Проблемы трудовых ресурсов в строительстве в СССР
- Авторы: Горлов В.Н.1, Артёмов С.Н.1
-
Учреждения:
- Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия
- Выпуск: № 3 (856) (2024)
- Страницы: 66-73
- Раздел: Исторические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2500-347X/article/view/297037
- ID: 297037
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье ставятся проблемы образования и квалификации трудовых ресурсов советской строительной индустрии. Советский строитель должен был быть не только высококвалифицированным, но и широко образованным человеком, способным активно участвовать в решении стоящих перед страной социальных, экономических и технических задач. Решение проблемы повышения производительности труда в строительных работах самым тесным образом было связано с наличием стабильных квалифицированных кадров, эффективным управлением трудовыми ресурсами в целом.
Полный текст
ВВЕДЕНИЕ
До Великой Октябрьской социалистической революции строители представляли собой весьма малочисленный и слабо организованный отряд трудящихся. В. И. Ленин отмечал три этапа в развитии строительного производства в дореволюционной России: первый - когда «..строительное дело первоначально входило в круг домашних работ крестьянина...», второй - когда «...строительные рабочие превращаются в специалистов-ремесленников...», и третий - когда «.местный ремесленник превращается в отхожего рабочего, которого нанимает предприниматель-подрядчик, постепенно втирающийся между потребителем и производителем и превращающийся в настоящего капиталиста» [Ленин, 1971, с. 530-531].
В первые годы советской власти строительные работы в основном выполнялись так называемыми рабочими-«отходниками» из сельской местности, а строительство в значительной мере носило сезонный характер. Среди каменщиков, землекопов, плотников, штукатуров отходники составляли 60-80 %, а в общей массе строительных рабочих они в 1928 году составляли 71,5 %. Ежегодно по окончании строительного сезона отходники возвращались в деревни [Градов, 1968].
Укреплению строительных организаций содействовало постановление СНК СССР «О мерах по упорядочению капитального строительства, промышленности и электрохозяйства», принятое в июле 1928 года. Оно определило основные в тот период направления развития строительства: переход от хозяйственного способа выполнения строительно-монтажных работ к подрядному, механизацию строительства, типовое проектирование. Это позволило уже к концу первой пятилетки в основном преодолеть сезонность труда строителей [Баранов,1962].
Пятилетка была ознаменована вводом в действие 1500 крупных промышленных предприятий. За годы первых пятилеток строители приобрели опыт возведения крупных промышленных предприятий, сложных инженерных сооружений, разнообразных жилых и общественных зданий1. На практической работе выросли рабочие-новаторы, крупные организаторы строительного производства, проектировщики иученые, которые своим трудом способствовали дальнейшему научно-техническому прогрессу в строительстве.
1 Труды VI сессии академии строительства и архитектуры СССР по вопросам градостроительства. 7-9 декабря 1960 г. М.: Госстройиз-дат, 1961.
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «Об улучшении строительного дела и об удешевлении строительства», принятое в 1936 году, определило меры по дальнейшему развитию крупной строительной индустрии.Огромное значение имели постановления Верховного Совета СССР «Об улучшении проектного и сметного дела и об упорядочении финансирования строительства» (1938 год) и постановление Верховного Совета СССР «Об образовании общесоюзного Наркомата по строительству» (1939 год)2.
НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОСТОЯННЫМИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ
Продолжением трудового подвига советских строителей стало восстановление разрушенного войной народного хозяйства в небывало короткие сроки. В послевоенные годы вехами развития строительной отрасли стали: образование в 1950 году Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства» (1954), «О развитии жилищного строительства в СССР» (1957), определившие курс на широкую индустриализацию строительства, а также ряд постановлений 1969 года «О совершенствовании планирования капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства», «О мерах по улучшению качества жилищно-гражданского строительства» [Москва, 1977]. Реализация намеченных мер значительно повысила технический и экономический уровень строительного производства, укрепила роль подрядных строительных и монтажных организаций. Строительство приняло грандиозный размах. Если в первой пятилетке объем выполненных строительно-монтажных работ составил 7,2 млрд руб. (в сопоставимых ценах), а во второй - 15,7 млрд руб., то в восьмой пятилетке - уже 209,9, в девятой - 291,0 [Реконструкция, 1987, с. 85].
