Collection of the Department of Ethnography of I.V. Savitsky State Museum of Arts of the Republic of Karakalpakstan

Capa

Citar

Texto integral

Resumo

The article discusses the collection of objects of the Karakalpaks’ decorative and applied art in the funds of the I.V. Savitsky State Museum of Arts of the Republic of Karakalpakstan. The collection of folk-art objects is concentrated in the funds of the ethnography department of the museum. It comprehensively reflects the traditional everyday culture of the Karakalpak people. The objects of decorative and applied art of the Karakalpaks are concentrated in the following repositories: the fund of carpet products, jewelry, embroidery, wood, metal and leather products. Thematically, the collection is divided into jewelry items, horse equipment, carpets, yurt, clothing, kitchen utensils, and dishes. The author attempts to give a thematic and quantitative assessment of the collections of the Department of Ethnography. The analysis of the accession of exhibits did not allow identifying them by the area of existence, the place of purchase due to the absence of such information in the documentation. Most of the exhibits have only the information about the name of the object and its functional purpose. To create a complete picture of the accumulation of applied arts objects, statistical data on the accession of objects from 1967 to 2021 has been referred to, the dynamics of replenishment with exhibits is presented.

Texto integral

Декоративно-прикладное искусство каракалпаков, получившее развитие еще в глубокой древности, оставило в наследство уникальные изделия мастеров, поражающие богатством художественной фантазии и совершенством форм. Оно представляет собой необычайно сложное и многообразное явление, включающее в себя искусство ювелиров, резчиков по дереву, ковроткачество, вышивку.

Предметы декоративно-прикладного искусства каракалпаков в современных условиях можно видеть лишь в собраниях музеев. В Республике Каракалпакстан обладателями наиболее полных коллекций являются Государственный Музей истории и культуры Республики Каракалпакстан и Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого (ГМИ РК им. И.В. Савицкого). Коллекции этих музеев по сей день не подверглись детальному научному изучению. Обращение к описанию предметов декоративно-прикладного искусства музея искусств им. И.В. Савицкого в некоторой степени служит восполнению этого пробела. Для достижения этой цели предпринята попытка количественного и качественного анализа предметов отдела этнографии музея.

 

Несколько слов об основателе музея

Игорь Витальевич Савицкий впервые попал в Каракалпакию в 1950 г. в составе археолого-этнографической экспедиции[1], в качестве художника (Бабаназарова, 2011: 2022). Здесь же произошло его знакомство с народно-прикладным искусством каракалпаков. Интерес к природе края, народу, его культуре и истории натолкнул Савицкого на мысль о создании музея народно-прикладного искусства. Его мечте суждено было осуществиться в 1966 г., когда после долгих лет хождений по инстанциям, вопрос об открытии музея был решен положительно. Став во главе нового музея, Савицкий с воодушевлением занялся собирательской работой. Одним из первых в структуре музея стал отдел народно-прикладного искусства (ныне этнографии).

 

Сбор и пополнение фонда этнографии

Основу собрания предметов декоративно-прикладного искусства ГМИ им. И.В. Савицкого составили 845 предметов, переданных в 1968 г. лабораторией прикладного искусства Института истории, языка и литературы Каракалпакского филиала Академии наук УзССР (ныне Каракалпакский научно-исследовательский институт гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан). В дальнейшем собрание пополнялось за счет экспедиций, проводимых музеем, а также закупок разных лет. На сегодняшний день количество экспонатов народно-прикладного искусства насчитывает 8820 единиц. Хронологически коллекция охватывает период с конца XIX в. по первую половину XX в.

Пополнение коллекции происходило с разной степенью интенсивности на протяжении всего периода существования музея. Этот процесс продолжается и в настоящее время, однако в последние годы пополнение осуществляется в основном за счет предметов, передаваемых в дар. Из приведенной диаграммы хорошо видна динамика пополнения музейных фондов. Из нее можно видеть, что наибольшее количество экспонатов было приобретено в период с 1966 по 1980-е годы. К 1990-м годам процесс пополнения предметами декоративно-прикладного искусства замедляется, так как с этого времени при формировании бюджета музея перестали закладываться средства на покупку предметов. Прекращение финансирования закупкок было вызвано новыми для республики условиями, экономическими сложностями. Это обстоятельство сказалось на пополняемости фондов музея.

