Том 9, № 3 (2023)

Обложка

Весь выпуск

РУССКИЙ ЯЗЫК. ЯЗЫКИ НАРОДОВ РОССИИ

Функционально-семантический тип адвербиализации субстантивной словоформы «даром»

Шигуров В.В., Шигурова Т.А.

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью комплексного междисциплинарного анализа механизма транспозиции в языке, порождающего огромный пласт грамматических и лексико-грамматических омонимов, а также синкретичных (периферийных и гибридных) структур, позволяющих экономно, но ёмко выражать мысли и чувства человека. При исследовании ступеней адвербиальной транспозиции субстантивных словоформ выявлены закономерности взаимодействия семантического и грамматического в структуре образований, эксплицирующих в типовых контекстах зоны ядра и периферии существительных и образованных на их базе периферийных и ядерных отсубстантивных наречий. На примере словоформы «даром» продемонстрированы разные степени её отхода от класса существительных и приближения к классу наречий. В результате применения методики оппозиционного анализа и индексации установлено, что в зоне ядра наречий она обнаруживает, с одной стороны, 0 % соответствия своих дифференциальных признаков признакам исходного ядерного существительного «даром», а с другой – 80 % соответствия дифференциальным признакам отсубстантивного ядерного наречия «кругóм». Обоснована мысль о том, что 100 % соответствия свойств разных прототипических наречий в структуре какого-либо ядерного наречия маловероятно по причине индивидуальных семантикосинтаксических различий адвербиальных лексем, в том числе их акцентологических особенностей. Результаты исследования могут найти применение в дальнейших разработках по проблеме транспозиции и синкретизма в системе частей речи и межчастеречных семантикосинтаксических разрядов. 

Неофилология. 2023;9(3):479-489
pages 479-489 views

Нормативность виртуальной коммуникации при выражении отрицательной оценки

Ускова О.А., Гриценко А.А.

Аннотация

Исследование посвящено проблеме нормативности виртуальной языковой коммуникации, а именно специфике выражения отрицательной оценки. Доказано, что формирование нормы языковой коммуникации происходит в системе таксонов «норма – ненорма – антинорма» (согласно концепции В.Г. Костомарова). Обосновано, что нормативность виртуальной языковой коммуникации не является непосредственным отражением нормативности реальной языковой среды, а формируется под воздействием особенностей стереотипов общения виртуальной среды, которые имеют существенные отличия от действующих национальных стереотипов общения, принятых в российском социуме. Установлено, что отрицательная оценка в виртуальной среде выступает средством речевой агрессии в силу отсутствия ограничений в выборе языковых средств, при помощи которых происходит вербализация интенции отрицательной оценки, в ситуациях виртуального общения, которые направлены на достижение экстралингвистических целей общения, связанных с самоутверждением коммуниканта при помощи языковых средств таксонов ненорма и антинорма, презумпцией исключительного права на отрицательную оценку собеседника (вербализация интенции оскорбления), неприятием точки зрения оппонента, проявляющейся в отсутствии намерений собеседников поиска компромисса. Результаты исследования позволяют констатировать наличие особых условий для формирования специфических норм языковой коммуникации в виртуальной среде общения. 

Неофилология. 2023;9(3):490-498
pages 490-498 views

Речевые стратегии и тактики, применяемые участниками современных образовательных вебинаров

Крылова М.Н.

Аннотация

Проанализированы тексты современных образовательных вебинаров с целью выявления основных речевых стратегий и тактик, которыми пользуются их участники. Отмечено, что жанр образовательного вебинара приобрѐл в последнее время значительную актуальность в связи с широким распространением дистанционного формата обучения. Выявлено, что речевые стратегии и тактики, к которым прибегают спикеры вебинаров, ориентированы на установление тесного интеллектуального, эмоционального и психологического контакта с адресатами вебинаров. В связи с этим основными речевыми стратегиями на вебинарах становятся стратегии информирования, императивности и кооперации. Для спикера вебинара важно дать слушателям точную и проверенную информацию, организовать еѐ восприятие и создать на вебинаре атмосферу сотрудничества, совместной деятельности. Участниками вебинаров используются стратегии аргументирования, положительной презентации, самопрезентации, завоевания авторитета, «управления дистанцией», комического воздействия и др. В рамках используемых стратегий участники образовательных вебинаров прибегают к конструктивным речевым тактикам, таким как тактика ссылки на имеющиеся у адресата знания, тактика изображения, тактика установления речевого контакта, тактика пошагового объяснения, а также тактики интеграции, демонстрации открытости и заинтересованности, полезной информации, апелляции к авторитету, самопродвижения и др. Деструктивные стратегии и тактики в построении жанра образовательного вебинара оказываются практически не задействованными. 

