Синестезия в ранней лирике В.В. Набокова. Постановка проблемы
- Авторы: Овчаренко А.Ю.1, Конькова С.А.1
-
Учреждения:
- ФГАОУ «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы»
- Выпуск: Том 11, № 2 (2025)
- Страницы: 296-306
- Раздел: ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТА В ЛИЦАХ, ФАКТАХ, СОБЫТИЯХ
- URL: https://ogarev-online.ru/2587-6953/article/view/297434
- DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-2-296-306
- ID: 297434
Цитировать
Полный текст
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Выявлены ключевые синестетические концепты в ранней поэзии В. Набокова, а также их роль в создании художественного образа. Целью исследования стало выявление ключевых синестетических концептов в ранней поэзии В. Набокова, чтобы понять их роль в создании художественного образа сборника и в дальнейшем место в творчестве автора. Феномен синестезии привлекает значительное внимание исследователей в различных областях гуманитарного знания. В литературе данный приём используется для усиления образности текста за счёт комбинирования различных сенсорных восприятий. Поэтическое наследие В. Набокова представляет для исследователей ценный корпус текстов для изучения синестетических механизмов, обусловленных авторским мироощущением.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования послужили стихотворения, включённые в дебютный сборник В. Набокова «Стихи» (1916). Анализ проводился с опорой на семантический и концептуальный методы, а также посредством интерпретации авторских синестетических метафор. Выявлено, что в поэтическом дискурсе В. Набокова наблюдаются устойчивые цветовые концепты «бледный», «лиловый», «лазурный» и «кровавый», обладающие не только визуальной, но и символической значимостью. Концепт «бледный» ассоциируется с мотивами увядания и потерь, «лиловый» – с переходными состояниями и ностальгией, «лазурный» – с мечтательностью и небесной гармонией, а «кровавый» – с ощущением боли и эмоционального напряжения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Результаты исследования свидетельствуют о том, что взаимодействие указанных концептов формирует сложную систему синестетических образов, существенно обогащающую эмоциональное восприятие текста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Полученные данные открывают перспективы для дальнейшего изучения механизмов синестезии не только в поэтическом, но и в прозаическом наследии В. Набокова.
Ключевые слова
Об авторах
А. Ю. Овчаренко
ФГАОУ «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы»
Email: ovcharenko_ayu@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0002-8544-5812
доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и лингвокультурологии
Россия, 117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6С. А. Конькова
ФГАОУ «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы»
Автор, ответственный за переписку.
Email: vsem@poezii.ru
ORCID iD: 0009-0005-0563-1818
соискатель степени кандидата филологических наук, кафедра русского языка и межкультурной коммуникации
Россия, 117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6Список литературы
- Иванов В.В. Лингвистика третьего тысячелетия: вопросы к будущему. Москва: Языки славянских куль-тур, 2004. 208 с. https://elibrary.ru/suqhvr
- Biggam C.P. The Semantics of Colour. A Historical Approach. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. 274 р. https://doi.org/10.1017/CBO9781139051491
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. Москва, 1997. 288 с.
- Погребная Я.В. Тенденция к синэстезии в мире Набокова // «Плоть поэзии и призрак прозрачной про-зы…» Лирика В.В. Набокова. Москва: Флинта, 2021. 247 c.
- Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство: аспекты психолингвистического анализа. Москва: Наука, 1984. 174 c.
- Браэм Г. Психология цвета. Москва: ACT: Астрель, 2009. 158 с. https://elibrary.ru/qxybaz
- Root N., Asano M., Melero H., Kim Ch.-Y. et al. Do the colors of your letters depend on your language? Lan-guage-dependent and universal influences on grapheme-color synesthesia in seven languages // Consciousness and Cognition. 2021. Vol. 95. Art. 103192. https://doi.org/10.1016/j.concog.2021.103192
- Труфанова И.В. Типы синестезии в повести Б. Пастернака «Детство Люверс» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2023. Т. 15. №. 1. С. 126-137. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2024-15-1-126-137, https://elibrary.ru/cpqujm
- Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии: сб. ст. по материалам науч. конф. / под ред. Е.Г. Яковлева. Москва: Изд-во МГУ, 1992. 127 с.
- Комина Э.В. Вербальная синестезия // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2006. № 2. С. 83-97. https://elibrary.ru/jxatdf
- Горбачёва И.А., Николаев П.А. Фонэстетические приёмы в «Игровой поэтике» текстов В.В. Набокова // Вестник Волжского университета им В.И. Татищева. 2020. Т. 2. № 2 (32). С. 66-76. https://elibrary.ru/iojjzo
- Chirila A.S. Direct and indirect сolour terms in Vladimir Nabokov’s autobiographical prose: an overview // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2019. № 4 (6). С. 20-24. https://elibrary.ru/esssnw
- Глазунова С.И. Цвет и звук как компоненты критических работ Владимира Набокова // Вестник Кост-ромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2012. № 1. С. 276-279. https://elibrary.ru/pyjfav
- Бакуменко О.Н. Цветообозначения в двуязычном мировидении В. Набокова (на материале оригинально-го и автопереводного текстов романа «Лолита») // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2023. Т. 20. Вып. 1. С. 4-19. https://doi.org/10.21638/spbu09.2023.101, https://elibrary.ru/vtmsel
- Дмитриева К.В. Концепт цвет в когнитивно-функционально-стилистическом аспекте: на материале ро-манов В. Набокова «Лолита» и А. Фадеева «Разгром»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кемерово: Ке-мер. гос. ун-т, 2012. https://elibrary.ru/zorpyt
- Павлова Л.В., Романова И.В. Поэтика цвета “Cattleyalabiata” в лирике Владимира Набокова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2023. Т. 22. № 2. С. 98-108. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2023-22-2-98-108, https://elibrary.ru/pqqpcm
- Труфанова И.В. Сиреневый цвет и его оттенки в лирике В.В. Набокова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 9. C. 183-189. https://elibrary.ru/slpdnc
- Задорнова В.Я. Синестезия как стилистический̆ приём в прозе В. Набокова и возможности его передачи на другом языке // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2020. № 1. С. 9-18. https://elibrary.ru/ikdhix
- Симоненко М.А. Языковая синестезия = метафора: аксиома или лингвистическая гипотеза? // Этнопсихо-лингвистика. 2022. № 3 (10). С. 76-89. https://doi.org/10.31249/epl/2022.03.06, https://elibrary.ru/vrdylc
- Ярошенко П.В. Синестетические словосочетания в параллельном мультиязычном корпусе // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2023. Т. 82. № 4. С. 91-99. https://doi.org/10.31857/S160578800027394-9, https://elibrary.ru/irhkxr
- Моисеенко Л., Моисеенко В. Синестезия как элемент индивидуального стиля Владимира Набокова // STUDIA SLAVICA SAVARIENSIA. 2013. № 1-2. С. 354-365. https://doi.org/10.17668/SSS.2013.1-2.354
Дополнительные файлы
