On the Issue of Classification of Sampling Methods in Sociological Research
- Авторлар: Primakov V.L.1
-
Мекемелер:
- Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia
- Шығарылым: № 3 (856) (2024)
- Беттер: 114-121
- Бөлім: Социологические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2500-347X/article/view/297054
- ID: 297054
Дәйексөз келтіру
Толық мәтін
Аннотация
Based on the theoretical and practical analysis of the experience in implementing modern sampling methods, the article presents a systematic and updated understanding of classification principles, identifies and characterizes various types, categories, and specific sampling methods in sociological research.
Толық мәтін
ВВЕДЕНИЕ
В общенаучном дискурсе вопрос классификаций всегда имел важное значение. Особенно, когда речь шла о классификации методов научной деятельности. Особую актуальность научная классификация приобретает тогда, когда практика наполняется большим количеством методических приемов и способов решения поставленных задач, которые требуют научного соотнесения, упорядоченности, систематизации.
Это умозаключение можно всецело отнести к методам формирования выборок в социологических исследованиях. Только за последние годы методические приоритеты на российском исследовательском рынке существенно изменились. Например, в 2022 году в сегменте количественных исследований, базирующихся, в основном, на выборочных данных, доминировали телефонные (41 %) и выборочные исследования онлайн (32 %). А на выборочных личных опросах (face-to-face) базировалось менее четверти исследований (23 Тогда как несколько лет назад в приоритете были выборочные личные опросы. Появляются и активно используются новые методы построения выборок.
Однако единого или хотя бы общепринятого классификационного подхода к выборочным методам нет. Между тем вопрос такой классификации является принципиальным, особенно в социологических выборочных исследованиях, поскольку выбор тех или иных методов существенно влияет на основные параметры выборки (объем, структура, репрезентативность). Процитируем коллег: «К сожалению, в социологической литературе, причем не только в отечественной, но и в зарубежной, не наведен порядок в отношении четкой классификации типов выборки и методов ее получения. Можно встретить самые разные названия для одного и того же типа выборки» [Добреньков, Кравченко, 2009, с. 179]. Приведем лишь некоторые примеры, главным образом, из учебно-методической литературы, которая должна, по-нашему мнению, анализировать и систематизировать всевозможные подходы к подобным классификациям для использования в учебном процессе при подготовке специалистов-социологов.
1Состояние рынка социологических и маркетинговых исследований в 2022 году. URL: https://researchfund.ru/files/industry_report_2022.pdf (дата обращения: 30.03.2024).
Так, например, в ставшем классическим и не единожды переизданном учебнике В. А. Ядова «Социологические исследование: методология, программа, методы» классификации выборочных методов не приводится, но выделяются выборки репрезентативные «по параметрам, приближенным к пропорциям в генеральной совокупности», и целевые, «в которой численность каждой интересующей нас группы будет достаточна для более основательного анализа» [Ядов, 2001, с. 112, 115]. Известный отечественный социолог Г. Г. Силласте выделяет следующие виды выборочных методов: вероятностная (случайная) и целенаправленная. В первую группу автором включаются собственно случайный отбор (повторный и бесповторный), механическая выборка, серийная и гнездовая. Во вторую группу - репрезентативная, квотная и стихийная выборка [Силласте, 1998]. В уже цитируемом нами учебнике не менее известных социологов В. И. Добренькова и А. И. Кравченко предлагается выделять два типа методов формирования выборок: вероятностные (случайные) и невероятностные (неслучайные, целевые, целенаправленные), а также комбинационный, смешанный (многоступенчатый) тип [Добреньков, Кравченко, 2009]. Авторы широко распространенного учебного пособия «Прикладная социология: методология и методы» выделяют модель вероятностной и фокусированной выборок [Горшков и др., 2009]. Наконец в учебнике коллектива авторов Санкт-Петербургского университета в классификационной схеме выделяют повторные и бесповторные, а также случайные и неслучайные виды выборок [Методология и методы ... 2014]. Внимание авторов сосредотачивается на анализе таких случайных видов отбора, как простой случайный и систематический (шаговый). К неслучайным относятся квотный, целевой (типический, типологический), метод «снежного кома». Отдельно рассматривается кластерный (гнездовой) отбор, а также некоторые типы онлайн-выборок.