Неофилология. 2023;9(3):499-508
pages 499-508 views

Номинация социума и социоморфный код номинации: соотношение понятий

Ван Х.

Аннотация

Предметом рассмотрения является номинация социума как центрального фрагмента русской языковой картины мира и основанного на сравнении с обществом социоморфного языкового кода. Актуальность исследования заключается в изучении соотношения средств вторичной косвенной номинации для обозначения социума (социальный лифт) и использования первичной и вторичной прямой номинации социума для обозначения других фрагментов русской языковой картины мира (поставки оружия «капельным поливом»). Проанализирован материал прессы и устных talk-show экспертов (1160 примеров). Использованы методы компонентного анализа и сопоставительный метод. Результаты исследования показывают номинативную активность русской языковой личности в формальной и неформальной номинации социума: использование ландшафтной (большая лужа), климатической (стоять на разъезжающихся льдинах), зооморфной (гиена Европы), артефактной (бесконечный доллар), историоморфной (шароварный Вермахт) метафорики; проявление системной организации номинаций общества: синонимические ряды (ржавый Толик, господин приватизайс рыжий ваучер Чубайс; лихие – бандитские – помойные девяностые), антонимические пары (застой – нежный Брежнев), омонимические пары (красная Армия „рабоче-крестьянская армия страны Советов‟ – красная армия „объединение террористических бригад Италии‟), тематические группы (временные отрезки, лидеры государств, профессии, места расселения и проч.); появление в этом номинативном поле историзмов (хрущѐвская оттепель, членовоз) и архаизмов (околоточный – участковый). Установлены основные функции неформальной номинации социума (гносеологическая, характеризующая, адаптивная, философская). Результаты работы могут быть использованы в лингвистике, журналистике, социологии, политологии.  

Неофилология. 2023;9(3):509-518
pages 509-518 views

Принципы разграничения речевых жанров, выражающих положительную оценку

Анисимова Т.В., Чубай С.А.

Аннотация

Рассмотрен вопрос о возможности однозначного разграничения близких по значению жанров, входящих в одну тематическую группу. Целью исследования является описание риторических параметров жанров похвала, одобрение, комплимент и лесть, входящих в группу жанров положительной оценки человека и его действий, а также выработка критериев разграничения указанных жанров. Все жанры, относящиеся к этой группе, объединяет позиция адресанта: он испытывает (или делает вид, что испытывает) тот или иной положительный настрой, о чѐм хочет оповестить адресата. Подробно описаны риторические признаки всех жанров группы и выделены те характеристики, по которым их можно разграничить. Центральным элементом группы положительно-оценочных жанров считается похвала. Сопоставление похвалы с другими жанрами показывает, что различия чаще всего касаются объекта оценивания (в похвале объектом является человек, а в одобрении – идеи, проекты и другие продукты интеллектуальной деятельности) и характера используемых оценок (похвала строится на объективных оценках, а комплимент – на субъективных). 

Неофилология. 2023;9(3):519-533
pages 519-533 views

ЯЗЫКИ НАРОДОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (ГЕРМАНСКИЕ ЯЗЫКИ)

Лингвосенсорика образа собеседника в романе Г. Бѐлля «Глазами клоуна»

Шемчук Ю.М., Спанопуло М.В.

