Концепция государства всеобщего благосостояния в Норвегии и роль Рабочей партии в 1945-1965 и 2021-2024 годах
- Авторы: Ровинская И.В.1
-
Учреждения:
- Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации Москва, Россия
- Выпуск: № 2 (855) (2024)
- Страницы: 68-74
- Раздел: Исторические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2500-347X/article/view/297047
- ID: 297047
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается роль Рабочей партии в становлении и развитии концепции «государства всеобщего благосостояния» в Норвегии. Анализ документов позволил аккумулировать представления Рабочей партии о государстве благосостояния и оценить политику партии в 1945-1965 и в 2021-2024 годах. Сравнительный анализ подходов в политике партии позволяет сделать вывод, что политика благосостояния постулируется как один из основных элементов в эти периоды. Отмечаются противоречия между официальной программой и реальной политикой Партии в 2021-2024 годах.
Полный текст
Введение
Государство всеобщего благосостояния в данном контексте применительно к Норвегии - можно рассматривать не только как реализацию концепции, направленной на борьбу с социально-экономическими проблемами начала ХХ века, но как стремление создать лучшее общество, чья социальная и экономическая безопасность гарантировались бы государством, которое видит общее благо в создании условий для формирования справедливого, тесно интегрированного общества и его процветания.
Королевство Норвегия как независимое государство возникло только в 1905 году. Несмотря на то, что Конституция, структура управления, механизмы принятия решений, основы национальной идентичности оформились еще до расторжения Унии со Швецией, первые 40 лет независимости были связаны с двумя мировыми войнами, постоянными социально-экономическими потрясениями, высоким уровнем безработицы, политическим, экономическим и эмиграционным кризисами и бедностью. После 1945 года норвежскому обществу не были свойственны ностальгические чувства, скорее, было распространено мнение, что послевоенное общество должно быть другим: лучше, чем то, что существовало до войны.
Роль Рабочей партии
Рабочая партия пребывала у власти в разные периоды (1945-1965; 1973-1981; 1986-1989; 1990-1997) и состояла в коалиции с Социалистической левой ^^ и Центристской партиями ^р) (2005-2013). В 2021-2025 годы Рабочая партия (Ар) и Центристская партия ^р) формируют правительство.
Ключевой для норвежского государства благосостояния законодательный акт «О социальном обеспечении»1 был принят в период нахождения Рабочей партии (Ар) в оппозиции (1945-1965). Партия сыграла ведущую роль в создании социальных и экономических условий, при которых развитие государства всеобщего благосостоянии стало возможным [Зайков, 2007]. Международная кризисная атмосфера, политическая конъюнктура и общественные настроения позволяют сравнить только подходы правительств 1945-1965 и 20212025 годов и их отношение к государству благосостояния.
1 Folketrygdloven: (Lov om folketrygd av 17. juni 1966 nr 12), Oslo: Ad notam Gyldendal, 1995, 143 s.
1945-1965 годы: развитие лучшего норвежского общества
1945-1965 годы были связаны с проведением регулярных последовательных реформ в социальной, экономической, налоговой сферах и промышленности, что обусловливалось тем, что быстро восстановить страну можно было, только организовав «умное управление» и следуя конструктивному плану, которым стала программа Рабочей партии 1945 года2. «Рабочая партия возрождается как политическое движение, на которое ложится ответственность за восстановление и развитие лучшего норвежского общества»3.
Важным с экономической точки зрения решением Рабочей партии было сохранение контроля государства над ценами военного времени и нормирование, которое продолжалось до 1960 года, дольше, чем где-либо в Европе [Lange, 1998]. Такая политика социал-демократическая власть позволила:
- реализовать справедливое распределение дефицитных товаров и товаров первой необходимости в условиях сильной нехватки ресурсов на восстановление страны;
- предотвратить превращение норвежского общества в общество потребления;
- направить валюту не на покупку иностранных товаров, а на модернизацию промышленности.
