Государственная и общественная поддержка семей военнослужащих, инвалидов Великой отечественной войны и детей-сирот (на примере Кабардино-Балкарии)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Впервые на основе новых архивных документов и других источников проанализированы проблемы материально-бытового обустройства семей военнослужащих, инвалидов Великой Отечественной войны, демобилизованных военнослужащих и детей-сирот на материалах Кабардино-Балкарии Исследована деятельность государственных и партийных органов по организации трудоустройства, социального обеспечения и помощи семьям фронтовиков, инвалидов, демобилизованных военнослужащих. Установлена численность льготников, получавших пособия и пенсии, а также трудоустроенных семей военнослужащих, инвалидов в годы войны. Выявлены упущения и недостатки в организации материально-бытового обустройства, нормированного обеспечения продовольственными и промышленными товарами семей военнослужащих и инвалидов войны. Рассмотрена деятельность государственных органов и общественности по организации помощи детям-сиротам и детям, ставшим беспризорными. Обобщен опыт трудовых коллективов заводов, фабрик, колхозов, совхозов, общественных организаций, граждан по оказанию шефской помощи, семьям фронтовиков, инвалидам и детям-сиротам.Сделан вывод о том, что основными направлениями государственной и общественной поддержки семей военнослужащих, инвалидов войны, детей-сирот и демобилизованных в Кабардино-Балкарии являлись государственные пособия, пенсии, адресная материальная помощь, освобождение от налогов, обеспечение продовольственными и промышленными товарами, решение жилищных проблем, трудоустройство и восстановление детских домов.

Полный текст

Введение

В изучении роли советского тыла в годы Великой Отечественной войны приоритетное внимание уделялось проблемам развития экономики для нужд фронта. В то же время вопросы реализации социальной политики государством и обществом в экстремальных условиях войны остаются в стороне, хотя они являются не менее актуальными. Победа ковалась не только на передовой, но и в тылу, поэтому важно было правильно организовать работу тыловых органов, связанную с оказанием социальной помощи семьям военнослужащих, инвалидам, сиротам и беспризорным детям.

Отметим, что эта тема неоднократно становилась объектом исследования в научной литературе. Особо следует сказать о десятом томе фундаментального труда «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.», в котором рассматривается весь комплекс проблем, связанных с повседневной жизнью гражданского населения в условиях войны [ВОВ 2014].

Отдельные аспекты оказания помощи семьям фронтовиков, инвалидам войны и детям-сиротам в различных регионах страны изучены в работах Д.А. Абузяровой, М.С. Зинич, А.Ш. Кабировой, А.В. Липатова, В.С. Меркурьевой, Ф.А. Такташевой, И.М Савицкого, Е.Н Семеновой [Абузярова 2007; Зинич 2019; Кабирова 2015; Липатов и др. 2017; Савицкий 2019; Семенова 2010].

Имеется ряд работ по названной теме на материалах Кабардино-Балкарии. Так, в работе Е. Т. Хакуашева рассматриваются некоторые вопросы реализации социальной политики государства в Кабардино-Балкарии в годы войны [Хакуашев 1978]. Вместе с тем следует отметить, что исследование проведено в соответствии с идеологическими установками 60–70 гг. XX в., в нем недостаточно использован имеющийся архивный материал. В коллективной работе «Кабардино-Балкария: Тыл и фронт…» представлены интересные сведения, касающиеся помощи тыла фронту [КБТФ 2005]. Отдельные аспекты темы анализируются в работах автора данной статьи [Тетуев 2021].

Анализ архивных документов и материалов, фактически замалчиваемых ранее по идеологическим соображениям, позволяет во многом по-новому рассмотреть исследуемую проблему и приблизиться к реалиям военного времени. Материалы статьи могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., а также в учреждениях общего и профессионального образования при изучении курса «История Кабардино-Балкарской Республики».

Цель исследования – на основе новых архивных документов комплексно изучить формы государственной и общественной поддержки семей фронтовиков и инвалидов, а также детей-сирот в годы Великой Отечественной войны на примере Кабардино-Балкарии.

Методологической основой исследования являются принципы историзма, научности, объективности и системности. Кроме того, были использованы историко-сравнительный, историко-системный, историко-типологический методы, а также метод социального анализа.

 

Забота о семьях фронтовиков

В начале Великой Отечественной войны ЦК ВКП (б) выдвинул лозунг: «Забота о семьях фронтовиков – половина заботы о Красной армии!». Реализация этого обращения, несомненно, способствовала укреплению единства тыла и фронта.

В связи с этим приоритетным направлением социальной работы государства в годы Великой Отечественной войны являлась забота о семьях воинов-фронтовиков. Президиум Верховного Совета СССР (далее – ПВС СССР) и Совнарком СССР (далее – СНК СССР) приняли ряд указов и постановлений о различных льготах и пособиях для семей военнослужащих: Указ ПВС СССР «О назначении и выплате ежемесячных государственных пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава» от 26 июня 1941 г., «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР» от 21 ноября 1941 г.; постановления СНК СССР «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям» от 5 июня 1941 г., «О сохранении пенсий за пенсионерами, вернувшимися на производство» от 28 июля 1941 г., «О бесплатном сохранении за военнослужащими их жилой площади на время войны» от 5 августа 1941 г. [Указ 1941a; Указ 1941b; Постановление 1941a; Постановление 1941b; Постановление 1941c].

На основе перечисленных документов государственные органы социального обеспечения назначали пенсии инвалидам войны и их семьям из штатного оклада содержания по последней должности (инвалидам 1 группы (далее–гр.) – 75 % к окладу, 2 гр. – 55 %, 3 гр. – 40 %). Членам семей, состоявших на иждивении военнослужащих, выплачивались пособия: нетрудоспособным членам семьи, если в семье не было трудоспособных или если при одном способном к труду имелись три и более нетрудоспособных или двое детей до 16 лет (учащихся до 18 лет). Помимо этого, они освобождались от уплаты налогов, а хозяйства колхозников, рабочих и служащих, призванных в армию, – от сельскохозяйственного налога, а также сохранялись пенсии за пенсионерами, вернувшимися на производство.

