Рецепция научного интернет-текста: экспериментальное исследование
- Авторы: Белоедова А.В.1, Дубровская Т.В.1,2, Кожемякин Е.А.1,3, Тяжлов Я.И.1
-
Учреждения:
- ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
- ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
- НИУ «Высшая школа экономики»
- Выпуск: Том 9, № 4 (2023)
- Страницы: 940-958
- Раздел: МЕДИАКОММУНИКАЦИИ
- URL: https://ogarev-online.ru/2587-6953/article/view/295790
- DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-940-958
- ID: 295790
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обсуждены результаты экспериментального исследования, цель которого – определить общие и частные принципы рецепции научного текста, размещённого в сети Интернет, с учётом группы коммуникативных и технологических факторов, среди кото- рых – возможности применения интерактивных элементов, управляющих вниманием и восприятием текста (аффордансов), и использование экстралингвистических элементов материала. С помощью комбинации методов – окулографического исследования, анализа пользовательского опыта (UX-наблюдение) и полуформализованного интервью – были получены данные о зонах внимания и структуре чтения пользователями научных интернет-статей, а также о тактиках взаимодействия с текстом и понимания его содержания в зависимости от наличия либо отсутствия аффордансов. В качестве испытуемых выступили читатели научных текстов, имеющие академические аффилиации и обладающие разным опытом взаимодействия с научными материалами. Сделан вывод о необходимости учёта двух групп данных в ходе изучения рецепции научного текста: зрительной фиксации на элементе текста / поведенческая реакция на него и вербальной репрезентации элемента текста во время интервью. Сформулированы предварительные выводы о закономерностях восприятия читателями научных интернет-статей в зависимости от технологической организации контекста. В заключение сформулированы требования к организации основного этапа исследования.
Ключевые слова
Об авторах
А. В. Белоедова
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Email: beloedova@bsu.edu.ru
ORCID iD: 0000-0002-9766-270X
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью
308015, Российская Федерация, г. Белгород, ул. Победы, 85Т. В. Дубровская
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»; ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
Email: dubrovskaya@bsu.edu.ru
доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью; заведующая кафедрой «Английский язык»
308015, Российская Федерация, г. Белгород, ул. Победы, 85; 440026, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Красная, 40Е. А. Кожемякин
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»; НИУ «Высшая школа экономики»
Email: kozhemyakin@bsu.edu.ru
ORCID iD: 0000-0003-2991-1011
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью; директор центра развития научных компетенций Школы коммуникаций факультета креативных индустрий
308015, Российская Федерация, г. Белгород, ул. Победы, 85; 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, 20Я. И. Тяжлов
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: tyazhlov@bsu.edu.ru
ORCID iD: 0000-0002-8403-0711
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики
308015, Российская Федерация, г. Белгород, ул. Победы, 85Список литературы
- Кресс Г. Социальная семиотика и вызовы мультимодальности // Политическая наука. 2016. № 3. С. 77-100. https://elibrary.ru/xcgbmf
- Кожемякин Е.А., Дубровская Т.В. Научный интернет-текст как семиотический объект: постановка проблемы для мультимодального анализа // Динамика медиасистем. 2023. Т. 3. № 1. С. 163-171. https://elibrary.ru/oedial
- Дементьев В.В. Жанры и цифровизация словесности (РИНЦ и РЖ) // Русские речевые жанры. М.: Изд. дом ЯСК, 2022. С. 729-735.
- Качмазова А.У. Креолизованный текст как жанр интернет-дискурса // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2016. № 3 (23). С. 108-110. https://elibrary.ru/xbeuqp
- Клушина Н.И., Барышева С.Ф., Николаева А.В., Малыгина Л.Е. Стилистические доминанты интернет-коммуникации // Актуальные проблемы стилистики. 2020. № 6. С. 136-144. https://elibrary.ru/kcaiyo
- Тошович Б. Интернет-стилистика. М.: Флинта: Наука, 2015. 238 с.
