Международные подходы к управлению качеством медицинской помощи (обзор литературы)
- Авторы: Гиннятулина Р.И.1,2
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России
- «Самарская городская клиническая больница №1 имени Н.И. Пирогова»
- Выпуск: Том 4, № 4 (2019)
- Страницы: 38-43
- Раздел: Общественное здоровье и здравоохранение
- URL: https://ogarev-online.ru/2500-1388/article/view/43770
- DOI: https://doi.org/10.35693/2500-1388-2019-4-4-38-43
- ID: 43770
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Анализ зарубежной литературы свидетельствует о нарастающем интересе к качеству медицинской помощи во всех его аспектах, а именно к терминологическому определению понятия качества в здравоохранении. В мировом сообществе широко используются такие подходы к управлению качеством, как всеобщий контроль качества (Total Quality Control – TQC); Всеобщее управление качеством (Total Quality Management – TQM), включающее в себя обеспечение качества (Quality Assurance) и улучшение качества (Quality Improvement); непрерывное улучшение качества (Continues Quality Improvement – CQI); «бережливое производство» (Lean management), включающее в себя политику Хосин Канри (Hoshin Kanri) и цикл Деминга – Шухарта PDCA (Plan–Do–Check–Act).
Способами практической реализации принципов всеобщего управления качеством (TQM) и непрерывного улучшения качества (CQI) являются модели делового совершенствования управления качеством: модель EFQM (European Foundation for Quality Management), модель MBQA (Malcolm Baldrige Quality Award) и модель Chronic Care Model.
В медицинских организациях для управления чаще используются Международные стандарты совершенствования услуг, которые основываются на опыте обеспечения качества, а также на международных системах и стандартах: JCI, ISO 9001, IWA1, ISO 15189, ISO 14000, OHSAS 18001.
Межгосударственные стандарты серии ISO представляют собой международный консенсус мировой практики в сфере управления качеством. Сегодня в медицинских организациях применяются следующие стандарты: SRPSISO 9001:2015, SRPSEN 15224:2017, SRPSENISO 15189:2014, SRPSENISO 13485:2017, IWA 1:2005. В период глобализации мировой экономики и здравоохранения лучшие международные практики должны лечь в основу совершенствования отечественного здравоохранения в области управления качеством медицинской помощи.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Руфия Ильдаровна Гиннятулина
ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России; «Самарская городская клиническая больница №1 имени Н.И. Пирогова»
Автор, ответственный за переписку.
Email: rufa_91@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6844-5004
аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения; заведующая отделом экспертизы качества медицинской помощи
Россия, СамараСписок литературы
- Branco D, Wicks AM, Visich JK. Using Quality Tools and Methodologies to Improve a Hospital's Quality Position. Hosp Top. 2017;95(1):10–17. doi: 10.1080/00185868.2017.1279514
- Counte MA, Meurer S. Issues in the assessment of continuous quality improvement implementation in health care organizations. Int J Qual Health Care. 2001;13:197–207.
- Donabedian A. Criteria, forms and standards of quality: what do they mean? Am J Public Health. 2002;81:217–220.
- Eckerman S, Coelli T. Including quality attributes in efficiency measures consistent with net benefit creating incentives for evidence based medicine in practice. Soc Sci Med. 2013;76(1):159–168.
- Hsieh SY. A System for Using Patient Complaints as a Trigger to Improve Quality. Quality Management in Health Care. 2011;20(4):343–355.
- Gittell JH, Fairfield K, Bierbaum B. Impact of relational coordination on quality of care, postoperative pain and functioning, and length of stay: a nine-hospital study of surgical patients. Med Care. 2000;38(8):807–819. doi: 10.1097/00005650-200008000-00005
- Juran JM, Godfrey AB, Hoogstoel RE, Schilling EG. Juran's quality handbook. New York :McGraw–Hill, 1999.
- Slack CW, Slack WV. The United Countries of America: Benchmarking the Quality of US Health Care. Mayo Clinic Proceedings. 2011;86:788–790. doi: http://dx.doi.org/10.4065/mcp.2011.0311
- Subhash S. Dodwad. Quality Management in Healthcare. Indian Journal of Public Health. 2013;57(3):138–143.
- Shewhart WA. Economic Control of Quality of Manufactured Product. 50th Anniversary Commemorative reissue. New York, USA: American Society for Quality Control: ASQ Quality Press, 1980.
- World Health Organization. Patient safety: making health care safer. 2017. – URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/ 10665/255507/WHO-HIS-SDS-2017.11-eng.pdf
- Al-Qatawneh L. Framework for establishing records control in hospitals as an ISO 9001 requirement. Int J Health Care Qual Assur. 2017;30(1):37–42. doi: 10.1108/IJHCQA-02-2016-0022
- Betlloch-Mas I, Ramón-Sapena R, Abellán-García C, et al. Implementation and Operation of an Integrated Quality Management System in Accordance With ISO 9001:2015 in a Dermatology Department. Actas Dermosifiliogr. 2019;110(2):92–101. doi: 10.1016/j.ad.2018.08.003
- Ingason HT. Best Project Management Practices in the Implementation of an ISO 9001 Quality Management System. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015;194:192–200.