комплексный подход, контроль и «умное управление»
Введение плановой экономики, непопулярных ограничений свободного рынка, а также политика частичной национализации промышленности обеспечили координацию восстановления приоритетных сфер промышленности. Тот факт, что государство кое-где выступало еще и в роли собственника земли и регулировало налогообложение, содействовал как развитию промышленности, так и развитию бизнеса. В стране поддерживалась низкая регулируемая процентная ставка для компаний, чей вид деятельности государство хотело в тот или иной момент сделать приоритетными4.
2Arbeidsprogram 1945 // Официальный сайт Рабочей партии Норвегии URL: https://res.cloudinary.com/arbeiderpartiet/image/upload/ fl_attachment:arbeidsprogram-1945/v1
3Там же, с. 1.
4Lie E. Andre verdenskrig som historisk bruddpunkt // Norgeshistorie. Institutt for arkeologi, konservering og historie ved UiO. 2015, November 25. URL: https://www.norgeshistorie.no/velferdsstat-og-vestvending/1822-andre-verdenskrig-som-historisk-bruddpunkt.html
Государственное управление производством вводилось в два этапа:
- 1945-1950-е годы: повышение уровня выработки электростанций (в основном ГЭС) и восстановление производств;
- 1960-е годы: перепрофилирование производств под нужды государства при поддержке иностранного капитала.
Взаимодействие государства и бизнеса обеспечили колоссальные темпы экономического роста, а привлечение в 1960-е годы иностранных инвесторов дало Норвегии возможность перейти к непосредственной модернизации страны. Уровень производственных мощностей страны уже в 1950 годы превышал довоенный показатель 1939 года в два раза, а количество трудоустроенных в промышленности к 1950 году возросло на 100 тыс. человек и на 200 тыс. человек - к 1970 году [Hanisch, Lange, 1986].
Помимо обеспечения населения рабочими местами и доходом, перед правительством остро стоял жилищный вопрос. Только в Финнмарке, одной из [на тот момент] 20 губерний, требовалось расселить 60 тыс. человек. Государство участвовало в решении жилищной проблемы, во-первых, как институт, регулирующий налогообложение и ценообразование, во-вторых, как собственник земли и ряда промышленных предприятий, способных обеспечить массовое строительство. В этой связи уже в 1946 году учреждается Жилищный банк, основными задачами которого стали:
1) приобретение нового жилья, сохранение и восстановление имеющегося;
2) безопасность сделок на рынке жилья;
3) поддержание низкой арендной и кредитной ставки;
4) финансирование строительства нового жилья.
Государство также ставило задачу создать новое городское сообщество, поэтому предпочтение отдавалось строительству многоэтажных районов со своей инфраструктурой. Такое строительство по сравнению с одноэтажным способствовало соседскому единению, было компактным и финансово выгодным. Строительство инфраструктуры, а именно - магазинов, школ и садов, а также проведение телефонной и транспортных линий, происходило с большим опозданием. В новых районах, например, в пригородах Осло, к 1949 году проживало 40 тыс. человек, что составляло 10 % населения города, а к 1979 году численность жителей таких районов достигла 195 тыс. человек - 40 % населения Осло [Benum, 1994].
Восстановление промышленности, модернизация, обеспечение страны дешевой гидроэнергией и решение жилищного вопроса сопровождались сокращением безработицы, существенным снижением социальной напряженности в обществе и укреплением политической воли и общественной готовности к дальнейшим социальным и политическим преобразованиям.
Ключевым замыслом Рабочей партии было обеспечение населения максимально возможной защитой от потери дохода [Hanisch, Lange, 1986]. Реализация этой задачи стала возможной благодаря оптимизации налогового законодательства, в основе которого была прогрессивная шкала налогообложения как для физических лиц, так и для бизнеса.
В 1948 году знаменательным событием стало принятие первых поправок в Закон о бедных и его расширение в 1953 году. Закон устанавливал не только возможность получения помощи от государства, но и закреплял систему государственной поддержки, которая увеличивает бюджет индивида, а через государственные структуры способствует его самостоятельному выходу из состояния бедности и стимулирует дальнейшее развитие [Масолыгин, 2022].