Вследствие научно-технического прогресса постоянно росла производительность труда в строительстве, а среднегодовая численность рабочих, приходящаяся на 1 млн руб. выполненных строительно-монтажных рабочих, систематически снижалась: так, если в 1932 году на 1 млн руб. строительно-монтажных работ приходилось около
2Труды II сессии академии строительства и архитектуры СССР по вопросам жилищного строительства. 15-20 мая 1957 г. М.: Гос-стройиздат, 1958.
1 тыс. 300 человек, в предвоенные годы - немногим более 500, в годы послевоенных пятилеток -около 260, то в 1965 году - уже 136, а к 1979 году -только 76 человек [Глазычев, 1987].
Бурное развитие капитального строительства в стране требовало обеспечения строительных организаций постоянными квалифицированными кадрами, работу с которыми советское государство всегда ставило в центр внимания партийных, советских, хозяйственных и общественных организаций. Если в 1923-1924 годы в строительстве работало 200 тыс. человек, в 1928 году - 748 тыс., в 1940 г. - 2 млн 567 тыс., то к 1979 году численность работающих в строительных организациях достигла 11,32 млн человек. Это составляло более 10 % среднегодовой численности работающих в народном хозяйстве СССР [Лаппо, 1987].
Начиная с 1931 года комплектование строительных организаций рабочими в значительной степени осуществлялось путем организованного набора на основе договоров с колхозами. Система оргнабора действовала и в предвоенные годы, и в годы послевоенных пятилеток, но ее роль как источника комплектования строительных кадров постепенно уменьшалась [Второй, 1956]. В то же время возрастала доля пополнения, комплектуемого самими стройками из местных трудовых ресурсов. Значимым источником комплектования строительства рабочими кадрами стали школы строительного ученичества, в дальнейшем - школы ФЗО и ПТУ.
Среди работающих в строительстве постоянно шел процесс возрастания удельного веса квалифицированных рабочих и особенно инженерно-технического персонала. Если в 1928 году удельный вес ИТР в составе работников строительных организаций составлял 3 %, то в 1940 году - 7,7; в 1977 году - уже 12,9 % [Светличный, 1978]. Ранее строительные кадры пополнялись в основном малоквалифицированными и неквалифицированными рабочими. Требовалось обучить их строительным профессиям, вести огромную работу по повышению квалификации непосредственно на производстве.
В первые годы Советской власти, когда строительство находилось на низком техническом уровне, а основными строительными материалами служили дерево, кирпич и естественный камень, состав строительных рабочих по профессиям был следующим: плотники и столяры - 43 %; штукатуры и маляры - 16,1; печники - 12,1; каменщики - 9,9; кровельщики - 8,0; землекопы - 3,3; прочие профессии - 7,6 % [Борисовский, 1963].
Начавшаяся в конце 1950-х годов широкая индустриализация строительства существенно изменили профессиональный состав рабочих, занятых в строительстве. С 1962 по 1975 годы постепенно снизилась доля рабочих общестроительных профессий (главным образом, за счет плотников, столяров, землекопов) с 45,9 до 42 %. Существенно уменьшилась доля прочих профессий (кузнецов, жестянщиков, клепальщиков и др.), а также транспортных (подсобных) рабочих - с 9,5 до 6,5 %. Значительно возросли абсолютная численность и доля монтажников конструкций и оборудования, слесарей и сварщиков - с 19,5 до 26,8 %, а также механизаторов-машинистов строительных машин и их помощников - с 9,4 до 15,5 % [Глазычев, 1987]
В неразрывной связи с изменением состава рабочих-строителей по профессиям находятся изменения в их квалификации. В 1960-1970-е годы удельный вес квалифицированных рабочих значительно вырос. По данным единовременного учета ЦСУ СССР почти 80 % состава строителей в конце 1970-х годов являлись квалифицированными рабо-чими.По сравнению с 1939 годом их удельный вес увеличился в 2 раза [Трушков, 1983]. Под влиянием научно-технического прогресса качественный рост профессионально-квалификационного уровня рабочих-строителей позволил им работать с большей эффективностью и высоким качеством. Огромный вклад в развитие капитального строительства внесли передовики производства, рабочие-новаторы. Внедрение метода бригадного подряда создало новые отношения на стройке, дополнительные экономические стимулы труда.
ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ СТРОИТЕЛЬСТВА
Строительство представляло собой одну из самых трудоёмких отраслей народного хозяйства. В структуре затрат на строительно-монтажные работы доля живого труда была в два раза больше, чем в промышленном производстве [Жилой, 1965]. Поэтому вопросы, связанные с трудовыми ресурсами, имели для строительства особое значение.
Почему возникала потребность в дополнительных трудовых ресурсах в строительстве? Здесь необходимо отметить два основных фактора. Первый (он общий для всего народного хозяйства) был связан с систематической заменой работников, выбывших из производства (уход на учебу, призыв в Советскую армию, уход на пенсию, увольнения по собственному желанию). Второй фактор был связан с тем, что в строительстве темпы роста производительности труда отставали от темпов роста объемов производства. Кроме того, дальнейшее освоение Сибири, Дальнего Востока и Севера требовало организованных, планируемых перемещений значительных масс квалифицированных рабочих из освоенных районов, что осложняло работу по обеспечению строек необходимыми трудовыми ресурсами.
В СССР в значительной мере обеспечивалось плановое распределение и перераспределение трудовых ресурсов по территории страны и отраслям народного хозяйства. Этому способствовали: система организационного трудоустройства населения; система профессионально-технического образования; общественные призывы; система отраслевых льгот (срок выхода на пенсию, тарифные ставки, продолжительность отпуска и др.); система межхозяйственной кооперации в использовании рабочей силы.
Около 300 тыс. человек ежегодно пополняли армию строителей с помощью системы организованного набора на основе балансов рабочей силы, отражающих состояние обеспеченности и потребности региона в ней. Эффективным и конкретным источником пополнения трудовых ресурсов строек квалифицированными кадрами служили профессионально-технические училища. Сеть ПТУ постоянно расширялась. Одной из форм организованного набора были общественные призывы, опирающиеся на высокие идейно-политические качества советской молодежи. Только в девятой пятилетке на строительство БАМа по комсомольским путевкам приехало 35 тыс. юношей и девушек [Светличный, 1978].
Использовались и такие формы обеспечения кадрами строек, как организованное трудоустройство молодежи, оканчивающей общеобразовательные школы, организованное направление на стройки учащихся высших и средних учебных заведений в каникулярное время. Всё более действенную помощь оказывали строителям студенческие строительные отряды (ССО), ставшие, по существу, важным дополнительным источником трудовых ресурсов отрасли. Работы в ССО развивали у будущих командиров производства нужные профессиональные и организаторские качества. Дополнительная потребность в кадрах обеспечивалась также самими стройками путем приема на месте незанятой части трудоспособного населения.
К 1980-м годам для СССР стало характерно сокращение притока трудовых ресурсов. Объясняется это несколькими, одновременно действующими факторами. Во-первых, практически была исчерпана возможность притока трудоспособного населения из домашнего и личного подсобного хозяйства. Во-вторых, в силу различных причин с 1961 года наблюдалось снижение рождаемости. В-третьих, в 1980-е годы ощутимым станет влияние отдаленных последствий Великой Отечественной войны. Так, по данным НИИ ЦСУ СССР, во второй половине 1970-х годах в трудоспособный возраст (16 лет) вступило значительно больше человек, чем вступило в первой половине 1980-х годов. В-четвертых, трудовые ресурсы уменьшались в связи с ростом числа пенсионеров. Существующая и усиливающаяся напряженность баланса трудовых ресурсов страны СССР стала одной из причин, вызывающих необходимость интенсификации развития общественного производства [Трушков, 1983].
