Рецензия на монографию: Квилинкова Е.Н. Гагаузы в Молдове и Беларуси: грани идентичности и стратегия самосохранения (Минск, 2023. 383 с.)
- Авторы: Новогродский Т.А.1
-
Учреждения:
- Белорусский государственный университет
- Выпуск: Том 8, № 2 (2023)
- Страницы: 296-301
- Раздел: Хроника научной жизни
- Статья опубликована: 24.10.2023
- URL: https://ogarev-online.ru/2619-1636/article/view/353859
- DOI: https://doi.org/10.22378/he.2023-8-2.296-301
- EDN: https://elibrary.ru/NRLNDV
- ID: 353859
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В рецензии дан подробный и обстоятельный анализ работы доктора исторических наук, доцента Елизаветы Николаевны Квилинковой, посвященной гагаузам Беларуси и Молдовы. Монография написана на основе разнообразных источников и в первую очередь материалов полевых этнографических исследований, проведенных с использованием метода включенного наблюдения среди представителей гагаузской общности. Подчеркивается, что автор использовал новый научный подход, который позволил получить оригинальные результаты. Елизавета Николаевна изучала гагаузов с применением методов и подходов, характерных для таких научных дисциплин как этнология, этносоциология и этнополитология. Она отмечает, что среди тюркских народов гагаузы давно заняли особое место. Основу их этнокультурного кода составляют православие и тюркскость. По мнению Е.Н. Квилинковой, сложное положение Гагаузии при выборе ею культурно-цивилизационных ориентиров заключается в том, что балканская идентичность не вписывается в современную «стратегию» самосохранения гагаузов и входит в противоречие с доминирующей у них на данном этапе тюркской идентичностью, с восточным / турецким вектором внешнеполитической стратегии развития.
Ключевые слова
Полный текст
Ввиду стремительно протекающего в нынешних условиях размывания этнической идентичности для этнологов важным является изучение процессов, раскрывающих механизмы сохранения народом собственной этнической культуры и степень трансформации традиционной обрядности при ее включении в современную праздничную культуру. Исследователи, изучающие небольшие по численности народы, большое внимание уделяют анализу вырабатываемых ими способов интеграции в иноэтничное пространство при сохранении собственной этнической идентичности.
Доктор исторических наук, доцент Е.Н. Квилинкова хорошо известна в тюркском мире своими основательными научными трудами по традиционной культуре гагаузов, написанными ею в междисциплинарном и кросскультурном ключе. С изданием в 2023 г. монографии «Гагаузы в Молдове и Беларуси: грани идентичности и стратегия самосохранения» она вписала себя и в пространство белорусской этнологии.
В указанной работе на основе обширного полевого материала, лично собранного автором, рассматривается присущий гагаузам опыт адаптации как на уровне этноса в целом, так и на примере одной из региональных групп гагаузов, живущих в Республике Беларусь. В связи с этим отдельный раздел монографии посвящен анализу особенностей методики сбора полевого материала в условиях дисперсного проживания этнической группы. При оценке степени адаптации представителей этнической группы в стране проживания автор учитывает ряд факторов: длительность проживания, насколько комфортно они себя там чувствуют, насколько полно включились в процесс интеграции, каким образом они идентифицируют себя со страной проживания. Данный аспект раскрывается им и через значимость для гагаузов Беларуси этнической идентичности и родного языка, присущих им форм идентификации и самоидентификации в связи с этнической и гражданской идентичностями, через отношение к понятиям «Родина» и «вторая Родина».
В работе Е.Н. Квилинковой обосновывается тезис о том, что сохранность идентичности у представителей этнических групп, проживающих за пределами этнического ядра, зависит от характера связей с Родиной, численности и особенности расселения, а также от функциональной значимости родного языка. В результате ею делается вывод о том, что при малочисленности и дисперсности проживания сохранить этнические особенности только благодаря семье не представляется возможным. В зависимости от длительности проживания в иных этногосударственных образованиях у представителей этнических групп усиливается процесс включения в местное социокультурное пространство и происходит некоторое отдаление от этнической культуры, а второе поколение, оторванное от Родины родителей и этнического языка, начинает добровольно ассимилироваться. В ментальном отношении пространство Беларуси является для гагаузов психологически комфортным, чему способствует исторически сложившаяся в данной стране этническая и конфессиональная толерантность, двуязычие. Другим вопросом, который автор не мог обойти, является анализ подходов к формированию национальной идентичности в Республике Молдова, в связи с чем им отмечаются сложности, существующие в этой области.
Новизна настоящей монографии заключается в том, что анализируемая этническая группа впервые стала объектом исследования не только в белорусской этнологии, но и в гагаузоведении. В ней рассматривается проблема формирования у гагаузов национальной идентичности, способы сохранения ими культурного наследия, их культурно-генетический код и культурно-цивилизационные ориентиры. Анализируя культурогенез гагаузов, автор обращает внимание на то, что в их культурно-генетическом коде присутствуют различные исторические и культурные пласты. В связи с этим на повестку дня ставится вопрос о необходимости объяснения двойственности содержания культуры гагаузов, которая проявляется в сочетании «языческого» и «христианского», «оседлого» и «кочевого», «балканского» и «тюркского» («европейского» и «восточного»), «общинно-коллективистского» и «частнособственнического». Он, в свою очередь, связан с проблемой этногенеза гагаузов.
Новым является и примененный Е.Н. Квилинковой научный подход. Настоящая монография является первым трансдисциплинарным исследованием, в котором гагаузская общность изучается на основе подходов, методик и материалов, отражающих самостоятельные научные дисциплины – этнологии, этносоциологии и этнополитологии.