 

Динамика поступлений экспонатов в ГМИ РК в 1967–2021 гг.

 

Характеристика предметов декоративно-прикладного искусства

Предметы декоративно-прикладного искусства каракалпаков сосредоточены в следующих фондах: ковровых изделий, ювелирных изделий, вышивки, изделий из дерева, металла, кожи. Тематически эти предметы подразделены на ювелирное искусство, конское снаряжение, ковровые изделия, юрта, одежда, кухонная утварь, посуда.

Одной из наиболее крупных является коллекция ювелирных изделий. Состоит она из женских украшений и мужских поясов. На сегодняшний день ювелирные изделия составляют 4021 предмет, из которых 3623 представляют женские украшения. Большинство ювелирных украшений изготовлены из меди, бронзы, олова, серебра по традиционным художественным канонам и технологии, инкрустированы сердоликом, бирюзой, кораллами.

Серьги в коллекции нескольких типов – серьги, основу которых составляют вертикальные фигурки, простые мелкие серьги, конусовидные, с гравировкой – собық сырға. Шашақлы сырға – серьги с бахромой. Серьги в форме полумесяца – ай сырға или бүршекли сырға. Оригинальным видом серег являются ҳалқаплы сырға. Серьги состоят из конусовидной основы, завершавшейся дутым шариком, с небольшими колечками, к которым на цепочках крепятся тонкие лепестки. Серьги соединяются между собой с помощью цепочки, которая проходит от одного уха к другому под подбородком. На цепочку нанизаны ромбообразные подвески, мелкие лепесткообразные детали, шарики. Ҳалқаплы сырға начинали носить приблизительно с 12–13 лет до замужества. Замужние женщины носили лишь основную часть серег, которую называли сояў сырға, цепочка снималась.

Носовое украшение әребек имеет форму круга, выполнено из золотой или серебряной проволоки, в центре располагается перемычка с нанизанными на нее дутыми шариками, розетками, разноцветными бусинами. У каракалпаков әребек украшается зеленой и голубой бирюзой. В музее этот элемент костюма каракалпачек представлен 52 экземплярами. Известно, что у каракалпаков әребек носили замужние женщины (Этнография..., 1980: 167), у узбеков-карлуков их носили девочки с 7–10 летнего возраста (Шаниязов, 1964: 123). В целом ношение носовой серьги было распространено в Средней Азии в XIX в. довольно широко. Носили серьгу туркменки и узбечки Хорезма и Бухары, таджички. В начале XX в. районы ее бытования значительно сократились.

Нагрудные украшения имеют следующие разновидности – ҳәйкел, айшық, шартүйме, жалпақ түйме, тумар, тумарша, гилтшалғыш, ѳнгирмоншақ. Ҳәйкел – центральное украшение женского комплекса. Представляет собой плоское прямоугольной формы украшение, состоящее из верхней массивной части сложной конфигурации и бахромы из цепочек, бляшек, листовидных подвесок и колокольчиков. Верхняя массивная часть включала в себя футляр для хранения выписок из Корана или заклинаний. На лицевой стороне футляра располагаются от 3 до 5 высоких оправ с сердоликами или красным стеклом. Верхняя часть украшения фигурная в виде загнутых кверху или к низу парных рогов. В коллекции имеются варианты, где вместо рогов расположен ступенчато суженный трилистник, силуэтом напоминающий буддийскую ступу.

Искусствовед А. Алламуратов в поисках истоков каракалпакского ҳәйкел с рогатым верхом обратился к традиции изображения рогатых животных в древнем мире. Везде она связана с аграрным культом плодородия – коровой или быком – символами плодородия. Как считает А. Алламуратов, «рогатую кичку на Руси носили молодые замужние женщины, меняя ее в старости на безрогую» (Алламуратов, 1989: 81), точно также каракалпачки после прекращения деторождения рогатый ҳәйкел меняли на безрогую тумарша с такими же оправами и бахромой как ҳәйкел (Алламуратов, 1989: 81).