Соразмерно экономическому росту страны внимание уделялось постепенному повышению среднего уровня заработной платы, развитию систем пенсионного и социального обеспечения, повышению качества и доступа к услугам здравоохранения и образования [Seip, 1994].
В 1945-1965 годах были существенно расширены пособие на детей (1946), системы страхования по безработице и болезни; введено комплексное страхование от несчастных случаев; полное пенсионное обеспечение по старости (1957) и пенсия по инвалидности (1960). Государство в сотрудничестве с профсоюзами строго контролировало вопросы оплаты труда, проводило политику выравнивания, касающуюся не только сокращения разницы зарплат рядовых сотрудников и начальников, но и мужского и женского персонала. Так к 1970 году разрыв зарплат начальника и подчиненного сократился соответственно в два раза, а мужчины и женщины на 1/4 [Lange, 1998].
Окончание войны, экономические и социальные реформы обусловили рост рождаемости в Норвегии (1945-1960). Это, в свою очередь, стимулировало проведение государством серьезной работы с молодежью: популяризация физической культуры, разнообразные спортивные и творческие секции как инвестиции в здоровье и организованный досуг для послевоенного поколения. Это способствовало гомогенизации общества, росту взаимоуважения и интеграции среди норвежцев1.
Развивались и системы здравоохранения и образования. В 1945-1965-е годы количество работников этих сфер возросло в три раза, одновременно ужесточались и требования к их компетентности. В 1960-е годы наблюдался рост доли пожилого населения. Забота о пожилых, инвалидах и неспособных к самообеспечению гражданах было делом исключительно их родственников до 1964 года, когда был введен Закон о социальной помощи1. Теперь забота о них возлагалась на государство, включая обеспечение их достойными жильем, пенсией, медицинской и иной помощью.
1Olstad F. Fra l0kka til organisert idrett // Norgeshistorie. Institutt for arkeologi, konservering og historie ved UiO. 2015, November 25. URL: https://www.norgeshistorie.no/oljealder-og-overflod/1956-fra-lokka-til-organisert-idrett.html
Последние годы правления Рабочей партии были сосредоточены на систематизации мер социальной и экономической поддержки, на снижении нагрузки государства и ее распределении между коммунами-муниципалитетами, которые должны были более или менее уравняться по количеству производственных ресурсов, налоговым поступлениям и населению. В этой связи начало 1960-х годов связано с реструктуризацией коммун и сокращением их числа с 747 до 454. Преобразование учитывало, что новое муниципальное деление должно отражать естественные местные единицы и сообщества, так чтобы новые коммуны стали устойчивыми административными единицами, экономически и социально отвечающими целям государства благосостояния, а их границы должны проходить так, чтобы облегчать управление и распределение ресурсов2. Иными словами, создавались лояльные и активные органы местного самоуправления, способные самостоятельно функционировать в рамках государства, оказывая социально-экономические услуги населению.
В 1964 году выл принят первый всеобъемлющий Закон о социальной помощи3, закрепляющий за коммунами финансирование и предоставление образовательных и здравоохранительных и др. услуг.
Благодаря комплексному подходу Рабочей партии, в основе которого лежали государственный контроль и «умное управление», норвежское общество стало более однородным как с социальной, так и экономической точек зрения. Экономическая и социальная политика Рабочей партии способствовала становлению системы распределения и перераспределения экономических ресурсов, выравниванию доходов населения, сокращению разрыва в уровне жизни. В 1945-1965 годах. Рабочая партия заложила основы системы государства всеобщего благосостояния в Норвегии.