Очевидно, что при таком плохо структурированном наборе моделей, классов, типов, видов выборочных методов отбора сложно увидеть систему, более или менее четкую их классификацию. Собственно, цель данной статьи и заключается в попытке систематизировать используемые в практике социологических исследований методы формирования выборок в обоснованной классификационной модели.
ОСНОВАНИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИФИКАЦИИ ВЫБОРОК В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
В философском представлении принято считать, что классификация - это логическая операция разделения объектов (в данном случае методов выборочного отбора) по группам, классам на основании существенного (-ых) признаков. Такие признаки носят, как правило, единичный и объективный характер. В рамках классификаций методов, как наиболее общей логической процедуры, выделяют типы - группы методов, схожих (типичных) по сочетанию некоторых признаков. Типологию нередко называют классификацией, однако знак равенства в строгом смысле слова здесь ставить нельзя. Поскольку типология - выделение типов по схожим признакам, объединение объектов по этим признакам, а классификация - разделение на группы по определенным признакам, критериям, в результате которых появляются классы схожих объектов. Вид -это категория, определяющая выделение в классе (роде, типе), характеризующемся общими признаками, некоторой группы, обладающей, специфическими чертами, признаками.
Под методами формирования выборки мы, в свою очередь, понимаем совокупность способов, приемов и процедур отбора объектов репрезентации (единиц отбора и единиц анализа) в выборочную совокупность. В конкретном выборочном исследовании эта совокупность методов формирует соответствующую выборочную методику отбора.
Что касается непосредственной классификации методов формирования выборки, то речь, прежде всего, должна идти о ключевом основании. Полагаем, что таким ключевым критерием выступает принцип отбора. В соответствии с этим принципом все выборочные методы, используемые в социологических исследованиях, можно разделить на два класса: повторные и бесповторные.
Повторными называются методы отбора единиц анализа (реже единиц отбора или групп единиц анализа), при которых эти единицы возвращаются в основу выборки (исходную основу формирования выборки) или, шире, в генеральную совокупность. Такой принцип отбора обеспечивает одинаковую вероятность любой единице анализа быть выбранной из основы выборки.
Бесповторными называются методы отбора, в ходе которых отобранные единицы анализа обратно в основу выборки не возвращаются и исключаются из отбора. При таком подходе вероятность отбора каждой из оставшихся единиц анализа если и увеличивается, то незначительно (при большом их количестве), что не нарушает принцип случайности формирования выборки. Однако этот метод снижает ошибку повторного отбора одних и тех же единиц анализа. Поэтому во многих учебных и методических материалах утверждается принцип бесповторного отбора в социологических выборочных исследованиях, что, без сомнения, важно и принципиально, главным образом, при реализации случайных выборок. Однако оба эти класса (группы) методов могут быть реализованы в социологических исследованиях.
Еще одним существенным основанием для классификации анализируемых выборочных методов мы бы назвали специфику пространства репрезентации и отбора единиц анализа. Здесь под пространством репрезентации (представления, проявления) понимаются две принципиально различные его формы: как реально наблюдаемые материальные объекты, так и виртуально формируемые нематериальные объекты моделируемой электронно-технологической среды. Отсюда и два соответствующих класса методов отбора: аналоговые, офлайн-методы отбора и виртуальные, онлайн-методы отбора.
Под аналоговыми методами (офлайн-метода-ми) выборочного отбора мы понимаем такие, которые основываются и используются для схожих, соразмерных природе материального существования объектов в реальном пространстве. Эти объекты реально существуют, имеют конкретную форму и содержание, их можно идентифицировать, отбирать, считать, отсеивать и пр. Это могут быть люди, общности, некоторые физические объекты (здания, документы и т. п.), символические объекты (например, телефонные номера) и пр.
