если говорить о наполнении выставки, количество экспозиционного тематического материала поражает: получилось настоящее пособие по всем направлениям русского авангарда. Пользуясь уникальной возможностью посмотреть и проанализировать представленный дробный и многоплановый подход, охватить его разом, попробуем выяснить, что же в целом привлекает в авангарде в наше время?

Для каждого зрителя в различных течениях этого явления интересно свое, наиболее близкое направление. Одним импонирует философия Малевича и его теория супрематизма, Кандинский интересен своей теорией цвета и композиционными «играми» на холсте, Филонов поражает и немного пугает многоуровневым взглядом, отраженным в каждой частице вселенной его работ. Эти три автора наиболее популярны для большинства зрителей. Эти три автора интуитивно несут в себе суть нового искусства, которую мы считываем глубоко внутри. И даже если они создавали новые, уникальные направления, течения, стили – в их работах все равно остается та мера всего, к которой неосознанно стремится человек, через Золотое сечение, через правило третей, через симметрию и асимметрию, динамику и статику в работах. Эти правила всюду вторят друг другу, пронзают каждый миг времени и каждый метр пространства во Вселенной. Даже необразованный в этой теме человек – будет это видеть и чувствовать, эту связь с мировым устройством через призму художественного выражения. Привлекательными являются и стилистические приемы, которые используют авторы: несмотря на многообразие цветов и оттенков, в образах Кандинского не чувствуется какофонии, у Малевича ровные фигуры четко показывают движение в пространстве, Филонов самозабвенно уходит в мельчайшие детали.

Безусловно, проблема близости авангарда для каждого человека полна личных суждений и чувств. Однако можно выявить несколько общих причин, почему выставка о сломе оков начала прошлого века открывается нам сейчас с другой стороны. Мы наблюдаем ретроспективу прогресса в искусстве, сравниваем 20-е годы XX и XXI в., находим закономерности и связи. Что произошло за 100 лет в культуре, творчестве и обществе? Используя возможность взглянуть со стороны, мы замечаем тенденции тех лет, реализованные сейчас в оформительской и иллюстраторской среде, воспринимаем движения авангарда XX века в качестве прародителей всей нынешней индустрии дизайна.

Как и в случае «Ноевого ковчега» в Казани, «Наш авангард» звучно прогремел в обсуждениях искусствоведов, критиков, журналов, а также жителей и гостей культурной столицы. Обе выставки знаковы в своих масштабах, обе ценны для своей публики. И поскольку музеи сейчас активно включены в популярные туристические объекты, рост интереса к таким сильным, звучным проектам возрастает по всей стране. В данном случае Казань, вместе с остальными культурными центрами России, движется в ногу с туристическим трендом и социальными тенденциями.

Таким образом, на основе представленных выше разбора и анализа экспозиций, можно выдвинуть следующее суждение: Казань укрепляет свои позиции в культурной инициативе, кардинально расширяет и популяризирует интерес к искусству в целом, занимает устойчивую обширную нишу в живом отечественном арт-пространстве, уверенно выдвигаясь в качестве одного из привлекательных культурных центров страны для последних ключевых художественных показов. Выставочные проекты, использующие актуальные технологии и возможности, остаются одним из немногих способов провести время в ценном офлайн-режиме. Это очень важный для города и страны курс, направленный на привлечение интереса общества к современным выражениям художников и деятелей искусства, благодаря чему качество, новейшие тенденции и основные направления могут быть оценены и признаны намного более широко, чем это происходит сейчас. И имена, которые откликнулись многим, будут жить, передаваясь из поколения в поколение, оставляя след в памяти человечества.

 

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

 

Conflict of interest

The authors declare that she has no conflict of interest.

 

1 Новости автора: Оксана Романова. URL: https://www.tatar-inform.ru/news/author/list/oksana-romanova (дата обращения: 10.10.2025).

2 В ГСИ ГМИИРТ откроется выставка «АРТ-Мастерская XXI». URL: https://entermedia.io/news/v-gsi-gmii-rt-otkroetsya-vystavka-art-masterskaya-xxi/ (дата обращения: 5.10.2025).

