Исследования творчества Андрея Белого в Китае: методы, подходы и значение
- Авторы: Гуань Х.1, Ван С.1
-
Учреждения:
- Нанкинский педагогический университет
- Выпуск: Том 11, № 4 (2025)
- Страницы: 929-941
- Раздел: ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТА В ЛИЦАХ, ФАКТАХ, СОБЫТИЯХ
- URL: https://ogarev-online.ru/2587-6953/article/view/358486
- DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-4-929-941
- ID: 358486
Цитировать
Полный текст
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Андрей Белый (настоящие имя и фамилия – Бугаев Борис Николаевич), заявивший о себе в русской литературе в начале 1900-х гг., интересен для Китая прежде всего как символист и поэт, который рассматривал образ этой страны в контексте Китай – Восток как важное культурное и философское пространство для синтеза Востока и Запада. Цель исследования – систематизировать исследования китайских учёных в области изучения творчества Андрея Белого по времени, категориям и темам.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом данного исследования послужили переводы, научные публикации (статьи, монографии) и другие источники в истории рецепции Андрея Белого в Китае. В ходе исследования были использованы историко-литературный подход, сравнительно-сопоставительный анализ и дескриптивный метод, сфокусированный на темпоральной систематизации особенностей рецепции работ Андрея Белого в Китае.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Китайские исследователи творчества Андрея Белого, с одной стороны, включают символистское движение, отражённое в его произведениях, в широкий литературноисторический контекст, раскрывая его происхождение и связь с последующими течениями. С другой стороны, учёные подробно исследуют зарождение текстов Андрея Белого и основных тем, выявляя процессы преемственности, трансформации традиций, что позволяет определить роль всего наследия Андрея Белого в истории мировой литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Уточнены хронологические сведения о трёх этапах творчества Андрея Белого, в которые формировался интерес к пониманию сути символизма Андрея Белого, русского модернизма и культурных связей между Россией и Китаем.
Ключевые слова
Об авторах
Х. Гуань
Нанкинский педагогический университет
Email: guanhaiying@njnu.edu.cn
Гуань Хайин - доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы.210097, Нанкин, ул. Нинхай-Роуд, 122 Китай
С. Ван
Нанкинский педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: nnuwangxin@163.com
Ван Синь - аспирант, кафедра русского языка и литературы.210097, Нанкин, ул. Нинхай-Роуд, 122 Китай
Список литературы
- Семьян Т.Ф., Фёдорова Е.В. Визуальные идеи А. Белого в русской литературе // Новый филологический вестник. 2017. № 3 (42). С. 149-158. https://doi.org/10.24411/2072-9316-2017-00007, https://elibrary.ru/yllstp
- Замятин Е.А. Андрей Белый // Замятин Е.А. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 3. Лица / сост., подгот. текста, коммент. Ст. Никоненко, А. Тюрина. Москва: Русская книга, 2004. 608 c.
- Шмитт А. Концепция «самосознающей» души Андрея Белого: синтез ранней рецепции Канта с учением эзотерической практики Штайнера // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2020. Т. 24. № 2. С. 201-218. https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-2-201-218
- Андрей Белый: Ракурсы, контексты, подтексты. Статьи и публикации / отв. ред. М.Л. Спивак. Москва, 2024. 864 с.
- Ли Синьмэй. Современная русская литература в Китае: обзор исследований // Вестник Рязанского государственного университета. 2020. № 4 (69). С. 102-129. https://doi.org/10.37724/RSU.2020.69.4.012, https://elibrary.ru/vflcch
- 瞿秋白. 瞿秋白文集文学编第二卷. 北京: 人民文学出版社, 1986年,419页. (Цюй Цюбо. Собрание сочинений Цюй Цюбо. Литературный раздел. Т. 2. Пекин, 1986. 419 с.)
- Цао Цзиньхуа. История русской литературы. Пекин, 1989. 640 с.
- Ершов Л.Ф. История советской литературы. Пекин: Изд-во Пекин. пед. ун-та, 1987. 629 с.
- 管海莹. 别雷的文学遗产与文学史定位. 南京师范大学文学院学报. 2023年第1期, 7-15页. (Гуань Хайин. Литературное наследие Андрея Белого и его место в истории литературы // Журнал института литературы Нанкинского педагогического университета. 2023. № 1. С. 7-15.)
- Пэн Кэсюнь. История советского романа. Пекин, 1988. 314 с.
- Хуан Цзинькай, Чжан Бинчжэнь, Ян Хэнда. Символизм. Имаджизм. Пекин, 1989. 751 с.
- 李辉凡、张捷编. 20世纪俄罗斯文学史. 青岛, 1998年,507页.(Ли Хуэйфан, Чжан Цзе (ред.). История русской литературы XX века. Циндао, 1998. 507 с.)
- 李赋宁等主编. 欧洲文学史第三卷. 北京: 商务印书馆, 2000年, 1009页. (Ли Фунин и др. (ред.). История европейской литературы. Т. 3 (Часть 1). Пекин, 2000. 1009 с.)
- 杨周翰等编. 欧洲文学史 (下卷). 北京, 1979年, 436页. Ян Чжоухань и др. (ред.). История европейской литературы. Т. 2. Пекин, 1979. 436 с.)
- 汪介之. 远逝的光华–—白银时代的俄罗斯文化. 南京, 2003年,470页. (Ван Цзечжи. Ушедшее сияние – русская культура Серебряного века. Нанкин, 2003, 470 с.)
- Чжан Л. Восприятие работ А. Белого в Китае // Litera. 2024. № 3. C. 31-39. https://doi.org/10.25136/2409-8698.2024.3.70169, https://elibrary.ru/bnacaf
- Кошемчук Т.А., Бондарев А.В. «История становления самосознающей души» как итоговое творение А. Белого: ключевые концепты и их восприятие в современных исследованиях // Концепт: философия, религия, культура. 2021. Т. 5. № 1. С. 8-24. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-1-17-8-24, https://elibrary.ru/xfkuns
- 刘文飞. 俄国文学研究的中国学派: 可能性和路径 — 2023年俄罗斯文学研究分会年会主旨发言. 欧亚人文研究. 2024年第1期, 1-5页. (Лю Вэньфэй. Китайская школа исследований русской литературы: возможности и пути (Программный доклад на ежегодной конференции Ассоциации исследований русской литературы, 2023) // Евразийские гуманитарные исследования. 2024. № 1. С. 1-5.)
Дополнительные файлы