- Шуйская Ю.В. Структура текста в интернет-формате (на примере интернет-версии журналов «9 месяцев» и «Мама и малыш») // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 381-384. https://elibrary.ru/szlhzd
- Ануфриева А.А., Горбунова Е.С. Аффордансы как часть процесса идентификации объекта в зрительном поиске // Российский психологический журнал. 2022. Т. 19. № 2. С. 188-200. https://doi.org/10.21702/rpj.2022.2.14, https://elibrary.ru/mdsvsu
- Дзялошинский И.М. Аффордансы информационно-коммуникационного универсума, или Кто стоит за спиной массмедиа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021. Т. 26. № 1. С. 92-98. https://doi.org/10.22363/2312-9220-2021-26-1-92-98, https://elibrary.ru/ynqurc
- Зверева Е.А., Стрыгина О.А. Трансформация авторства в сетевых медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 4 (46). С. 123-132. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10416, https://elibrary.ru/klpujy
- Степановских К.О. Влияние задачи и прошлого опыта на восприятие аффордансов // Психология познания: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. памяти Дж.С. Брунера / отв. ред. И.Ю. Владимиров, С.Ю. Коровкин. Ярославль: ООО «Филигрань», 2023. С. 305-309. https://elibrary.ru/eqwbhg
- Христофорова Н.И. Адресованность в электронном научно-популярном тексте с невербальной составляющей // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 277-280. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00112, https://elibrary.ru/izumet
- Человек и его дискурс – 6: дигитализация коммуникативных практик / отв. ред. М.Р. Желтухина. Москва; Волгоград: ООО «ПринТерра-Дизайн», 2020. 384 с. https://elibrary.ru/tpunfo
- Бочарова А.В. Особенности симбиотических отношений вербальной и невербальной знаковых систем в контексте интернет-коммуникации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 7-2 (61). С. 56-60. https://elibrary.ru/wbcswj
- Масланов Е.В., Фейгельман А.М. Неявное знание в интернет-коммуникации: интерфейс как механизм производства неявного знания // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 460. С. 77-83. https://doi.org/10.17223/15617793/460/9, https://elibrary.ru/zyjnax
- Медведева А.Р. Аффордансы интерфейса культурно-просветительской журналистики (на примере сайта «Арзамас») // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 2 (40). С. 115-120. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10213, https://elibrary.ru/urjalc
- Щекотуров А.В. Интерфейс социальных сетей как репрезентация культурных смыслов // Слово.ру: балтийский акцент. 2018. Т. 9. № 4. С. 43-53. https://doi.org/10.5922/2225-5346-2018-4-4, https://elibrary.ru/ypeyot
- Трофимова О.В., Набиева Е.А. Исследование сетевого просветительского жанра на примере медиапроекта Newtonew // Медиалингвистика. 2018. Т. 5. № 3. С. 314-329. https://doi.org/10.21638/ spbu22.2018.305, https://elibrary.ru/ywwnzb
- Самсонова А.А. Возражение в продвигающем научно-популярном гипермедиатексте // Коммуникация в современном мире: материалы Междунар. науч.-практ. конф. исследователей и преподавателей журналистики, рекламы и связей с общественностью. Ч. 1. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2023. С. 146-148. https://elibrary.ru/zdflts
- Христофорова Н.И. Видеовербальный электронный научно-популярный текст как целостное информационное пространство // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 1. С. 182-185. https://doi.org/10.37882/2223-2982.2021.01.36, https://elibrary.ru/eoqhzn
- Белоедова А.В., Кожемякин Е.А., Тяжлов Я.И. Влияние вербального комментария на интерпретацию визуального медиасообщения: мультимодальный подход // Медиалингвистика. 2020. Т. 7. № 4. С. 445-461. https://doi.org/10.21638/spbu22.2020.406, https://elibrary.ru/iltvyp
Дополнительные файлы
