Проблемы трудовых ресурсов в строительстве в СССР

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье ставятся проблемы образования и квалификации трудовых ресурсов советской строительной индустрии. Советский строитель должен был быть не только высококвалифицированным, но и широко образованным человеком, способным активно участвовать в решении стоящих перед страной социальных, экономических и технических задач. Решение проблемы повышения производительности труда в строительных работах самым тесным образом было связано с наличием стабильных квалифицированных кадров, эффективным управлением трудовыми ресурсами в целом.

Полный текст

ВВЕДЕНИЕ

До Великой Октябрьской социалистической революции строители представляли собой весьма малочисленный и слабо организованный отряд трудящихся. В. И. Ленин отмечал три этапа в развитии строительного производства в дореволюционной России: первый - когда «..строительное дело первоначально входило в круг домашних работ крестьянина...», второй - когда «...строительные рабочие превращаются в специалистов-ремесленников...», и третий - когда «.местный ремесленник превращается в отхожего рабочего, которого нанимает предприниматель-подрядчик, постепенно втирающийся между потребителем и производителем и превращающийся в настоящего капиталиста» [Ленин, 1971, с. 530-531].

В первые годы советской власти строительные работы в основном выполнялись так называемыми рабочими-«отходниками» из сельской местности, а строительство в значительной мере носило сезонный характер. Среди каменщиков, землекопов, плотников, штукатуров отходники составляли 60-80 %, а в общей массе строительных рабочих они в 1928 году составляли 71,5 %. Ежегодно по окончании строительного сезона отходники возвращались в деревни [Градов, 1968].

Укреплению строительных организаций содействовало постановление СНК СССР «О мерах по упорядочению капитального строительства, промышленности и электрохозяйства», принятое в июле 1928 года. Оно определило основные в тот период направления развития строительства: переход от хозяйственного способа выполнения строительно-монтажных работ к подрядному, механизацию строительства, типовое проектирование. Это позволило уже к концу первой пятилетки в основном преодолеть сезонность труда строителей [Баранов,1962].

Пятилетка была ознаменована вводом в действие 1500 крупных промышленных предприятий. За годы первых пятилеток строители приобрели опыт возведения крупных промышленных предприятий, сложных инженерных сооружений, разнообразных жилых и общественных зданий1. На практической работе выросли рабочие-новаторы, крупные организаторы строительного производства, проектировщики иученые, которые своим трудом способствовали дальнейшему научно-техническому прогрессу в строительстве.

1 Труды VI сессии академии строительства и архитектуры СССР по вопросам градостроительства. 7-9 декабря 1960 г. М.: Госстройиз-дат, 1961.

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «Об улучшении строительного дела и об удешевлении строительства», принятое в 1936 году, определило меры по дальнейшему развитию крупной строительной индустрии.Огромное значение имели постановления Верховного Совета СССР «Об улучшении проектного и сметного дела и об упорядочении финансирования строительства» (1938 год) и постановление Верховного Совета СССР «Об образовании общесоюзного Наркомата по строительству» (1939 год)2.

НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОСТОЯННЫМИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ

Продолжением трудового подвига советских строителей стало восстановление разрушенного войной народного хозяйства в небывало короткие сроки. В послевоенные годы вехами развития строительной отрасли стали: образование в 1950 году Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства» (1954), «О развитии жилищного строительства в СССР» (1957), определившие курс на широкую индустриализацию строительства, а также ряд постановлений 1969 года «О совершенствовании планирования капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства», «О мерах по улучшению качества жилищно-гражданского строительства» [Москва, 1977]. Реализация намеченных мер значительно повысила технический и экономический уровень строительного производства, укрепила роль подрядных строительных и монтажных организаций. Строительство приняло грандиозный размах. Если в первой пятилетке объем выполненных строительно-монтажных работ составил 7,2 млрд руб. (в сопоставимых ценах), а во второй - 15,7 млрд руб., то в восьмой пятилетке - уже 209,9, в девятой - 291,0 [Реконструкция, 1987, с. 85].

