Рецензия на альбом-каталог: Владимир Попов. Каллиграфия. Автор-составитель Л.Н. Донина (Казань, 2019. 400 с.)
- Авторы: Макарова Г.И.1
-
Учреждения:
- Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан
- Выпуск: Том 8, № 2 (2023)
- Страницы: 302-307
- Раздел: Хроника научной жизни
- Статья опубликована: 24.10.2023
- URL: https://ogarev-online.ru/2619-1636/article/view/353862
- DOI: https://doi.org/10.22378/he.2023-8-2.302-307
- EDN: https://elibrary.ru/JPQQOL
- ID: 353862
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена иллюстрировано-аннотированному альбому-каталогу «Владимир Попов. Каллиграфия», представляющему один из этапов творчества известного художника. Произведения В.А. Попова обнаруживают продолжающую нарастать актуальность – в связи с новым поворотом России к идеям евразийства, к сотрудничеству со странами Востока, важным посредником которого выступает Татарстан. Каллиграфические работы мастера показаны в контексте его жизненного и творческого пути, связанного с историей страны и региона, развития татарской национальной культуры и арабографического искусства республики. В этом уникальность авторской концепции Л.Н. Дониной, выражающейся в детальном показе творческого пути и гражданской позиции художника.
Рецензентом отмечается глубина поиска автором издания смысла обращения В.А. Попова к исламской графике. Данный этап его биографии трактуется как период нахождения ответов на важные жизненные вопросы, ставившиеся и решавшиеся художником. В мудрости ислама он находит те идеи, которые перекликаются с его собственным духовным поиском и не противоречат постулатам других мировых религий. В.А. Попов выражает их в свойственной ему экспрессивной манере, используя широкий спектр наработанных им в предыдущие годы средств художественной выразительности. Это дает основания автору характеризовать творчество мастера данного период как синтез татарской и русской культур, традиций Востока и Запада.
В статье делается вывод, что рецензируемая работа представляет собой самостоятельный исследовательский труд, в котором Л.Н. Дониной, помимо основного искусствоведческого, использованы общенаучные и исторический подходы. Альбом-каталог «Владимир Попов. Каллиграфия» безусловно является творческим достижением автора.
Полный текст
Есть люди, которым дано интуитивно чувствовать тенденции времени, обращая внимание на то, что станет значимым и важным в будущем – ближайшем и отдаленном. Таким человеком является живописец и график академического направления Владимир Александрович Попов, более четверти столетия посвятивший возрождению в регионе каллиграфического искусства. Характерный для последних лет, новый поворот России к странам Востока и Азии – очередное тому подтверждение. При этом признание арабографических работ В.А. Попова за рубежом, сделавшее его имя широко известным и популярным, свидетельствует о большом потенциале использования этноконфессиональной специфики Республики Татарстан для выстраивания отношений Российской Федерации с данными государствами. И уже в силу этого посвященный творчеству художника альбом-каталог заслуживает особого внимания.
В рецензируемом издании раскрывается один из важнейших периодов творчества В.А. Попова – «Заслуженного художника России» (2003), лауреата Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая (2014) и Фаизхановской премии Совета муфтиев России в области науки, образования и культуры (2014), которые были вручены ему за вклад в возрождение традиций мусульманской каллиграфии, за укрепление международных связей средствами искусства.
Главной темой, проведенной красной нитью через всю книгу, является миротворческая миссия, возложенная на себя художником. Ушедший в 17 лет добровольцем на фронт и прошедший всю Великую отечественную войну от Харькова до Берлина, он становится страстным поборником идей мира на Земле. Поэтому, обратившись в 70-летнем возрасте к искусству ислама, В.А. Попов посвящает своё творчество служению этим идеям. Мировоззрение и культурные установки, направленные на осмысление взаимосвязанности мира, позволили художнику обратиться ко всему человечеству с искренним призывом к «Диалогу Востока и Запада», «Единению реалистического искусства и арабской каллиграфии», «русской и татарской культур».