С началом войны несколько тысяч уроженцев Кабардино-Балкарии были призваны на фронт, поэтому народное хозяйство республики, как и всей страны, испытывало недостаток рабочей силы, что удалось восполнить за счет мобилизации женщин, пенсионеров и подростков. Следует отметить, что многие из них на производство пришли добровольно, зная, что от успешной работы тыла зависит боеспособность Красной Армии. Как известно, Кабардино-Балкария с августа 1942 по январь 1943 г. была временно оккупирована немецко-румынскими войсками. В этот период органы государственного обеспечения на территории республики были ликвидированы, семьи фронтовиков лишились свидетельства на право получения пенсий и пособий. Сразу же после освобождения территории республики в январе 1943 г. была возобновлена работа государственных органов власти и общественных организаций, восстановлена организация помощи семьям военнослужащих.

22 января 1943 г. ЦК ВКП (б) принял постановление «О мерах улучшения работы советских органов и местных партийных организаций по оказанию помощи семьям военнослужащих, во исполнение которого СНК КБАССР принял решение «О мерах по улучшению работы советских органов по оказанию помощи семьям военнослужащих» от 2 февраля 1943 г. В нем указывалось: «Обязать городские районные и сельские исполкомы советов трудящихся немедленно покончить с бездушным бюрократическим отношением к нуждам семей военнослужащих и в кратчайший срок навести необходимый порядок в работе местных советских органов по обеспечению семей военнослужащих» [УЦГА АС КБР. Ф. Р-714. Оп. 1. Д. 5. Л. 46].

Эти вопросы регулярно рассматривались на заседаниях партийных, советских и общественных организаций, а также на собраниях предприятий, учреждений, колхозов и совхозов. Во исполнение принятых решений были проведены организационные мероприятия по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих.

В результате, согласно справке заместителя председателя СНК КБАССР от 15 мая 1943 г., на 1 мая были восстановлены права 25726 семей на получение пособий и пенсий, трудоустроены 1570 человек, оказана единовременная материальная помощь в сумме 624 369 руб., обеспечены огородами 20 595 семей, топливом 1771 семья, квартирами 1338 семей, выдано семян картофеля 21 112 тыс. кг [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 645. Л. 6]. Кроме этого, в ней отмечалось, что райгоротделы государственного обеспечения и бытового устройства семей военнослужащих не в полном объеме выполняли запланированные мероприятия: в частности, не была закончена перерегистрация всех семей военнослужащих, не открыты для них детские ясли и столовые.

Анализ архивных документов свидетельствуют о том, что жалобы на материально-бытовое обустройство семей военнослужащих занимали большую часть – 1499 обращений. Причиной тому являлось формальное рассмотрение местными советскими и партийными органами жалоб, что побуждало родственников фронтовиков часто обращаться в военную прокуратуру или военный комиссариат по месту проживания. Так, например, в письме военного прокурора Нальчикского гарнизона С. Бермана в Кабардино-Балкарский обком ВКП (б) указывалось: «…При проверке поступивших жалоб установлен ряд фактов незаконного выселения из квартир (без предоставления другого жилья) семей военнослужащих, которые живут в этих домах по 4–7 лет. Прошу принять меры по устранению указанных нарушений по отношению семей военнослужащих» [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 645. Л. 4, 6–9]. Другой пример: гражданка Монастырская в период оккупации немецкими захватчиками г. Нальчика в 1942 г. была эвакуирована. Ее муж и сын с первых дней войны были на фронте. В течение почти года она после возвращения не могла получить свою квартиру, так как в ней жил «блюститель закона» – прокурор [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1361 Л. 5]. Как свидетельствуют архивные документы, по жалобам проводилась проверка органами социального обеспечения республики и в большинстве случаев оказывалась помощь. Вместе с тем некоторые жалобы семей военнослужащих решались после обращения в высшие инстанции.

Наряду с поддержкой семей военнослужащих, установленной государственными органами, существенную помощь им оказывали комсомольские и профсоюзные организации. Они, используя различные формы, регулярно организовывали сбор средств. Особенно эффективными в этом плане оказались инициированные общественниками декадники под девизом «Забота о семьях фронтовиков – общенародное дело!», которые стали основой широкого движения. И в результате за период с 5 по 15 апреля 1943 г. было собрано в Урванском районе КБАССР кукурузы в зерне – 3030 кг, картофеля – 3346 кг, разной посуды – 44 штуки, овчин – 45 штук, денег – 23 180 руб., а также обувь, одежда; по г. Нальчику – 120 600 руб., продовольствия – 2628 кг, предоставлены и отремонтированы квартиры 583 семьям, подвезено топливо 163 семьям, трудоустроено 412 человека. По Эльбрусскому району выдано кукурузы и муки 737 кг, картофеля – 521 кг, мяса – 535 кг, дров – более 40 кубометров [КБТФ 2005: 128, 129].

В ходе декадника в фонд помощи семьям военнослужащих в Кабардино-Балкарии в целом было собрано 571 793 руб. деньгами, 198 640 кг различных продуктов питания. За это же время им было подвезено 7021 кубических метров дров и 466 центнеров фуража для скота, выделены 26 телят и 101 корова, предоставлены и отремонтированы 1354 квартиры [КБТФ 2005: 129, 130]. Результаты декадника явились выражением патриотических чувств граждан республики, их заботливое отношение к нуждам и запросам семей защитников Родины.

Общественные организации КБР оперативно откликались на решение насущных проблем семей фронтовиков. Так, по инициативе колхозников селения Аушигер Нальчикского района с 20 августа по 10 сентября 1943 г. проводился двухдекадник помощи семьям фронтовиков по подготовке к зиме. Коллективы предприятий и учреждений города Нальчика провели воскресник по заготовке топлива для семей военнослужащих и затем доставили им более 1500 кубометров дров. В Нагорном районе собрали для семей бойцов и командиров Красной Армии 122 500 руб., было выдано 676 ц продуктов, подвезено 1743 м3 топлива, отремонтировано 311 домов, 263 семьи получили коров, 172 – овец и коз [КБВОВ 1975: 458, 459].

В Хуламо-Безенгиевском районе двухдекадники организовывались дважды. Было собрано и выдано семьям военнослужащих деньгами 18 110 руб., кукурузы – 1662 кг, проса – 210 кг, ячменя – 123 кг, сыра – 119 кг, мяса – 452 кг, овощей – 782 кг, картофеля –10 014 кг, яиц – 540 штук, молока – 6 500 литров, подвезено топлива 2 459 м3, корма для скота – 1900 ц, выдано телок 204 головы. Для семей фронтовиков был отремонтирован по району 271 дом и построено 14 новых домов [КБВОВ 1975: 130].