Виртуальными (онлайн-методами) мы классифицируем методы отбора нематериальных объектов, являющихся следствием искусственного моделирования реальности программно-технологических средствами. Они реально не существуют, их репрезентация опосредована, условна в силу условности существования самих этих объектов, средств и способов их представления и проявления, идентификации, фиксации, счета, анализа. К таким объектам можно отнести различные электронные аналоги, пользователей сети и их реакции, электронные адреса, тексты, страницы (электронные), а также коллективные формы существования в интернет-пространстве (сайты, группы, форумы, коммуникаторы, чаты и т. п.).
Следует добавить, что в профессиональном тезаурусе социологов-исследователей и не только закрепилась классификация не на аналоговые и виртуальные, а на офлайн- (англ. offline - вне линии, отключенный от Сети) и онлайн-выборки или методы выборочного отбора (англ. online - на линии, в Сети) совсем корректно, поскольку является сленгом, но рельефно и показательно.
Не менее важным основанием (критерием) классификации методов формирования выборки является роль вероятностных закономерностей в формировании выборочной совокупности. На основании данного признака все методы формирования выборки можно объединить также в два класса:
а) случайные (вероятностные);
б) неслучайные (невероятностные, направленные, целевые, фокусированные).
Случайными (вероятностными) называют методы, основанные на вероятностных закономерностях формирования выборочной совокупности, параметры которой определяются с помощью математической статистики.
Неслучайными (направленными, невероятностными, целевыми, фокусированными) называют методы, при которых единицы выборочной совокупности отбираются направленно, в соответствии с целями исследования и программой использования выборочного метода.
В некоторых учебных и прикладных источниках находят свое обоснования и другие классификационные схемы. В частности, речь идет о классификации, основанной на методическом различии структурных ступеней (этапов) проектируемой выборки. Так, выборки, в которых используется один метод отбора и непосредственно отбираются единицы наблюдения, называют одноступенчатыми (классическими, индивидуальными, непосредственными, единичными). Многоступенчатый отбор предполагает формирование выборки поэтапно, по разным ступеням. Если объекты репрезентации (единицы отбора и единицы анализа) на каждой ступени меняются, как меняются и способы их отбора, то выборка называется многоступенчатой, комбинированной. Иногда такой метод называют групповым (серийным).
Если отбор строится единожды и на основе метода одного типа, такой отбор называется монофазным, типовым. Многофазным называется отбор, при котором на каждой фазе производится обследование отдельных единиц репрезентации (подгрупп) и всегда сохраняется одна и та же единица анализа.
Все выше рассмотренные классификации могут пересекаться, а выделенные по различным основаниям классы методов по совокупности признаков могут быть объединены в различные типы, реализуемые в конкретных методиках отбора единиц анализа. Например, тип бесповторных случайных многоступенчатых офлайн-выборок, или тип повторных / бесповторных неслучайных одноступенчатых онлайн-выборок.
ВИДОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ АНАЛОГОВЫХ МЕТОДОВ (ОФЛАЙН-МЕТОДОВ) ФОРМИРОВАНИЯ ВЫБОРОК В СОЦИОЛОГИИ
До недавнего времени наиболее распространенными в практике социологических исследований рассматривались аналоговые одно- и многоступенчатые выборки (офлайн-выборки). Их основу составляли как случайные (вероятностные), так и неслучайные (направленные, целевые, фокусированные) классы (типы) методов формирования выборки.
Обладая всеми свойствами принадлежности к классу, разные методы обладают специфическими видовыми свойствами. Так, в классе случайных (вероятностных) методов выборочного отбора традиционно выделяют следующие виды:
• простой случайный отбор;
• систематический (механический, шаговый);
• стратифицированный (районированный);
• серийный (гнездовой, кластерный).