Исходя из того, что в современном мире цивилизационная идентичность приобретает все большее значение в сравнении с другими формами идентичности, Е.Н. Квилинкова рассматривает историко-культурные корни, осознание, престижность и востребованность трех присущих гагаузам культурно-цивилизационных идентичностей: балканской, российской и тюркской. Автор отмечает, что среди тюркских народов гагаузы уже давно заняли особую нишу. Основу их этнокультурного кода составляют православие и тюркскость.
Как можно видеть из содержания монографии, со времени создания собственной государственности (автономии) в составе Республики Молдова Гагаузия установила тесные контакты со всеми тюркскими странами. Гагаузы ощущают себя частью тюркского мира и, включившись в тюркское пространство, развивают в этом направлении родной язык и культуру. Вместе с тем, как отмечает автор, значимой составляющей этнокультурного кода гагаузов является балканская идентичность, связывающая их с балканскими христианскими народами и основывающаяся на общей истории и вере, системе культурных ценностей и норм, обычаях и традициях. Е.Н. Квилинкова убедительно показывает, что наличие в этногенетическом коде гагаузов балканского геоисторического и культурно-цивилизационного компонентов является неоспоримым фактом. Но при этом балканская культурная идентичность является у гагаузов не престижной, а балканский период этнической истории гагаузов игнорируется значительной частью гагаузской политической и творческой элиты.
Сложное положение Гагаузии при выборе ею культурно-цивилизационных ориентиров заключается, по мнению автора, в том, что балканская идентичность не вписывается в современную «стратегию» самосохранения гагаузов и входит в противоречие с доминирующей у них на данном этапе тюркской идентичностью, с восточным / турецким вектором внешнеполитической стратегии развития. Опасность Е.Н. Квилинкова видит не столько в том, что балканская идентичность и история целенаправленно предаются забвению частью гагаузской национальной элитой, сколько в том, что данный процесс нередко сопровождается попытками подмены этнической культуры гагаузов, мифотворчеством, а также необъективным отражением исторического прошлого и даже его искажением.
В исследовании реальными «конкурентами» этнической идентичности гагаузов выступают российская и тюркская идентичности, являющиеся более предпочтительными как в силу их значимости в этнокультурной памяти и менталитете гагаузов, так и в связи с довольно жесткими современными геополитическими реалиями. Они диктуют Гагаузии необходимость выстраивания собственной стратегии самосохранения, основывающейся на балансировании между двумя векторами – Россией и Турцией. Отмечается, что в основе тяготения гагаузов к России лежит культурно-цивилизационная общность, основывающаяся как на восприятии русской культуры, языка и сложившихся на этом пространстве универсальных сверхлокальных ценностей, так и на религиозной идентичности – чувстве принадлежности к восточному христианству или русскому православию.
В связи с этим в работе подробно анализируются прикладываемые Гагаузией усилия по реализации собственной внешней политики. Е.Н. Квилинкова большое значение уделяет рассмотрению содержания политики реализации автономией стратегии балансирования между этими двумя векторами и ее последствий. Выбор союзников и выстраиваемые Гагаузией приоритеты сотрудничества автор рассматривает через призму этнокультурных особенностей гагаузов и культурно-цивилизационных ориентиров, а также результатов турецкого влияния на их национальную идентичность. Последствия содержания данного процесса частично прослежены автором в параграфе «Отражение в СМИ и интернет-сообществах дискурса о происхождении гагаузов и попытках переформатирования их культурного кода». В заключение делается вывод о том, что Турция, благодаря своему экономическому и военному потенциалу, а также геополитическим амбициям, будет играть ключевую роль как в тюркском мире, так и в Гагаузии. Очевидно и то, что Турция не ограничится концентрацией усилий только в области гуманитарной и экономической интеграции или помощи, как, возможно, устроило бы Гагаузию. В контексте приведенных аргументов, автор обращает внимание гагаузских политиков и интеллигенции на то, что от их подходов и выбора, от выстроенного Гагаузией курса зависит судьба всего народа.
Довольно большой раздел в работе посвящен анализу двух основных национальных праздников – Хедерлез и Касым, их включенности в современную гагаузскую праздничную культуру. Е.Н. Квилинкова показывает, что помимо гагаузского языка, руководство автономии довольно успешно вписало гагаузов в тюркский мир через этнокультурную составляющую, в частности через указанные национальные праздники. И в этом вопросе главная роль отведена празднику Хедерлез, наполненному традициями скотоводческой направленности, который получил широкую поддержку у представителей многих тюркских государств. В связи с этим автор раскрывает форму их участия в празднованиях и оказываемую Гагаузией поддержку в вопросе развития национальной культуры. Роль и значимость праздника Хедерлез Е.Н. Квилинкова рассматривает и через демонстрацию Гагаузией своей этнокультурной специфики, поскольку она оказывает большое воздействие на современные процессы в области этнической идентификации гагаузов. Особо автор остановился на анализе содержания процесса трансформации праздника Касым, получившем совершенно новое содержание – Фестиваль гагаузского вина, и дал ему свою довольно сдержанную оценку.
Монография Е.Н. Квилинковой, написанная в рамках нескольких научных дисциплин, делает ее интересной для широкого круга исследователей – этнологов и историков, политологов и социологов, регионоведов и культурологов, а также для специалистов в области межэтнических и национальных отношений. Осуществленное автором исследование генетического кода гагаузской культуры призвано способствовать конструктивному поиску решения проблемы о прошлом, настоящем и будущем этого небольшого по численности народа, являющегося частью тюркского и славянско-православного миров.
Об авторах
Тадеуш Антонович Новогродский
Белорусский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: tadeush_minsk@mail.ru
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой этнологии, музеологии и истории искусств, исторический факультет
Белоруссия, 220037, ул. Менделеева, 36, МинскСписок литературы
Дополнительные файлы