Аннотация

Цель исследования заключается в том, чтобы описать сенсорные особенности восприятия собеседника главным персонажем романа Г. Бѐлля «Глазами клоуна». В качестве материала исследования выбрана сенсорная лексика, репрезентирующая запахи, кожные реакции и цветовые сочетания одежды, которые воспринимает главный герой анализируемого художественного произведения. Новизна исследования состоит в том, что впервые были рассмотрены особенности вербализации ольфакторных ассоциаций в романе Г. Бѐлля «Глазами клоуна»; впервые в нѐм был проведѐн количественный анализ лексемрепрезентантов кожных реакций; впервые проанализированы колоронимы, служащие для описания цветовых сочетаний одежды персонажей романа. Методологической основой данного исследования стал лингвокультурологический подход, позволивший интерпретировать полученные результаты в культурном аспекте. Актуальность работы определяется еѐ целью и активным развитием лингвосенсорики как нового направления лингвистических исследований. Проведѐнный анализ лексических средств выражения сенсорного восприятия собеседника в одном конкретном художественном произведении следует рассматривать как своеобразный вклад в развитие лингвосенсорики. Сенсорная лексика позволяет выразительно описывать внутреннее состояние героев, их переживания, чувства, эмоции, формировать их психологические портреты на основе запахов, кожных реакций и восприятия цветовых сочетаний в одежде. Работа может быть интересна специалистам в области германистики, психолингвистики, лингвистической семантики, межкультурной коммуникации, лингвокультурологии. Перспективным представляется лингвистический анализ сенсорной лексики художественных произведений других немецкоязычных авторов с учѐтом еѐ культурного контекста. 

Неофилология. 2023;9(3):534-544
pages 534-544 views

Межкатегориальные взаимодействия в непрототипических таксисных конструкциях немецкого языка

Архипова И.В.

Аннотация

Предметом исследования является описание межкатегориальных взаимодействий в непрототипических таксисных конструкциях немецкого языка. Цель работы – анализ межкатегориальных связей таксиса с семантическими категориями инструментальности, кондициональности, каузальности, концессивности и консекутивности. Взаимные связи вышеназванных категорий специфицируют актуализацию секундарно-таксисных или обстоятельственно-таксисных категориальных значений одновременности в высказываниях с предложно-девербативными сочетаниями. Актуальность исследования связана с неизученностью вопроса межкатегориальных связей семантических категорий, устанавливаемых на парадигматическом уровне и реализуемых в синтагматическом контексте, то есть в непрототипических таксисных конструкциях с обстоятельственными предлогами. Выявлено, что взаимосвязи взаимодействующих категорий реализуются в конкретно-речевых высказываниях с предложно-девербативными конструкциями с предлогами инструментальной, кондициональной, каузальной, концессивной, консекутивной семантики bei, mit, durch, wegen, aus, vor, ungeachtet, trotz, infolge. Они обусловливают актуализацию таких секундарнотаксисных категориальных значений одновременности, как инструментально-таксисные, медиально-таксисные, кондиционально-таксисные, концессивно-таксисные и консекутивнотаксисные.

Неофилология. 2023;9(3):545-552
pages 545-552 views

Логико-семантический анализ контраста (на материале англоязычных экономических терминов)

Шакирьянов Л.М.

Аннотация

Исследование выполнено на материале англоязычных экономических терминов и посвящено логико-семантическому анализу контраста по следующим языковым критериям, или элементам: тип отношений, вид номинации, способ реализации, словообразовательные свойства, синтаксический потенциал, частеречная принадлежность, лексикосемантические особенности, комбинаторная функция. Теоретическая значимость исследования заключается в определении роли контрадикции на стыке науки о языке и психологии. Цель – комплексное теоретическое и практическое исследование свойств различия между экономическими терминами английского языка. Для достижения поставленной цели описана история антонимии в языкознании от еѐ возникновения с целью упорядочения семантически контрастирующих (противоположных и противопоставленных) единиц до развития до феномена абсолютной языковой и речевой универсалии. В рамках такого подхода охвачены зарождение принципа антонимии на основе явления оппозиций, работа над классификациями антонимов, применение семантического критерия при изучении явления, компонентный анализ противоположностей, их определения; также затронуты исследования, посвящѐнные антонимии, в которых рассмотрено не только само явление, но и смежные с ним понятия, современные исследования контраста. Период от оппозиций до современности, охватывающий несколько столетий, увенчался появлением критериев, или элементов логико-семантического анализа смысловых несовместимостей. 