Кольца в коллекции прикладного искусства представлены следующими видами: каслы жузик, кассыз жузик, дѳнгелек жузик или сахына и др.

Одним из широко распространенных женских украшений является женский браслет – билезик. Браслеты имеются литые (куйма билезик) с рельефным орнаментом; несомкнутые, массивные, широкие, состоящие из двух-трех рядов с глазками (спаянные друг с другом). Концы браслетов зубчатые, напоминают лапы или зубы хищных животных.

Хорошо представлены в коллекции музея мужские пояса. Лучшей сохранностью обладают қамары белбеў (9 шт.), кожаный пояс, украшенный крупными металлическими бляхами, называемыми қас, бәнт. Имеются образцы, в которых присутствует подкладка из грубой хлопчатобумажной ткани бөз. Существовали узкие пояса из кожи қайыс, обязательным элементом которых был комплекс подвесок, в который входили «қынап (ножны с ножом), шақша (табакерка из рога для жевательного табака), шай қалта (мешок с чаем), шынықап (футляр для чайника и пиалки), темеки қалта (мешок для табака)» (Курбанова, 2016: 50).

Коллекция предметов конского снаряжения, несмотря на свою малочисленность (24 шт.), дает яркое и достаточно полное представление о богатстве и художественных достоинствах этого направления каракалпакского народного творчества. Мастера-седельщики ерши производили седла ер. Сначала мастер подготавливал и обрабатывал основные части седла, затем собирал и склеивал остов клеем. Иногда на головку седла прикреплялась обработанная кость. Такое седло у каракалпаков называлось ак баслы ер (седло с белой головкой) (Өтемисов, 1991: 55). Один из лучших образцов ак баслы ер выставлен в экспозиционном зале музея.

Украшенная ювелирными накладками сбруя целиком называется ала-қайыс жүўен, т.е. сбруя с полосатыми ремнями. Она состоит из нагрудника синемент, подхвостника қуйыскан и самой сбруи жүўен. В музейных коллекциях очень мало полных комплектов сбруи и других ременных поясов с ювелирными украшениями.

Изготовленная из кожи подкладка под стремена тебинги богато оформляется геометрическими и зооморфными элементами, а также волнообразными мотивами. В другом бытовом предмете – подседельнике жипек жона – однотонная поверхность кожи оживлена вышивкой шелковыми нитями и представляет собой богато декорированную цветную композицию (рис. 1).

 

Рис. 1. Элементы конского снаряжения – ақ баслы ер (1), тебинги (2). Начало XX в. ГМИ РК им. И.В. Савицкого. Фото автора.

 

Быт каракалпаков был приспособлен к особенностям полукочевого образа жизни. Одним из наиболее ярких образцов полукочевого быта является юрта қара үй и ее внутренний инвентарь (рис. 2).

 

Рис. 2. Юрта в экспозиционном зале. ГМИ РК им. И.В. Савицкого. Фото автора.

 

Юрта представляет собой круглое в плане разборное жилище, состоящее из деревянных, тканных, плетенных и войлочных частей. Остов юрты сүўек басы составляют решетчатые раздвижные стенки кереге, состоящие из отдельных звеньев канат, купольных жердей уўық, верхнего круга шанарақ, дверцы ергенек. Сверху деревянный остов покрыт войлоком, а по бокам – циновкой в два слоя, одна из циновок украшается переплетёнными цветными шерстяными нитями и называется жез ший. Система покрытия каракалпакской юрты резко отличается от юрт соседних народов обилием употребляемых циновок и малым количеством войлока (кошма). Конструкция шаңарақ является ярким отличительным элементом этнической принадлежности владельца юрты. У каракалпакской юрты он состоит из двух деревянных ободов – табан, соединенных пикообразными шпильками (Тлеубергенова, 1995; 1996). В юрте не должно быть случайных вещей, это древний закон единства функциональности и красоты. Так, у каракалпаков каждая тканая узорная дорожка юрты, украшая её, служит для практического скрепления каркаса и покрытия. Дорожками стягивают решетку стенки и спицы свода, фиксируют циновку покрытия стенки ший и войлок кровли кийиз.

