№ 4 (2020)
- Год: 2020
- Выпуск опубликован: 31.12.2020
- Статей: 17
- URL: https://ogarev-online.ru/2542-212X/issue/view/19358
Весь выпуск
Средневековая и новая история
ЧИСЛЕННОСТЬ ВОЕННО-СЛУЖИЛОГО СОСЛОВИЯ КАБАРДЫ В ЭПОХУ ЗРЕЛОСТИ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА (XVI-XVIII вв.)
Аннотация
Различные аспекты военной истории и военной культуры черкесов в период европейского Позднего Средневековья и раннего Нового времени, на который приходится зрелость кабардинского феодализма, является традиционной темой отечественного кавказоведения. Несмотря на это, даже по базовым вопросам, к числу которых относится оценка численности военно-служилого сословия Кабарды, в адыговедении нет научного консенсуса. Это связано, во-первых, с недостатком актового материала по ранним периодам истории черкесских княжеств, а во-вторых, с некритичным и обильным цитированием нарративных источников XVII-XVIII вв. с одновременным экстраполированием их данных на все Средневековье. Без достижения консенсуса по данному вопросу невозможно определение общих демографических параметров княжеских владений Черкесии (численность и внутренняя структура населения и т.д.) в период их расцвета. А без этого невозможна адекватная типологизация политий Западного Кавказа и оценка тех сложных демографических и социокультурных процессов, которые имели место в регионе на протяжении всего периода с XVI в. и вплоть до окончания Кавказской войны. Немногочисленные, но довольно подробные письменные источники по численности военно-служилого сословия в различных феодальных уделах Кабарды встречаются уже с 40-х годов XVII в. Они коррелируют с корпусом более поздних архивных и нарративных источников XVII-XVIII вв. и позволяют довольно определенно установить общую численность военно-служилого сословия Кабарды и ее мобилизационный ресурс в период Позднего Средневековья и в раннее Новое время.



МАТЕРИАЛЫ А.И. АЛИЕВОЙ О НАУЧНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ АДЫГСКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ Ш.Б. НОГМОВА И АКАДЕМИКА А.М. ШЁГРЕНА
Аннотация
Авторы статьи полагают, что с 1990-х гг. можно говорить о ногмоведении как самостоятельном направлении адыгской историографии. В статье подводятся основные итоги развития этого направления, позволяющие приблизиться к обобщенной оценке роли Ш.Б. Ногмова как выдающегося ученого-просветителя, основоположника исторической и филологической науки в Кабардино-Балкарии. Однако нельзя сказать, что многогранная деятельность адыгского просветителя изучена во всех деталях, в полной мере раскрывающих его место в северокавказском историко-культурном процессе. В приложении к статье авторы публикуют для широкого круга читателей письма Ш.Б. Ногмова к своему наставнику и научному консультанту академику Российской академии наук А.М. Шёгрену. Они были извлечены из Отдела рукописей Национальной библиотеки Финляндии (г. Хельсинки) известным российским ученым-филологом, главным научным сотрудником Института мировой литературы РАН, доктором филологических наук А.И. Алиевой. Она любезно предоставила в распоряжение авторов копии с оригинала писем с разрешением их публикации.



ЗЕМСКИЙ ВОПРОС В ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ НА КАВКАЗЕ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ в.
Аннотация
На примере общественно-государственного взаимодействия по проблеме учреждения земского самоуправления на Кавказе рассматривается формирование и функционирование публичной сферы на Юге России, включенной в общероссийское пространство общественного мнения. В конце XIX в. региональное земское движение проявлялось в форме общественных обсуждения моделей ожидаемых преобразований. К северу и к югу от Кавказского хребта этот процесс происходил достаточно обособленно. При этом общероссийская земская традиция хотя и служила образцом, но кавказские деятели неоднократно заявляли о необходимости учитывать специфику и местные традиции общественной самоорганизации. С восстановлением в 1905 г. Кавказского наместничества земский вопрос стал обсуждаться в организованном сверху диалоге с властью, достигая уровня Совета министров и Государственной думы. В исследовании определены основные этапы, направления и формы репрезентации идей введения земских учреждений в Кавказском крае. Выявлено значительное влияние региональной публицистики на постановку, обсуждение и общественный контроль земских инициатив, которые во многом стали возможны при содействии Кавказского наместничества, стремившегося к большей автономии от столичных властей. Однако региональная общественность стремилась к большему, чем это была способна организовать имперская администрация на Кавказе в социально-политических условиях начала ХХ в. Не добившись учреждения земств, участники земского движения на Кавказе провели значительную земскую работу: от анализа социально-экономической ситуации, основанного на значительной статистической и исследовательской работе, до проектного планирования, способствуя своей деятельностью формированию основных признаков публичной сферы, как открытой сферы рационально-критических дебатов вокруг общественных проблем. Однако, формируя первичные параметры гражданского общества, модерного общественного сознания, преодолевая корпоративные рамки и вырабатывая основы этнополитических идеологий, общественность различных территорий Кавказского края все больше обосабливались в региональных пониманиях своих земских нужд, что во всей противоречивости созидательной и разрушительной силы проявилось в публичной политике под воздействием революции 1917 г.