Под простым случайным (Simple random sampling - SRS; собственно-случайным) понимается такой отбор, при котором обеспечивается чистая случайность (рандомизация) выбора единиц анализа из генеральной совокупности, что позволяет сохранить равную или почти равную вероятность быть отобранными в выборочную совокупность.
Систематическим (Systematic sampling; механическим, шаговым) называется отбор, при котором отбор единиц осуществляется через один и тот же интервал (шаг) в исходном алфавитном или пронумерованном списке, начиная со случайно выбранного номера.
Стратифицированный (Stratified sampling; районированный) - это такой отбор, при котором предварительно генеральную совокупность подразделяют (расслаивают) на отдельные страты (слои, районы), каждая из которых включает в себя единицы одного типа, образующие группы высокой степени однородности, из которых, собственно, и осуществляется непосредственный отбор единиц анализа.
Серийным (Cluster sampling; гнездовым, кластерным) называется такой отбор, при котором из генеральной совокупности отбираются не отдельные единицы анализа, а единицы отбора - целые гнезда, серии, кластеры, группы, на которые организационно и объективно поделена генеральная совокупность. В отобранных гнездах или сериях проводится, как правило, сплошное или выборочное внутригрупповое исследование.
Среди неслучайных (направленных, целевых, фокусированных) методов выборочного отбора выделяют следующие виды:
• квотный;
• целенаправленный (типологический);
• метод «основного массива»;
• стихийный.
Одним из наиболее распространенных неслучайных методов является квотный отбор. Квотный отбор (Ouota sampling) строится как модель, воспроизводящая генеральную совокупность в виде квот (долей) распределения изучаемых объектов по некоторым контролируемым признакам.
Целенаправленный (Purposive sampling; целевой, направленный, типологический) отбор позволяет выбрать целевые (типологические) объекты по некоторым установленным исследователем критериям (признакам) и по ним производить замеры. Эти типологические элементы определяются целью исследования, поэтому нередко такие выборки именуют как целевые.
Некоторые авторы, специализирующиеся в реализации качественных исследовательских стратегических планов, предлагают широкий набор целенаправленных выборочных методик [Штейн-берг, 2009]:
• выборка экстремальных или девиантных случаев - это выбор случаев и единиц наблюдения, демонстрирующих специфические, особые качества, необычность;
• интенсивная выборка сфокусирована на тех объектах (участниках, группах, документах, случаях и пр.), которые максимально проявляют определенные характеристики исследуемой совокупности, наиболее активны в тех или иных событиях;
• выборка максимальной вариации как метод предполагает включение в выборку тех единиц, сообществ, документов и пользователей, характеристики которых значительно различаются между собой;
• гомогенная выборка имеет задачей создание таких групп единиц анализа (социальных общностей), которые являются однородными по определенным критериям;
• выборка типичных случаев представляет собой способ, позволяющий отобрать те единицы анализа, которые наиболее соответствуют «типичному профилю» (он предварительно создается);
• стратифицированная (целенаправленная) выборка близка по характеру к выборке типичных случаев, только выделяет в исследуемой совокупности отдельные структурные гомогенный страты;
• выборка критических случаев предполагает отбор единиц анализа, составляющих критическую группу, участников критического случая (случаев) по отношению к исследуемой проблеме;
• критериальная выборка основана на необходимости изучения всех случаев, которые отвечают некоторым определенным заранее критериям важности, значимости;
• цепная выборка, по сути, является разновидностью стихийной выборки, однако позволяет решить задачи целенаправленного набора, когда ориентирована на поиск соответствующих групп, сообществ и их ключевых представителей на основе знакомств, связи и др.
• Метод «основного массива» (Main array) заключается в том, что обследованием охватывается значительная (большая, достаточная) часть генеральной совокупности. Мера достаточности определяется по-разному, в наиболее распространенном варианте от 50 % до 80 %.
Стихийный отбор (Spontaneous sampling) по своей сути вообще не предполагает каких-либо формальных способов отбора, скорее, набора единиц анализа в выборочную совокупность. Основными факторами, определяющими попадание в стихийную выборку, является совпадение желания (возможности, предложения) исследователя и желания потенциального респондента (шире -любого объекта, единицы анализа).