Значительную часть коллекции составляют ковровые изделия. Они подразделяются на: 1) постилочные, навесные ковры, в основном безворсовые – палас, алаша, коротковорсовые – ғалы, гилем, молитвенные коврики – жайнамаз; 2) ковровые дорожки, тесьма для украшения и укрепления юрты – ақ басқур, қызыл басқур, ақ қур, қызыл қур, белдеȳ, ишки жанбаȳ, ийнбаȳ, есиқ қас, дизбе; 3) бытовые и хозяйственные вещи из ковровой ткани. У всех народов Каракалпакстана имелись разнообразные вещевые мешки для хранения одежды, посуды – боқжама, керги. Ковровые изделия употреблялись не только в домашнем быту населения. Они широко применялись и для верхового, вьючного транспорта – попоны – дегде, подседельники, переметные сумы – қоржын.

Перечисленные изделия, в свою очередь, классифицируются по технике исполнения:

  • изделия, которые выполняются техникой комбинирования – ақ басқур, белдеȳ, белжип, жанбаȳ, ийнбаȳ, суȳағар, шийоӊир, керги;
  • изделия, выполненные в технике безворсового ткачества – алаша, қызыл басқур, ақ қур, туркмен қур, избе, дизбе и др.;
  • изделия, выполненные в технике ворсового ткачества – қаршын, ғалы, гилем, дегде, есик кас.

Особое место в собрании занимают предметы традиционного костюма. Общее количество экспонатов, относящихся к народному костюму, составляет 3786 единиц, из которых предметы одежды исчисляются 660. Коллекция одежды формировалась из отдельно приобретенных предметов, не составлявших единый костюмный комплекс.

Женский костюм состоит из следующих предметов одежды: рубаха-платье кѳйлек, халат пашшайы шапан, мәдели шапан, зер шапан, шуба ишик, головные накидки жегде. Обувь женская, как и мужская, представлена довольно скудно: туфлями местного производства, галошами, ичигами.

В коллекции музея имеются женские головные уборы сәўкеле, тѳбелик, жаўлық, тақыя, которые в общей сложности составляют 50 предметов. Наиболее внушительной является коллекция қызыл киймешек – 165 образцов (включая фрагменты, где в хорошей сохранности передняя часть и отсутствуют другие детали).

Женский костюм включает в себя несколько видов рубах, в том числе повседневные и праздничные. К праздничной одежде относится рубаха-платье кѳк кѳйлек, имеющий богато орнаментированную переднюю часть, которая называется саўыт нағыс (узор кольчуги). Исследователи считают эту композицию наиболее архаичной (Алламуратов, 1977: 16). Т.А. Жданко, обращаясь к изучению этого элемента костюма, отмечала, что он представляет большую ценность в изучении обрядовых, религиозных, художественных традиций разного времени и происхождения, наложивших свой отпечаток на орнаментацию платья (Жданко, 1971: 169–171).

Еще одним предметом традиционного женского костюма является халат-накидка жегде. Этот предмет одежды имеет возрастные особенности: молодые женщины носили қызыл жегде, женщины старшего возраста ақ жегде (рис. 3).

 

Рис. 3. Ақ жегде. Первая четверть XX в. ГМИ РК им. И.В. Савицкого. Фото автора

 

Мужская одежда состоит из таких элементов костюма, как рубаха кѳйлек, халат шапан, шуба сен-сен постын. Головные уборы представлены традиционными шапками дегелей, шѳгирме, тюбетейками тақыя. Мужской комплекс в Музее искусств им. И. Савицкого в плане полноты уступает коллекции Государственного музея истории и культуры Республики Каракалпакстан. Так, отсутствуют традиционные сапоги байкем етик. В целом эти предметы дают представление о национальном костюме каракалпакских мужчин конца XIX – первой четверти XX в.