3 Оксана Романова. «Ветхозаветный игрок», «Земля в рамках искусства»: как молодые творцы видят «Ноев ковчег». URL: https://www.tatar-inform.ru/news/vetxozavetnyi-igrok-zemlya-v-ramkax-iskusstva-kak-molodye-tvorcy-vidyat-noev-kovceg-5919661 (дата обращения: 6.10.2025).

4 Там же.

5 Павел Филонов и ученики «Глаз видящий, глаз знающий. URL: https://art16.ru/reportage/2020/02/10/pavel-filonov-i-ucheniki-glaz-vidyashchiy-glaz-znayushchiy (дата обращения: 1.09.2025).

×

Авторлар туралы

Irina Lobasheva

Kazan Art College named after N.I. Feshin

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: irinafl@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0004-7082-650X

Cand. Sc. (Art History), Lecturer of art history

Ресей, 70 Karl Marx St., Kazan 420015

Ekaterina Fakhrazieva

St. Petersburg State Academy of Arts and Design named after A.L. Stieglitz

Email: fahrazievaekaterina@mail.ru
ORCID iD: 0009-0006-3784-4292

student of the Department of Theory and History of Spatial Arts on the program “Theory and History of Arts”

Ресей, 13 Solyanoy Lane, Saint Petersburg 191028

Әдебиет тізімі

  1. Akhmetova D.I. (2020) Art exhibitions in Kazan at the turn of the 19th–20th centuries as sources for the formation of the city’s museum collections. Istoricheskaya etnologiya [Historical Ethnology]. No. 3: 373–387. https://doi.org/10.22378/he.2020-5-3.373-387 (In Russ.)
  2. Bayburin A.K. (2024) An item in museum dialogues. Kunstkamera [Kunstkamera]. No. 3(25): 6–16. https://doi.org/10.31250/2618-8619-2024-3(25)-6-15 (In Russ.)
  3. Bequeathed to Kazan... Works of fine art from the collection of A.F. Likhachev (2009) Authors of the articles and compilers O.G. Verbina, M.D. Ivanov, E.P. Klyuchevskaya, I.F. Lobasheva. St. Petersburg: Slaviya Publ. (In Russ.)
  4. Bugrov D.G. (2001) Collection of ancient painted and black-lacquered ceramics in the State United Museum of the Republic of Tatarstan. Vestnik drevney istorii [Bulletin of Ancient History]. No. 2: 201–207. (In Russ.)
  5. Chervonnaya S.M. (1978) Art of Soviet Tatarstan: Painting. Sculpture. Graphics. Moscow: Izobrazitel'noye Iskusstvo Publ. (In Russ.).
  6. Chervonnaya S.M. (1978) Art of Soviet Tatarstan: Painting. Sculpture. Graphics. Moscow: Fine Art Publ. (In Russ.)
  7. Current issues in the development of art history in Russia, the CIS countries, and the Turkic world (2017). Proceedings of the International scientific conference dedicated to the 120th anniversary of Pyotr Evgen'evich Kornilov (1896–1981). Kazan, May 18–19, 2017. No. 1. Zhizn' i tvorchestvo P.E. Kornilova [P.E. Kornilov’s Life and Creative Work]. Kazan. (In Russ.)
  8. Daricheva E.N. (2006). “To promote artistic development...”: Pages from the history of the Kazan Art School. Kazan [Kazan]. No. 8–9: 192–197.
  9. Dulskiy P.M. 1879–1956: Bibliography (2014). Author-compiler O.L. Ulemnova. Kazan. (In Russ.)
  10. Evgeniy Golubtsov: album (2024) Comp. E. Zhudrov; preface by G. Tuluzakova. Kazan. (In Russ.)
  11. Faynberg A.B. (1983) Artists of Tatarstan. Leningrad: Khudozhnik RSFSR Publ. (In Russ.).
  12. Gennadiy Arkhireev: Album (2020) Preface by A. Kuznetsov. St. Petersburg: Petroniy Publ. (In Russ.)