- Enders C, Lang GE, Lang GK. ISO 9001:2015 Certification in Quality Management. Klin Monbl Augenheilkd. 2017;234(7):886–890. doi: 10.1055/s-0043-111084
- Deming WE. Out of the crisis. Cambriage, 2001.
- Tillinghast SJ. Can Western quality improvement methods transform the Russian health care system? The Joint Commission journal on quality improvement. 1998;24(5):280–298.
- Ang D, McKenney M, Norwood S. Benchmarking statewide trauma mortality using Agency for Healthcare Research and Quality's patient safety indicators. Journal of Surgical Research. 2015;198:34–40. doi: http://dx.doi.org/10.1016/jjss.2015.05.053
- Chiarini A, Vagnoni E. TQM implementation for the healthcare sector: The relevance of leadership and possible causes of lack of leadership. Leadership in Health Services. 2017;30(3):210–216. https://doi.org/10.1108/LHS-02-2017-0004
- Andersen HV, Lawrie G, Savic N. Effective quality management through third-generation balanced scorecard. International Journal of Productivity and Performance Management. 2004;53(7):634–645.
- Jarrett JE. Total quality management (TQM) movement in public health. International journal of quality & reliability management. 2016;33(1):25–41. doi: http://dx.doi.org/10.1108/IJQRM-12-2013-0193
- Cummings TG, Worley CG. Organization development and change: cengage learning. URL: http://www.mcs.gov.kh/wp-content/uploads/2017/07/Organization-Development-and-Change.pdf
- Curatolo N, Lamouri S, Huet JC, et al. Improvement approaches in the hospital setting: From total quality management to Lean. Ann Pharm Fr. 2015;73(4):245–256. doi: 10.1016/j.pharma.2014.12.001
- Kusumah LH. The essential factors of TQM principles implementation in small industries in Indonesia. J US-China Public Adm. 2013;10(12):108.
- Nabitz U, Klazinga N, Walburg J. The EFQM Excellence model: European and Dutch experiences with the EFQM approach in health care. Int J Qual Health Care. 2000;12:191–201.
- Sanchez E, Letona J, Gonzalez R, et al. A descriptive study of the implementation of the EFQM excellence model and underlying tools in the Basque Health service. Int J Qual Health Care. 2006;18:58–65.
- Schoten S, Blok C, Spreeuwenberg P, et al. The EFQM Model as a framework for total quality management in healthcare. International Journal of Operations & Production Management. 2016;36(8):901.
- Yousefinezhadi T, Mohamadi E, Safari H, et al. The Effect of ISO 9001 and the EFQM Model on Improving Hospital Performance: A Systematic Review. Iran Red Crescent Med J. 2015;17(12):23010. doi: 10.5812/ircmj.23010
- Goonan KJ, Stoltz PK. Leadership and management principles for outcomes-oriented organizations. Med Care. 2004;42:31–38.
- Wagner EH, Glasgow RE, Davis C, et al. Quality improvement in chronic illness care: a collaborative approach. Jt Comm J Qual Improv. 2001;27:63–80.
- Grol R, Grimshaw J. From best evidence to best practice: effective implementation of change in patients care. Lancet. 2003;362:1225–1230.
- Goldstein SM, Schweikhart SB. Empirical support for the Baldrige Award framework in U.S. hospitals. Health Care Manage Rev. 2002;27:62–75.
- Burgess N, Radnor Z. Evaluating Lean in healthcare. Int J Health Care Qual Assur. 2013;26(3):220–235. doi: 10.1108/09526861311311418
- JBA. Lean leader certification and maintenance – physician track (FAQs) 2013.URL: https://www.sma.sk.ca/kaizen/content/files/2013-09-03LLTFAQ.pdf
- Souza L. Trends and approaches in Lean healthcare leadership. Leadership in Healthcare. 2009;22(2):121–139.
- Wood D. Taking the pulse of lean healthcare. Healthcare quarterly (Toronto, Ont.). 2012;15(4):27–33. doi: 10.12927/hcq.2013.23198
- Cowley M, Domb E. Beyond Strategic Vision: Effective Corporate Action with Hoshin Planning. New York: Rutledge, 1997.
- Mayer-Oakes SA, Barnes C. Developing indicators for the Medicare Quality Indicator System (MQIS): challenges and lessons learned. Jt Comm J Qual Improv. 1997;3:381–390.
- Antony J, Palsuk P, Gupta S, et al. Six Sigma in healthcare: a systematic review of the literature. International Journal of Quality & Reliability Management. 2017:35(5):1075–1092.
- International Accreditation Joint Commission International, 4th Edition, 2011.
- Shaw CD, Groene O, Botje D, et al. The effect of certification and accreditation on quality management in 4 clinical services in 73 European hospitals. International Journal of Quality in Health Care: journal of the International Society for Quality in Health Care. 2014;26:100–7. doi: 10.1093/intqhc/mzu023
Дополнительные файлы
