Синестезия в ранней лирике В.В. Набокова. Постановка проблемы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Выявлены ключевые синестетические концепты в ранней поэзии В. Набокова, а также их роль в создании художественного образа. Целью исследования стало выявление ключевых синестетических концептов в ранней поэзии В. Набокова, чтобы понять их роль в создании художественного образа сборника и в дальнейшем место в творчестве автора. Феномен синестезии привлекает значительное внимание исследователей в различных областях гуманитарного знания. В литературе данный приём используется для усиления образности текста за счёт комбинирования различных сенсорных восприятий. Поэтическое наследие В. Набокова представляет для исследователей ценный корпус текстов для изучения синестетических механизмов, обусловленных авторским мироощущением.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования послужили стихотворения, включённые в дебютный сборник В. Набокова «Стихи» (1916). Анализ проводился с опорой на семантический и концептуальный методы, а также посредством интерпретации авторских синестетических метафор. Выявлено, что в поэтическом дискурсе В. Набокова наблюдаются устойчивые цветовые концепты «бледный», «лиловый», «лазурный» и «кровавый», обладающие не только визуальной, но и символической значимостью. Концепт «бледный» ассоциируется с мотивами увядания и потерь, «лиловый» – с переходными состояниями и ностальгией, «лазурный» – с мечтательностью и небесной гармонией, а «кровавый» – с ощущением боли и эмоционального напряжения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Результаты исследования свидетельствуют о том, что взаимодействие указанных концептов формирует сложную систему синестетических образов, существенно обогащающую эмоциональное восприятие текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Полученные данные открывают перспективы для дальнейшего изучения механизмов синестезии не только в поэтическом, но и в прозаическом наследии В. Набокова.

Об авторах

А. Ю. Овчаренко

ФГАОУ «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы»

Email: ovcharenko_ayu@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0002-8544-5812

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и лингвокультурологии

Россия, 117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

С. А. Конькова

ФГАОУ «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы»

Автор, ответственный за переписку.
Email: vsem@poezii.ru
ORCID iD: 0009-0005-0563-1818

соискатель степени кандидата филологических наук, кафедра русского языка и межкультурной коммуникации

Россия, 117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Иванов В.В. Лингвистика третьего тысячелетия: вопросы к будущему. Москва: Языки славянских куль-тур, 2004. 208 с. https://elibrary.ru/suqhvr
  2. Biggam C.P. The Semantics of Colour. A Historical Approach. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. 274 р. https://doi.org/10.1017/CBO9781139051491
  3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. Москва, 1997. 288 с.
  4. Погребная Я.В. Тенденция к синэстезии в мире Набокова // «Плоть поэзии и призрак прозрачной про-зы…» Лирика В.В. Набокова. Москва: Флинта, 2021. 247 c.
  5. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство: аспекты психолингвистического анализа. Москва: Наука, 1984. 174 c.
  6. Браэм Г. Психология цвета. Москва: ACT: Астрель, 2009. 158 с. https://elibrary.ru/qxybaz
  7. Root N., Asano M., Melero H., Kim Ch.-Y. et al. Do the colors of your letters depend on your language? Lan-guage-dependent and universal influences on grapheme-color synesthesia in seven languages // Consciousness and Cognition. 2021. Vol. 95. Art. 103192. https://doi.org/10.1016/j.concog.2021.103192
  8. Труфанова И.В. Типы синестезии в повести Б. Пастернака «Детство Люверс» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2023. Т. 15. №. 1. С. 126-137. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2024-15-1-126-137, https://elibrary.ru/cpqujm
  9. Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии: сб. ст. по материалам науч. конф. / под ред. Е.Г. Яковлева. Москва: Изд-во МГУ, 1992. 127 с.
  10. Комина Э.В. Вербальная синестезия // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2006. № 2. С. 83-97. https://elibrary.ru/jxatdf
  11. Горбачёва И.А., Николаев П.А. Фонэстетические приёмы в «Игровой поэтике» текстов В.В. Набокова // Вестник Волжского университета им В.И. Татищева. 2020. Т. 2. № 2 (32). С. 66-76. https://elibrary.ru/iojjzo
  12. Chirila A.S. Direct and indirect сolour terms in Vladimir Nabokov’s autobiographical prose: an overview // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2019. № 4 (6). С. 20-24. https://elibrary.ru/esssnw
  13. Глазунова С.И. Цвет и звук как компоненты критических работ Владимира Набокова // Вестник Кост-ромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2012. № 1. С. 276-279. https://elibrary.ru/pyjfav
  14. Бакуменко О.Н. Цветообозначения в двуязычном мировидении В. Набокова (на материале оригинально-го и автопереводного текстов романа «Лолита») // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2023. Т. 20. Вып. 1. С. 4-19. https://doi.org/10.21638/spbu09.2023.101, https://elibrary.ru/vtmsel
  15. Дмитриева К.В. Концепт цвет в когнитивно-функционально-стилистическом аспекте: на материале ро-манов В. Набокова «Лолита» и А. Фадеева «Разгром»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кемерово: Ке-мер. гос. ун-т, 2012. https://elibrary.ru/zorpyt
  16. Павлова Л.В., Романова И.В. Поэтика цвета “Cattleyalabiata” в лирике Владимира Набокова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2023. Т. 22. № 2. С. 98-108. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2023-22-2-98-108, https://elibrary.ru/pqqpcm
  17. Труфанова И.В. Сиреневый цвет и его оттенки в лирике В.В. Набокова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 9. C. 183-189. https://elibrary.ru/slpdnc
  18. Задорнова В.Я. Синестезия как стилистический̆ приём в прозе В. Набокова и возможности его передачи на другом языке // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2020. № 1. С. 9-18. https://elibrary.ru/ikdhix
  19. Симоненко М.А. Языковая синестезия = метафора: аксиома или лингвистическая гипотеза? // Этнопсихо-лингвистика. 2022. № 3 (10). С. 76-89. https://doi.org/10.31249/epl/2022.03.06, https://elibrary.ru/vrdylc
  20. Ярошенко П.В. Синестетические словосочетания в параллельном мультиязычном корпусе // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2023. Т. 82. № 4. С. 91-99. https://doi.org/10.31857/S160578800027394-9, https://elibrary.ru/irhkxr
  21. Моисеенко Л., Моисеенко В. Синестезия как элемент индивидуального стиля Владимира Набокова // STUDIA SLAVICA SAVARIENSIA. 2013. № 1-2. С. 354-365. https://doi.org/10.17668/SSS.2013.1-2.354

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».