1Lov om sosial omsorg // Lovdata URL: https://lovdata.no/dokument/ NLO/lov/1964-06-05-2?q=lov om sosialhjelp
2Baldersheim H., Formannskapslovene 175 är: skiftande vilkär for lokalt sj0lvstyre 1837-2012. Oslo, 2012. Lov om sosial omsorg // Lovdata. URL: https://lovdata.no/dokument/NLO/lov/1964-06-05-2?q=lov om sosialhjelp
3Lov om sosial omsorg // Lovdata. URL: https://lovdata.no/dokument/
NLO/lov/1964-06-05-2?q=lov om sosialhjelp
Кризисные времена и возвращение Рабочей партии
Благодаря политике благосостояния, специфике современной норвежской экономики, ориентированной в значительной степени на нефтегазовые доходы, и способности системы противостоять кризисным явлениям (1970-2000), в 2020-е годы социально-экономическая ситуация в Королевстве Норвегия изменилась в лучшую сторону по сравнению с 1945 годом [Талагаева, Тращенко, 2015]. Однако в преддверии последних выборов в программах на 2021-2025 годы всеми партиями отмечалось «проседание» целого ряда сфер государства всеобщего благосостояния и усугубление демографической ситуации в стране. Помимо внутренних кризисных явлений, Норвегия, будучи европейской страной и членом НАТО, столкнулась с последствиями экономического, энергетического и миграционного кризисов.
На этом фоне в 2021 году коалиция во главе с Рабочей партией пришла к власти, обещая сосредоточится на обеспечении безопасной работы для всех, справедливой экономической системы, универсальных схем социального обеспечения, сильного профсоюзного движения, разумного отношения к природе, климату и природным ресурсам, принадлежащим всему норвежскому обществу4. Программа Партии на 2021-2025 годы5 предлагает в сфере политики благосостояния следующую работу по направлениям:
- экономика: обеспечение устойчивой и предсказуемой экономики муниципалитетов для сохранения системы благосостояния;
- налоговая политика: предсказуемая налоговая политика, способствующая росту занятости, справедливому обеспечению ресурсов и сохранению в долгосрочной перспективе политики благосостояния;
- жилищная политика: организация жилищной программы для молодежи и пожилых людей, а также расширение муниципальных инструментов помощи населению в поиске и приобретении жилья;
- политика труда: пересмотр закона об условиях труда, поддержка бизнеса, направленная на создание новых рабочих мест, программы по привлечению молодежи на рабочие места;
- здравоохранение и опека: строительство новых больниц и увеличение их финансирования; меры по привлечению персонала в сферу здравоохранения и опеки;
- семейная политика: проведение качественной реформы, направленной на защиту детей, увеличение пособий на детей, сохранение за ним принципа универсальности, закрепление максимальной стоимости пребывания ребенка в детском саду в размере 3000 крон / мес., бесплатные программы продленного дня для первоклассников;
- образование: обеспечение школ необходимыми помещениями и оборудованием, больше практических занятий в школах;
- пенсионная политика: увеличение минимального уровня пенсий для одиноких пенсионеров, снижение налога на пенсию.
4Väre grunnleggende verdier // Официальный сайт Рабочей партии Норвегии URL: https://program.arbeiderpartiet.no/ de-store-oppgavene-loser-vi-best-sammen/vare-grunnleggende-verdier/
5Aps partiprogram 2021-2025 // Официальный сайт Рабочей партии Норвегии URL: https://res.cloudinary.com/arbeiderpartiet/image/ upload/fl_attachment:arbeiderpartiets-partiprogram-2021-2025
На практике
Официальный подход Рабочей партии и ее стремление сохранить государство всеобщего благосостояния не согласуется с ее реальными действиями. За 2021-2023 годы демографическая, миграционная, энергетическая политика и политика труда привели к тому, что в 2023-2024 годы кризис затронул жилищную и экономическую сферы. Так, жилищный кризис характеризуется прежде всего повсеместной нехваткой жилья, ростом цен на покупку и аренду недвижимости, недостаточной юридической защищенностью граждан на рынке жилья и аренды, высокими рисками для девело-перов1. Экономические проблемы, в свою очередь, связаны с ростом расходов на содержание системы благосостояния в принципе2. При этом заполнять «дыры» в бюджете, среди прочего, было решено за счет сокращения существующих социальных гарантий в стране: введения платного образования для иностранных граждан3 и отмены бесплатного питания в средней и старшей школах4.