Неофилология. 2023;9(3):553-560
pages 553-560 views

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гений поэтической выразительности. Часть первая (На материале публицистической статьи С.Н. Сергеева-Ценского «Гоголь как художник слова»)

Хворова Л.Е.

Аннотация

В аспекте «научно-исследовательского диалога» автора данного исследования с писателем ХХ века Сергеем Николаевичем Сергеевым-Ценским рассмотрены его публицистические миниатюры «Гоголь как художник слова» (1952), «Талант и гений» (1957), входящие в сборник «Трудитесь много и радостно». Подчѐркнуто, что труд писателя ХХ столетия С.Н. Сергеева-Ценского написан как педагогическое напутствие будущим поколениям и как призыв беречь и изучать свой родной русский язык, беречь русское слово на материале «гения художественной выразительности» Николая Васильевича Гоголя. Рассмотрены стилевые и поэтические находки писателя в различных повестях, в поэме «Мѐртвые души» и драматическом произведении – комедии «Ревизор». Исследованы способы создания литературного портрета и пейзажа, система языковых средств в изображении психологических деталей портретных и пейзажных характеристик комических героев (на примере портрета Собакевича), а также речевых характеристик «Ревизора». Обращено внимание на гоголевские приѐмы «стилевой игры» и некоторые намеренные нарушения лексических норм в построении портретных характеристик с целью акцентирования весьма существенных психологических деталей. В качестве дополнения к рассуждениям С.Н. СергееваЦенского уточнена специфика описательности Гоголя в синтезе реального и фантастического на примере значимых деталей, например, повести «Вий» из цикла «Миргород». Подчѐркнуто опасение автора «Миргорода» и «Тараса Бульбы» смешения в сознании персонажей Божественных и демонических сил.  

Неофилология. 2023;9(3):561-572
pages 561-572 views

«Знаете ли, я думал отдать мир папе…»: антикатолический пласт романа Ф.М. Достоевского «Бесы»

Юдахин А.А.

Аннотация

Проанализирован антикатолический дискурс романа Ф.М. Достоевского «Бесы» (1872). Объектом исследования служат религиозно-конфессиональные взгляды  Ф.М. Достоевского в аспекте полемики писателя с католицизмом и папством. В основе методики исследования лежат принципы сравнительного и контекстуального анализа. Междисциплинарный характер исследования обусловлен обращением к теологической, философской, религиозно-конфессиональной и социально-политической проблематике. Материалами исследования послужили текст романа «Бесы», рукописные редакции и черновые заметки к роману, а также внешние по отношению к Ф.М. Достоевскому источники – историософская, полемическая, историческая литература и пр. В ходе последовательного рассмотрения идейного содержания «Бесов» автор выделил три направления антикатолической полемики, реализуемой писателем на страницах романа: антропотеистическое, христологическое и общественно-политическое. Все три аспекта сосредоточены в сложном образе Николая Всеволодовича Ставрогина – демона, человекобога, антихриста и самозванца романного мира. Мотив всемирного католического заговора, угрожающего России, отображается в политических построениях Петра Степановича Верховенского. Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности их дальнейшего использования в комплексном изучении религиозной и историософской системы взглядов Ф.М. Достоевского, а также путём внедрения полученных результатов в образовательный процесс для проведения семинаров по истории русской литературы. 

Неофилология. 2023;9(3):573-582
pages 573-582 views

Произведения В.М. Шукшина в Китае: история переводов и рецепции творчества

Шао С.

