Виртуально-творческий межнациональный диалог (А. Жид – Ф. Ницше – Ф. Достоевский) во французском и русском литературоведении
- Авторы: Глазкова М.М.1, Иконникова Я.В.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»
- Выпуск: Том 7, № 25 (2021)
- Страницы: 51-61
- Раздел: ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
- URL: https://ogarev-online.ru/2587-6953/article/view/302468
- DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-25-51-61
- ID: 302468
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В результате обзора литературы по проблеме «Диалог культур в творчестве А. Жида» установлены обширные контактные связи и типологические схождения, переклички образов и идей, выявлены новые трактовки сюжета. Все это стало основой интертекстуального анализа, позволившего более глубоко понять интенцию художников слова, особенно Ф.М. Достоевского, с кем А. Жид и вступает в виртуальный диалог. Цель работы – обращение к этико-философским идеям Ф. Ницше и Ф.М. Достоевского в контексте произведений А. Жида, что оказывается важнейшим моментом и основой для понимания сути творчества видного французского писателя. В систему анализа входит своеобразный диалог Ф. Ницше, А. Жида с Ф.М. Достоевским – художников, относящихся к разным национальностям и культурам, не совпадавшим по времени, не знавшим друг друга лично, который оказался свидетельством их неразрывной культурной связи. Определена степень изученности и самобытности художественного мира А. Жида на основе богатого фактического материала, который содержится в исследованиях творческого наследия французского писателя, что позволяет проследить эволюцию творчества А. Жида с начала XX до начала XXI века, определить литературоведческую значимость проблем, которые поставлены в его творчестве. Методология работы включает в себя обзор уже сделанного во французском и русском литературоведении по данной проблеме в контексте воплощения в их творчестве национальных идей, что и составляет новизну и актуальность данного исследования. Выводы: для А. Жида обращение к Ф.М. Достоевскому было погружением в его художественные тексты с целью познания русской ментальности в сопоставлении е с западно-европейской системой ценностей. Французский писатель подч ркивал, что в русской среде, изображ нной Ф.М. Достоевским, преобладает любовь, которая «всеохватна», поэтому она писателем названа «всемирной отзывчивостью». К такой любви люди идут через сострадание, жертвенность, кротость и глубокую веру в Спасителя и Богородицу. Осознав свою мессианскую роль в мире, русский народ в лице Ф.М. Достоевского, по мнению А. Жида, в будущем обновит католическую церковь, исказившую христианство и внесшую распри в мировое сообщество. Диалогический ракурс требует более глубокого исследования, потому что и французские, и немецкие, и русские писатели-мыслители обращают свой взгляд не только на интерпретационную часть, не только на толкование, интерпретацию произведений Ф.М. Достоевского, но и на рассыпанные в произведениях А. Жида переклички с его мыслями, споры с его героями, намеки на его сюжеты, на обыгрывание отдельных эпизодов, что не нашло детального изучения и обоснования в этом интересном виртуальном диалоге.
Об авторах
М. М. Глазкова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»
Email: rusfilol37@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0518-9896
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русской филологии
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 106Я. В. Иконникова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: janakareva@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9170-8546
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русской филологии
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 106Список литературы
- Синеокая Ю.В. Философия Ницше и духовный опыт России (конец XIX – начало XXI в.): дис. … д-ра философ. наук. М., 2003. 426 с.
- Lalou R. André Gide. Strasbourg, 1928. 126 p.
- Fernandez R. André Gide. P., 1931. 265 p.
- Drain H. Nietzsche et Gide. Essai / еd. de la Madleine. P., 1932. 256 p.
- Pierre-Quint L. André Gide sa vie, son oeuvre. P.: Librairie Stock, 1932. 346 p.
- Barjon L. Gide et Saint-Exupéry. P., 1952. 31 p.
- Beigbeder M. Fenêtre sur l’homme Gide. P., 1954. 135 p.
- Delay J. La jeunesse d’ André Gide. P., 1957. Vol. 2. 684 p.
- Нytier J. André Gide. P., 1945. 327 p.
- Berger M. Style au microscope. P., 1949. Vol. 1. 241 p.
- Moutote D. André Gide et Paul Valery. Nouvelles recherches. P., 1998. 358 p.
- Оливье С. Полемика между Полем Клоделем и Андре Жидом по поводу образа Иисуса Христа в творчестве Достоевского // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 1994. № 3. С. 210-221.
- Aude N. L’impossible confession de Fédor Dostoïevski écrite par André Gide // Séminaire «Genèse et autobiographie». ITEM. 2014. 8 Feb.
- Rayfield D. A Virgil to his Dante: Gide’s Reception of Dostoevsky // Forum for Modern Languages. St. Andrews, 2000. October. Vol. 36. № 4. Р. 340-356.
- Muresan M. Les chambres vides d’André Gide // Littérature histoire théorie. 2008. № 4.
- Цветаева М. Андре Жиду // Наследие Марины Цветаевой: сайт о великом русском поэте XX века. URL: http://www.tsvetayeva.com/letters/let_zidu (дата обращения: 02.09.2020).
- Рыкова Н.Я. Предисловие // Жид А. Собрание сочинений. Т. 2. Л., 1935. С. 329-333.
- Жид А. Достоевский // Жид А. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 6: пер. с фр. А. Ф дорова. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2002. 464 с.
- De Vogüé M. Roman russe. P.: Librairie Plon, 1892. 352 р.
- Suarès A. Trois hommes. P., 1913. 280 р.
Дополнительные файлы