Вследствие научно-технического прогресса постоянно росла производительность труда в строительстве, а среднегодовая численность рабочих, приходящаяся на 1 млн руб. выполненных строительно-монтажных рабочих, систематически снижалась: так, если в 1932 году на 1 млн руб. строительно-монтажных работ приходилось около

2Труды II сессии академии строительства и архитектуры СССР по вопросам жилищного строительства. 15-20 мая 1957 г. М.: Гос-стройиздат, 1958.

1 тыс. 300 человек, в предвоенные годы - немногим более 500, в годы послевоенных пятилеток -около 260, то в 1965 году - уже 136, а к 1979 году -только 76 человек [Глазычев, 1987].

Бурное развитие капитального строительства в стране требовало обеспечения строительных организаций постоянными квалифицированными кадрами, работу с которыми советское государство всегда ставило в центр внимания партийных, советских, хозяйственных и общественных организаций. Если в 1923-1924 годы в строительстве работало 200 тыс. человек, в 1928 году - 748 тыс., в 1940 г. - 2 млн 567 тыс., то к 1979 году численность работающих в строительных организациях достигла 11,32 млн человек. Это составляло более 10 % среднегодовой численности работающих в народном хозяйстве СССР [Лаппо, 1987].

Начиная с 1931 года комплектование строительных организаций рабочими в значительной степени осуществлялось путем организованного набора на основе договоров с колхозами. Система оргнабора действовала и в предвоенные годы, и в годы послевоенных пятилеток, но ее роль как источника комплектования строительных кадров постепенно уменьшалась [Второй, 1956]. В то же время возрастала доля пополнения, комплектуемого самими стройками из местных трудовых ресурсов. Значимым источником комплектования строительства рабочими кадрами стали школы строительного ученичества, в дальнейшем - школы ФЗО и ПТУ.

Среди работающих в строительстве постоянно шел процесс возрастания удельного веса квалифицированных рабочих и особенно инженерно-технического персонала. Если в 1928 году удельный вес ИТР в составе работников строительных организаций составлял 3 %, то в 1940 году - 7,7; в 1977 году - уже 12,9 % [Светличный, 1978]. Ранее строительные кадры пополнялись в основном малоквалифицированными и неквалифицированными рабочими. Требовалось обучить их строительным профессиям, вести огромную работу по повышению квалификации непосредственно на производстве.

В первые годы Советской власти, когда строительство находилось на низком техническом уровне, а основными строительными материалами служили дерево, кирпич и естественный камень, состав строительных рабочих по профессиям был следующим: плотники и столяры - 43 %; штукатуры и маляры - 16,1; печники - 12,1; каменщики - 9,9; кровельщики - 8,0; землекопы - 3,3; прочие профессии - 7,6 % [Борисовский, 1963].

Начавшаяся в конце 1950-х годов широкая индустриализация строительства существенно изменили профессиональный состав рабочих, занятых в строительстве. С 1962 по 1975 годы постепенно снизилась доля рабочих общестроительных профессий (главным образом, за счет плотников, столяров, землекопов) с 45,9 до 42 %. Существенно уменьшилась доля прочих профессий (кузнецов, жестянщиков, клепальщиков и др.), а также транспортных (подсобных) рабочих - с 9,5 до 6,5 %. Значительно возросли абсолютная численность и доля монтажников конструкций и оборудования, слесарей и сварщиков - с 19,5 до 26,8 %, а также механизаторов-машинистов строительных машин и их помощников - с 9,4 до 15,5 % [Глазычев, 1987]

В неразрывной связи с изменением состава рабочих-строителей по профессиям находятся изменения в их квалификации. В 1960-1970-е годы удельный вес квалифицированных рабочих значительно вырос. По данным единовременного учета ЦСУ СССР почти 80 % состава строителей в конце 1970-х годов являлись квалифицированными рабо-чими.По сравнению с 1939 годом их удельный вес увеличился в 2 раза [Трушков, 1983]. Под влиянием научно-технического прогресса качественный рост профессионально-квалификационного уровня рабочих-строителей позволил им работать с большей эффективностью и высоким качеством. Огромный вклад в развитие капитального строительства внесли передовики производства, рабочие-новаторы. Внедрение метода бригадного подряда создало новые отношения на стройке, дополнительные экономические стимулы труда.

ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ СТРОИТЕЛЬСТВА

Строительство представляло собой одну из самых трудоёмких отраслей народного хозяйства. В структуре затрат на строительно-монтажные работы доля живого труда была в два раза больше, чем в промышленном производстве [Жилой, 1965]. Поэтому вопросы, связанные с трудовыми ресурсами, имели для строительства особое значение.

Почему возникала потребность в дополнительных трудовых ресурсах в строительстве? Здесь необходимо отметить два основных фактора. Первый (он общий для всего народного хозяйства) был связан с систематической заменой работников, выбывших из производства (уход на учебу, призыв в Советскую армию, уход на пенсию, увольнения по собственному желанию). Второй фактор был связан с тем, что в строительстве темпы роста производительности труда отставали от темпов роста объемов производства. Кроме того, дальнейшее освоение Сибири, Дальнего Востока и Севера требовало организованных, планируемых перемещений значительных масс квалифицированных рабочих из освоенных районов, что осложняло работу по обеспечению строек необходимыми трудовыми ресурсами.

В СССР в значительной мере обеспечивалось плановое распределение и перераспределение трудовых ресурсов по территории страны и отраслям народного хозяйства. Этому способствовали: система организационного трудоустройства населения; система профессионально-технического образования; общественные призывы; система отраслевых льгот (срок выхода на пенсию, тарифные ставки, продолжительность отпуска и др.); система межхозяйственной кооперации в использовании рабочей силы.

Около 300 тыс. человек ежегодно пополняли армию строителей с помощью системы организованного набора на основе балансов рабочей силы, отражающих состояние обеспеченности и потребности региона в ней. Эффективным и конкретным источником пополнения трудовых ресурсов строек квалифицированными кадрами служили профессионально-технические училища. Сеть ПТУ постоянно расширялась. Одной из форм организованного набора были общественные призывы, опирающиеся на высокие идейно-политические качества советской молодежи. Только в девятой пятилетке на строительство БАМа по комсомольским путевкам приехало 35 тыс. юношей и девушек [Светличный, 1978].

Использовались и такие формы обеспечения кадрами строек, как организованное трудоустройство молодежи, оканчивающей общеобразовательные школы, организованное направление на стройки учащихся высших и средних учебных заведений в каникулярное время. Всё более действенную помощь оказывали строителям студенческие строительные отряды (ССО), ставшие, по существу, важным дополнительным источником трудовых ресурсов отрасли. Работы в ССО развивали у будущих командиров производства нужные профессиональные и организаторские качества. Дополнительная потребность в кадрах обеспечивалась также самими стройками путем приема на месте незанятой части трудоспособного населения.

К 1980-м годам для СССР стало характерно сокращение притока трудовых ресурсов. Объясняется это несколькими, одновременно действующими факторами. Во-первых, практически была исчерпана возможность притока трудоспособного населения из домашнего и личного подсобного хозяйства. Во-вторых, в силу различных причин с 1961 года наблюдалось снижение рождаемости. В-третьих, в 1980-е годы ощутимым станет влияние отдаленных последствий Великой Отечественной войны. Так, по данным НИИ ЦСУ СССР, во второй половине 1970-х годах в трудоспособный возраст (16 лет) вступило значительно больше человек, чем вступило в первой половине 1980-х годов. В-четвертых, трудовые ресурсы уменьшались в связи с ростом числа пенсионеров. Существующая и усиливающаяся напряженность баланса трудовых ресурсов страны СССР стала одной из причин, вызывающих необходимость интенсификации развития общественного производства [Трушков, 1983].

Важное значение имело повышение роли государственных органов в решении проблем формирования, распределения и использования трудовых ресурсов. В 1976 году Госкомитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы был преобразован в союзно-республиканский орган - Государственный комитет Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам. Формирование на этой основе единой системы органов по труду позволило усилить государственное руководство и координацию в деле использования трудовых ресурсов. Успех улучшения использования трудовых ресурсов зависел и от того, насколько действенно эта задача решалась в конкретных отраслях народного хозяйства, на конкретных предприятиях и стройках.