Наиболее часто используемые в социологических выборочных исследованиях разновидности стихийного отбора следующие:
1) удобная, конформная, доступная выборка состоит из тех, кого было удобно и доступно включить в выборочную совокупность;
2) первого встречного - отбор тех объектов, которые случайным образом встретились («попались на глаза», оказались и пр.);
3) себе подобного - способ отбора потенциальных респондентов по некоторым признакам похожим на исследователя;
4) выборка добровольцев представляет собой способ, основанный на самоотборе респондентов, пожелавших участвовать в исследовании;
5) сетевой отбор основан на совместном участии в некотором сетевом социальном взаимодействии (группа, форум, чат и пр.);
6) снежного кома называют отбор, когда один испытуемый «сводит» исследователя с другими знакомыми;
7) выборка, управляемая респондентом (respondent driven sample - RDS) - вариант метода «снежного кома», отличающийся тем, что в отбор сначала находят первичных респондентов, потом каждый из них указывает (или самостоятельно рекрутирует) несколько новых своих знакомых, затем каждый вновь согласившийся рекрутирует новых респондентов и т. д.;
8) социального френдинга как способ отбора, скорее, является соединением методов «снежного кома», «сетевого» и RDS, позволяющий «выйти» на «друзей» опрашиваемого по социальному взаимодействию;
9) отбор в местах скопления, как метод, основан на предварительном определении локаций скопления людей, где представители изучаемой совокупности встречаются чаще всего и др.
ВИДОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ МЕТОДОВ (ОНЛАЙН-МЕТОДОВ) ФОРМИРОВАНИЯ ВЫБОРОК В СОЦИОЛОГИИ
Класс виртуальных методов (онлайн-методов) выборочного социологического отбора активно расширяется и развивается в силу многочисленных очевидных причин, побуждающих обращаться к онлайн-исследованиям. Поэтому и классификационная схема их видовой дифференциации разнопрофильна и в настоящее время только формируется.
Так, одна из схем предложена А. В. Чуриковым [Чуриков, 2020], как адаптированная версия Мика Купера, являющегося, по мнению первого, признанным авторитетом в области онлайн-иссле-дований. Он разделяет такие методы на две основные типичные группы, основанные на вероятностных и невероятностных подходах.
К группе методов, основанных на вероятностном подходе (Probability-Based Approaches), он относит следующие виды (в авторском названии):
1) перехватывающие опросы (intercept surveys). Идея методики основана на случайном отборе из списка адресов IP посетителей множества самых различных интернет-ресурсов в течение времени проведения опроса;
2) выборки из списков (list-based samples). Такая методика используется в ситуации наличия полного (относительно полного) списка представителей изучаемой совокупности с их электронными адресами;
3) опросы на вероятностных онлайн-пане-лях (probability-based panels). Методика такой выборки основана на создании списков (панелей) интернет-пользователей. Из соответствующих онлайн-панелей и осуществляется случайная выборка;
4) выборки, управляемые респондентами (respondent-driven sampling, RDS). Такая методика несмотря на то, что является обобщением неслучайного метода «снежного кома», относится автором к вероятностным при соблюдении ряда ограничений. И прежде всего, при онлайн-опросах ограниченных совокупностей, с множеством внутренних связей.
К группе методов, основанных на невероятностных подходах (Non-Probability Approaches), автором отнесены два вида опросов (в авторском названии):
1) развлекательные опросы или опросы с открытым доступом (entertainment and open access surveys). Подобная методика основана на приглашении участвовать в опросе всех желающих, размещенном на одном или нескольких сайтах;
2) опросы на невероятностных онлайн-пане-лях (opt-in or access panels). Выборочная методика основана на отборе респондентов из созданной аксесс-панели пользователей, которые проходят, как правило, профилирующее анкетирование и регулярно участвуют в исследованиях.