Новейшая история
НАКОПЛЕНИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ О ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА И ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Аннотация
План государственной электрификации России, столетие которого отмечается в этом году, стал основой коренной экономической модернизации России, проведенной в чрезвычайно сжатые, по историческим меркам, сроки. Сегодня, когда многие исследователи занимаются поисками истинных авторов планов электрификации страны, сопоставляя вклад царского и большевистского правительств в его подготовку, и нередко придавая этим спорам идеологическую окраску, авторы настоящей статьи на примере Кавказского района доказывают безусловную преемственность планов электрификации. Более того, источники свидетельствуют о том, что создателями практически всех технических проектов и планов – и в царское, и в советское время – являлись одни и те же люди – крупные ученые, инженеры-энергетики, которые принимали активное участие в разработке плана ГОЭЛРО.



ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СССР В 1960-е – 1980-е ГОДЫ
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы осуществления государственной национальной политики в один из сложных периодов советской истории. Именно в 1960 – 1980-е годы проявились трудности взаимодействия центра и национальных регионов страны, ощущалось влияние последствий превалирования персонифицированного фактора в национальной политике. Значительное внимание уделено анализу событий на территории Северо-Кавказского региона, где отчетливо проявлялись специфика национальной политики, выражавшаяся в характере мер, проводимых центром в этой сфере. Шел процесс выработки новых социальных технологий ее реализации с целью гармонизации межэтнических отношений. Приоритетное значение приобрели вопросы социального плана, связанные с исправлением ошибок прошлого, прежде всего – последствий принудительных переселений этнических групп населения, целых народов. Этим были нарушены, в частности, выработанные народным творчеством основы нацие-строительства. В исследуемый период существенно изменились формы и методы взаимодействия граждан с органами партийной и советской власти, совершенствовалась политическая система. Состояние экономического сектора государства стало самостоятельным фактором, влиявшим на общественно-политическую жизнь многонационального сообщества. Требуют нового осмысления уроки идеологической и политической работы по решению такой кардинальной задачи как формирование общности «советский народ». Эта концепция отражала не только идейно-политическую конъюнктуру начала 1970-х годов, потребовалось полстолетия, чтобы стало возможным констатировать ее воплощение в жизнь. Вместе с тем в этот период был утрачен тот динамизм проводимых преобразований, который наблюдался в этой сфере жизни общества в 1920-е годы, утрачивала свое значение и устоявшаяся «модель» его развития. Общество испытывало потребность в модернизации многих сторон сферы межэтнических отношений. Примером реализации этих мер выступал и Северо-Кавказский регион (восстановление национальных государственных образований, решение территориальных проблем, совершенствование системы управления, проведение комплекса мер по внедрению в жизнь новых социальных технологий по управлению национальными процессами, обращение к положительным практикам прошлого в осуществлении преобразований, консолидация граждан на основе созидательных задач). Далеко не все планы развития советского общества были реализованы в рассматриваемый период, что в определенной мере объясняет его дальнейшую судьбу.



