Тотемный символ, персонаж русских сказок – медведь
- Авторы: Сиссе К.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»
- Выпуск: Том 6, № 21 (2020)
- Страницы: 164-169
- Раздел: КУЛЬТУРОЛОГИЯ
- URL: https://ogarev-online.ru/2587-6953/article/view/302797
- DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-21-164-169
- EDN: https://elibrary.ru/DNGHVT
- ID: 302797
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данном исследовании речь идёт о древнейшей символике медведя в русских народных сказках, проводится анализ антропоцентризма образа медведя в этих сказках, приводятся результаты исследования медведя как тотемного символа, персонажа русских сказок, предпринята попытка доказать культовую значимость медведя для социума всего древнего славянского этноса и его статус старейшины древней славянской родовой семьи. В древности люди верили в существование родственной связи между человеком и медведем, так как своим поведением и внешним видом медведь напоминал человека больше других представителей животного мира (ведь славяне не были знакомы с приматами, как в Древней Индии): по народным поверьям, медведь любит и нянчит своих детей, питается той же едой, что и человек, у него нет хвоста, как у других зверей; он ходит на задних лапах и может плясать, поэтому в сказках ему отводится роль помещика и защитника. Однако во многих сказках бывает обманут, потому что медведь – хозяин, царь леса, поэтому его ассоциируют с начальником и помещиком, а по русским народным представлениям, начальник, по сути – глупее простого мужика.
Ключевые слова
Об авторах
К. Сиссе
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: coumba89@outlook.com
ORCID iD: 0000-0003-0411-5043
аспирантка
394018, Российская Федерация, г. Воронеж, Университетская пл., 1Список литературы
- Толстой А.Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино. М., 1935. 128 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. М., 2009. 3423 с.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. М., 1986. Т. 2.
- Мадлевская Е.Л. Русская мифология. Энциклопедия. М., 2007. 413 с.
- Кошкарова Ю.А. К вопросу о взаимосвязи образов медведя и лешего в русской народной традиции // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2009. № 9 (64). C. 97-102.
- Выготский Л.С. Психология искусства. 3-е изд. М.: Искусство, 1968. 345 с.
- Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: в 3 т. Москва; Ленинград: Наука, 1984.
- Химик В.В. Коммуникативно-речевые идеалы современного чиновника // Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе: сб. науч. тр. 5 Междунар. науч.-практ. конф. CПб., 2010. С. 45-48.
- Пузырёв А.В. Образы волка, лисы и медведя в русских народных сказках как проявление генетической памяти // Язык и мышление: Психологические и лингвистические аспекты: материалы 8 Междунар. науч. конф. М., 2008. 236 с.
Дополнительные файлы