3) Несколько иная схема типологизации широко используется многими исследователями и практиками1 [Онлайн-исследования в России, 2016] и обобщена авторами учебника из Санкт-Петербургского государственного университета [Методология и методы..., 2014]. Предлагается все методы проектирования онлайн выборки разделить на две типичные группы. Первую составляют методы, позволяющие реализовать, так называемую, количественную стратегию. Вторую составляют методы, имеющие наиболее широкое применение в рамках качественной стратегии социологического исследования.
К первой группе методов формирования онлайн-выборок относят следующие виды:
1) панельная выборка (Directional sampling) представляет собой метод отбора респондентов для участия в конкретном исследовании из аксесс-панелей (онлайн-пане-лей различных видов), баз потенциальных участников опросов с использованием регистрационных данных за вознаграждение;
2) поточная выборка (River sampling) является совокупностью приемов и способов таргетированного привлечения пользователей сети в режиме реального времени в онлайн-выборку под конкретный опрос;
3) стихийная выборка (Spontaneous sampling) представляет собой целую группу методик, позволяющих неорганизованным (стихийным) образом привлекать, набирать (не отбирать) респондентов, пожелавших участвовать в исследовании, из числа активных пользователей Сети.
1 Применение онлайн методов в социологических и маркетинговых исследованиях. URL: http://www.voxru.net/onlineresearch.pdf (дата обращения: 30.03.2024).
Ко второй группе методов формирования онлайн-выборок относят различные варианты целенаправленных методик. Здесь мы только перечислим их, поскольку по содержанию они повторяют некоторые из целенаправленных методик с той лишь разницей, что единицы анализа (пользователи, их сообщества, онлайн-площадки, онлайн-документы и пр.) виртуальны, а репрезентация их социальной активности условна. Это, выборка типичных случаев, интенсивная выборка, выборка экстремальных случаев, критериальная выборка, выборка максимальной вариации, гомогенная выборка, цепная выборка и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, во-первых, предложенная классификационная схема позволяет научно и обоснованно понимать и определять сущностную и содержательную характеристику и методические границы используемых в социологических исследованиях выборочных методов. А значит, осмысливать и оценивать не только их целевое предназначение, но, и это самое главное, достигаемые с их помощью параметры выборки. Во-вторых, предлагаемая обновленная классификационная схема методов выборочного отбора позволяет существенно расширить методологические и методические возможности грамотного проектирования сложных выборочных совокупностей в социологических исследованиях, реализовывать различные исследовательские цели и стратегические ориентации. В-третьих, генеральное направление развитие методик выборочного отбора в социологии будет связано с расширением приемов и способов телефонных и онлайн-выборок. Полагаем, что предложенная классификация позволяет эти перспективы учесть.
Авторлар туралы
Viacheslav Primakov
Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia
Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: vprim2007@yandex.ru
Doctor of Sociological Sciences (Dr. habiL.), Professor Professor at the Department of Sociology
Institute for International Relations and Social and Political Sciences Moscow State Linguistic University
РесейӘдебиет тізімі
- Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методология и методика социологического исследования: Учебник. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2009.
- Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 2001.
- Силласте Г. Г. Методика и техника социологических исследований в сфере экономики и финансов. Учебное пособие для студентов финансовых вузов, Ч. 2. Рабочая тетрадь. М.: ФА, 1998.
- Горшков М. К. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие /М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. М.: Альфа-М: ИНФРФ-М, 2009.
- Методология и методы социологического исследования: учебник / под ред. В. И. Дудиной, Е. Э. Смирновой; С.-Петерб. гос. ун-т. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014.
- Штейнберг И. и др. Качественные методы. Полевые социологические исследования / под ред. И. Штейнбер-га. СПб.: Алетейя, 2009.
- Чуриков А. В. Основы построения выборки для социологических исследований. М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2020.
- Онлайн-исследования в России: тенденции и перспективы / под ред. Шашкина А. В., Девятко И. Ф., Давыдова С. Г. Москва: Издательство МИК, 2016.
Қосымша файлдар