По Прохладненскому району в фонд семьям фронтовиков поступило 29 107 руб., кроме того, было отремонтировано 265 квартир, снабжены топливом 226 семей, новой обувью – 81 семья, сеном для корма скота – 208 семей, выданы продукты питания 43 семьям, оказана денежная помощь 32 семьям на 6 850 руб. [КБВОВ 1975: 460-462].

В центре внимания общественных организаций республики находилось также оказание помощи детям фронтовиков. СНК КБАССР и бюро обкома ВКП (б) постановлением от 6 декабря 1943 г. одобрили инициативу колхозников и колхозниц сельхозартелей селений Хабаз и Сармаково Нагорного района в организации помощи детям фронтовиков. В документе указывалось: «Объявить двухнедельник с 8 по 23 декабря сего года по сбору теплой зимней одежды для нуждающихся в ней школьников-детей фронтовиков [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 403. Л. 3, 4].

В ходе проведения двухнедельника в республике по Нальчикскому району в фонд помощи детям фронтовиков было собрано овчин для пошивки полушубков – 384 шт., кож для пошивки обуви – 219 шт., денег для покупки одежды – 25 481 руб., дров для семей военнослужащих – 478 возов, одежды – 39 шт., обуви – 52 пары, шерсти – 4650 кг, носков – 8 пар. Роздано мануфактуры – 550 м, кукурузы в початках – 2196 кг, картофеля – 322 кг, отчислено 1000 трудодней [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1064. Л. 15].

Анализ архивных документов позволяет сделать вывод о том, что в городах Нальчик, Прохладный и во всех населенных пунктах КБАССР в ходе двухдекадника выделялись ремонтно-строительные бригады для строительства и ремонта домов, хозяйственных построек, проводилась заготовка фуража для скота, топлива к зиме, создавался фонд продовольствия, одежды, денежных средств, что свидетельствует о конкретной помощи семьям фронтовиков в республике.

В результате работы, проведенной государственными органами и общественными организациями Кабардино-Балкарии в 1943 г., всего было взято на учет в 1943 г. 40 тыс. человек, получавших пенсии и пособия, выплачено пособий и пенсий 26 895 тыс. руб., оказана единовременная помощь в сумме 659 тыс. руб., трудоустроено 19 417 человек, более 20 000 малоимущих получали талоны на бесплатное питание в общественных столовых, были открыты 43 детских сада на 2 054 чел. и 41 детские ясли с охватом 6 909 чел. Через оздоровительные мероприятия (детские санатории пионерские лагеря) было пропущено 1 240 детей фронтовиков. В период проведения декадников в республике было собрано 982 000 руб., 417 тонн различного продовольствия, колхозники отчислили 44 594 трудодня, выдано 246 595 литров молока, 2854 семьи получили коров, для скота подвезен 27 331 ц корма и построено 3208 помещений для скота. При участии тружеников республики было построено 364 новых дома, отремонтировано 4 304 квартиры, предоставлены квартиры 2 250 семьям, подвезено 50 809 кубометров топлива. В республике работали 64 общественные столовые с охватом в них более 20 000 семей фронтовиков, в том числе 3 детских столовых на 1 000 человек, были освобождены от военного и сельхозналогов 29 530 чел. , а также по всем видам государственных поставок сельхозпродуктов – 15 470 семей военнослужащих [УЦДНИ АС КБР Ф. 1. Оп. 1. Д. 638. Л. 18,19; КБ ВОВ 1975: 471, 476].

Как известно, в этот период (8 марта 1944 г.) балкарский народ был оклеветан и депортирован в Среднюю Азию и Казахстан, на время разделил судьбы некоторых других народов. Депортация имела трагические последствия для истории всего балкарского этноса. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1944 г. была узаконена ликвидация автономии балкарцев и Кабардино-Балкарская АССР была переименована в Кабардинскую АССР (далее – КАССР) [ГАРФ. Ф. Р-7523. Оп. 4. Д. 220. Л. 62, 63].

В местах поселений не только гражданское население, но и фронтовики, их семьи стали спецпереселенцами и были ограничены в правах, подвергались унизительной процедуре комендантского надзора. Что же касается поддержки государством фронтовиков и их семей, следует отметить, что они были лишены действовавших для них льгот, таких, как выплата пособий, получение жилплощади, освобождение от уплаты налогов и др. По воспоминаниям депортированных, фронтовики, их семьи, как и остальные, практически не имели продуктов питания и средств для их приобретения. Более подробно их социально-правовое положение рассмотрено в нашей работе [Тетуев 2021: 192–206].

Государственные органы власти и общественные организации и в 1944 г. проводили работу по оказанию помощи семьям военнослужащих. В отчете Кабардинского обкома партии в ЦК ВКП (б) от 10 октября 1944 г. «О работе советских органов и местных партийных организации по оказанию помощи семьям военнослужащих» от 10 октября 1944 г. сообщалось: «…По республике взято на учет на 1 октября 1944 г. семей военнослужащих 43 847, в том числе 3249 семей офицерского состава. Освобождены от военного налога 27 886 чел., по налогу со строения – 1 100 семей, от госпоставок сельхозпродуктов – 22 637 хозяйств семей военнослужащих. По предварительным данным за 9 месяцев 1944 г., по республике оказана помощь семьям военнослужащих: трудоустроены 7171 член семей военнослужащих, построено 147 новых домов, отремонтированы 1 882 квартиры, предоставлены 1 002 квартир, выделены продовольственные  и промышленные товары, индивидуальные огороды…» [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 774. Л. 24, 25, 26]. Следует отметить, что, несмотря на весьма внушительный список различных форм помощи, в большинстве районов республики и в г. Нальчике имелись факты бездушного отношения со стороны советских и партийных органов к нуждам семей фронтовиков, случаи, когда остронуждающиеся семьи военнослужащих зачастую не получали помощь. Например, в выступлении заместителя начальника политотдела военного комиссариата КАССР на республиканском совещании 28 февраля 1945 г. указывалось: «…В Урванском районе проживает семья старшего сержанта Сливенко, которая находится в тяжелых материально-бытовых условиях. В связи с этим командование части, в которой служит Сливенко, 14 июля и 30 ноября 1944 г. обращалось с письмом к председателю Урванского районного исполнительного комитета (далее. – РИК) с просьбой оказать помощь. При этом дважды РИК ответил, что семья обеспечена, имеет свой дом, огород и подсобное хозяйство и не нуждается в помощи. Проверка показала, что семья Сливенко действительно не имеет ни дома, ни подсобного хозяйства, дети разутые… и т.д.». [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1361. Л. 4].