Большое значение имело дальнейшее улучшение женской занятости на стройках. Доля женщин в числе работников строительства с 1950 по 1978 год несколько снизилась. По проценту занятости женщин строительство находилось на предпоследнем месте (после транспорта) среди отраслей народного хозяйства. В апреле 1978 года Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление «О дополнительных мерах по улучшению условий труда женщин, занятых в народном хозяйстве». Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 июля 1978 года. был утвержден новый список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда женщин и охрану их здоровья. Участие рабочих-женщин в тяжелом ручном труде и недостаточная их занятость в механизированном труде существенно зависела от руководителей строек. Данные обследований показали, что среди рабочих высокой квалификации процент женщин был значительно ниже, чем процент мужчин, хотя уровень общеобразовательной подготовки женщин-строителей был выше, чем у мужчин [Бархин, 1979].

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИИ

Анализ показал, что между удельным весом молодежи до 30 лет в составе строителей и выполнением плана по производительности труда существовала прямая зависимость. Другими словами, привлечение и закрепление на стройке молодежи были одним из важных резервов роста производительности труда. Влияние возрастного фактора на эффективность производства во многом было связано с повышением образовательного уровня молодежи.

В чем была причина снижения в строительстве удельного веса молодежи? «Старение» рабочих строительства в немалой степени вызывалось недостаточной популяризацией строительных профессий средимолодежи. Большинство опрошенных школьников связывало повышение привлекательности строительных специальностей с улучшением условий труда. Не последнюю роль играли для молодежи и внешние атрибуты профессии: красивая форма, название профессии и т. п.

Эффект от профориентации был весьма низкий. Одно из ее следствий - трудности с выполнением планов приема в строительные профессионально-технические училища. Причем, как показали данные специальных опросов, немалая часть поступивших в ГПТУ выбрала свою профессию случайно, не связывая с ней свои планы на будущее. Профориентация - один из краеугольных камней актуальной проблемы обеспечения строек трудовыми ресурсами. Комплексное разрешение этой проблемы в системе «средняя школа - ПТУ -строительная организация» способно было дать плодотворные результаты. Нашим стройкам были нужны квалифицированные кадры, грамотные, способные решать задачи, которые ставил перед ними научно-технический прогресс.

В 1979 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных кадров и закреплению их в строительстве» обязали Государственный комитет СМ СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли расширить издание литературы о героике жизни, труде и быте строителей.Государственному комитету СССР по кинематографии и Государственному комитету СССР по телевидению и радиовещанию было поручено увеличить выпуск фильмов и количество передач по радио и телевидению о стройках, о работе передовых коллективов, новаторов производства [Решения, 1979].

ЗАКРЕПЛЕНИЕ КАДРОВ НА СТРОЙКАХ

Строительные министерства, ведомства, хозяйственные и общественные организации вели большую работу по обеспечению строек постоянными кадрами. В январе 1968 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по обеспечению капитального строительства кадрами». Оно предусмотрело значительное улучшение условий труда, общественного питания и медицинского обслуживания работников строек. Средняя зарплата строительных рабочих только за годы девятой пятилетки возросла на 21 %. В результате текучесть рабочих кадров в строительстве уменьшилась почти в 1,5 раза [Матусевич, Товбин, Эрмант, 1976].

В 1979 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных кадров и закреплению их в строительстве» [Решения, 1979] Оно предусматривало ряд мер по повышению материальной заинтересованности работников строительства. Был значительно повышен размер выплат учащимся ПТУ, обучающимся строительным и монтажным профессиям, за время производственной практики. Крупной мерой, направленной на закрепление кадров в строительстве, стала выплата работникам строительно-монтажных трестов, управлений, осуществляющих строительство подрядным способом, единовременного вознаграждения за выслугу лет после первого года работы. Постановление предусматривало также мероприятия по улучшению жилищно-бытовых условий строительных рабочих, общественного питания на стройках, по улучшению медицинской помощи строителям, по усилению государственного санитарного контроля за соблюдением норм и правил по охране труда в строительстве.