Важное значение имело повышение роли государственных органов в решении проблем формирования, распределения и использования трудовых ресурсов. В 1976 году Госкомитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы был преобразован в союзно-республиканский орган - Государственный комитет Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам. Формирование на этой основе единой системы органов по труду позволило усилить государственное руководство и координацию в деле использования трудовых ресурсов. Успех улучшения использования трудовых ресурсов зависел и от того, насколько действенно эта задача решалась в конкретных отраслях народного хозяйства, на конкретных предприятиях и стройках.
Большое значение имело дальнейшее улучшение женской занятости на стройках. Доля женщин в числе работников строительства с 1950 по 1978 год несколько снизилась. По проценту занятости женщин строительство находилось на предпоследнем месте (после транспорта) среди отраслей народного хозяйства. В апреле 1978 года Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление «О дополнительных мерах по улучшению условий труда женщин, занятых в народном хозяйстве». Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 июля 1978 года. был утвержден новый список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда женщин и охрану их здоровья. Участие рабочих-женщин в тяжелом ручном труде и недостаточная их занятость в механизированном труде существенно зависела от руководителей строек. Данные обследований показали, что среди рабочих высокой квалификации процент женщин был значительно ниже, чем процент мужчин, хотя уровень общеобразовательной подготовки женщин-строителей был выше, чем у мужчин [Бархин, 1979].
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИИ
Анализ показал, что между удельным весом молодежи до 30 лет в составе строителей и выполнением плана по производительности труда существовала прямая зависимость. Другими словами, привлечение и закрепление на стройке молодежи были одним из важных резервов роста производительности труда. Влияние возрастного фактора на эффективность производства во многом было связано с повышением образовательного уровня молодежи.
В чем была причина снижения в строительстве удельного веса молодежи? «Старение» рабочих строительства в немалой степени вызывалось недостаточной популяризацией строительных профессий средимолодежи. Большинство опрошенных школьников связывало повышение привлекательности строительных специальностей с улучшением условий труда. Не последнюю роль играли для молодежи и внешние атрибуты профессии: красивая форма, название профессии и т. п.
Эффект от профориентации был весьма низкий. Одно из ее следствий - трудности с выполнением планов приема в строительные профессионально-технические училища. Причем, как показали данные специальных опросов, немалая часть поступивших в ГПТУ выбрала свою профессию случайно, не связывая с ней свои планы на будущее. Профориентация - один из краеугольных камней актуальной проблемы обеспечения строек трудовыми ресурсами. Комплексное разрешение этой проблемы в системе «средняя школа - ПТУ -строительная организация» способно было дать плодотворные результаты. Нашим стройкам были нужны квалифицированные кадры, грамотные, способные решать задачи, которые ставил перед ними научно-технический прогресс.
В 1979 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных кадров и закреплению их в строительстве» обязали Государственный комитет СМ СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли расширить издание литературы о героике жизни, труде и быте строителей.Государственному комитету СССР по кинематографии и Государственному комитету СССР по телевидению и радиовещанию было поручено увеличить выпуск фильмов и количество передач по радио и телевидению о стройках, о работе передовых коллективов, новаторов производства [Решения, 1979].
ЗАКРЕПЛЕНИЕ КАДРОВ НА СТРОЙКАХ
Строительные министерства, ведомства, хозяйственные и общественные организации вели большую работу по обеспечению строек постоянными кадрами. В январе 1968 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по обеспечению капитального строительства кадрами». Оно предусмотрело значительное улучшение условий труда, общественного питания и медицинского обслуживания работников строек. Средняя зарплата строительных рабочих только за годы девятой пятилетки возросла на 21 %. В результате текучесть рабочих кадров в строительстве уменьшилась почти в 1,5 раза [Матусевич, Товбин, Эрмант, 1976].
В 1979 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных кадров и закреплению их в строительстве» [Решения, 1979] Оно предусматривало ряд мер по повышению материальной заинтересованности работников строительства. Был значительно повышен размер выплат учащимся ПТУ, обучающимся строительным и монтажным профессиям, за время производственной практики. Крупной мерой, направленной на закрепление кадров в строительстве, стала выплата работникам строительно-монтажных трестов, управлений, осуществляющих строительство подрядным способом, единовременного вознаграждения за выслугу лет после первого года работы. Постановление предусматривало также мероприятия по улучшению жилищно-бытовых условий строительных рабочих, общественного питания на стройках, по улучшению медицинской помощи строителям, по усилению государственного санитарного контроля за соблюдением норм и правил по охране труда в строительстве.