В документе «О результатах проверки материально-бытового обустройства семей военнослужащих в Терском районе» от 2 февраля 1945 г. отмечалось: «…Обследование, проведенное райкомом ВКП (б), показало, что на февраль 1945 г. в этих 3-х колхозах имеется 200 семей остронуждающихся колхозников. Они не имеют никакого подсобного хозяйства, ни единого грамма зерна, мизерное количество птиц и скота и практически у них нет никаких других источников существования. Как свидетельствуют врачебное обследование, большинство из них (главным образом дети) болеют безбелковым отеком на почве недоедания. Эти семьи нуждаются в неотложной помощи. Райкомом ВКП (б) принят ряд мер по оказанию помощи этим семьям…» [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1357. Л. 12]. Указанные документы свидетельствуют о том, что органы социального обеспечения за общими цифрами не видели конкретные нужды людей, не всегда объективно проводили обследование положения в семьях. Несомненно, это сказывалось на самочувствии воинов Красной Армии. Уверенность в том, что их семьи обеспечены всем необходимым и государство заботится о них, придавала им сил.

Анализ архивных документов показал, что в 1945 г. в республике помощь семьям фронтовиков становится менее значимой. Наглядным примером этому служат то, что марте–апреле проводился только один месячник. В результате в фонд месячника поступило 205 500 руб., хлебопродуктов – 24 226 кг, овощей –33 000 кг, жиров – 1 377 кг, других продуктов – 3 660 кг. Подвезено топлива 3708 кубометров, кормов для скота – 300 ц, предоставлена 141 квартира, построено 18 новых домов, наделена крупным и мелким рогатым скотом 231 семья. Выделено талонов на получение промтоваров – 6908 шт., отремонтировано одежды и обуви – 1384 ед. [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1219. Л. 106, 107].

Кроме того, в докладе наркома социального обеспечения КБАССР на республиканском совещании «О мерах улучшения работы советских органов и местных партийных организаций по оказанию помощи семьям военнослужащих» от 22 января 1943 г., наряду с достижениями, был представлен подробный анализ недостатков по вопросам социального обеспечения семей военнослужащих в 1943-1944 гг. Так, в ряде районов состояние делопроизводства и контрольно-ревизионной работы было неудовлетворительным, неправильно и несвоевременно назначались пенсии и пособия, результатом чего явилось расхищение государственных средств и др. [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1361. Л. 7].

Вместе с тем СНК СССР 15 апреля 1945 г. принял постановление «О мерах по дальнейшему улучшению организации помощи семьям военнослужащих», в котором отмечалось: «…В работе органов социального обеспечения автономных республик имеются серьезные недостатки в материально-бытовом обустройстве военнослужащих». Во исполнение данного документа СНК КАССР и бюро обкома ВКП (б) от 8 мая 1945 г. утвердили план мероприятий по улучшению материально-бытовых нужд семей военнослужащих [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1361. Л. 12-14].

В отчете Совнаркома КАССР от 17 ноября 1945 г. подведены итоги реализации указанных мер. Во втором квартале 1945 г. численность семей военнослужащих составляла 35 266, из них получали пособия 16 045 и пенсии 2547. Были освобождены от военного налога 13 251 чел., сельскохозяйственного налога 5654 семьи, госпоставок сельхозпродуктов 10 119 хозяйств, от госпошлин (50 %) 2127 семей военнослужащих. Трудоустроены 526 человек и приобрели новую квалификацию 1 005 человек. В результате обследования было выявлено 4 823 остронуждающиеся семьи. Из них в продовольствии нуждались 1 577 семей, в одежде – 4 346, обуви – 4 210 семьи. Престарелых родителей и многодетных матерей, требующих особой заботы, – 1 596 семей. Как свидетельствуют архивные документы, указанным семьям фронтовиков была оказана материально-бытовая помощь (см. таблицу 1).

 Таблица 1.

 

Материальная помощь государственными органами власти семьям военнослужащих КАССР за 2–3 кварталы 1945 г. [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1219. Л. 107; УЦГА АС КБР. Ф. Р-714. Оп. 1. Д. 5. Л. 1].

Виды помощи

Размеры помощи

Численность семей, получивших помощь

Деньгами

564 742 руб.

2259

Зерно, хлеб

23 1967 кг

4639

Овощи, картофель

101 142 кг

2021

Разное продовольствие

7859 кг

736

Одежда и обувь (талоны)

17891

 

Мануфактура

8097 м

2024

Яйцо

2772шт.

250

Мясо

595 кг

161

Молоко

6720 литров

673

Построено новых домов

 

226

Предоставлено квартир

 

623

Отремонтировано квартир

 

1782

Отремонтировано хозяйственных построек

 

1153

Огорожено приусадебных участков

 

981

Подвезено дров

1080 кубометров

 

Подвезено угля

37 т

 

Заготовлено топлива

11 072 кубометров

 

Выдано кормов для скота

221 300 кг

 

 

Наделено крупным рогатым скотом

 

364

Наделено мелким рогатым скотом

 

1225

Наделено земельными участками

 

30962

Выдано денег на приобретение семян

73 300руб.

 

Оказана помощь вспашке огорода

 

5709

 

Анализ указанного и других отчетов государственных органов власти республики позволяет утверждать, что они не всегда отражали реальное положение на местах. Помощь семьям военнослужащих оказывалась по уравнительному принципу. При этом многие жалобы и заявления рассматривались формально и несвоевременно, о чем свидетельствует переписка военкомата КАССР с руководством республики, обращения в Северо-Кавказский военный округ и другие инстанции. Например, в выступлении военкома КАССР на республиканском совещании отмечались следующие факты: «В г. Нальчике проживал в ветхой и сырой квартире Воронков, ранее работавший в системе просвещения и награжденный орденом Ленина, сын его был на фронте. Он заболел туберкулезом и, чтобы его поддержать, ему необходимо было заменить квартиру. На протяжении восьми месяцев горсовет обещал ему заменить квартиру, однако до самой смерти (а он умер три дня назад) квартиру не заменили» [УЦДНИ АС КБР. Ф.1. Оп. 1. Д. 1361. Л. 4].