ДВАДЦАТЫЙ ВЕК В СУДЬБАХ СЕВЕРОКАВКАЗСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ: И.М. ШАКОВ И ЕГО ПОТОМКИ
Аннотация
В статье, на основе двух типов источников – государственных и частных архивов Франции и семейного архива Шаковых-Страйхорн рассматриваются судьбы нескольких поколений одной из кабардинских фамилий – Шаковых. Один из известных представителей адыгской интеллигенции – доктор Измаила Магометовича Шакова родился в 1878 г. в Кабарде и сделал отличную карьеру в Российской империи. Он получил высшее медицинское образование, имел медицинскую практику и основал свою клинику в Грозном. Женился, в семье было трое детей. Революция 1917 г. во многом изменила его жизнь. Он был вынужден вместе с семьей эмигрировать во Францию. В статье анализируется профессиональная и общественно-политическая жизнь Измаила Шакова в эмиграции, описана его семейная жизнь в Грозном, Нальчике и Париже. Отдельно автор рассматривает круги общения Шакова в Париже (мусульманский, русский и кавказский). В Париже родилась внучка Фатима, которая вышла замуж за американца. Супруги переехали на постоянное жительство в США. С этого времени начинается новая страница жизни Шаковых. В США родились правнуки и праправнуки Шаковых, которые стали американцами. Потомки потеряли национальную и религиозную идентичность, кабардинские корни. Авторы анализируют причины сложившейся ситуации.



ЧЕЛОВЕК В КОНТЕКСТЕ ЭПОХИ: ВЕХИ ОБЩЕСТВЕННОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М.Х. ГЕРАНДОКОВА
Аннотация
Авторы данной статьи ставят целью осветить основные вехи жизни и научной деятельности М.Х. Герандокова, ученого, государственного и общественного деятеля в свете социокультурных тенденций второй половины XX – начала XXI вв. Его образование, становление как личности и профессиональная деятельность в известном смысле служат зеркалом советской культурной революции, как она совершилась на Северном Кавказе. Он вполне успешно вписался в советскую общественно-идеологическую систему и получил признание со стороны государства как эффективный руководитель. В каждой профессиональной сфере и на каждом этапе своей карьеры М.Х. Герандоков совмещал практическую деятельность с интеллектуальным поиском, стремлением охватить более широкое историческое, социальное и культурное значение той конкретной отрасли, в которой он работал. Это позволяет характеризовать его не просто как советского служащего, профессионала, руководителя, но как интеллектуала и интеллигента в том смысле, который это понятие приобрело в российской культуре. Логичным стал приход М.Х. Герандокова в науку. Предметом его исследований стали содержательные и организационные аспекты эволюции национальных культур народов Северного Кавказа в XX в. Обретенная таким образом широта взгляда на общественно-исторические процессы дала ему возможность ответить на мировоззренческий кризис, связанный с крушением советской общественно-идеологической системы, личностной интеллектуальной перестройкой, в которой была удержана та диалектика национального и интернационального, локального и общецивилизационного, которая всегда была в центре его внимания.



Этнология, антропология и этнография
НОВЫЕ ДАННЫЕ О ДЖИНАЛЬСКОМ ГРОТЕ В ВЕРХОВЬЯХ РЕКИ ЮЦЫ В ОКРЕСТНОСТЯХ КИСЛОВОДСКА
Аннотация
В работе публикуются данные об уникальном историческом памятнике – Джинальском гроте с петроглифами, расположенном в горной и малодоступной местности близ города Кисловодска у западной части административной границы между Ставропольским краем и Кабардино-Балкарией. Исторический памятник известен историкам-краеведам с конца 70-х гг. ХХ в. Весьма краткое научное описание грота было опубликовано в 1983 г. без указания точного места нахождения памятника. 30 августа 2020 г. грот и рисунки на его стене были осмотрены и сфотографированы одним из авторов настоящей статьи. Эти материалы, а также предыдущие публикации, посвященные гроту и его фризу, стали основой для данной научной работы. В статье характеризуются тамги и рисунки Джинальского грота. Также говорится о сводах тамг XVIII-XIX вв., известных в предгорных и горных местностях Предкавказья. Далее характеризуется этнический состав населения долины реки Юцы и ближайшей округи в конце XVIII – первой половине XIX в. В результате проведенного исследования авторы пришли к выводу о том, что Джинальский грот до начала или середины XIX в. использовался местным кабардинским и абазинским населением в качестве святилища. Здесь, вероятно, проводились языческие обряды, связанные с культами скотоводства, плодородия и охоты.