Резьба по дереву – один из самых древних видов народного ремесла. Она была широко распространена в архитектурном убранстве юрты, в декоративной отделке ее несложного инвентаря. Резьбой покрывали деревянные двери юрты, обкладку очага, шкафчики и подставки под продукты сандық, сабаяқ.

Резьбой украшали орудия труда, поверхность шкатулок для инструментов и ящики для ножей, ступки для жевательного табака, рамы ткацкого станка сазап, а иногда тыльную сторону круглых столиков – досок для раскатывания теста астахта. Резьбой покрывали столбики на арках, гнутые хомуты для лошадей и разную утварь (рис. 4).

 

Рис. 4. Астахта. Начало XX в. ГМИ РК им. И.В. Савицкого. Фото автора.

 

Каракалпакская резьба исполняется целиком от руки. Сначала в соответствии с замыслом мастера прорезается контур рисунка – вертикально или под углом, со скосом наружу от оконтуриваемой поверхности узора или линии. Затем, в соответствии с поставленной декоративной задачей, углубляется фон.

Инкрустация обычно делалась красным сукном и костью, которые эффектно сочетались с резьбой и придавали вещам праздничность и насыщенность цвета. Кость покрывалась тонкой геометрической гравировкой. Дерево чаще всего красилось в тёмно-коричневый или чёрный цвета.

В ГМИ им. И.В. Савицкого хранятся интересные экспонаты – предметы гигиены. Они были найдены во время археологических и этнографических исследований на территории Каракалпакстана в течении XX столетия. Среди них имеются такие предметы, как мәсиӯек – палочка для чистки полости рта, тарақ – расческа для волос, тис шуқлағыш – зубочистка, қулақ шуқлағыш – копоушка, зеркала, парфюмерные сосуды. Очень интересен предмет детской гигиены, продолжающий бытовать и в наше время – сумек. Предмет является деталью детской колыбели бесик, функциональное назначение которого – сток мочи в специальный сосуд в нижней части колыбели. В зависимости от пола ребенка, эти приспособления имеют различную форму. Сумек для мальчиков представляет собой стеклянную трубочку с загнутым концом в виде буквы «Г». Сумек для девочек представляет собой трубочку с закругленным и углубленным концом в виде ложечки. Подобные предметы издавна использовались народами, населяющими Южное Приаралье. Аналогичные находки известны по материалам археологических находок средневекового Миздахкана (Ягодин, Ходжайов, 1971: 102, рис. 46) (рис. 5).

 

Рис. 5. Копоушка, зубочистка. ГМИ РК им. И.В. Савицкого. Конец XIX в. Фото автора

 

Большинство зубочисток из фонда Музея искусств датируется концом XIX в. Изготовлены они из белого металла, редко встречаются экземпляры из серебра. Зубочистки, за исключением некоторых деталей, имеют схожую форму: вытянутая верхняя часть каплевидной формы, на которой расположена оправа со вставкой из стекла, на которую напаяны штампованные узоры из металла с мелкими зернами, розетками и с заостренной нижней частью. К краю зубочистки припаяна петля с кольцом. Техника, особенности художественного оформления позволяют предположить, что большинство имеющихся зубочисток являются казахскими (Курбанова, Давлетияров, 2016: 112).

Қулақ шуқлағыш копоушка в музее представлена единственным экземпляром. Данный предмет по своей прямой функции предназначался для чистки ушных раковин от загрязнения серой. Он изготовлен из белого металла, имеет плоскую форму. Средняя часть немного расширена в виде ромба. К верхней части припаяна петля. Нижняя часть вытянута и у основания имеет углубление. Поверхность копоушки покрыта орнаментом: по краю ромба идут линии, повторяющие данную фигуру, в центре нанесены волнообразные линии и точки (Курбанова, Давлетияров, 2016: 112).

