Приёмы манипулирования общественным мнением при освещении политических событий радиостанциями России и Германии
- Авторы: Баканов Р.П.1, Нурутдинова К.А.1
-
Учреждения:
- ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
- Выпуск: Том 9, № 4 (2023)
- Страницы: 914-930
- Раздел: ЖУРНАЛИСТИКА
- URL: https://ogarev-online.ru/2587-6953/article/view/295788
- DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-914-930
- ID: 295788
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Выявлены и изучены приёмы манипулирования общественным мнением при освещении политических событий радиостанциями России и Германии. Получение точной и проверенной информации о событиях действительности – конституционное право каждого человека, а формирование объективной картины мира и объяснение происходящих явления – важнейшая функция редакции каждого СМИ. Однако в настоящее время у СМИ в приоритете формирование (часто навязывание) определённого общественного мнения, способного исказить реальную обстановку как в локальном, так и международном контексте. Изучено 842 эфира радиостанций разных форм собственности России и Германии (по три от каждой страны) за период с 17 января 2021 по 1 ноября 2022 г. На примере четырёх получивших широкий общественный резонанс российских медиасобытий политического характера, используя методы содержательного, сюжетно-композиционного, лексикостилистического и сравнительно-сопоставительного анализа радиопередач, было выявлено использование определённых (даже одинаковых) манипулятивных приёмов как на российских, так и на германских радиостанциях. Лидером по регулярности использования манипулятивных приёмов стала государственная радиостанция «Вести FM» (Россия) и «Deutschlandradio» (Германия), тогда как корреспонденты других исследованных нами радиостаний информацию об интересующих нас событиях в эфире представляли, как правило, кратко, сдержанно и только в новостном формате. Практика регулярного применения манипулятивных приёмов не позволяет говорить об объективной подаче выбранных политических медиасобытий корреспондентами некоторых российских и германских радиостанций. Думается, что сложившаяся ситуация могла способствовать созданию недостоверной картины мира у аудитории данных радиостанций. Сделан вывод, что минимизировать такие случаи можно только продолжением деятельности по формированию и развитию критического мышления человека.
Ключевые слова
Об авторах
Р. П. Баканов
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Email: rbakanov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1097-8390
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры национальных и глобальных медиа Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций
420008, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлёвская, 18К. А. Нурутдинова
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: nurutdinovakamilla@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-3837-2649
выпускница кафедры национальных и глобальных медиа Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций
420008, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлёвская, 18Список литературы
- Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии в СМИ. М.: Гуманитарный институт, 2006. 44 с.
- Деева И.В., Федорова М.С. Приёмы манипуляции в телепрограммах на примере федеральных каналов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 1-1 (64). С. 37-39. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2022-1-1-37-39, https://elibrary.ru/ycqxra
- Олешко В.Ф., Шурко И.И. Пропагандистский дискурс современного телевидения // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2022. Т. 28. № 1. С. 5-15. https://doi.org/10.15826/izv1.2022.28.1.00, https://elibrary.ru/vlyggr
- Петренко А.Н. Использование манипуляторной невербальной коммуникации на телевидении // Endless Light in Science. 2023. № 6. С. 1328-1331.
- Малюкова Д.С. О примерах использования тактик манипулирования в современном медийном дискурсе // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 347. С. 24-27. https://elibrary.ru/nuxlar
- Рубцова Е.В., Девдариани Н.В. Формирование стереотипного образа России в британских СМИ XXI века // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 349-352. https://doi.org/10.26140/bgz3-2019-0803-0087, https://elibrary.ru/jaoiyn
- Цыбуляк О.Д. Эвфемизмы как манипулятивный инструмент СМИ в политическом дискурсе // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313). С. 239-243. https://elibrary.ru/rfknjz
- Zheltukhina M.R., Klushina N.I., Ponomarenko E.B., Vasilkova N.N., Dzyubenko A.I. Modern media influence: mass culture – mass consciousness – mass communication // XLinguae. 2017. Vol. 10. № 4. P. 96105. https://doi.org/10.18355/XL.2017.10.04.09, https://elibrary.ru/zpzjev
- Kazun A., Kazun A. How state-controlled media can set the agenda on the internet: coverage of three tragedies on different types of Russian media // Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization. 2019. № 3. P. 371-398.
- Tolz V., Hutchings S., Chatterje-Doody P.N., Crilley R. Mediatization and journalistic agency: Russian television coverage of the Skripal poisonings // Journalism. 2021. Vol. 22. Issue 12. P. 2971-2990. https://doi.org/10.1177/1464884920941967
- Levitskaya A., Fedorov A. Typology and mechanisms of media manipulation // International Journal of Media and Information Literacy. 2020. № 5 (1). P. 69-78. https://doi.org/10.13187/ijmil.2020.1.69, https://elibrary.ru/lvbkzb
- Kultysheva O. Ways of Manipulating Public Consciousness with Modern Media: an Analysis of the Russian Regional Publications // Media Education. 2019. Vol. 59. № 4. P. 518-537. https://doi.org/10.13187/me.2019.4.518, https://elibrary.ru/cxsfod
- Tymbay A.A. Manipulative use of political headlines in western and Russian online sources // Discourse & Communication. 2022. Vol. 16. Issue 3. P. 346-363. https://doi.org/10.1177/17504813221101824
- Gukosyants O.Yu. Means of speech manipulation in Russian Internet-Mediated Communication // Complex Social Systems in Dynamic Environments. 2023. Vol. 365. P. 165-173.
- Kovalev A. The political economics of news making in Russian media: Ownership, clickbait and censorship // Journalism. 2021. Vol. 22. № 12. P. 2906-2918. https://doi.org/10.1177/1464884920941964
- Дзялошинский И.М. Современное медиапространство России. М.: Аспект Пресс, 2015. 312 с.
- Маркузе Г. Одномерный человек / пер. с англ. А.А. Юдина. М.: ACT: Ермак, 2003. 331 с.
- Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. М.: Эксмо-пресс, 2001. 576 с.
- Таранов П.С. Приёмы влияния на людей. М.: Гранд-Фаир, 2010. 608 с.
- Кара-Муза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Родина, 2022. 490 с.
- Кара-Муза С.Г. Власть манипуляции. М.: Издательская группа URSS, 2023. 356 с.
- Вирен Г.В. Современные медиа: приёмы информационных войн. М.: Аспект Пресс, 2017. 128 с.
- Лозовский Б.Н. Манипулятивные технологии управления средствами массовой информации. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. 212 с.
- Горина Е.В. Коммуникативные технологии манипуляции в СМИ и вопросы информационной безопасности. М.: Изд-во Флинта, 2020. 66 с.
- Пропагандистский дискурс в условиях цифровизации / под ред. В.А. Ачкасовой, Г.С. Мельник. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2023. 424 с.
- Олешко В.Ф. Пропагандистский дискурс цифровой эпохи в перспективе теории и социальных практик // Вопросы теории и практики журналистики. 2023. Т. 12. № 1. С. 138-147. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2023, https://elibrary.ru/azwxus
- Зелинский С.А. Манипуляции массами и психоанализ. М.: Скифия, 2018. 240 с.
Дополнительные файлы