Аннотация

Рассмотрена история переводов и публикации творчества В.М. Шукшина в Китае на основе впервые осуществлѐнной систематизации данных о публикации переводов произведений писателя на китайский язык. Предложена периодизация рецепции его творчества в КНР, проанализированы причины переводов творчества В.М. Шукшина в Китае. Цель исследования – систематический анализ истории переводов произведений В.М. Шукшина в Китае, а также определение статуса и роли переведѐнных на китайский язык произведений писателя в современной китайской литературе. С этой целью собраны переводы произведений В.М. Шукшина на китайский язык и выбрана оценка переводчиком произведений В.М. Шукшина. Использованы социологический, культурно-исторический метод и статистические данные, приведены диаграммы и таблицы, чтобы ясно и подробно показать перевод произведений В.М. Шукшина на китайский язык. Из этих диаграмм и таблиц можно увидеть перевод произведений В.М. Шукшина в Китае и конкретный процесс восприятия. Результаты анализа показывают, что произведения В.М. Шукшина были широко переведены в Китае, причѐм не только рассказы, но и киносценарии и некоторые из его публицистических статей были изданы на китайском языке, произведения, пользующиеся популярностью у китайских читателей и учѐных. В.М. Шукшин известен в Китае как писатель, режиссѐр и актѐр. Результаты данного исследования могут быть практически полезны для дальнейших исследований в Китае творчества В.М. Шукшина и русской литературы в целом.

Неофилология. 2023;9(3):583-595
pages 583-595 views

Кинематографичность романа «Саша, привет!» Дмитрия Данилова

Куряев И.Р.

Аннотация

Рассмотрена реализация аспектов литературной кинематографичности в романе Дмитрия Данилова «Саша, привет!», которая была проанализирована с помощью контекстуального, структуралистского методов, метода целостного анализа художественного текста. Для анализа использованы понятия «литературная кинематографичность», «аудиовизуальность», «монтаж», «сюжет», «хронотоп», «глаз» и «взгляд», «образ автора», «читательзритель», рассмотрена специфика кинематографа как факта культуры. Обосновано, что в рамках этого произведения сплетаются литературный и кинематографический коды. Рассмотрена специфика реализации принципа аудиовизуальности в тексте. Выявлено, что текст построен по монтажному принципу. Для конструирования сюжета писатель использует в том числе подчѐркнуто кинематографическую сюжетность. При этом подчѐркнутая видимость истории, ориентация на создание видимых пространств позволяет писателю создать специфическое абсурдистское повествование. Использование лексики группы «Кино» и включение образа автора в виде условного режиссѐра-сценариста трансформируют сам статус литературного текста. Это позволяет представить литературное произведение как аналог кинокартины, при этом актуализирующий интерактивный момент, включающий читателя-зрителя в разворачивание текста. Материалы исследования и его выводы могут быть использованы не только для анализа других произведений Д. Данилова, но и при анализе современной отечественной и мировой литературы в контексте литературной кинематографичности и взаимосвязи литературы и кино. 

Неофилология. 2023;9(3):596-606
pages 596-606 views

МЕДИАКОММУНИКАЦИИ И ЖУРНАЛИСТИКА

Сравнительный анализ международных каналов CGTN-English и CGTN-Русский «Китайской глобальной телевизионной сети»

Гегелова Н.С., Юйвэй Д.

Аннотация

Приведены результаты сравнительного анализа английского и российского международных каналов CGTN. Исследование основано на опросе граждан и анализе материалов из китайской базы научных публикаций CNKI и российской базы данных eLibrary. Цель исследования – изучить различия международных коммуникативных стратегий CGTN для русскоязычной и англоязычной аудитории, а также проанализировать возможности Китая таким образом изменить существующий мировой порядок информации и коммуникации. Применѐн комплексный системный подход, использованы междисциплинарные методы и методики. Обобщѐнно изложен коммуникационный эффект работы CGTN на русском в России. Статья предназначена журналистам, специалистам по международным отношениям, а также соответствующим ведомствам Российской Федерации и Китайской Народной Республики для анализа и улучшения уровня международной коммуникации посредством телевизионных средств массовой коммуникации.

Неофилология. 2023;9(3):607-617
pages 607-617 views

Технологии распространения фейковых новостей в массмедиа и способы их верификации: лингвистический аспект

Гуськова С.В., Шестерина А.М.