К сожалению, документация по большинству экспонатов неполная, отсутствуют сведения о наименовании предмета, его функциональном назначении, районе бытования и месте приобретения. Это серьезно затрудняет исследование музейных коллекций.

Перечисленные образцы народного творчества каракалпаков, которые создавались и использовались с целью художественного обогащения окружающей среды, для придания ей большей декоративности и выразительности, составляют в настоящее время собрание декоративно-прикладного искусства ГМИ им. И.В. Савицкого. Эти коллекции являются ценным информативным ресурсом, а сам музей – источником информации по традиционной культуре. Чем богаче коллекция музея, тем больший научный интерес она представляет. Значимость их для этнографических исследований не вызывает сомнений.

 

1 Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция, организованная Институтом этнографии АН СССР (позже – Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН).

×

Sobre autores

Zemfira Kurbanova

Karakalpak Research Institute for the Humanities of the Karakalpak Branch of the Uzbekistan Academy of Sciences

Autor responsável pela correspondência
Email: sapphire.ethno@gmail.com

Doctor Sc. (History), Head of the Department of Ethnography

Uzbequistão, 179A, Amir Temur St., Nukus 230100, Karakalpakstan

Bibliografia

  1. Allamuratov A. (1977) Karakalpak folk embroidery. Nukus: Karakalpakstan. (In Russ.)
  2. Allamuratov A. (1989) Karakalpak breast decoration haikel. In: Ethnic history and traditional culture of the peoples of Central Asia and Kazakhstan. Basilov V.N., Kuzeev R.G. (eds). Nukus: Karakalpakstan: 77–87. (In Russ.)
  3. Babanazarova M.M. (2011) Igor Savitsky: artist, collector, founder of the museum. London: Silk Road Publ. (In Russ.)
  4. Babanazarova M.M. (2022) Memories of Savitsky. Tashkent: Baktria Press.
  5. Ethnography of the Karakalpaks (materials and research) (1980). Zhdanko T.A., Kamalov S.K. (eds). Tashkent: FAN Publ. (In Russ.)
  6. Kurbanova Z.I. (2016) Traditional men's costume of the Karakalpaks (late 19th – late 20th century). Problemy vostokovedeniya [The Problems of Oriental Studies]. No. 2: 48–53. (In Russ.)
  7. Kurbanova Z.I., Davletiyarov M.M. (2016) Items of personal hygiene of the population of the South Aral Sea (based on the materials of I. Savitsky Karakalpak State Museum of Arts). In: History and Archeology of Turan. No. 2. Samarkand: 109–114. (In Russ.)
  8. Shaniyazov K. (1964) Uzbek-Karluks (historical and ethnographic essay). Tashkent: FAN Publ. (In Russ.)
  9. Tleubergenova N.A. (1995) Ethno-cultural aspects of the Karakalpak yurt. Vestnik Karakalpakskogo otdeleniya Akademii nauk Respubliki Uzbekistan [Bulletin of the Karakalpak branch of the Republic of Uzbekistan Academy of Sciences]. No. 2: 104–109. (In Russ.)
  10. Tleubergenova N.A. (1996) The origins of the traditional division of the internal space of the Karakalpak yurt. Vestnik Karakalpakskogo otdeleniya Akademii nauk Respubliki Uzbekistan [Bulletin of the Karakalpak branch of the Republic of Uzbekistan Academy of Sciences]. No. 3: 93–100. (In Russ.)
  11. Yagodin V.N., Khodzhayov T.K. (1970) Necropolis of ancient Mizdakhkan. Tashkent: FAN Publ. (In Russ.)
  12. Zhdanko T.A. (1971) On the proximity of some historical traditions among the Karakalpaks and the Bashkirs. In: Archeology and Ethnography of Bashkiria. Vol. IV. Ufa: 169–171. (In Russ.)
  13. Ütemisov A. (1991) Decorative and applied art of the Karakalpaks. Nukus: Karakalpakstan. (In Karak.)

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Kurbanova Z.I., 2023

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição 4.0 Internacional.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».