КРЯШЕНСКОЕ СООБЩЕСТВО И ПРЕДМЕТ «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
- Авторы: Денисов А.Е.1
-
Учреждения:
- Казанский (Приволжский) федеральный университет
- Выпуск: № 1 (2024)
- Страницы: 152-157
- Раздел: Исторические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2499-9555/article/view/307236
- ID: 307236
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются особенности преподавания предмета «Основы российской государственности». Автор выделяет возможности этого предмета для сохранения культурного и этнического наследия кряшенского сообщества. В статье отмечаются широкие перспективы: от возрождения интереса к малой Родине до мыслей о том, как он сам может помочь своей стране в той профессии, на которую он поступил учиться.
Ключевые слова
Полный текст
4 ноября в нашей стране отмечается День народного единства и День Казанской иконы Божией Матери. К этому памятному дню я хочу представить некоторые размышления по поводу возможностей предмета «Основы российской государственности» для сохранения культурного и этнического наследия кряшен и перспектив для сообщества в целом.
29 января 2023 г. был опубликован перечень поручений Президента России В.В. Путина, в одном из пунктов которого указано, что с 1 сентября 2023 г. предусматривается преподавание первокурсникам всех высших учебных заведений России новой общеобразовательной дисциплины «Основы российской государственности».
Основной целью преподавания дисциплины «Основы российской государственности» является формирование у студентов системы знаний, навыков и компетенций, а также ценностей, правил и норм поведения, связанных с осознанием принадлежности к российскому обществу, развитием чувства патриотизма и гражданственности, формированием духовно-нравственного и культурного фундамента развитой и цельной личности, осознающей особенности исторического пути российского государства, самобытность его политической организации и сопряжение индивидуального достоинства и успеха с общественным прогрессом и политической стабильностью своей Родины.
В статье я не буду останавливаться на структуре курса, отмечу лишь то, что может быть максимально полезно для кряшенского сообщества.
Блок. «Что такое Россия?»
Основным содержанием первого блока является комплексное и системное представление России как страны и государства, призванное, во многом, познакомить студентов с собственным Отечеством как через различные познавательные нарративы, так и через яркие образы, призванные заинтересовать аудиторию и отразить воспитательный и просветительский аспекты преподаваемой дисциплины. Отдельно стоит отметить, что именно здесь важно познакомить и приобщить студентов к многонациональной российской культуре. Однако, обращаясь к молодежной аудитории, важно это делать через вовлечение, через иммерсивность образовательного процесса. Под иммерсивностью здесь понимается, в самом обобщенном виде, эффект погружения и присутствия, когда индивидуальные восприятия включают в себя чувство присутствия (ощущение, что человек находится внутри изучаемого), а также сопричастность в образовательном процессе со всеми учениками и преподавателем [1, p.111].
Как же этот блок можно связать с кряшенами и чем он может быть для них полезным? Кряшены являются частью многонационального и многоконфессионального народа России. И каждый представитель кряшен, который обучается на 1 курсе и проходит этот предмет с самой первой недели обучения, должен быть заинтересован в его изучении. Как это сделать?
Можно предложить определенный семинар, где каждый в группе должен будет рассказать о своей малой Родине (о родном городе, селе, поселке). Если же населенный пункт очень маленький, то можно рассказать о районе. При этом стоит сделать важную оговорку в задании, что если вы из Казани, то вы должны рассказать об одной из своих «исторических» малых Родин. Следовательно, если кряшен-первокурсник родился в Казани, то пусть расскажет о малой Родине отца и матери или бабушек и дедушек.
Видится, что такое достаточно творческое задание позволит с первых занятий заинтересоваться предметом «Основы российской государственности», это привнесет азарт, творческую энергию в выполнение задания. Параллельно с этим в ходе семинара дети в группе будут знакомиться друг с другом, узнавать много нового о народах России, их культуре, обычаях, что снизит влияние разного рода стереотипов на их дальнейшую жизнь. В этом и заключается определенная иммерсивность. Студенты одновременно сами вовлекаются в процесс и говорят о том, что для них действительно важно, а с другой стороны, прислушиваются к опыту, к переживаниям своих товарищей и сами проникаются той реальностью, в которой живут их однокурсники.
Далеко не все в Татарстане знают о кряшенах и о тех населенных пунктах, в которых они проживают. А такая непосредственная передача знаний «из первых рук» позволит нам говорить об истории кряшенских населенных пунктов, о культурных и бытовых особенностях этнотерриториальных групп кряшен в университетских аудиториях, что в рамках чего-то другого было бы просто не к месту. Есть и некоторый внутренний психологический момент для самого кряшена-первокурсника. Во-первых, пусть даже и через задание преподавателя, это начало изучения своей истории. Во-вторых, обращение к родственникам за какой-то более углубленной информацией и выстраивание между ними доверительных отношений на новом уровне, некое сближение и преодоление раскола между родителями и детьми.