По данным исследований ВНИПИ труда, в строительстве Госстроя СССР основные мотивы увольнения рабочих из строительных организаций - неудовлетворенность организацией производства и труда, условиями труда, жилищно-бытовыми условиями и отсутствием мест в детских дошкольных учреждениях, заработной платой (нормами и расценками), условиями для учебы. Всё большее значение для рабочих приобретали такие факторы их профессиональной деятельности, как взаимоотношения в коллективе и другие социально-психологические факторы. Структура мотивов увольнений существенно менялась в зависимости от пола, возраста, уровня общего образования и других демографических и профессионально-квалификационных факторов. Их совокупность требовала от руководителей строек дифференцированного подхода к разработке мероприятий по закреплению рабочих кадров.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА РАБОЧИХ-СТРОИТЕЛЕЙ

Научно-технический прогресс в строительстве вызывал значительные изменения в содержании труда рабочих. Современный рабочий должен обладать большим объемам знаний из различных областей науки и техники, иметь высокую квалификацию. Это обусловливало необходимость совершенствовать формы и методы подготовки квалифицированных рабочих. В то же время изменения в содержании труда строительных рабочих требовали улучшения и общеобразовательной подготовки как важнейшей основы повышения квалификации. Эта необходимость вытекала, в частности, из того, что рабочие, имеющие более высокий общеобразовательный уровень, быстрее повышали свою квалификацию, активнее участвовали в рационализаторской работе.

По данным ВНИПИ труда в строительстве в строительной отрасли наблюдалось некоторое несоответствие между уровнями фактической и необходимой общеобразовательной подготовки. Так, машинисты кранов, землеройных машин должны были иметь общее среднее образование, а машинисты отдельных наиболее сложных машин - среднее техническое. Однако фактический уровень общего образования рабочих-механизаторов составлял 7-8 классов. Расчеты ВНИПИ труда в строительстве показали, что доля строительных профессий, для овладения которыми рабочие (в основном монтажники и механизаторы) должны были окончить 8-10 классов, составляла 55-60 % [Трушков, 1983].

Рост общеобразовательной подготовки рабочих сопровождался возрастанием их требований к условиям труда, к своей профессии, к организации отношений внутри коллектива. Уровень общего образования рабочих опережал в своем росте уровень содержательности и привлекательности труда рабочих-строителей. Более всего были не удовлетворены своей профессией рабочие в возрасте до 20 лет, имеющие самый высокий уровень общего образования. С его ростом возрастали также требования к условиям труда, условиям учебы и повышения квалификации, к состоянию культмассовой и спортивной работы.

Если общеобразовательный уровень строительных работ повысился (благодаря росту поступления на стройки выпускников школ), то уровень их профессиональной подготовки был недостаточно высок. Дополнительная потребность строительных организаций в квалифицированных рабочих в значительной мере покрывалась путем краткосрочной подготовки на производстве, однако она не давала рабочему знаний, полностью соответствующих требованиям научно-технического прогресса.

В Советском Союзе подготовка рабочих в условиях социализма была направлена, прежде всего, на удовлетворение общенародных интересов. Советский рабочий должен был быть не только высококвалифицированным, но и широко образованным человеком, способным активно участвовать в решении стоящих перед нашей страной социальных, экономических и технических задач.

Накопленный в СССР профессиональный опыт подтверждал практическую целесообразность развития сети средних ПТУ. Перевод обычных строительных ПТУ в средние положительно сказалось на закреплении кадров, на дальнейшем росте их квалификации. Больший срок обучения, длительная производственная практика, годичная отсрочка от службы в Советской Армии способствовали укреплению связей выпускника со строительной организацией, уменьшали потенциальную текучесть кадров. Многие и после службы в армии возвращались на стройку.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся в системе профтехобразования» [Решения, 1979, с. 89-97] предусматривало привлечение к работе в ПТУ высококвалифицированных специалистов, хороших производственников, знатных строителей, справедливо рассматривая это как серьезный резерв повышения качества учебного и воспитательного процесса. В результате состав мастеров производственного обучения качественно значительно улучшился.

