Конструирование прагматической идентичности в академическом дискурсе (на материале китайских и русскоязычных рецензий на лингвистические монографии)
- Авторы: Пэй С.1, Хань Б.2
-
Учреждения:
- Гуандунский университет иностранных языков и международной торговли
- Пекинский университет иностранных языков
- Выпуск: № 8(902) (2025)
- Страницы: 59-68
- Раздел: Языкознание
- URL: https://ogarev-online.ru/2542-2197/article/view/309471
- ID: 309471
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается предложенное китайскими лингвистами понятие прагматической идентичности в приложении к анализу академического дискурса. Выявляются сходства и различия в стратегиях конструирования идентичностей рецензентами в двух лингвокультурных традициях. Материалом исследования послужили 80 рецензий на русском и китайском языках. Для анализа использованы методы лингвопрагматического и дискурсивного анализа. Результаты показывают, что в обоих языках доминируют идентичности «представляющий работу» и «оценщик».
Преобладает позитивная оценка, а негативная критика смягчается, что свидетельствует о доминировании идентичности «доброжелательного оценщика». В китайских рецензиях также выделяется идентичность «скромного эксперта», отражающая культурные нормы вежливости, а в русскоязычных – идентичность «рекомендующего работу».
Ключевые слова
Об авторах
Сянлинь Пэй
Гуандунский университет иностранных языков и международной торговли
Автор, ответственный за переписку.
Email: 1374254717@qq.com
кандидат филологических наук, старший преподаватель
КитайБовэнь Хань
Пекинский университет иностранных языков
Email: boliya8989@126.com
доктор филологических наук, доцент
КитайСписок литературы
- Николаев А.М. Научная рецензия как специфический жанр научного дискурса // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. Вып. 3. С. 228–235.
- Motta-Roth D. Book reviews and disciplinary discourses: Defining a genre // Teachers of English to Speakers of Other Languages – 29th Annual Convention Long Beach, CA, USA. 1995. P. 1–24.
- 李经伟. 英汉书评中的礼貌策略比较. 解放军外国语学院学报. 1996. 3: 1–8 = Ли Цзиньвэй. Сравнение стратегий вежливости в английских и китайских рецензиях на книги // Вестник университета иностранных языков НОАК. 1996. Вып. 3. С. 1–8.
- Хомутова Т. Н, Кравцова Е. В. Научная рецензия: интегральный подход // Язык и культура, 2014. Вып. 1 (25). С. 70–76.
- Степанов Е. С. Лингвокультурная специфика оценки в немецко- и русскоязычных рецензиях по социологии // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия: Язык и литература. 2023. Вып. 1. С. 117–136.
- Ларина Т. В. Эмотивная экологичность и эмотивная вежливость в английской и русской анонимной рецензии // Вопросы психолингвистики 2019. Вып. 1 (39). С. 38–57.
- Кондратенко П. И. Типографическое маркирование эмоциональности при выражении экспертной оценки
- в немецко- и русскоязычных рецензиях по лингвистике // Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете. 2022. Вып. 12. С. 102–115.
- Кравцова Е. В. Культурно-специфические особенности научной рецензии: контрастивное исследование // Филология и культура. 2014. Вып. 1 (35). С. 63–67.
- 陈新仁. 语用身份: 动态选择与话语建构, 外语研究, 2013, 140(4): 27–32 = Чэнь Синьжэнь. Прагматическая идентичность: динамический выбор и дискурсивная конструкция // Исследование иностранных языков. 2013. Вып. 140 (4). С. 27–32. (На кит. яз.)
- Пэй Сянлинь, Германова Н. Н. Лингвопрагматические аспекты изучения идентичности в Китае: теория прагматической идентичности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2023. Вып. 9 (877). С. 72–79.
- 孙莉. 中国硕士学位论文英文摘要的语用身份建构研究. 外语与外语教学. 2015. 5: 15–21, 14. = Сунь Ли. Исследование конструирования прагматической идентичности в английских аннотациях китайских магистерских диссертаций // Иностранные языки и преподавание иностранных языков. 2015. Вып. 5. С. 15–21, 14. (На кит. яз.)
- Hyland K., Tse. P. Metadiscourse in academic writing: A reappraisal // Applied Linguistics. 2004. No 2. P. 156–177.
- 鞠玉梅. 中外英语学术书评语篇言据性与身份构建对比研究——基于语言学与应用语言学领域书评的个案研究.
- 山东外语教学. 2023. 2: 18–29 = Цзюй Юмэй. Сопоставительное исследование эвиденциальности и ее функции в конструировании авторских идентичностей в рецензиях на академические книги по лингвистике и прикладной лингвистике, на английском языке, написанных носителями китайского и английского языка // Преподавание иностранных языков в Шаньдуне. 2023. Вып. 2. С. 18–29. (На кит. яз.)
- 刘应亮, 邓婷, 陈洋. 中国英语学习者学术语篇中的立场标记语和身份建构研究. 外语学刊. 2023. 5: 58–65 = Лю
- Инлян, Дэн Тин, Чэнь Ян. Исследование маркеров позиции и конструирования идентичности в академическом дискурсе китайских изучающих английский язык // Исследование иностранного языка, 2023. Вып. 5. С. 58–65. (На кит. яз.)
- 袁国荣. 汉语学术专著“他序”作者的身份构建语用修辞策略研究. 西安外国语大学学报. 2023. 31(3): 6–11 = Юань
- Гожун. Исследование прагматико-риторических стратегий конструирования идентичности автора предисловия к китайским академическим монографиям // Вестник Сианьского университета иностранных языков. 2023. Вып. 31 (3). С. 6–11. (На кит. яз.)
- 任育新. 学术会话中人称代词身份建构功能研究. 外语研究. 2016. 33(2): 23–28 = Жэнь Юсинь. Исследование
- функции конструирования идентичности с помощью местоимений в академических разговорах // Исследование иностранных языков. 2016. Вып. 33 (2). С. 23–28. (На кит. яз.)
- 陈新仁, 李梦欣. 学术语境下的身份冲突及话语策略——基于学术会议主持人话语的分析. 外语研究. 2016. 33(2): 16–22, 112 = Чэнь Синьжэнь, Ли Мэнсинь. Конфликт идентичности и дискурсивные стратегии в академическом контексте: анализ высказываний ведущего академической конференции // Исследование иностранных языков. 2016. Вып. 33 (2). С. 16–22, 112. (На кит. яз.)
- 赵茜茜. 语用身份论视角下俄语学术论文中的元话语研究. 西安外国语大学硕士论文. 2023年 = Чжао Цяньцянь.
- Исследование метадискурса в русскоязычных научных статьях с точки зрения теории прагматической идентичности: магистер. дисс. Сиань, 2023. (На кит. яз.)
- Усольцева С.Ю. Научная рецензия как вторичный текст: структура, лингвостилистика, прагматика // Поволжский педагогический вестник. 2022. Вып. 4 (37). С. 44–52.
- 麦胜文, 宗世海, 何自然. 汉语自贬的语用研究. 外语教学. 2021. 1: 71–76 = Май Шэнвэнь, Цзун Шихай, Хэ Цзыжань. Прагматическое исследование китайского самоуничижения // Преподавание иностранных языков. 2021. Вып. 1. С. 71–76. (На кит. яз.)
Дополнительные файлы
