KRYASHEN COMMUNITY AND THE SUBJECT “FUNDAMENTALS OF RUSSIAN STATEHOOD”: OPPORTUNITIES AND PROSPECTS
- Autores: Denisov A.E.1
-
Afiliações:
- the Kazan (Volga region) Federal University
- Edição: Nº 1 (2024)
- Páginas: 152-157
- Seção: Исторические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2499-9555/article/view/307236
- ID: 307236
Citar
Texto integral
Resumo
The article examines the peculiarities of teaching the subject “Fundamentals of Russian statehood". The author highlights the possibilities of this subject for the preservation of the cultural and ethnic heritage of the Kryashen community. The article notes broad prospects: from the revival of interest in his small homeland to thoughts about how he himself can help his country in the profession he entered to study.
Palavras-chave
Texto integral
4 ноября в нашей стране отмечается День народного единства и День Казанской иконы Божией Матери. К этому памятному дню я хочу представить некоторые размышления по поводу возможностей предмета «Основы российской государственности» для сохранения культурного и этнического наследия кряшен и перспектив для сообщества в целом.
29 января 2023 г. был опубликован перечень поручений Президента России В.В. Путина, в одном из пунктов которого указано, что с 1 сентября 2023 г. предусматривается преподавание первокурсникам всех высших учебных заведений России новой общеобразовательной дисциплины «Основы российской государственности».
Основной целью преподавания дисциплины «Основы российской государственности» является формирование у студентов системы знаний, навыков и компетенций, а также ценностей, правил и норм поведения, связанных с осознанием принадлежности к российскому обществу, развитием чувства патриотизма и гражданственности, формированием духовно-нравственного и культурного фундамента развитой и цельной личности, осознающей особенности исторического пути российского государства, самобытность его политической организации и сопряжение индивидуального достоинства и успеха с общественным прогрессом и политической стабильностью своей Родины.
В статье я не буду останавливаться на структуре курса, отмечу лишь то, что может быть максимально полезно для кряшенского сообщества.
Блок. «Что такое Россия?»
Основным содержанием первого блока является комплексное и системное представление России как страны и государства, призванное, во многом, познакомить студентов с собственным Отечеством как через различные познавательные нарративы, так и через яркие образы, призванные заинтересовать аудиторию и отразить воспитательный и просветительский аспекты преподаваемой дисциплины. Отдельно стоит отметить, что именно здесь важно познакомить и приобщить студентов к многонациональной российской культуре. Однако, обращаясь к молодежной аудитории, важно это делать через вовлечение, через иммерсивность образовательного процесса. Под иммерсивностью здесь понимается, в самом обобщенном виде, эффект погружения и присутствия, когда индивидуальные восприятия включают в себя чувство присутствия (ощущение, что человек находится внутри изучаемого), а также сопричастность в образовательном процессе со всеми учениками и преподавателем [1, p.111].
Как же этот блок можно связать с кряшенами и чем он может быть для них полезным? Кряшены являются частью многонационального и многоконфессионального народа России. И каждый представитель кряшен, который обучается на 1 курсе и проходит этот предмет с самой первой недели обучения, должен быть заинтересован в его изучении. Как это сделать?
Можно предложить определенный семинар, где каждый в группе должен будет рассказать о своей малой Родине (о родном городе, селе, поселке). Если же населенный пункт очень маленький, то можно рассказать о районе. При этом стоит сделать важную оговорку в задании, что если вы из Казани, то вы должны рассказать об одной из своих «исторических» малых Родин. Следовательно, если кряшен-первокурсник родился в Казани, то пусть расскажет о малой Родине отца и матери или бабушек и дедушек.
Видится, что такое достаточно творческое задание позволит с первых занятий заинтересоваться предметом «Основы российской государственности», это привнесет азарт, творческую энергию в выполнение задания. Параллельно с этим в ходе семинара дети в группе будут знакомиться друг с другом, узнавать много нового о народах России, их культуре, обычаях, что снизит влияние разного рода стереотипов на их дальнейшую жизнь. В этом и заключается определенная иммерсивность. Студенты одновременно сами вовлекаются в процесс и говорят о том, что для них действительно важно, а с другой стороны, прислушиваются к опыту, к переживаниям своих товарищей и сами проникаются той реальностью, в которой живут их однокурсники.
Далеко не все в Татарстане знают о кряшенах и о тех населенных пунктах, в которых они проживают. А такая непосредственная передача знаний «из первых рук» позволит нам говорить об истории кряшенских населенных пунктов, о культурных и бытовых особенностях этнотерриториальных групп кряшен в университетских аудиториях, что в рамках чего-то другого было бы просто не к месту. Есть и некоторый внутренний психологический момент для самого кряшена-первокурсника. Во-первых, пусть даже и через задание преподавателя, это начало изучения своей истории. Во-вторых, обращение к родственникам за какой-то более углубленной информацией и выстраивание между ними доверительных отношений на новом уровне, некое сближение и преодоление раскола между родителями и детьми.