По данным исследований ВНИПИ труда, в строительстве Госстроя СССР основные мотивы увольнения рабочих из строительных организаций - неудовлетворенность организацией производства и труда, условиями труда, жилищно-бытовыми условиями и отсутствием мест в детских дошкольных учреждениях, заработной платой (нормами и расценками), условиями для учебы. Всё большее значение для рабочих приобретали такие факторы их профессиональной деятельности, как взаимоотношения в коллективе и другие социально-психологические факторы. Структура мотивов увольнений существенно менялась в зависимости от пола, возраста, уровня общего образования и других демографических и профессионально-квалификационных факторов. Их совокупность требовала от руководителей строек дифференцированного подхода к разработке мероприятий по закреплению рабочих кадров.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА РАБОЧИХ-СТРОИТЕЛЕЙ
Научно-технический прогресс в строительстве вызывал значительные изменения в содержании труда рабочих. Современный рабочий должен обладать большим объемам знаний из различных областей науки и техники, иметь высокую квалификацию. Это обусловливало необходимость совершенствовать формы и методы подготовки квалифицированных рабочих. В то же время изменения в содержании труда строительных рабочих требовали улучшения и общеобразовательной подготовки как важнейшей основы повышения квалификации. Эта необходимость вытекала, в частности, из того, что рабочие, имеющие более высокий общеобразовательный уровень, быстрее повышали свою квалификацию, активнее участвовали в рационализаторской работе.
По данным ВНИПИ труда в строительстве в строительной отрасли наблюдалось некоторое несоответствие между уровнями фактической и необходимой общеобразовательной подготовки. Так, машинисты кранов, землеройных машин должны были иметь общее среднее образование, а машинисты отдельных наиболее сложных машин - среднее техническое. Однако фактический уровень общего образования рабочих-механизаторов составлял 7-8 классов. Расчеты ВНИПИ труда в строительстве показали, что доля строительных профессий, для овладения которыми рабочие (в основном монтажники и механизаторы) должны были окончить 8-10 классов, составляла 55-60 % [Трушков, 1983].
Рост общеобразовательной подготовки рабочих сопровождался возрастанием их требований к условиям труда, к своей профессии, к организации отношений внутри коллектива. Уровень общего образования рабочих опережал в своем росте уровень содержательности и привлекательности труда рабочих-строителей. Более всего были не удовлетворены своей профессией рабочие в возрасте до 20 лет, имеющие самый высокий уровень общего образования. С его ростом возрастали также требования к условиям труда, условиям учебы и повышения квалификации, к состоянию культмассовой и спортивной работы.
Если общеобразовательный уровень строительных работ повысился (благодаря росту поступления на стройки выпускников школ), то уровень их профессиональной подготовки был недостаточно высок. Дополнительная потребность строительных организаций в квалифицированных рабочих в значительной мере покрывалась путем краткосрочной подготовки на производстве, однако она не давала рабочему знаний, полностью соответствующих требованиям научно-технического прогресса.
В Советском Союзе подготовка рабочих в условиях социализма была направлена, прежде всего, на удовлетворение общенародных интересов. Советский рабочий должен был быть не только высококвалифицированным, но и широко образованным человеком, способным активно участвовать в решении стоящих перед нашей страной социальных, экономических и технических задач.
Накопленный в СССР профессиональный опыт подтверждал практическую целесообразность развития сети средних ПТУ. Перевод обычных строительных ПТУ в средние положительно сказалось на закреплении кадров, на дальнейшем росте их квалификации. Больший срок обучения, длительная производственная практика, годичная отсрочка от службы в Советской Армии способствовали укреплению связей выпускника со строительной организацией, уменьшали потенциальную текучесть кадров. Многие и после службы в армии возвращались на стройку.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся в системе профтехобразования» [Решения, 1979, с. 89-97] предусматривало привлечение к работе в ПТУ высококвалифицированных специалистов, хороших производственников, знатных строителей, справедливо рассматривая это как серьезный резерв повышения качества учебного и воспитательного процесса. В результате состав мастеров производственного обучения качественно значительно улучшился.