Аннотация

Доступность средств и каналов коммуникации в 2020-е гг. для широких слоѐв населения значительно повлияла на процессы производства и передачи информации. Каждое событие, имеющее актуальность, пусть и для ограниченного круга людей, становится известно сиюминутно и может транслироваться на неограниченные территории. Такие возможности каналов коммуникации актуализировали проблему распространения недостоверной, фейковой, информации, поскольку еѐ создатели понимают действенность на аудиторию, в первую очередь, текстовой информации. Необходимость противостоять засилью фейковой информации осознаѐтся на государственном уровне. В последние годы было ужесточено действующее законодательство; цель нововведений – пресечение попыток распространения фейков и наказание в случае выявления фактов их обнародования в массмедиа, в частности, тех случаев, когда распространяется заведомо ложная информация, содержащая данные об использовании Вооружѐнных сил Российской Федерации в целях защиты интересов государства и его граждан, поддержания международного мира и безопасности. Активизировался интерес к фактам распространения недостоверной информации со стороны научного сообщества; так, обнаруживается немало научных и научно-популярных работ, посвящѐнных данной проблематике, проводятся тематические конференции на эту тему. Не остаются в стороне средства массовой информации, которые сообщают о фактах, транслируемых по другим каналам фейковых новостей. В результате этого публикуется немало материалов о раскрытии фактов обнародования фейков. Однако актуализации проблемы на разных уровнях оказывается недостаточно, важна консолидация усилий общества в противостоянии засилью фейков в массмедиа. Более того, требуется сообщение наработанных методов по проведению фактчекинга наиболее незащищенной – детской и молодѐжной аудитории, выработка у неѐ навыков распознавания достоверной и ложной информации. 

Неофилология. 2023;9(3):618-629
pages 618-629 views

Социальные сети в профессиональной деятельности журналиста: практический аспект

Симкачёва М.В.

Аннотация

Исследование посвящено изучению деятельности журналистов, связанной с использованием каналов социальной коммуникации в медиапрактике. Об использовании социальных сетей и мессенджеров в качестве источника инфоповодов, трансляции контента и площадки для взаимодействия с аудиторией рассказали медиаспециалисты региональных СМИ. Использованы материалы исследования, проведѐнного методом неформализованного интервью с журналистами в рамках качественной стратегии в 2021–2023 гг. Изучены этапы работы журналиста с информацией из социальных сетей: мониторинг, поиск первоисточника, взаимодействие с авторами, фактчекинг, подтверждение информации. Выявлены особенности работы журналиста с сайтами социальных сетей в качестве мониторинга и поиска новых актуальных тем и мнений, а также определѐн алгоритм работы медиаспециалиста с таким уникальным источником информации, как социальные сети. Исследовательский материал систематизирован и разделѐн на тематические блоки, что отражает логику проведѐнного интервьюирования и структуру исследования. В заключении сформулированы основные принципы работы журналиста в социальных сетях и с социальными сетями, являющиеся базовыми профессионально-этическими ориентирами деятельности.

Неофилология. 2023;9(3):630-640
pages 630-640 views

Структурно-композиционные приѐмы инфотейнмента в медиатекстах региональных печатных СМИ

Карпенко И.И.

Аннотация

Новизна исследования обусловлена необходимостью систематизации приѐмов инфотейнмента, применяемых в работе печатных средств массовой информации. Эмпирическим исследовательским материалом для работы послужил корпус журналистских материалов белгородского регионального молодѐжного журнала «ОнОнас» за период с 2013 по 2021 г. Актуальность исследования состоит в необходимости теоретизации ценного эмпирического материала и классификации невербальных приѐмов инфотейнмента применительно к практике печатных СМИ. Актуальность и новизна исследования обусловлены также недостаточной изученностью феномена инфотейнмента применительно к практике региональных печатных средств массовой информации, так как у современных исследователей всѐ ещѐ сохраняется устойчивая ассоциация инфотейнмента с телевизионными практиками в ущерб другим видам СМИ. К методам, использованным в ходе исследования, относится системный анализ с акцентом на конструктивном и структурно-функциональном подходе, применяется также метод типологизации. Сформулированы выводы о том, что использование невербальных структурно-композиционных приѐмов инфотейнмента позволяет повысить визуальную привлекательность журналистского материала, включить элементы развлекательности с целью информационной разгрузки текста, визуализировать статистическую информацию или смысловую часть текста, увлечь аудиторию новыми формами визуализации и репрезентации журналистской информации. 