Имелись случаи бюрократического отношения со стороны отдельных руководителей к семьям военнослужащих. Так, к военному комиссару Прохладненского района Носову обратилась с просьбой мать двух сыновей, погибших на фронте 73-летняя К.И. Марышева, получающая пенсию 140 руб., о выдаче ей топлива. Начальник ст. Прохладная Токарев, к которому обратился Носков письменно (сын нуждающейся до призыва в Красную Армию работал стрелочником), прочитав письмо РВК, сказал: «…Вот тебе, бабка, даю два ведра угля: за каждого погибшего – по ведру». Только после вмешательства секретаря партийной организации узла станции Прохладная т. Колесниковой Марышевой было выдано 300 кг угля [УЦДНИ АС КБР. Ф.1 Оп. 1. Д. 1360. Л. 82, 83]. Подобных примеров бездушного отношения к заявлениям и жалобам семей военнослужащих в республике было много, они решались только после обращения в высшие инстанции.

 

Трудоустройство и оказание материальной помощи инвалидам

Великой Отечественной войны

Составной частью работы государственных органов по социальной поддержке военнослужащих являлось трудоустройство и оказание материальной помощи инвалидам Великой Отечественной войны. В постановлении СНК СССР «О трудовом устройстве инвалидов Отечественной войны» от 6 мая 1942 г. возлагалась персональная ответственность на руководителей наркоматов социального обеспечения, хозяйственных и советских организаций за трудовое устройство и создание всех необходимых производственных и бытовых условий, обеспечив предоставление инвалидам жилплощади в первую очередь.

Во исполнение постановления СНК СССР «О мерах по трудовому устройству инвалидов Отечественной войны» от 20 января 1943 г. СНК КБАССР 12 февраля 1943 г. принял решение: «Обязать Наркомсоцобеспечения республики: обеспечить в трехмесячный срок работой в соответствии с заключением врачебно-трудовой экспертизы (далее – ВТЭК) инвалидов войны 2-й гр. на предприятиях, в учреждениях, школах, колхозах, совхозах (с сохранением пенсии» [УЦГА АС КБР. Ф. Р-556. Оп. 1. Д. 4. Л. 14].

Вместе с тем анализ архивных документов позволяет утверждать, что   инвалиды войны 3 гр., уклоняющиеся от работы в течение 2-х месяцев со дня направления их на работу по решению органов соцобеспечения, могли сниматься с пенсии. Снабжение продовольственными и промышленными товарами инвалидов 3 гр., уклоняющихся от работы, производили по нормам установленных для иждивенцев.

СНК КБАССР 4 мая 1943 г., заслушав ход выполнения указанного постановления, отметил: «…Наркомсоцобеспечения КБАССР и райгорисполкомы (Нагорный, Нальчикский, Зольский) не принимают меры по трудовому устройству инвалидов. Некоторые инвалиды не могут оформить свои документы на получение пенсии (Нальчикский, Лескенский, Кубинский, Курпский, Терский и др.) из-за несерьезного отношения к этому вопросу органов соцобеспечения». СНК обязал Наркомсоцобеспечения и райгорисполкомы республики закончить учет инвалидов войны 3 группы до 10 мая 1943 г. и принять меры по их трудоустройству [УЦГА АС КБР. Ф. Р-556. Оп. 1. Д. 4. Л. 94]. В рамках реализации упомянутого постановления в основном был завершен учет инвалидов, назначение им пенсий и пособий, но вопросы материально-бытового состояния инвалидов войны, в том числе офицеров, не были решены. Поэтому в целях организации и проведения практической работы по их трудовому устройству СНК КБАССР постановлением от 12 января 1944 г. создал постоянную республиканскую комиссию по трудовому устройству инвалидов [КБВОВ 1975: 465,466].

Помимо этого, бюро Кабардинского обкома ВКП (б) приняло постановление «О трудоустройстве и материальном обеспечении офицеров-инвалидов Великой Отечественной войны» от 5 июля 1944 г. В нем отмечалось, что трудоустройство и материально-бытовое положение офицеров-инвалидов Отечественной войны в республике находится в неудовлетворительном состоянии. В Прохладненском районе из 62 чел. инвалидов-офицеров трудоустроены 38 человек, Майском районе из 32 инвалидов-офицеров работают только 11 человек. Бюро обкома ВКП (б) обязало военный комиссариат и наркомат социального обеспечения республики навести необходимый порядок в учете офицеров-инвалидов войны обеспечить их трудовое и бытовое обустройство [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 860. Л. 5].

В результате организаторской работы военного отдела Кабардинского обкома ВКП (б), комиссии по трудоустройству Совнаркома республики и райгорисполкомов удалось добиться улучшения показателей трудоустройства инвалидов. По состоянию на 1 января 1945 г., из 3 333 инвалидов Отечественной войны (из них с 1 гр. – 88 чел. , со 2 гр. – 1 457 чел., 3 гр. – 1 788 чел.), работающие составляли 2392 чел. (71,7 %), в том числе 2 гр. – 801 чел. (55 %), 3 гр. – 1588 чел. (88,8 %) [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1361. Л. 7].

По состоянию на 16 июля 1945 г. из 4041 инвалидов, получавших пенсию, в том числе 1 гр. – 83 чел., 2 гр. – 1 430 чел., 3 гр. – 2 528 чел., работающие составляли 3 345 чел. (82,7 %), в том числе 1 гр. – 11 чел. (0,32 %), 2 гр. – 891 чел. (26,6 %), 3 гр. – 2443 чел. (73,03 %) [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1355. Л. 7].

Анализ показал, что во втором полугодии 1945 г. по сравнению с началом 1945 г. численность трудоустроенных инвалидов увеличилась в 1,4 раза. Инвалиды войны работали на промышленных предприятиях, сельскохозяйственном производстве, в государственных учреждениях (см. таблицу 2).

Таблица 2

 

Численность инвалидов Великой Отечественной войны КАССР, работавших по специальностям во втором полугодии 1945 г. [Составлено по: УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1353. Л. 15, 16].

 № п./п.

