Социальные контексты музыкальной культуры в эпоху «текучей современности»: от алеаторики до переосмысливания Шостаковича
- Авторы: Петинова М.А.1
-
Учреждения:
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный технический университет»
- Выпуск: Том 20, № 3-4 (2020)
- Страницы: 23-28
- Раздел: 09.00.00 Философские науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2410-3764/article/view/56974
- DOI: https://doi.org/10.17816/2072-2354.2020.20.2.23-28
- ID: 56974
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Динамические процессы, происходящие в обществе, охватывают все меридианы деятельностных форм культуры, включая искусство. Социальная оптика повседневности показывает, что сегодня могут внезапно изменяться условия существования институций, ведущие за собой и смену способов существования человека, трансформации его места и привычных форм деятельности, приводя к непредвиденной смене перцепции, разрушая устоявшиеся ожидания и цели. Время в такой новой социальной онтологии теряет процессуальность и связность, превращаясь в разрозненные моменты, импульсы. Процессы творчества либо замирают, уступая место состояниям неясности, прострации, либо переходят в области освоения новой медиареальности, в публичную сферу цифровой среды и социальной коммуникации. Вышеописанные свойства современного социального мира позволили Зигмунду Бауману метафорически описать его как «текучая современность». Но если границы текучи и «проходят повсюду» (М. Бахтин), то встаёт глобальный вопрос о месте и положении культуры и, в частности, искусства.
В статье музыка как форма культуры рассматривается в отношении к социальной теории З. Баумана, а также упоминается Д.Д. Шостакович в контексте двуосмысливания его творчества.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Марина Александровна Петинова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный технический университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: shloss@yandex.ru
кандидат философских наук, доцент кафедры философии
Россия, СамараСписок литературы
- Багдасарьян Н.Г., Король М.П. «Динамическое теоретизирование» З. Баумана: критическая оптика или поиск жизненных стратегий? // Философия науки и техники. – 2016. – Т. 21. – № 2. – С. 182–191. [Bagdasaryan NG, Korol MP. “Dynamic theorizing” by Z. Bauman: critical optics or the search for life strategies? Filosofiya nauki i tekhniki. 2016;21(2):182-191. (In Russ.)]. https://doi.org/10.21146/2413-9084-2016-21-2-182-191.
- Бауман З. Текучая современность / пер. с англ. Ю.В. Асочакова. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с. [Bauman Z. Tekuchaya sovremennost’. Transl. from Engl. Yu.V. Asochakova. Saint-Petersburg: Izdatel’stvo Piter; 2008. 240 p. (In Russ.)]
- Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975. 502 с. [Bakhtin MM. Voprosy literatury i estetiki. Moscow: Khudozhestvennaya literature; 1975. 502 p. (In Russ).]
- Бурлина Е.Я. Художник и власть: хронотоп двоемыслия и двуосмысливания // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – T. 1. – № 1. – С. 112–115. [Burlina EYa. An artist and power: chronotype of doublethink and two senses of culture. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2015;1(1):112-115. (In Russ.)]
- Вирно П. Грамматика множества: к анализу форм современной жизни / пер. с франц. А.Г. Петрова. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2015 — 144 с. [Virno P. Grammatika mnozhestva: k analizu form sovremennoy zhizni. Transl. from French A.G. Petrov. Moscow: Ad Marginem Press; 2015. 144 p. (In Russ.)]
- Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / пер. с франц. С.Н. Зенкина. – М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. – 288 с. [Deleuze G, Gvattari F. Chto takoye filosofiya? Transl. from French S.N. Zenkin. Moscow: Institut eksperimental’noy sotsiologii; Saint-Petersburg: Aleteyya; 1998. 288 p. (In Russ.)]
- Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь [интернет] // Логос: литературно-философский журнал. – 2002. – № 3. [Zimmel’ G. Bol’shiye goroda i dukhovnaya zhizn’ [Internet]. Logos: literaturno-filosofskiy zhurnal. 2002;(3). (In Russ.)]. Доступно по: http://www.ruthenia.ru/logos/number/34/02.pdf. Ссылка активна на 21.04.2020.
- Кошут Д. Искусство после философии / пер. с англ. А.А. Курбановского // Искусствознание. – 2001. – № 1. [Koshut D. Art after philosophy. Translated from Engl. A.A. Kurbanovskiy. Iskusstvoznaniye. 2001;(1). (In Russ.)]
- Петинова М.А. Темпоральность музыки: социальные и культурфилософские основания музыкальной культуры XX века. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2016. – 186 с. [Petinova MA. Temporal’nost’ muzyki: sotsial’nye i kul’turfilosofskiye osnovaniya muzykal’noy kul’tury XX veka. Samara: Samar. gos. tekhn. un-t; 2016. 186 p. (In Russ.)]
- Романо К. Авантюра времени / пер. с франц. Р. Лошакова. – М.: РИПОЛ классик, 2017. – 220 с. [Romano K. Avantyura vremeni. Transl. from French R Loshakov. Moscow: RIPOL klassik; 2017. 220 p. (In Russ).]
- Турен А. Социология без общества // Социологические исследования. – 2004. – № 7. – С. 6–11. [Turen A. Sociology without societies. Sotsiologicheskie issledovaniia. 2004;(7):6-11. (In Russ.)]
- Хайдеггер М. Исток художественного творения / пер. с нем. А.В. Михайлова. – М.: Академический Проект, 2008. – 528 с. [Khaydegger M. Istok khudozhestvennogo tvoreniya. Transl. from German A.V. Mikhaylov. Moscow: Akademicheskiy Proyekt; 2008. 528 p. (In Russ).]
Дополнительные файлы