Неофилология. 2023;9(3):641-656
pages 641-656 views

Факторы стресса в работе журналиста региональных СМИ (на материале Пензенской и Ростовской областей)

Зуева Г.С., Дубовер М.А.

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения особенностей профессионального стресса работников СМИ в 2022 г. в связи с работой в условиях напряжѐнной геополитической обстановки. Цель – в выявлении ключевых факторов стресса для журналистов региональных СМИ (на материале Пензенской и Ростовской областей). Ведущим методом являлся анонимный опрос «Стресс в профессии журналиста». Выяснилось, что журналисты в среднем оценивают уровень стрессовости своей профессии на 6,75 балла из 10, загруженность рабочими задачами 91 % опрошенных журналистов вне зависимости от возраста оценивают как высокую или очень высокую. Темы, которые вызывают у журналистов наибольший стресс, – это специальная военная операция на Украине, политика, криминал и происшествия, социальные аспекты – трагедии: разговоры с семьями погибших и пострадавших (особенно – детей), переселенцами, а также ЖКХ, здоровье. Процесс работы в СМИ также представляется стрессовым из-за многозадачности и жѐстких сроков сдачи материалов, эмоционально тяжѐлого общения с героями сложных тем. Организация работы в редакции в некоторых случаях также становится для журналистов фактором стресса: 15 % респондентов отмечали, что отношения в коллективе в 2022 г. стали более напряжѐнными и называли менеджмент в своей редакции неэффективным. Сложившаяся на сегодняшний день ситуация диктует необходимость проведения комплексного исследования, посвящѐнного проблеме журналистского стресса, в том числе и в региональном аспекте, поэтому в дальнейшем можно изучить рекомендации психологов, которые регулярно даются в профессиональных медиа (журнале «Журналист» и на портале «Сделано.Медиа»). Результаты исследования используются на занятиях по психологии массовых коммуникаций (медиапсихологии) для студентов-журналистов (бакалавриат). 

Неофилология. 2023;9(3):657-667
pages 657-667 views

Квест как геймифицированный инструмент развития медиакомпетентности студентов в эпоху постправды

Курганова Е.Б., Беленова Н.Н.

Аннотация

Рассмотрена актуальная проблема развития медиаграмотности у современных студентов. В эпоху социальных сетей и интенсификации «псевдоновостей» обучение молодёжи правилам противодействия дезинформации – первый шаг к созданию безопасного информационного поля. Предмет исследования – квест как инструмент развития медиакомпетентности. Цель – выявление потенциала квеста как инструмента развития критического мышления. Авторы считают геймифицированный формат развития медиаграмотности оптимальным для сегодняшних студентов, представителей поколения Z, поскольку именно зумеры по достоинству ценят привнесение в процесс обучения игровых элементов как отсылку к их богатому геймерскому опыту. Рассмотрены этапы создания образовательного квеста, описана технология его реализации на основе авторского кейса «Медиакомпас». Сделан вывод о высоком потенциале квеста как динамичного, эмоционально насыщенного инструмента развития медиакомпетентности у современного поколения студентов в эпоху постправды.

Неофилология. 2023;9(3):668-676
pages 668-676 views

Медиаобраз новых российских государственных праздников: причины резистентности

Савельева Т.В.