Блок «Российское государство-цивилизация»
Здесь необходимо дать теоретическое представление о самом цивилизационном подходе и описать представление конкретных российских и зарубежных философов, писателей, политических деятелей, представителей науки и культуры о феномене цивилизации, в том числе и Российской цивилизации.
В рамках этого блока тоже можно найти множество перспектив для кряшенского сообщества. В частности, можно провести семинарское занятие, в котором студенты подготовят выступления о роли и миссии России в работах, высказываниях или интервью одного из отечественных и зарубежных философов, историков, политиков или деятелей культуры. И так же о том, как эти фигуры повлияли на формирование нашей цивилизации.
Конечно, необходимо для удобства студентов дать какой-то начальный перечень фамилий, однако, это не мешает им рассказать о политических, религиозных деятелях, людей из сферы культуры и науки, которые были тесно связаны с их этнической общиной. Например, кряшены-первокурсники могут рассказать о Н.Ильминском, В.Тимофееве, Я.Емельянове и многих других. Так, кряшены-первокурсники могут рассказать о вкладе Н.Ильминского в просвещение народов Среднего Поволжья, в частности кряшен. Как благодаря выдающемуся православному миссионеру и ученому была создана крещенно-татарская школа, где люди могли обучаться на родном языке, и был создан алфавит, создание «письменного» кряшенского языка. Это все, естественно, способствовало образованию и, следовательно, полноценному включению кряшен в единое пространство Российской империи. Это, безусловно, развивало не только кряшен, но и обогащало Российскую цивилизацию в целом.
Блок «Вызовы будущего и развитие страны»
В какой-то степени для курса «Основы российской государственности» этот раздел является наиболее важным, так как он постоянно обращается к предыдущим темам. Мы здесь говорим о вызовах и угрозах, которые стоят перед человечеством. Однако, многие вызовы и угрозы могут иметь манипулятивный характер. Так, например, далеко не все государства могут сталкиваться с одинаковыми проблемами, у всех они будут разными. Для кого-то одни вызовы, неизбежно, будут более опасны, чем другие. В целях курса мы выявляем, какие из вызовов и угроз применимы именно к нам, к России, чтобы избежать манипулятивного воздействия со стороны других государств.
Мы же не должны бояться вызовов, это путь к развитию. Более того, мы должны думать, как мы можем помочь преодолению глобальных проблем человечества, какая роль нашей страны в этом будет. Вы спросите: «А причем здесь кряшенское сообщество?» Мы сейчас говорим про первокурсников, которые только пришли со школьной скамьи и только начинают изучать свою будущую специальность. Они должны уже начинать задумываться о том, какую пользу он с помощью своей профессии и своего будущего труда может принести России, своему народу и своей малой Родине. Это касается и того места откуда он, где он родился. Если первокурсник поступил на направление, которое связано с национальным искусством, то он должен представлять, что его жизнь будет связана с сохранением культуры своего народа. Он должен видеть перспективу, горизонт событий своей профессиональной деятельности, быть максималистом, пусть даже в мечтах. Это же касается абсолютно любых специальностей, будь то будущий историк, социолог, политолог, агроном, врач, эколог и так далее. Пусть даже он не поедет к себе на малую Родину обратно, но важно, чтобы кряшен-первокурсник в процессе формирования в качестве специалиста в выбранной профессии не халатно относился к своему будущему, а задумывался о нем на занятиях по «Основам российской государственности».
В рамках же дисциплины можно дать задание написать эссе о представлении первокурсника о своей профессии и о роли в ней в будущем. В этом эссе необходимо будет отметить, чем он может помочь преодолеть вызовы и угрозы, которые стоят перед Россией именно в рамках своей профессии.
Подводя итоги, следует отметить, что курс «Основы российской государственности» предоставляет широкие возможности для кряшенского сообщества, так как направлены, в первую очередь, на молодежь. Перспективы открываются достаточно широкие: от возрождения интереса к малой Родине до мыслей о том, как он сам может помочь своей стране в той профессии, на которую он поступил учиться.
Sobre autores
A. Denisov
the Kazan (Volga region) Federal University
Autor responsável pela correspondência
Email: Count-Denisov@yandex.ru
Cand. Sci. (politics), Senior Lecturer
Rússia, KazanBibliografia
- Immersive Education: Designing for Learning / ed. by Paula MacDow-ell and Jennifer Lock. Cham: Springer Nature, 2023. 285 p.
Arquivos suplementares