Блок «Российское государство-цивилизация»
Здесь необходимо дать теоретическое представление о самом цивилизационном подходе и описать представление конкретных российских и зарубежных философов, писателей, политических деятелей, представителей науки и культуры о феномене цивилизации, в том числе и Российской цивилизации.
В рамках этого блока тоже можно найти множество перспектив для кряшенского сообщества. В частности, можно провести семинарское занятие, в котором студенты подготовят выступления о роли и миссии России в работах, высказываниях или интервью одного из отечественных и зарубежных философов, историков, политиков или деятелей культуры. И так же о том, как эти фигуры повлияли на формирование нашей цивилизации.
Конечно, необходимо для удобства студентов дать какой-то начальный перечень фамилий, однако, это не мешает им рассказать о политических, религиозных деятелях, людей из сферы культуры и науки, которые были тесно связаны с их этнической общиной. Например, кряшены-первокурсники могут рассказать о Н.Ильминском, В.Тимофееве, Я.Емельянове и многих других. Так, кряшены-первокурсники могут рассказать о вкладе Н.Ильминского в просвещение народов Среднего Поволжья, в частности кряшен. Как благодаря выдающемуся православному миссионеру и ученому была создана крещенно-татарская школа, где люди могли обучаться на родном языке, и был создан алфавит, создание «письменного» кряшенского языка. Это все, естественно, способствовало образованию и, следовательно, полноценному включению кряшен в единое пространство Российской империи. Это, безусловно, развивало не только кряшен, но и обогащало Российскую цивилизацию в целом.
Блок «Вызовы будущего и развитие страны»
В какой-то степени для курса «Основы российской государственности» этот раздел является наиболее важным, так как он постоянно обращается к предыдущим темам. Мы здесь говорим о вызовах и угрозах, которые стоят перед человечеством. Однако, многие вызовы и угрозы могут иметь манипулятивный характер. Так, например, далеко не все государства могут сталкиваться с одинаковыми проблемами, у всех они будут разными. Для кого-то одни вызовы, неизбежно, будут более опасны, чем другие. В целях курса мы выявляем, какие из вызовов и угроз применимы именно к нам, к России, чтобы избежать манипулятивного воздействия со стороны других государств.
Мы же не должны бояться вызовов, это путь к развитию. Более того, мы должны думать, как мы можем помочь преодолению глобальных проблем человечества, какая роль нашей страны в этом будет. Вы спросите: «А причем здесь кряшенское сообщество?» Мы сейчас говорим про первокурсников, которые только пришли со школьной скамьи и только начинают изучать свою будущую специальность. Они должны уже начинать задумываться о том, какую пользу он с помощью своей профессии и своего будущего труда может принести России, своему народу и своей малой Родине. Это касается и того места откуда он, где он родился. Если первокурсник поступил на направление, которое связано с национальным искусством, то он должен представлять, что его жизнь будет связана с сохранением культуры своего народа. Он должен видеть перспективу, горизонт событий своей профессиональной деятельности, быть максималистом, пусть даже в мечтах. Это же касается абсолютно любых специальностей, будь то будущий историк, социолог, политолог, агроном, врач, эколог и так далее. Пусть даже он не поедет к себе на малую Родину обратно, но важно, чтобы кряшен-первокурсник в процессе формирования в качестве специалиста в выбранной профессии не халатно относился к своему будущему, а задумывался о нем на занятиях по «Основам российской государственности».
В рамках же дисциплины можно дать задание написать эссе о представлении первокурсника о своей профессии и о роли в ней в будущем. В этом эссе необходимо будет отметить, чем он может помочь преодолеть вызовы и угрозы, которые стоят перед Россией именно в рамках своей профессии.
Подводя итоги, следует отметить, что курс «Основы российской государственности» предоставляет широкие возможности для кряшенского сообщества, так как направлены, в первую очередь, на молодежь. Перспективы открываются достаточно широкие: от возрождения интереса к малой Родине до мыслей о том, как он сам может помочь своей стране в той профессии, на которую он поступил учиться.
Об авторах
А. Е. Денисов
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: Count-Denisov@yandex.ru
кандидат политических наук, старший преподаватель
Россия, КазаньСписок литературы
- Immersive Education: Designing for Learning / ed. by Paula MacDow-ell and Jennifer Lock. Cham: Springer Nature, 2023. 285 p.
Дополнительные файлы
