Social contexts of music culture in the epoch of “current modernity”: from aleatoric to reflecting Shostakovich

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The dynamic processes taking place in society encompass all the meridians of activity-based forms of culture, including art. The social optics of everyday life shows that today the conditions for the existence of institutions can suddenly change, leading to a change in the way a person exists, transforming his place and habitual forms of activity, leading to an unexpected change in perception, destroying established expectations and goals. Time in such a new social ontology loses its processuality and connectedness, turning into isolated moments, impulses. Creativity processes either freeze, giving way to states of obscurity, prostration, or go into the development of a new media reality, into the public sphere of the digital environment and social communication. The above-described properties of the modern social world have allowed Sigmund Bauman to metaphorically describe it as “fluid modernity”. But if the borders are fluid and “pass everywhere” (M. Bakhtin), then the global question arises of the place and position of culture and, in particular, art. Time in such a new social ontology loses its processuality and connectedness, turning into isolated moments, impulses. Creativity processes either freeze, giving way to states of obscurity, prostration, or go into the development of a new media reality, into the public sphere of the digital environment and social communication. The above-described properties of the modern social world have allowed Sigmund Bauman to metaphorically describe it as “fluid modernity”. But if the borders are fluid and “pass everywhere” (M. Bakhtin), then the global question arises of the place and position of culture and, in particular, art.

In the article, music as a form of culture is considered in relation to the social theory of Z. Bauman. And also mentioned D.D. Shostakovich in the context of the double meaning of his work.

About the authors

Marina A. Petinova

Samara State Technical University

Author for correspondence.
Email: shloss@yandex.ru

Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy

Russian Federation, Samara

References

  1. Багдасарьян Н.Г., Король М.П. «Динамическое теоретизирование» З. Баумана: критическая оптика или поиск жизненных стратегий? // Философия науки и техники. – 2016. – Т. 21. – № 2. – С. 182–191. [Bagdasaryan NG, Korol MP. “Dynamic theorizing” by Z. Bauman: critical optics or the search for life strategies? Filosofiya nauki i tekhniki. 2016;21(2):182-191. (In Russ.)]. https://doi.org/10.21146/2413-9084-2016-21-2-182-191.
  2. Бауман З. Текучая современность / пер. с англ. Ю.В. Асочакова. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с. [Bauman Z. Tekuchaya sovremennost’. Transl. from Engl. Yu.V. Asochakova. Saint-Petersburg: Izdatel’stvo Piter; 2008. 240 p. (In Russ.)]
  3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975. 502 с. [Bakhtin MM. Voprosy literatury i estetiki. Moscow: Khudozhestvennaya literature; 1975. 502 p. (In Russ).]
  4. Бурлина Е.Я. Художник и власть: хронотоп двоемыслия и двуосмысливания // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – T. 1. – № 1. – С. 112–115. [Burlina EYa. An artist and power: chronotype of doublethink and two senses of culture. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2015;1(1):112-115. (In Russ.)]
  5. Вирно П. Грамматика множества: к анализу форм современной жизни / пер. с франц. А.Г. Петрова. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2015 — 144 с. [Virno P. Grammatika mnozhestva: k analizu form sovremennoy zhizni. Transl. from French A.G. Petrov. Moscow: Ad Marginem Press; 2015. 144 p. (In Russ.)]
  6. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / пер. с франц. С.Н. Зенкина. – М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. – 288 с. [Deleuze G, Gvattari F. Chto takoye filosofiya? Transl. from French S.N. Zenkin. Moscow: Institut eksperimental’noy sotsiologii; Saint-Petersburg: Aleteyya; 1998. 288 p. (In Russ.)]
  7. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь [интернет] // Логос: литературно-философский журнал. – 2002. – № 3. [Zimmel’ G. Bol’shiye goroda i dukhovnaya zhizn’ [Internet]. Logos: literaturno-filosofskiy zhurnal. 2002;(3). (In Russ.)]. Доступно по: http://www.ruthenia.ru/logos/number/34/02.pdf. Ссылка активна на 21.04.2020.
  8. Кошут Д. Искусство после философии / пер. с англ. А.А. Курбановского // Искусствознание. – 2001. – № 1. [Koshut D. Art after philosophy. Translated from Engl. A.A. Kurbanovskiy. Iskusstvoznaniye. 2001;(1). (In Russ.)]
  9. Петинова М.А. Темпоральность музыки: социальные и культурфилософские основания музыкальной культуры XX века. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2016. – 186 с. [Petinova MA. Temporal’nost’ muzyki: sotsial’nye i kul’turfilosofskiye osnovaniya muzykal’noy kul’tury XX veka. Samara: Samar. gos. tekhn. un-t; 2016. 186 p. (In Russ.)]
  10. Романо К. Авантюра времени / пер. с франц. Р. Лошакова. – М.: РИПОЛ классик, 2017. – 220 с. [Romano K. Avantyura vremeni. Transl. from French R Loshakov. Moscow: RIPOL klassik; 2017. 220 p. (In Russ).]
  11. Турен А. Социология без общества // Социологические исследования. – 2004. – № 7. – С. 6–11. [Turen A. Sociology without societies. Sotsiologicheskie issledovaniia. 2004;(7):6-11. (In Russ.)]
  12. Хайдеггер М. Исток художественного творения / пер. с нем. А.В. Михайлова. – М.: Академический Проект, 2008. – 528 с. [Khaydegger M. Istok khudozhestvennogo tvoreniya. Transl. from German A.V. Mikhaylov. Moscow: Akademicheskiy Proyekt; 2008. 528 p. (In Russ).]

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Petinova M.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».