ТРАДИЦИОННЫЙ СТАТУС МОЛОДЕЖИ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ И ЕГО ТРАНСФОРМАЦИИ: СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И КУЛЬТУРНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Аннотация
Цель настоящей статьи – не простая фиксация феномена множественных трансформаций молодежных ролей и статусов последних двух столетий, а понимание их неизбежности и объяснение специфики проявлений ментально-исторического опыта в современных условиях. Анализ различных точек зрения на молодежь, как социально-демографическую группу, позволили рассмотреть объект (региональную молодежь) с различных сторон. Гендерная методология, использованная при изложении темы, выявила дифференцированные поведенческие предписания и установки для молодежи в традиционном и современном обществе. Хронологический подход позволил скрупулезно рассмотреть изменения в исторической ретроспективе. Широкое использование статистических данных, материалов полевых исследований и результатов авторских социологических опросов определили практическую ценность исследования. Советское время и постсоветский период в КБР рассмотрены как время коренных перемен, повлекшее за собой изменения всех сфер молодежной повседневности, включая религиозную, брачно-семейную, обрядово-ритуальную и др. Поскольку на современном этапе ключевым фактором среди идеологических становится религиозный, то при анализе современного положения молодежи в КБР основной акцент сделан на «исламское возрождение» и его культурно-преобразующую роль.



Проблемы современного общества и экономики
КОММЕМОРАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Аннотация
В общественно-политической жизни современной России одно из наиболее значимых мест занимает политика исторической памяти. После безуспешных попыток «новой» российской элиты в 90-е годы XX века приобщиться к культуре и истории Европы, перекроив страну по образцу западных стран, в обществе назрел запрос на самостоятельный путь развития, основанный на самобытности своего социокультурного пространства. В высших эшелонах власти появилось осознание необходимости консолидации общества посредством продвижения в массы идеи единой исторической судьбы народов страны. В этих условиях во всех регионах страны, в том числе и в Кабардино-Балкарии, активизировалась деятельность государственных и общественных организаций в направлении создания новых и популяризации уже имеющихся общероссийских коммеморативных практик, призванных объединить страну вокруг общей исторической памяти. В ходе исследования коммеморативные практики Кабардино-Балкарии были разделены на несколько основных групп: общегосударственные, общереспубликанские, этно-национальные, религиозные и коммеморации глобальной культуры. Также было выявлено, что значимое влияние на формирование коммеморативных практик в республике оказывают глобализационные процессы, особенно это проявляется в молодежной среде. Наибольшим конфликтным потенциалом обладают этно-национальные коммеморативные практики, связанные с историческим опытом титульных народов Кабардино-Балкарии.



СРЕДСТВА ЭКСПЛИКАЦИИ СЕМАНТИКИ КОНТРАДИКТОРНОСТИ В ПРОИЗВОДНЫХ АНТОНИМАХ (НА МАТЕРИАЛЕ КАБАРДИНО-ЧЕРКЕССКОГО ЯЗЫКА)
Аннотация
Статья посвящена исследованию наиболее продуктивных способов актуализации семантики контрадикторной противоположности в производных антонимах кабардино-черкесского языка. Актуальность исследования обусловлена ростом научного интереса к изучению характерных особенностей языковых универсалий, в частности – словообразовательных средств выражения семантики противоположности в конкретном языке для целей дальнейшего сравнительно-типологического описания антонимов, выявления общего и специфического в способах и моделях их означивания. Анализ фактического материала продемонстрировал, что экспликантами семантики контрадикторной противоположности, которая реализуется производными именными и адвербиальными антонимами чаще, чем другие типы оппозитивных отношений, выступают аффиксальные маркеры негации, в числе которых наибольшую продуктивность проявляют суффиксальные средства (за исключением префиксального форманта мы-), в то время как в других языках, например, в русском, широко представлены и препозитивные словообразовательные элементы. Результаты проведенного исследования имеют значение не только для систематизации инвентаря словообразовательных средств создания антонимичности в кабардино-черкесском языке, но и для решения вопроса границ антонимии, а также могут быть использованы для дальнейшего разноаспектного изучения данного явления как в кабардино-черкесском, так и в других языках.