Татарстанский выставочный проект «Каллиграфия за мир», связавший и объединивший творчество представителя русской реалистической школы Владимира Попова и искусство известных современных каллиграфов Турции, Марокко, Новой Зеландии, Кувейта, стал отражением межэтнического и межконфессионального взаимодействия культур в условиях глобализации. В связи с обозначенной трактовкой духовных основ ислама – как религии, которая объединяет и служит взаимопониманию между народами – логичным становится включение в завершающий раздел каталога воспоминаний и страниц из фронтового дневника «вечного солдата» В.А. Попова, в которых чередуются комментарии боевых действий, страницы военной повседневности и описание мирных пейзажей.
Нужно отметить, что автором-составителем альбома-каталога Л.Н. Дониной проделана огромная работа по сбору, содержательной аналитике, обобщению, систематизации и художественному оформлению материала. Важной источниковедческой базой стали для нее, помимо картин В.А. Попова различных периодов, его воспоминания, а также другие письменные и иконографические документы, связанные с эпохой, страной, регионом, с жизнью и творчеством живописца и графика, исследования и высказывания о работах художника известных в регионе и стране деятелей культуры, ученых. Уникальным является включение в качестве дизайнерского оформления разворотов альбома мнений людей из разных стран, оставленных в книгах отзывов во время персональных выставок художника. Соответственно, среди используемых автором методов, помимо собственно искусствоведческих (иконологического исследования, стилистического анализа), следует выделить общенаучные (анализ, синтез, обобщение, систематизация), а также метод исторического анализа.
Действительно, все собранные в работе материалы представлены в широком историческом контексте – военного, послевоенного и позднего советского периода (со ссылками на официальные документы и другие свидетельства времени), как и перемен рубежа 1990–2000-х гг. При этом Л.Н. Донина дает краткие, но весьма емкие характеристики развития культуры страны/региона, и изобразительного искусства в частности, в каждый из этих периодов, обнаруживая глубокое знание происходивших и происходящих в стране художественных процессов.
Альбом структурируется в зависимости от тематики связанных с каллиграфией работ В.А. Попова, Это изображения памятников культовой мусульманской архитектуры, включающие фрагменты коранических текстов; акварельные пейзажи, на которые «наложены» высказывания из корана; тугры – серия работ, представляющих собой выполненные в виде арабской вязи графические метафоры, отражающие видение художником образов выдающихся личностей; написание священных имен Всевышнего и последнего пророка; монументальные арабографические диптихи и триптихи.
Данные работы предваряются двумя предисловиями. Первое – «Грани творчества» − написано автором каталога и представляет собой описание пятидесятилетнего творческого пути В.А. Попова как художника академического направления, второе – «Владимир Попов: Послание миру» − анализ специалистом в области арабографического искусства Р.И. Шамсутовым его вклада в развитие татарского шамаиля и каллиграфии, татарской национальной культуры в целом. В связи с этим напрашивается, в частности, сравнение значения творчества этого русского художника (для изобразительного искусства Татарстана с вкладом В.И. Виноградова и А.С. Ключарёва в музыкальную культуру Татарии. В завершающих альбом-каталог разделах представлены материалы о выставках мастера и его библиография, воспоминания о войне и фрагменты военного дневника.
Новизна издания состоит в том, что в нем дана авторская подача творчества В.А. Попова и его наследия. Его можно определить как «детальный иллюстрированно-аннотированный каталог». При этом жизнеописание творца не только рисует его портрет, дает целостное представление о личности, но и позволяет понять, на чем выстраивался изучаемый феномен, на каких основаниях возникло его стремление к мудрости ислама, и как каллиграфический период был подготовлен в плане ведущей идеи и используемых выразительных средств в предыдущие этапы жизни и творчества художника. То есть в работе дана авторская концепция репрезентации сути и смысла художественных произведений и их места в творческой биографии их создателя, в культуре Татарстана и страны в целом.
