Спортивный дискурс на «Ютьюб»: структура и специфика контента

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Видеохостинг «Ютьюб» стал эффективной площадкой для функционирования и развития спортивного дискурса. Актуальность изучения спортивного ютьюб-контента определяется недостаточной изученностью данного вопроса, несмотря на растущий интерес исследователей к спортивному дискурсу и к полимодальным текстам, которые обеспечивают наполнение блогов. Цель – систематизировать спортивные ютьюб-каналы, выявив их общие, структурные и жанрово-форматные особенности.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом для исследования послужили ютьюб-каналы спортивной тематики. В качестве базового был использован метод контент-анализа спортивных ютьюб-каналов, собранных методом сплошной выборки. Весь спектр ютьюб-каналов характеризуется по нескольким параметрам: экономическая основа медиадеятельности, уровень технического сопровождения медиадеятельности, тематическая и жанрово-форматная специфика контента.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Разграничиваются три типа каналов: каналы спортивных СМИ и спортивных лиг – медиатексты первого порядка, авторские ютьюб-проекты профессиональных журналистов о спорте и материалы блогеров-непрофессионалов – медиатексты второго порядка, контент рядовых пользователей – медиатексты третьего порядка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Исследование существующих медийных практик, функционирующих в русскоязычном спортивном сегменте «Ютьюб», позволяет сделать вывод, что в спортивном секторе видеоблогинга представлены каналы самых разных форматов. Можно говорить о доминировании каналов профессиональной направленности, в которых специалисты, спортсмены, журналисты рассказывают о спорте.

Об авторах

О. С. Рогалева

ФГАОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»

Автор, ответственный за переписку.
Email: olga_rogaleva78@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8141-6312

кандидат филологических наук, доцент, ученый секретарь, доцент кафедры журналистики и медиалингвистики

Россия, 644077, Российская Федерация, г. Омск, просп. Мира, 55-А

Список литературы

  1. Зильберт Б.А., Зильберт А.Б. Спортивный дискурс: базовые понятия и категории; исследовательские задачи // Язык, сознание, коммуникация. Москва: МАКС Пресс, 2001. С. 45-55. https://elibrary.ru/ublbcj
  2. Алексеев К.А., Ильченко С.Н. Спортивная журналистика. Москва: Юрайт, 2014. 428 с. https://elibrary.ru/vttxxj
  3. Малышева Е.Г. Русский спортивный дискурс: лингвокогнитивное исследование. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2011. 324 с. https://elibrary.ru/qymjad
  4. Малышева Е.Г. Тематическое своеобразие субдискурсов современного спортивного дискурсивного пространства (на материале текстов интернет-СМИ о дзюдо) // Петербургские чтения: материалы 56 Междунар. форума. Санкт-Петербург, 2017. С. 266-267. https://elibrary.ru/ygrtwb
  5. Горшкова Л.А. Коммуникативные особенности социального медиа YouTube в современном информационном пространстве // Медиасреда. 2020. № 2. С. 94-100. https://doi.org/10.24411/2070-0717-2020-10217, https://elibrary.ru/xftjve
  6. Градюшко А.А. Платформа YouTube как площадка для массмедиа: оценка эффективности // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. 2019. № 2 (225). С. 63-69. https://elibrary.ru/itmizs
  7. Кушнерук С.Л. Tелеграм-дискурс как порождение цифровой экосистемы: визуализация формата // Terra Linguistica. 2024. Т. 15. № 2. С. 85-91. https://doi.org/10.18721/JHSS.15208, https://elibrary.ru/tpyuqu
  8. Горина Е.В. Конституирующие признаки дискурса Интернета: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2016. 55 с. https://elibrary.ru/zpzpcr
  9. Шестерина А.М. Видеоблогинг как платформа популяризации ценностей культуры // Этнопсихолингвистика. 2022. № 3 (10). С. 41-50. https://doi.org/10.31249/epl/2022.03.03, https://elibrary.ru/pcmfhu
  10. Грушевская В.Ю. Дискурсивные особенности молодёжных видеоблогов в российском сегменте YouTube // Дискурс-Пи. 2021. Т. 18. № 3. С. 160-175. https://doi.org/10.17506/18179568_2021_18_3_160, https://elibrary.ru/gpbdil
  11. Рева Е.К., Межина В.А. Особенности предоставления контента на YouTube об экстремальных ситуациях: жанры и форматы // Гуманитарный вектор. 2020. Т. 15. № 5. С. 110-115. https://doi.org/10.21209/1996-7853-2020-15-5-110-115, https://elibrary.ru/apodxt
  12. Копылова Т.Р., Иванова С.С. Коммуникативно-прагматические параметры естественно-научного видеоблога как жанра интернет-дискурса // Многоязычие в образовательном пространстве. 2023. Т. 15. № 1. С. 32-38. https://doi.org/10.35634/2500-0748-2023-15-1-32-38, https://elibrary.ru/cfjlds
  13. Текутьева И.А. Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга // Медиасреда. 2016. № 11. С. 107-113. https://elibrary.ru/xenxer
  14. Лущиков В. А., Терских М. В. Жанрово-тематические и языковые особенности видеоблогов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2018. Т. 4. № 14. С. 57-75. https://elibrary.ru/ylrqtj
  15. Хомич Д.А., Щепилова Г.Г. Развитие жанра видеоинтервью в российских спортивных онлайн-медиа (на примере YouTube-канала «Красава») // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2022. Т. 28. № 2. С. 43-51. https://doi.org/10.15826/izv1.2022.28.2.024, https://elibrary.ru/cfsacf
  16. Корецкий М.Д. Трансформация телевизионных жанров на площадке YouTube на примере деятельности Алексея Пивоварова // Медиасреда. 2020. Т. 17. № 1. С. 41-44. https://doi.org/10.24411/2070-0717-2020-10109, https://elibrary.ru/ djrhci
  17. Малышева Е.Г. Видеоэссе о кино: способы репрезентации и интерпретации содержательных доминант в поликодовом медиатексте // Известия Смоленского государственного университета. 2024. № 2 (66). С. 58-76. https://doi.org/10.35785/2072-9464-2024-66-2-58-76, https://elibrary.ru/niooem
  18. Куницына Н.В. Интервью – ток-шоу – подкастинг: классика жанра в контексте медийных трансформаций // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2021. Т. 2. № 2 (35). С. 140-147. https://doi.org/10.51965/2076-7919_2021_2_2_140, https://elibrary.ru/edkgjo
  19. Болотнов А.В. Стрим как новый гипермедиажанр // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2021. Т. 20. № 2. С. 111-120. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2021.2.10, https://elibrary.ru/ealvvk
  20. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления. Москва: КДУ; Добросвет, 2020. 178 с. https://doi.org/10.31453/kdu.ru.91304.0107, https://elibrary.ru/cqkwes

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».