Отрасли народного хозяйства и занятий

 Из числа инвалидов, получавших пенсию

1

Всего в промышленности и кооперации, в том числе

726

 

рабочих

405

 

ИТР

29

 

служащих

225

 

Младший обслуживающий персонал (далее – МОП)

67

2

Всего в сельском хозяйстве, в том числе

1412

 

а) в колхозах из них

1142

 

председателями колхозов

53

 

Счетоводами

67

 

бригадирами

170

 

б) прочих сельскохозяйственных предприятиях

284

3

Всего в учреждениях, промышленности, предприятиях, в том числе

610

 

рабочих

285

 

служащих

290

 

МОП

35

 

ИТОГО

2762

 

Согласно данным таблицы, более половины инвалидов работали в сельскохозяйственном производстве. При этом председатели колхозов составляли 53 чел., бригадиры – 170, руководители предприятий – 57, председатели сельских советов – 16. Анализ архивных документов позволяет сделать вывод об успешной работе инвалидов войны в качестве руководителей. Так, например, в колхозе им. Андреева Нальчикского района председатель колхоза, секретарь парторганизации, председатель сельского совета были инвалидами войны, и они ежегодно имели самые лучшие показатели в районе [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1355. Л. 7; Д. 1361. Л. 8, 8 об.]. Тем не менее практика назначения инвалидов войны на руководящую работу применялась слабо.

Работающие инвалиды войны добивались хороших результатов в производстве. Например, на кондитерской фабрике г. Нальчика инвалид 2 гр. Смотров выполнял план на 270–307 %, рабочий Герасименко – на 200 %. На мяскомбинате инвалиды 3 гр. Кнаж, Мознаев, Гречев и др. выполняли нормы от 150 до 200 %. В артели промысловой кооперации и кооперации инвалидов (далее – Коопинсоз) «Красный боец» инвалиды 3 гр. Иванчнеко, Осташев, Лазарев выполняли нормы на 200 %, Хибиев, инвалид 1 гр., из колхоза «Аушигер» Советского района в 1944 г. выработал 280 трудодней. В Лескенском районе инвалид 2 гр. Унежев выработал 368 трудодней, Прималкинском районе инвалид 2 гр. Макаров – 456 трудодней, инвалид 2 гр. Абазехов – 455 трудодней, инвалид 2 гр. Карежев – 400 трудодней, инвалид 3 гр. Жилоков – 677 трудодней [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1.  Оп. 1. Д. 1361. Л. 8, 8 об.].

В целях возвращения инвалидов к трудовой деятельности в г. Нальчике функционировала протезная мастерская, и только в первом полугодии 1945 г. было протезировано 662 человека.

Важное значение придавалось материально-бытовому обслуживанию инвалидов. В г. Нальчике в магазине для инвалидов войны выдавались по карточкам продукты, а по талонам – промышленные товары. Норма отпуска хлеба по карточкам в день на одного человека по 2 категории составляла 400 г. [ВОВ 2014: 182].

В г. Нальчике имелась столовая для инвалидов войны. Нормы расхода продовольственных товаров на ноябрь – декабрь 1943 г. и I квартал 1944 г. на одного человека в месяц в граммах составляли: мяса – 1800 г до 1100 г в месяц, жиров – 400 г, круп – 1200 г, сахара, кондитерских изделий – 400, соли – 400 г, чая – 12 г, картофеля – 7000 г, овощей – 3000 г [УЦГА АС КБР. Ф. Р-556. Оп. 1. Д. 3. Л. 1, 1 об.]. Желудочные и туберкулезные больные–инвалиды, кроме карточек в столовую, получали 120 карточек усиленного диетического питания, которые отоваривались сухим пайком. Тем не менее столовая не соответствовала своему назначению, так как пропуска выдавались не только инвалидам, но и многим другим категориям населения. Наряду с этим трест общепита ежемесячно не отоваривал полностью выданные в столовую карточки для инвалидов, что вызывало много жалоб.

Кроме того, приказ Наркомторга СССР от 9 августа 1943 г. «Об упорядочении снабжения инвалидов Отечественной войны» в республике выполнялся неудовлетворительно. Например, в Прималкинском районе в 1944 г. на учете состоял 161 инвалид. Однако им выдали 236 талонов, в том числе на трикотаж – 108, мануфактуру – 92, табак – 32, валенки – 4. В г. Нальчике в 1944 г. для 958 инвалидов и 1392 иждивенцев выдали только 2000 талонов [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1361. Л. 9].

В г. Нальчике работала специальная поликлиника для инвалидов Великой Отечественной войны. Нуждающиеся в санаторно-курортном лечении направлялись на курорты Пятигорска, Ессентуки, Железноводска, Нальчика. В первом полугодии 1945 г. в них получили лечение 129 инвалидов, в том числе 29 офицеров и 100 красноармейцев [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1353. Л. 18].

Значительную помощь семьям фронтовиков оказывали кассы общественной взаимопомощи колхозов (далее – КОВК). Всего в колхозах функционировали 117 КОВК, членами которых были 15 380 чел. Размер вступительных взносов для членов касс был установлен 5 руб. 35 коп., членских взносов в среднем – 8 руб. 50 коп. По информационным отчетам райсобесов КОВК, в первом полугодии 1945 г. была оказана помощь семьям военнослужащих, семьям погибших на фронте, инвалидам Великой Отечественной войны и детям сиротам деньгами – 12 3854 руб., возвратными ссудами – 191 460 руб., зерном – 13 746 кг, маслом растительным – 648 кг, мясом – 100 кг, мукой – 188 кг, молоком – 1340 литров [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1.  Оп. 1.  Д. 1353. Л. 18, 19].

После окончания Отечественной войны Верховный совет Союза ССР принял закон «О демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии» от 23 июня 1945 г. По данному закону демобилизации подлежали военнослужащие тринадцати возрастов (1905–1918 гг. рождения). Им выдавали единовременное вознаграждение за каждый год службы в армии в зависимости от звания. Местные органы власти должны были обеспечить демобилизованных работой не позднее месячного срока со дня их прибытия, а также обеспечить их жилой площадью и топливом [Закон 1945].

По состоянию на 15 сентября 1945 г. в республику прибыло 2002 демобилизованных, из них направлено в сельскую местность – 755, трудоустроено – 815, для них отремонтировано квартир – 137, построено домов – 30, предоставлено квартир – 47, подвезено топлива – 548 кубометров, наделено крупным и мелким рогаты скотом – 109. Оказана помощь деньгами –27 тыс. руб., продовольствием (хлеб – 22 436 кг, жиры – 458 кг, овощи – 86 центнеров, мед – 237,5 кг). Выданы ссуды на строительство 635 тыс. руб., талонов на одежду – 862, обувь – 401 [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1355. Л. 11].