В открывающем книгу разделе автор прослеживает основные этапы становления личности Владимира Александровича Попова, неразрывно связанные с историей страны: Великая отечественная война, по прошествии которой тема мира и созидания прочно вошла в его творчество и стала ведущей; целина, представленная в нем после экспедиции на целинные земли работами о «покорении природы» Алтая и Казахстана; разработка нефтяных месторождений Татарии и возведение Камаза – отраженные в композициях 1960–1970-х гг., в том числе символико-аллегорического характера; освоение Севера и строительство Бама (вторая половина 1980-х гг.), вызвавшие серию монументальных работ о «красоте и величии северной природы». Тем самым, художник всегда устремлялся туда, где ставились высокие цели и решались масштабные задачи, в поисках глубинного и истинного. Поэтому тему великих строек и сильных духом людей можно считать своеобразной подготовкой его обращения к вечным идеям и вечным ценностям.
Л.Н. Дониной прослеживаются основные моменты, повлиявшие на становление стиля художника, на наработку технического арсенала, важного для последующего обращения к мусульманской каллиграфии. Это и обучение в Казанском художественном училище, и стажировка в подмосковном Доме творчества «Челюскинская» − значительном центре графического искусства, и обращение к акварели в связи с формированием по линии Союза художников СССР группы акварелистов, выезжающих на места для оперативного сбора материала, и, наконец, работа с татарским ученым и каллиграфом Н.Ф. Исмагиловым.
Раздел, написанный Р.И. Шамсутовым, важен тем, что помогает разобраться в вопросе места каллиграфического творчества В.А. Попова в арабографическом искусстве художников республики. В нем, в частности, раскрываются основные тенденции возрождения арабской каллиграфии в Среднем Поволжье и Приуралье, особенности традиционного и современного шамаиля, дается авторская классификация произведений татарских художников, работающих в данном направлении. Тем самым повышается познавательная ценность рецензируемого труда, вносящего вклад не только в изучение и популяризацию творчества В.А. Попова, но и в анализ развития изобразительного искусства Татарстана в целом. Иными словами, размышления о работах одного из выдающихся его представителей становятся здесь поводом для глубоких историко-искусствоведческих обобщений.
В разделе Р.И. Шамсутова раскрывается специфика каллиграфии В.А. Попова, работы которого отличаются эмоциональной нагруженностью и относительной свободой использования каллиграфической техники, «масштабностью замысла», монументальностью композиций и «экспрессией цвета». Таким образом, произведения художника характеризуются не только как способ передачи им глубокого духовного содержания, но и как форма творческого самовыражения. Одновременно исследователем подчеркивается глубокий философский смысл работ В.А. Попова, для которого коранические высказывания становятся отправной точкой размышлений о морально-этическом совершенствовании человека, о ненасилии и благочестии, как и о величии и милости Всевышнего к людям.
Важно отдельно отметить ценный, найденный автором-составителем альбома прием, помогающий понять художественный замысел произведений и сконцентрировать на них внимание. Это вкрапление в различные разделы издания аналитических материалов – суждений о творчестве В.А. Попова учёных, искусствоведов, культурологов, художников, каллиграфов, общественных деятелей (А.Ю. Садыкова, С. Фарах, Г. Балтанова, К. Климов, Н. Наккаш, Р. Шагеева, С. Маркус, Х. Якупов, А. Абзгильдин, Р. Симашева). Раздел «Выставки» сформирован на основе документов, фотографий, рецензий, высказываний официальных представителей власти, мнений признанных художников-каллиграфов, отзывов обычных людей из разных стран мира.
В целом работа отличается последовательно выдержанным художественным стилем оформления. Таким, на наш взгляд, и должен быть настоящий искусствоведческий труд.
Проведенный анализ показал уникальность осуществленного автором-составителем Л.Н. Дониной издания, являющегося редким не только в Татарстане, но и в России. Исследование вносит значительный вклад в изучение и развитие татарской национальной культуры, а значение систематизированного свода произведений и документов из частного собрания художника со временем будет становиться всё более ценным. В заключение хотелось бы выразить надежду на издание в дальнейшем аналогичного альбома-каталога В.А. Попова, включающего произведения первого этапа его творчества – важного для понимания всего его творческого наследия.
Об авторах
Гузель Ильясовна Макарова
Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан
Автор, ответственный за переписку.
Email: makarova_guzel@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3912-0961
доктор социологических наук, главный научный сотрудник отдела этнологических исследований
Россия, 420111, ул. Батурина, 7А, КазаньСписок литературы
Дополнительные файлы