  13. Gilmutdinova O.A. (2010) Academic and artistic education and traditions of Islamic art (a case of the N.I. Feshin Kazan Art School). Dom Burganova. Prostranstvo kul'tury: nauchno-analiticheskiy zhurnal [Burganov’s House. Space of Culture: Scientific and Analytical Journal]. No. 2: 135–147. (In Russ.)
  14. Kazan Art School 1895–1920-s (2013) Comp. by I.F. Lobasheva, S.E. Novikova; preface by I.F. Lobasheva. Kazan: Zaman Publ. (In Russ.)
  15. Khisamova D.D. (2023) In search of a hero of the era. On monumental sculpture in Tatarstan. Kazan: Zaman Publ. (In Russ.)
  16. Klyuchevskaya E.P. (2009) The Kazan Art School. 1895–1917. St. Petersburg: Slaviya Publ. (In Russ.)
  17. Klyuchevskaya E.P. (2025) To the 130th anniversary of the Kazan Art School. Gasyrlar avazy – Ekho vekov [Echo of Centuries]. No. 2: 143–157.
  18. Kokorina E.G. (2022) The concept and functions of art space. MediaVektor [MediaVector]. No. 3: 56–60. (In Russ.)
  19. Life as service to the fatherland: album, exhibition catalogue in 2 volumes. (2023) Comp. R.M. Nurgaleeva, E.P. Klyuchevskaya. Kazan: Zaman Publ. (In Russ.)
  20. Lobasheva I.F. (2003) Gifts from the Imperial Academy of Arts to the Kazan Art School: Catalogue of the exhibition dedicated to the 300th anniversary of Saint Petersburg. Kazan: Kazan Publ. (In Russ.)
  21. Lobasheva I.F. (2020) The Kazan Art School and its legacy in the collection of the State Museum of Fine Arts of the Republic of Tatarstan. Istoricheskaya etnologiya [Historical Ethnology]. Vol. 5. No. 3: 362–372. https://doi.org/10.22378/he.2020-5-3.362-372 (In Russ.)
  22. Mogilnikova G.A. (1958) Art exhibitions in Kazan in the second half of the 19th century: Report on “Local history readings”. Kazan. (In Russ.)
  23. Mogilnikova G.A. (1975) N.I. Feshin. Documents. Letters. Memories of the Artist. Leningrad: Khudozhnik RSFSR Publ. (In Russ.)
  24. Mogilnikova G.A. (2005) Russian art of the 17th – early 20th century. Painting: Catalogue. State Museum of Fine Arts of the Republic of Tatarstan. Kazan: Kazan Publ. (In Russ.)
  25. Nazipova G.R. (2000) Kazan City Museum. Essays on the history of 1895–1917. Kazan: Kazan Publ. (In Russ.)
  26. Novitskiy A.I. (1994) Baki Urmanche. Kazan: Tatar Book Publ. House (In Russ.)
  27. Novitskiy A.I. (2002) State Museum of Fine Arts of the Republic of Tatarstan. Moscow: Belyy Gorod Publ. (In Russ.)
  28. Sattarova L.I. (2023) Tatar jewelry art in the collection of the National Museum of the Republic of Tatarstan: Tatar jewelry with Arabic inscriptions: сatalogue. Kazan: Tatar Book Publ. House (In Russ.)
  29. The Golden Horde and the Black Sea Region. Lessons from the Chinggisid Empire: exhibition catalogue (2019). Preface by M.G. Kramarovsky. Moscow: Marjani Fund Publ. (In Russ.)
  30. Tuluzakova G.P. (2007) Nikolay Feshin. St. Petersburg: Zolotoy Vek Publ. (In Russ.)
  31. Ulemnova O.L. (2012) P.M. Dulsky, P.E. Kornilov – the first art historian of Tatarstan. Nauchnyy Tatarstan [Scientific Tatarstan]. No. 2: 188–195. (In Russ.)
  32. Ulemnova O.L. (2018) Kazan graphics of the 1920–1930: Monograph. Kazan: G.Ibragimov Institute of Language, Literature and Art Publ. (In Russ.)

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML

© Lobasheva I.F., Fakhrazieva E.A., 2025

Creative Commons License
Бұл мақала лицензия бойынша қолжетімді Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».