Согласно отчету Совнаркома КАССР по состоянию на 15 декабря 1945 г., в республику прибыли 6 187 демобилизованных, из них в сельскую местность – 854 (13,8 %). Трудоустроены – 4302 (69,8), в том числе в сельской местности – 2335 (38 %), не трудоустроены – 2408 (39,3 %), поступили в учебные заведения – 26 [УЦГА АС КБР. Ф. 779. Оп. 1. Д. 26. Л. 9].

В последующем трудоустройство инвалидов войны и демобилизованных было продолжено. На 1 декабря 1946 г. были трудоустроены 3940 инвалидов, что составляло 86,2 % от общего числа инвалидов. В целом на предприятиях, в учреждениях, организациях колхозах и совхозах были устроены на работу свыше 13 000 демобилизованных фронтовиков [КБВОВ 1975: 495].

 

Организация помощи детям-сиротам

Одним из главных направлений социальной работы в республике в годы войны была организация помощи детям-сиротам и детям, ставшим беспризорными. Во время войны и в период оккупации республики фашистами погибли родители многих детей. Кроме того, были разрушены учреждения школьного и дошкольного воспитания детей. По этой причине в республике возросло количество беспризорных детей. В связи с этим 15 апреля 1943 г. бюро Кабардино-Балкарского обкома ВКП (б) вынесло решение: «1. Наркомпросу КБАССР принять меры по скорейшему восстановлению детских домов в городах Нальчике и Прохладном и организовать детские дома в 8 районах республики...» [КБВОВ 1975: 446, 447, 448]. Во исполнение указанного постановления были восстановлены и созданы 7 детских домов, в которых согласно списочному составу за 1943–1944 гг. числилось 1157 воспитанников» [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 564. Л. 8-26].

Кроме этого, во исполнение постановления бюро обкома ВКП (б) и Совнаркома КБАССР «Об усилении борьбы с детской беспризорностью и хулиганством» от 24 июня 1943 г. была организована на базе бывшего детского дома наркомпроса республики (село Каменка Чегемского района) трудовая воспитательная колония на 500 чел. для содержания беспризорных и безнадзорных детей, а также детей и подростков, замеченных в мелком хулиганстве и других мелких преступлениях [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 584. Л. 9].

При Совнаркоме КБАССР, районных, городских и сельских советах были созданы специальные комиссии по устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

Важное значение придавалось взятию на обеспечение и усыновление эвакуированных детей-сирот. Такие благородные поступки совершили семьи колхозников Хамзета Шортанова из сел. Лескен II и Паты Ахаминова из сел. Плановского, жена рабочего гидротурбинного завода Богомолова, директор средней школы № 4 гор. Нальчика А.В. Мещерякова, учительница А. Е. Ершова, техничка школы Н.К. Склярова, комсомолка Гирзун из гор. Нальчика, жительницы пос. Тырныауза Я.М. Чагина, Р.К. Оганесян, Л.М. Горелик, Г.И. Соседко и многие другие [КБТФ 2005: 36]. Лицам, принявшим на обеспечение осиротевших детей, ежемесячно выдавалось государственное пособие в размере 50 руб. на каждого ребенка.

По инициативе Кабардино-Балкарского обкома ВЛКСМ в 1943 г. были проведены один воскресник в фонд помощи детям-сиротам (август) и одна неделя помощи детям-сиротам. В результате проведенных мероприятий в фонд помощи детям-сиротам, кроме продуктов питания и одежды, в 1943 г. поступило 266 078 руб. Израсходовано в 1943 г. 124 800 руб., из них выдано детдомам на питание 65 000 руб., куплено 75 путевок в пионерские лагеря для детей-сирот и детей фронтовиков на 17 800 руб. И оплачено общественное питание 108 детей фронтовиков – 6000 руб. Оказана индивидуальная помощь 123 детям-сиротам и детям фронтовиков – 36 000 руб. [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 872. Л. 122].

В 1944 г. проведены декадник помощи детям-сиротам (март) и в августе – воскресник. Поступило в 1944 г. в фонд помощи детям 670 439 руб. В 1944 г. выдано комсомольских стипендий учащимся школ города и рабочего поселка 37 000 руб., оказана помощь трудовой колонии НКВД г. Нальчика 35 тыс. руб., детдомам № 2, 6, 4 – 27 000 руб., пионерлагерям – 6 300 руб., колхозным лагерям Баксанского района за питание детей фронтовиков из Баксангэса 3 000 руб., за литературу для детских домов в книготорговое объединение государственных издательств. Оказана индивидуальная помощь 964 детям фронтовиков, 94 детям-сиротам, 34 детям инвалидов Отечественной войны и 34 многосемейным на сумму 290 060 руб. [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 872. Л. 122].

Тем не менее, согласно справке Наркомата просвещения республики «О работе детских домов Кабардинской АССР» от 2 июня 1945 г., состояние материальной базы, организации медицинского обслуживания и питания, учебно-воспитательной работы не соответствовало установленным нормам. В документе отмечалось: «В детских домах не хватает кроватей, матрацев, подушек, одеял, постельного белья, кухонной посуды, верхней одежды, зимней обуви, оборудования для мастерских. …Медицинское обслуживание осуществляется неудовлетворительно, отсутствует постоянный контроль за санитарным состоянием детских домов, имелись случаи заболевания корью, сыпным тифом, дифтерией, стригущим лишаем…» [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1329. Л. 10, 11].  Имелись недостатки также в обеспечении  продуктами   и  учебно-воспитательной работе [УЦДНИ АС КБР. Ф. 1. Оп. 4. Д. 1245. Л. 96–99]. Наркомат просвещения республики по результатам проверки разработал и реализовал меры по устранению выявленных недостатков в работе детских домов. Развитие подсобных хозяйств во всех детских домах сыграло существенную роль в создании их продовольственной базы.

В результате реализации указанных мер по состоянию на 1 июля 1945 г. устроены в детские учреждения 4173 чел. , в детские дома – 437, усыновлен – 131, воспитывались у родственников – 406, в патронатных семьях – 84, общественным питанием охвачены 1294 и оздоровительными мероприятиями – 1633детей. Однако осталась неустроенной 21 сирота, не посещали школу 335, взято на учет остронуждающихся семей военнослужащих 2749, выявлено 838 семей, не имеющих скота [УЦГА АС КБР. Ф. Р-714. Оп. 1. Д. 5. Л. 5]. Тем не менее эти меры позволили в годы войны спасти более 5 338 детских жизней.

