Значимость и содержательная специфика базовой ценности «любовь»: экспериментальное исследование

Обложка
  • Авторы: Степыкин Н.И.1,2
  • Учреждения:
    1. Национальный исследовательский университет «МЭИ»
    2. Московский государственный лингвистический университет
  • Выпуск: № 8(902) (2025)
  • Страницы: 28-34
  • Раздел: Языкознание
  • URL: https://ogarev-online.ru/2542-2197/article/view/309180
  • ID: 309180

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования – выявить степень значимости и психологически актуальное содержание базовой ценности «любовь» на основе разработанной нами комплексной экспериментальной методики, предполагающей три этапа исследования: опрос, ранжирование и свободный ассоциативный эксперимент. По данным опроса, ценность «любовь» занимает третье место в списке, содержащем 35 базовых ценностей. Эксперимент на ранжирование позволил установить весомость ценности «любовь» и подтвердить достоверность и валидность результатов опроса. Анализируя признаки предицирования и вероятность продуцирования речевых действий в составе полученных в обследованных городах ассоциативных полей «любовь», мы пришли к выводу об актуальности признака предикации «субъекты и объекты любви» и о сближении содержания ценностей «любовь» и «семья» в сознании россиян.

Об авторах

Николай Иванович Степыкин

Национальный исследовательский университет «МЭИ»; Московский государственный лингвистический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: nick1086@mail.ru

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков национального исследовательского университета «МЭИ»; ведущий научный сотрудник лаборатории психолингвистики Московского государственного лингвистического университета

Россия

Список литературы

  1. Пищальникова В. А. Интерпретация ассоциативных данных как проблема методологии психолингвистики // Russian Journal of Linguistics. 2019. Т. 23. No 3. С. 749–761. doi: 10.22363/2312-9182-2019-23-3-749-761.
  2. Пищальникова В. А. Базовые ценности: методологические проблемы психолингвистического исследования // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2020. Вып. 3 (832). С. 20–35.
  3. Степыкин Н. И. Количество опосредований и ассоциативная сила опосредования как параметры анализа речевого действия // Этнопсихолингвистика. 2024. № 3(18). С. 46–55. doi: 10.31249/epl/2024.03.03.
  4. Ладоша О. М., Хлопова А. И. Модель базисного концепта “Wahrheit” в немецкой лингвокультуре // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2021. № 1 (272). С. 67–78.
  5. Хлопова А. И., Ладоша О. М. Лексико-семантическое содержание ценности “Erfolg” в немецкой лингвокультуре // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2021. Т. 7. № 2. С. 135–151. doi: 10.22250/2410-7190_2021_7_2_135_151.
  6. Rokeach M. The nature of human values. New York: Free Press, 1973.
  7. Рындина А. С. Истоки теории ценностей в социологии и направления ее развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 3. С. 590–609. doi: 10.22363/2313-2272-2021-21-3-590-609.
  8. Rohan M. J. A rose by any name? The values construct // Personality and Social Psychology Review. 2000. № 4. P. 255–277. doi: 10.1207/S15327957PSPR0403_4.
  9. Schwartz S.H. Are there universal aspects in the content and structure of values? // Journal of Social Issues. 1994. № 50. P. 19–45. doi: 10.1111/j.1540-4560.1994.tb01196.x.
  10. Schwartz S. H. An Overview of the Schwartz Theory of Basic Values // Online Readings in Psychology and Culture. 2012. № 2 (1). P. 11–20. doi: 10.9707/2307-0919.1116.
  11. Refining the theory of basic individual values / Schwartz S. H. et al. // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. Vol. 103. № 4. P. 663–688. doi: 10.1037/a0029393.
  12. Момджян К. Х. Универсальные потребности и родовая сущность человека // Вопросы философии. 2015. № 2. С. 3–14.
  13. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.
  14. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988.
  15. Бутакова Л. О. Объекты лингвоантропологии в аспекте исследования субъективной семантики (на примере возрастной вариативности лексемы любовь) // Новейшая филология: динамика речевых и текстовых форм: сборник научных статей. Омск: Издательство Омского государственного университета, 2022. С. 144–153.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».