Фольклористика
ТИПОЛОГИЯ СЮЖЕТОВ О НАРТЕ ТОТРЕШЕ В АДЫГСКОМ ЭПОСЕ
Аннотация
В адыгском эпосоведении образ нартского богатыря Тотреша рассматривается чаще всего в связи со сказанием о его поединке с нартом Сосруко. По этой причине он представляется персонажем или однозначно отрицательным, или же в оценочном плане не определенным. Такое впечатление не может рассеять и другое эпическое произведение, «Песня могучих нартов», в которой этот герой фигурирует как один из защитников нартского края. Между тем, данный образ встречается в ряде эпических сказаний адыгов, причем не всегда в негативном свете, хотя исследователи до настоящего времени не обращали достаточного внимания ни на это обстоятельство, ни на самого героя. В указанном плане особый интерес представляют два поэтических сказания-пшинатля «Войско устрашающий наездник одинокий» и «Раздвоенное копье Тотреша», которые привлекаются к рассмотрению впервые. Данным обстоятельством обусловлена актуальность темы настоящей статьи. Цель исследования – дать по возможности полное аналитическое описание сюжетики и основных мотивов сказаний о Тотреше, в связи с чем на протяжении всей работы в центре внимания автора остается анализ особенностей генезиса, эволюции и трансформации главных сюжетообразующих элементов, прослеживаются пути проникновения фольклорных универсалий в отмеченных сказаниях и определяются типы мотивов и сюжетов в соответствии с имеющимися указателями (АТ, СУС и др.). На основе проведенного анализа делается вывод, что большинство сюжетов об этом персонаже окончательно сформировалось на завершающем этапе продуктивного периода нартского эпоса в результате взаимодействия разностадиальных компонентов, что подтверждается наличием в них сюжетообразующих мотивов, основанных на архаических представлениях (змееборчество, бой отца с сыном или близким сородичем, «культурные подвиги» и др.), и мотивов более позднего происхождения (защита своей земли, культ силы и благородства и другие черты идеального средневекового рыцаря.). Стадиальное положение художественного образа получило отражение в его типологии и поэтическом языке сказаний. Проведенные наблюдения позволяют считать Тотреша одним из героев, чей образ является результатом логического завершения типов ключевых персонажей архаического эпоса адыгов.



КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ: К ПРОБЛЕМЕ ЖАНРОВОГО РАЗГРАНИЧЕНИЯ
Аннотация
Статья имеет целью осветить один из аспектов проблемы жанровой классификации карачаево-балкарского фольклора. Объектом изучения в данной работе стали пословицы и поговорки. Несмотря на то, что это два разных жанра устной словесности, в большинстве сборников они даются единым массивом. Не разграничиваются они и в основной части научных изысканий фольклористов. В тех же работах, чьи авторы предпринимают попытку отделить пословицы от поговорок (Т.Ш. Биттирова), предлагаемые для этого критерии представляются недостаточными. Поскольку паремии входят и в сферу интересов лингвистики как часть лексического фонда языка, для оптимального решения обозначенной задачи мы можем прибегнуть к опыту отечественных, в том числе и карачаево-балкарских, языковедов. Определенные трудности в этом процессе возникают вследствие наличия генетической связи, схожести содержания произведений рассматриваемых жанров, а также способности ряда пословиц и поговорок переходить друг в друга путем незначительного изменения формы. Проведенное исследование выявило сложность и неоднозначность проблемы классификации паремий. Тем не менее, при условии применения соответствующего комплекса критериев, выработанных на основе трудов фольклористов и лингвистов, подобное разграничение все же представляется возможным.



Литература народов Российской Федерации (литература народов Северного Кавказа)
АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ И ОЦЕНКИ ЛИТЕРАТУРЫ АДАБА АДЫГСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА А.Г. ДЫМОВА)
Аннотация
В предлагаемой статье на материале творчества А.Г. Дымова выявляются некоторые аспекты, характерные для исследовательской интерпретации литературы адаба адыгских просветителей. Рассматривается ряд положений, закрепившихся в основополагающих литературоведческих трудах, посвященных прогрессивным тенденциям конфессионального образования в Кабарде рубежа ХΙХ – ХХ столетий. Устанавливается степень соответствия понятия «адаб» сочинениям, написанным конфессионально образованными деятелями адыгской культуры. Затрагивается проблема интерпретационных пределов в литературоведческих исследованиях, признанных ключевыми по обозначенному периоду, рассматриваются способы презентации сочинений адыгских «арабистов» в современных изданиях: сборниках и антологиях. Прослеживается связь способов презентации материала с особенностями его восприятия. В целях более точного и полного научного понимания исследуемых сочинений доказывается необходимость учитывать идейный контекст исламского реформаторства. В ходе сопоставления способов презентации «Адаба» А. Г. Дымова в двух антологических изданиях, выявляется перестановка смысловых акцентов, которая оказывается неизбежной при ознакомлении с «урезанным» вариантом этого произведения. Внимание к эпизодам, обусловленным интерпретационными пределами, представляется важным постольку, поскольку сопряжено с необходимостью восстанавливать смысловые звенья, которые в свое время не могли быть представлены.



ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В ТВОРЧЕСТВЕ ИССЫ БОТАШЕВА
Аннотация
В статье рассматривается творчество балкарского писателя, патриарха сценической литературы Иссы Боташева (1925-1991). Исследовательское внимание фокусируется на драматических произведениях художника слова («Рассвет в горах», «Судьба Солтана», «Абрек», «На рассвете», «Подвиг горянки»), поскольку центральное место в его духовном наследии занимает драматургия. Особая заслуга писателя заключается в том, что он является основоположником историко-документальной драмы в балкарской литературе. Отмечается специфика художественного осмысления драматургом исторической эпохи, реконструкции событий прошлого с точки зрения эстетической и когнитивной мотиваций. Из анализа становится очевидным творческая попытка автора преодолеть господствовавшее на предыдущих этапах развития национальной словесности стереотипное мышление, выраженное в альтернативном принципе создания характеров, увлечении социально-историческим фоном в ущерб исследованию внутреннего мира действующих лиц, клишированном восприятии действительности и т.д. В работе выявляются новаторские тенденции (полифонизм конфлитных линий, определение нравственной сущности героя в условиях классового противостояния, синтез документального и художественного, обновление системы образов), характеризующие оригинальность мышления писателя, глубину и широту авторской позиции в решении сложных эстетических задач. Исследование показало, что Исса Боташев внес позитивные коррективы в процесс возрождения и актуализации драматургического направления в балкарской словесности второй половины ХХ века. Основными методами исследования являются историко-биографический, типологический.



ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ БЕТАЛА КУАШЕВА: СИСТЕМА ОБРАЗОВ, ИДИОСТИЛЬ, ПОЭТИКА (К 100-летию со дня рождения поэта)
Аннотация
Статья посвящена исследованию поэтического наследия кабардинского поэта Бетала Ибрагимовича Куашева. Поэтика и художественно-композиционная организация стихов и поэм Б. Куашева до настоящего времени не стали предметом отдельного исследования, чем и обусловлена актуальность заявленной темы. В статье впервые проводится комплексный анализ художественной парадигмы творчества поэта с акцентированием внимания на системе образов, метрико-рифмовочной конструкции произведений, жанровом разнообразии, а также на национально маркированном идиостиле автора. Исследуется уникальный и новаторский для адыгской (кабардино-черкесской) литературы инверсионный синтаксис, позволивший поэту провести реформу кабардинского стиха. Рассматриваются основные мотивные линии лирики и лиро-эпики Б. Куашева, выявляются виды рифм, использованные им в оригинальных сочетаниях (концевая рифма + фольклорная, например). Полученные результаты могут стать теоретическим подспорьем при дальнейшем исследовании творчества Б. Куашева, а также при изучении адыгской поэзии, в частности, лирических и лиро-эпических произведений. Они могут найти практическое применение в спецкурсах, исследовательских работах преподавателей, аспирантов и студентов.



ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ САЛИХА ГУРТУЕВА
Аннотация
Статья представляет собой осмысление творческой эволюции балкарского поэта С. Гуртуева и освещает основные моменты стадиальных изменений его тематической ориентированности и стилеобразующих моделей. Внимание сконцентрировано, главным образом, на мировоззренческих и гражданских проявлениях художественного и критического сознания автора, его эстетической программы. С. Гуртуев заявил о себе в начале 1960-х, в исторически переломный момент, когда национальная художественная мысль открыла новые варианты интерпретации традиционных для советской литературы понятий. Социалистические концепты и идеологемы у С. Гуртуева приобретают конкретное объектное наполнение и эмотивность. Особенностью поэтической рефлексии поэта становится интегрированность его лирического переживания в этноидентификационную составляющую сознания. Чувство родины, понимание своего единства с народом выражены и в образной системе художника. Патриотическая модальность его творчества актуализирована в лирическом отражении событий XX века (Великая Отечественная война, выселение балкарского народа (1944-1957); на завершающих этапах все более отчетливо звучит тревога за традиционные этнообразующие нормали и императивы, недостаточно устойчивые в реалиях современности. В этой связи обращение к «природной символике» в поисках национальной идентичности проявлено в произведениях с выраженной ностальгической компонентой (тбилисский и венгерский циклы, стихи о Зелена Гуре, посвящения матери и др.). Особое внимание в статье уделено моделям дешифровки ключевых концептов поэтики С. Гуртуева («желтый всадник» «дерево», «гора») и вскрыта их органическая связь со спецификой этико-эстетических представлений карачаевцев и балкарцев.