1Torp S. Boligpolitikk pa villspor // Dagsavisen (2023, July 25) URL: https://www.dagsavisen.no/debatt/2023/07/25/boligpolitikk-pa-villspor/
2Statsbudsjettet 2023: Statens inntekter og utgifter // Официальный сайт правительства Норвегии. 2023, October 6. URL: https://www.regjeringen.no/no/statsbudsjett/2023/statsbudsjettet-2023-statens-inntekter-og-utgifter/id2931252/
3Tr^dal T. J. Utenlandske studenter i Norge ma betale // aftenposten.no 2022, October 6. URL: https://www.aftenposten.no/norge/iZKnz1j4/ utenlandske-studenter-i-norge-maa-betale
4Kristiansen A. A., Bergsmo M. H. Over 75000 elever mister gratismaltid neste ar // Aftenposten 2023, Desember 6. URL: https://www.aftenposten.no/norge/politikk/i/pQaPwX/over-75000-elever-mister-gratismaaltid-neste-aar
В таблице 1 представлена демографическая ситуация в стране.
Таблица 1
Население на 2015 г., 2020 г. тенденция на 2040 г. и изменение в процентном соотношении по возрастным группам
Возраст | 2015 | 2020 | Изменение, % | Тенденция на 2040 | Изменение 2020-2040, % |
0-17 лет | 1 125 604 | 1 118 608 | -0,6 | 1 071 854 | -4 |
18-49 лет | 2 266 084 | 2 296 103 | 1,3 | 2 252 102 | -2 |
50-66 лет | 1 051 373 | 1 125 449 | 7,0 | 1 205 854 | 7 |
67-79 лет | 502 304 | 596 710 | 18,8 | 819 398 | 37 |
80-89 лет | 176 933 | 185 480 | 4,8 | 384 167 | 107 |
старше 90 лет | 43 504 | 45 230 | 4,0 | 108 241 | 139 |
Статистика показывает, что при создании системы пенсионного обеспечения в 1950-е годы на одного пенсионера приходилось более семи работников, к 2050-м годам показатель сократится до двух человек на одного пенсионера5. При этом в течение 2021-2023 годов не было принято ни одного законодательного акта, направленного на повышение пенсионного возраста (сейчас 67 лет), на стимулирование рождаемости и облегчение сочетания трудовой и семейной жизни (например, через решение проблем с нехваткой детских садов и программ продленного дня и их стоимости).
Первостепенным различием в подходах Рабочей партии 1945-1965 годов и 2021-2025 годов является переход от политики протекционизма к благотворительности в отношениях с другими странами. Особенно это касается энергетической политики, где решение о продаже излишков электроэнергии в Германию и Великобританию в конце 2021 года привело к увеличению внутренних цен на электричество в 6-8 раз в зависимости от региона6, и миграционной политики, которая стала сокрушительным вызовом для муниципалитетов. Норвегия в 2022-2023 годы принимает около 1000 человек в неделю, что больше, чем суммарно принимает Дания, Швеция и Финляндия. Норвежские муниципалитеты уже разместили более 57 000 беженцев, из которых 50 000 - беженцы из Украины. В 2024 году им предстоит разместить еще 37 0 007. Прибывших обеспечивают временным жильем, едой, медицинской помощью, а при положительном рассмотрении прошений об убежище мигранты становятся реципиентами политики благосостояния того или иного муниципалитета, проходят обязательную языковую подготовку и наравне с гражданами могут рассчитывать на субсидии, пособия, места в школе для детей и пр.
Неспособность правящей партии урегулировать внутриполитические проблемы, а также сократить давление на экономику страны извне подкрепляется также постоянными фактами свершения должностных преступлений, в том числе действующими министрами. Только за 2023 год с министерской должности была снята министр иностранных дел А. Хюитфельдт (Ар), в отставку ушла министр науки и образования С. Борк (Sp), а в конце 2023 год разгорелся скандал вокруг министра промышленности Я. К. Вестре (Ар).
