Детский исторический нарратив начала XXI века (на материале повести Тамары Крюковой «Призрак Сети»)
- Авторы: Чжэн Г.1
-
Учреждения:
- Цзянсуский педагогический университет, Институт иностранных языков
- Выпуск: Том 7, № 26 (2021)
- Страницы: 328-334
- Раздел: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
- URL: https://ogarev-online.ru/2587-6953/article/view/302457
- DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-26-328-334
- ID: 302457
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В центре исследования – современный русский исторический художественный нарратив для детей. На примере исторической приключенческо-фантастической повести Тамары Крюковой «Призрак Сети» выявлены и описаны основные характеристики этого вида нарратива, обусловленные тенденциями в современной детской художественной литературе, особенностями мировосприятия современных подростков, изменившимися условиями социальной жизни и т. д. Художественный нарратив проанализирован в русле дискурсивности ввиду его открытого и текучего характера, подчёркнута культурно-историческая природа нарративного художественного дискурса и его включённость в широкий культурно-дискурсивный контекст, полифонический характер историй, составляющих основу нарративного дискурса детской повести Тамары Крюковой «Призрак Сети», которая охватывает почти 700 лет и переносит читателя в далекую эпоху Древней Руси, к основным «ингредиентам» исторического нарратива относится авторская фантазия в виде призрака из древней истории, который пугает учёного, оказавшегося на ночной автомобильной трассе, совершенно пустынной по мистическому стечению обстоятельств. Ведущим методом выступил нарративный анализ. В качестве вспомогательных методов использованы тематический и дискурс-анализ. В ходе исследования были сделаны выводы. В работе выявлены черты современного детского исторического нарратива, соединяющего в себе элементы приключенческо-фантастического жанра, сплетающего прошлое и настоящее, историю и вымысел, учитывающего особенности современного подростка, живущего не только в реальном, но и в виртуальном пространстве. Обогащение данной повести позволяет авторам достичь культурно-исторической преемственности, придать тексту смысловое измерение, воспитательные смыслы, включить в него современные лингвокультурные национальные знания.
Об авторах
Гуанцзе Чжэн
Цзянсуский педагогический университет, Институт иностранных языков
Автор, ответственный за переписку.
Email: ouliya0920@163.com
ORCID iD: 0000-0003-2216-8392
кандидат филологических наук, доцент Института иностранных языков
221116, Китайская Народная Республика, г. Сюйчжоу, ул. Шанхай, 101Список литературы
- Уткина О.А. Детская литература XXI века // Казанский педагогический журнал. 2013. № 4 (99). С. 41-45.
- Greimas A.J., Courtes J. Semiotique: Dictionnaire raisonne de la theorie du langage. P., 1979.
- Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 29-42.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.
- Харитонова Е.В. Формы авторефлексии в современной детской литературе Урала // Филологический класс. 2016. № 2 (44). С. 70-76.
- Веркин Э. Облачный полк. М.: КомпасГид, 2015. 296 с.
- Зверева Т.В. «Облачный полк» Эдуарда Веркина: между фотографией и картиной // Уральский филологический вестник. 2016. № 3. С. 216-222.
- Юдин Г.Н. Смиренный воин. М.: Русский Мир, 2002. 208 с.
- Приступа Е.Д. Русская детская литература XIX–XXI веков в контексте мировой: генезис, эволюция. Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2017. 294 с.
- Чжэн Гуанцзе. Нарратологические исследования русской детской художественной прозы начала века. М.: Неолит, 2010. 208 с.
- Сергеева С.В. История и вымысел в исторической прозе // Вестник славянских культур. 2016. Т. 42. С. 151-162.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. СПб.: Искусство, 2005. 704 с.
- Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998.
- Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. 376 с.
- Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. М.: Худ. лит., 1975. 504 с.
- Крюкова Т.Ш. Призрак Сети. М.: Аквилегия-М, 2009. 284 с.
Дополнительные файлы