Во многих строительных организациях вопросам подготовки и повышения квалификации рабочих кадров уделялось самое серьезное внимание. В таких строительных организациях, как Всесоюзное объединение Череповецметаллургхимстрой Минтяжстроя СССР, тресты Спецстроймехани-зация, Краснодарпромстрой и Тюменьгорстрой Минпромстроя СССР, Учебно-курсовой комбинат Минмонтажспецстроя СССР в Рязани, Учебно-курсовой комбинат треста Краснодарсельстрой Мин-сельстроя СССР, организация обучения во многом отвечала современным требованиям, совершенствовалась учебно-материальная база обучения, повышалось качество обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практика передовых строек свидетельствовала о том, что разработка и реализация мероприятий по улучшению формирования, распределения и использования трудовых ресурсов составляли один из важнейших резервов повышения эффективности производства. Строительная отрасль занимала в индустриальном комплексе СССР одно из ведущих мест. В ее состав входили высокоразвитая сеть крупных строительно-монтажных организаций и предприятия, выпускающие строительные конструкции и материалы. За 1960-1980-е годы мощность строительных организаций в СССР значительно выросла, укрепилась их производственная база, повысилась степень индустриализации строительства. Строительные профессии претерпели большие качественные изменения, ибо их содержание, организация труда рабочих, материалы, с которыми они имели дело, во многом стали другими.
Чтобы строить много, прочно, красиво, нужны были постоянные, высококвалифицированные кадры. Нужно было их заведомо и заботливо растить, постоянно совершенствовать, создавать условия для творческой работы и общественной деятельности граждан. В СССР уделяли повседневное внимание вопросам формирования квалифицированных кадров строителей. Решение проблемы повышения производительности труда в строительно-монтажных работах самым тесным образом было связано с наличием стабильных квалифицированных кадров, эффективным управлением трудовыми ресурсами в целом и непосредственно производственными коллективами, с улучшением работы с кадрами на стройках.
Об авторах
Владимир Николаевич Горлов
Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия
Автор, ответственный за переписку.
Email: goriov812@maii.ru
доктор исторических наук, профессор
профессор кафедры исторических наук и архивоведения
Института гуманитарных и прикладных наук
Московского государственного лингвистического университета
Россия
Сергей Николаевич Артёмов
Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия
Email: ar7emov.ser@yandex.ru
доктор исторических наук, профессор
заведующий кафедрой исторических наук и архивоведения
Института гуманитарных и прикладных наук
Московского государственного лингвистического университета
Россия
Список литературы
- Ленин В. И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. М.: Госполитиздат, 1971. Т. 3.
- Градов Г. А. Город и быт. М.: Стройиздат, 1968.
- Баранов Н. В. Современное градостроительство. М.: Госстройиздат, 1962.
- Москва: годы обновления и реконструкции. М.: Московский рабочий, 1977.
- Реконструкция центров исторических городов. М.: Стройиздат, 1987.
- Глазычев В. Л. О нашем жилище. М.: Стройиздат, 1987.
- Лаппо Г. М. Города на пути в будущее. М.: Мысль, 1987.
- Второй Всесоюзный съезд советских архитекторов, 26 ноября - 3 декабря 1955 г. М.: Госстройиздат, 1956.
- Светличный Б. Е. Город в современном мире. М.: Стройиздат, 1978.
- Борисовский Г. Б. Современная строительная техника и эстетика. М.: Госстройиздат, 1963.
- Трушков В. В. Население города и пригорода. М.: Финансы и статистика, 1983.
- Жилой район и микрорайон. М.: Стройиздат, 1965.
- Бархин М. Г. Архитектура и человек. М.: Наука, 1979.
- Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Политиздат, 1979. Т. 12.
- Матусевич Н. З., Товбин А. Б., Эрмант А. В. Ориентиры многообразия. Л.: Стройиздат, 1976.
Дополнительные файлы