5SSB: Seniorer i Norge // SSB. 2005, Juni 15. URL: https://www.ssb.no/sosiale-forhold-og-kriminalitet/artikler-og-publikasjoner/seniorer-i-norge--36888
6Historiske str0mpriser // Fjordkraft.no URL: https://www.fjordkraft.no/ strom/strompriser/historiske-strompriser/
7Ber kommunane busetja 37 000 flyktningar i 2024 // Официальный сайт Правительства Норвегии 2023, November 10. URL: https://www.regjeringen.no/no/aktuelt/ ber-kommunane-busetja-37-000-flyktningar-i-2024/id3013821/
Сокращение государственного контроля, приоритет внешней политики над внутренней, бездействие в вопросах социально-экономического развития, удорожание жизни при снижении ее качества только усиливают разрыв в уровне жизни населения, увеличивает нагрузку на систему благосостояния и стоимость ее содержания, что сопровождается ростом социального и экономического напряжения в обществе и увеличением числа реципиентов государства благосостояния.
Поддержка
Такое положение вещей не могло не отразиться на поддержке Рабочей партии. Так, выборы в Стортинг в 2021 году завершились для крупнейших партий следующим образом: Рабочая партия (Ар) 26,3 %, Правая партия (Н) 20,4 %, Центристская партия ^р) 13,5 %, Партия Прогресса ^гР) 11,6 %, другие партии набрали менее 8 %1. При этом опросы общественного мнения, проведенные в марте 2024 года, отражают следующую расстановку сил: Правая партия (Н) 26,5 %, Рабочая партия (Ар) 18,2 %, Партия Прогресса ^гР) 14,8 %, Центристская партия ^р) 6,5 %, другие партии набрали менее 6%2.
1Valgresultat 2021 // NRK.no URL: https://www.nrk.no/valg/2021/ resultat/
Заключение
Таким образом, роль Рабочей партии (Ар) в становлении и современном развитии государства всеобщего благосостояния в 1945-1965 годах трудно недооценить. Проводимая в 1950-е годы политика позволила не только восстановить страну в кратчайшие сроки, но и создать тесно интегрированное общество, где политика благосостояния в течение более полувека рассматривается как неотъемлемый элемент отношений общество - государство. Однако в 2024 году стало очевидно, что Партия проверяет на прочность систему, выстоявшую даже в кризисные 1980-1990 годы. Политика партии в 2021-2024 годы противоречит собственным целям и стремлениям, опубликованным в 2021 году, теряет общественную поддержку и авторитет.
2Gjennomsnitt av nasjonale meningsmálinger om stortingsvalg // pollofpolls.no 2024, March. URL: https://www.pollofpolls.no/?cmd=Stor tinget&do=visallesnitt
Об авторах
Ирина Владимировна Ровинская
Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации Москва, Россия
Автор, ответственный за переписку.
Email: irinarovinskaya97@gmail.com
аспирант Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации
РоссияСписок литературы
- Зайков К. С. Норвежская рабочая партия и социал-демократическое движение Норвегии: 1945-1973 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Архангельск, 2007.
- Lange E.Sämling om feiles mal 1935-1970, Helle K.(red.). Oslo 1998.
- Hanisch T. J., Lange E. Veien til velstand: industriens utvikling i Norge gjennom 50 ar. Oslo. 1986.
- Benum E. et al. Byrakratienes by: fra 1948 til vare dager / red. S. Langholm, E. Benum, K. Helle. Oslo, 1994.
- Масолыгин А. В. Инструменты борьбы с бедностью в Норвегии в рамках ее социально-экономического развития в ХХ-ХХ1 вв. // Экономика зарубежных стран. 2022. № 3-4 (60). URL: https://mirec.mgimo. ru/2022/2022-03/norway-poverty-alleviation
- Seip A. L. Veiene til velferdsstaten: norsk sosialpolitikk 1920-75. Oslo, 1994.
- Талагаева Д. А., Тращенко А. А. Роль нефтяных ресурсов северного моря в экономике Норвегии // Вестник МГИМО (У). 2015. № 4 (43). С. 263-270.
Дополнительные файлы