 

Заключение

В годы Великой Отечественной войны Советским государством был принят ряд нормативно-правовых актов по материально-бытовому обустройству семей фронтовиков, инвалидов, демобилизованных и детей-сирот.

В рамках реализации указанных документов государственные органы власти Кабардино-Балкарии оказывали разнообразные меры поддержки семьям фронтовиков и инвалидам: это государственные пособия, освобождение от налогов, выдача продовольственных и промышленных товаров, решение жилищных проблем, трудоустройство. В условиях продолжавшейся войны данные меры не только носили эффективный характер, но и являлись показателем развития советского общества.

Значительную помощь семьям военнослужащих, инвалидам и детям-сиротам оказывали трудовые коллективы предприятий, учреждений, колхозов, совхозов, общественных организаций. Для этого использовались различные формы: декадники, воскресники адресной помощи, шефская помощь колхозов, совхозов, школ и граждан

В государственных и партийных органах Кабардино-Балкарии регулярно обсуждались вопросы, связанные с улучшением организации помощи семьям военнослужащих и инвалидам войны, детям-сиротам, где наряду с достижениями отмечались и недостатки в реализации государственной социальной политики. Райгоротделы государственного обеспечения не всегда объективно и своевременно выявляли остронуждающихся, имели место факты бездушного формально- бюрократического отношения отдельных руководителей к жалобам и заявлениям семей военнослужащих и инвалидов войны. Главной причиной этого являлись дефицит кадров, поверхностный подход к их подбору во всех звеньях партийного и советского руководства. Указанные факторы объективного и субъективного характера существенно повлияли на решение рассматриваемой проблемы. Однако при всех упущениях и недостатках вопросы социальной поддержки семей фронтовиков, инвалидов и демобилизованных и детей-сирот решались успешно, о чем свидетельствуют данные в таблицах, приведенных выше.

Все это в совокупности способствовало укреплению морально-политического единства фронта и тыла, содействовало приближению заветного Дня Победы.

 

×

Об авторах

А. И. Тетуев

Институт гуманитарных исследований – филиал Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: alim-tetuev@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4387-291X

Список литературы

  1. Абузярова 2007 – Абузярова Д.А. Социальная защита инвалидов войны в 1941–1945 гг. // Вестник Мордовского университета. – 2007. – Т. 17. – № 2. – С. 146-150.
  2. ВОВ 2014 – Великая Отечественная война 1941–1945 годов. В 12 т. Т. 10. Государство, общество и война. – М.: Кучково поле, 2014. – 864 с.
  3. ГАРФ – Государственный архив Российской Федерации.
  4. Закон 1945 – Закон Союза ССР «О демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии» от 23 июня 1945 г. // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=16017#0N4Wv1TCaiMcyefr1 (дата обращения: 16.03.2022).
  5. Зинич 2019 – Зинич М.С. Повседневная жизнь народа в годы Великой Отечественной войны. – М; СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2019. – 347 с.
  6. КБВОВ 1975 – Кабардино-Балкария в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Сборник документов и материалов. – Нальчик: Эльбрус, 1975. – 795 с.
  7. КБТФ 2005 – Кабардино-Балкария: Тыл и фронт 1941–1945 (к 60-летию Великой Победы) / сост.: Х.М. Думанов, В.Х. Кажаров, А.И. Тетуев, О.Л. Опрышко. – Нальчик: Эльфа, 2005. – 340 с.
  8. Кабирова 2015 – Кабирова А.Ш. Татарстан в годы военных испытаний (1941–1945 гг.) – Казань: АЗ, 2015. – 507 с.
  9. Липатов и др. 2017 – Липатов А.В., Меркурьева В.С., Такташева Ф.А. Государственная и общественная поддержка семей военнослужащих в годы Великой Отечественной войны: на материалах Сталинградской области // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2017. – № 2 (115). – С. 192–198.
  10. Постановление 1941a – Постановление СНК СССР № 1901 «О сохранении пенсий за пенсионерами, вернувшимися на производство» от 28 июля 1941 г. // Сборник постановлений СССР. – 1941. – № 17. – Ст. 335.
  11. Постановление 1941b – Постановление СНК СССР «О бесплатном сохранении за военнослужащими их жилой площади на время войны» 5 августа 1941 г. // URL: https://ru.wikisource.org/wiki/ (дата обращения: 12.01.2022).
  12. Постановление 1941c – Постановление СНК СССР «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям» от 5 июня 1941 г. // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=8418#ilimp1TsnncutkUo1 (дата обращения: 16.03.2022).
  13. Савицкий 2019 – Савицкий И.М. Помощь трудящихся Западной Сибири семьям фронтовиков и эвакуированным детям в годы Великой Отечественной войны // Развитие территорий. – 2019. – № 1 (15). – С. 15-23. – doi: 10.32324/2412-8945-2019-1-15-23.
  14. Семенова 2010 – Семенова Е.Н. Трудоустройство членов семей военнослужащих в Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. – № 9 (99). – С. 58-63.
  15. Тетуев 2021 – Тетуев А.И. Историческая память о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (на примере Кабардино-Балкарии). – Нальчик: Издательская типография «Принт Центр», 2021. – 380 с.
  16. Указ 1941a – Указ Президиума Верховного Совета СССР «О назначении и выплате ежемесячных государственных пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава» от 26 июня 1941 г. // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ (дата обращения: 12.01.2022).
  17. Указ 1941b – Указ Президиума Верховного Совета СССР «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР» от 21 ноября 1941 г. // URL: https://ru.wikisource.org/wiki/ (дата обращения: 14.01.2022).
  18. УЦГА АС КБР – Управление центрального государственного архива архивной службы Кабардино-Балкарской Республики.
  19. УЦДНИ АС КБР – Управление центра документации новейшей истории архивной службы Кабардино-Балкарской Республики.
  20. Хакуашев 1978 – Хакуашев Е.Т. Кабардино-Балкарская АССР в годы Великой Отечественной войны. – Нальчик: Эльбрус. 1978. – 318 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Тетуев А.И., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».