Аннотация

Медийный компонент социокультурного пространства оказывает существенное влияние на современный праздничный календарь. Государственный праздник служит инструментом самопрезентации власти, значимых для неё идеологических и нравственных ценностей, поэтому резистентность праздника заслуживает особого внимания. Исследование посвящено рассмотрению медийного образа государственного праздника (на примере Дня России, Дня народного единства, Дня семьи, любви и верности, как наиболее резистентных на современном этапе), его ритуально-обрядового комплекса и сакрального смысла как воспринимаемого посредством медиасферы, так и конструируемого массмедиа. Рассмотрены медиатексты институциональных и неинституциональных СМИ, собранные по тематическому запросу поисковой системы Яндекс методом сплошной выборки, что позволяет выявить как официальную точку зрения, так и мнение обычных людей. Выявлены смысловые доминанты дискурса, эмоциональные маркеры текстов. Использованы методы семантического, контекстуального, типологического анализа. Причинами резистентности трёх рассмотренных государственных праздников в обществе установлены: размытость содержательного компонента праздника, отсутствие символико-ритуального комплекса, понятного и принимаемого участниками праздника, непродуманная медиастратегия, то есть неоднозначный выбор даты, символов праздника, вектора его популяризации. Дополнительным фактором резистентности можно назвать транзитивность современного календаря и перенасыщенность его праздничными событиями. Исследование отражения образа праздника в медиапространстве и конструирование его массмедиа значимо для понимания трансформации праздничной культуры на современном этапе, выводы могут быть использованы в методических рекомендациях по проведению праздников для образовательных и культурных учреждений. 

Неофилология. 2023;9(3):677-687
pages 677-687 views

20 лет рекламному образованию на Тамбовщине

Прохоров А.В., Пядышева Т.Г.

Аннотация

Посвящено 20-летию рекламного образования в Тамбовской области. В 2003 г. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина осуществил первый набор студентов по специальности «Реклама», в том время как в других вузах региона реализовывалась специальность «Связи с общественностью». Представлена ретроспектива рекламного образования в Державинском университете, периодизация которого выстроена исходя из «принадлежности» к учебному подразделению университета, охарактеризована актуальная специфика образовательного процесса. Обозначены основные результаты в сфере публикационной активности преподавателей, задействованных в реализации образовательных программ бакалавриата и магистратуры, представлены наиболее яркие штрихи научной, грантовой, конкурсной деятельности студентов. Внимание уделено специфике профориентационной работы по направлению «Реклама и связи с общественностью», направленной на популяризацию профессиональной сферы среди школьников. За 20 лет подготовки специалистов в сфере рекламы и связей с общественностью в Державинском университете сложились традиции, объединяющие педагогов, студентов, выпускников, представителей профессиональной отрасли («Неделя рекламы», «Неформальный клуб выпускников #РекламаТГУ»). 

Неофилология. 2023;9(3):688-697
pages 688-697 views

Поликодовые инструменты воздействия в антиковидной социальной рекламе (на примере рекламных кампаний в России и Турции)

Терских М.В.

Аннотация

В сопоставительном аспекте рассмотрена российская и турецкая социальная реклама периода пандемии. Отмечены как сходства в социальных коммуникациях России и Турции, так и различия: глобализация привела к схожести тем социальной рекламы, инструментов воздействия на аудиторию, при этом культурный код стран, ментальность населения обусловили ряд коммуникационных различий, в том числе в антиковидной социальной рекламе. Отмечается динамика функциональности социальной рекламы в данный период: от просветительской к убеждающей и побуждающей. Среди наиболее распространённых поликодовых инструментов воздействия, используемых в социальной рекламе коронавирусной проблематики, выделены следующие: визуальные образы типичных персонажей, цвет, число, тестемониум (участие знаменитостей), приёмы метафорического моделирования и др. Особое внимание уделяется фрустрационной коммуникативной стратегии, её тактикам и приёмам как одному из базовых механизмов обеспечения эффективности текстов социальной рекламы. Кроме того, специфическим для социальной рекламы коронавирусной тематики стал приём дискурсивного позиционирования – использование ролевой модели ответственного гражданина, который заботится о соблюдении мер ограничения, самоизоляции, проходит вакцинацию, делает всё, чтобы остановить распространение заболевания. Материалом для исследования послужили тексты российской и турецкой социальной рекламы, посвящённые проблеме COVID-19, за 2020–2021 гг.  

Неофилология. 2023;9(3):698-712
pages 698-712 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».