Во многих строительных организациях вопросам подготовки и повышения квалификации рабочих кадров уделялось самое серьезное внимание. В таких строительных организациях, как Всесоюзное объединение Череповецметаллургхимстрой Минтяжстроя СССР, тресты Спецстроймехани-зация, Краснодарпромстрой и Тюменьгорстрой Минпромстроя СССР, Учебно-курсовой комбинат Минмонтажспецстроя СССР в Рязани, Учебно-курсовой комбинат треста Краснодарсельстрой Мин-сельстроя СССР, организация обучения во многом отвечала современным требованиям, совершенствовалась учебно-материальная база обучения, повышалось качество обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практика передовых строек свидетельствовала о том, что разработка и реализация мероприятий по улучшению формирования, распределения и использования трудовых ресурсов составляли один из важнейших резервов повышения эффективности производства. Строительная отрасль занимала в индустриальном комплексе СССР одно из ведущих мест. В ее состав входили высокоразвитая сеть крупных строительно-монтажных организаций и предприятия, выпускающие строительные конструкции и материалы. За 1960-1980-е годы мощность строительных организаций в СССР значительно выросла, укрепилась их производственная база, повысилась степень индустриализации строительства. Строительные профессии претерпели большие качественные изменения, ибо их содержание, организация труда рабочих, материалы, с которыми они имели дело, во многом стали другими.

Чтобы строить много, прочно, красиво, нужны были постоянные, высококвалифицированные кадры. Нужно было их заведомо и заботливо растить, постоянно совершенствовать, создавать условия для творческой работы и общественной деятельности граждан. В СССР уделяли повседневное внимание вопросам формирования квалифицированных кадров строителей. Решение проблемы повышения производительности труда в строительно-монтажных работах самым тесным образом было связано с наличием стабильных квалифицированных кадров, эффективным управлением трудовыми ресурсами в целом и непосредственно производственными коллективами, с улучшением работы с кадрами на стройках.

×

Об авторах

Владимир Николаевич Горлов

Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия

Автор, ответственный за переписку.
Email: goriov812@maii.ru

доктор исторических наук, профессор

профессор кафедры исторических наук и архивоведения

Института гуманитарных и прикладных наук

Московского государственного лингвистического университета

 

Россия

Сергей Николаевич Артёмов

Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия

Email: ar7emov.ser@yandex.ru

доктор исторических наук, профессор

заведующий кафедрой исторических наук и архивоведения

Института гуманитарных и прикладных наук

Московского государственного лингвистического университета

 

Россия

Список литературы

  1. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. М.: Госполитиздат, 1971. Т. 3.
  2. Градов Г. А. Город и быт. М.: Стройиздат, 1968.
  3. Баранов Н. В. Современное градостроительство. М.: Госстройиздат, 1962.
  4. Москва: годы обновления и реконструкции. М.: Московский рабочий, 1977.
  5. Реконструкция центров исторических городов. М.: Стройиздат, 1987.
  6. Глазычев В. Л. О нашем жилище. М.: Стройиздат, 1987.
  7. Лаппо Г. М. Города на пути в будущее. М.: Мысль, 1987.
  8. Второй Всесоюзный съезд советских архитекторов, 26 ноября - 3 декабря 1955 г. М.: Госстройиздат, 1956.
  9. Светличный Б. Е. Город в современном мире. М.: Стройиздат, 1978.
  10. Борисовский Г. Б. Современная строительная техника и эстетика. М.: Госстройиздат, 1963.
  11. Трушков В. В. Население города и пригорода. М.: Финансы и статистика, 1983.
  12. Жилой район и микрорайон. М.: Стройиздат, 1965.
  13. Бархин М. Г. Архитектура и человек. М.: Наука, 1979.
  14. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Политиздат, 1979. Т. 12.
  15. Матусевич Н. З., Товбин А. Б., Эрмант А. В. Ориентиры многообразия. Л.: Стройиздат, 1976.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».