Методика исследования культурного кода компании в корпоративно-антропологическом подходе с применением инструментов фасилитации и сторитейлинга для обеспечения устойчивого развития организации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы исследования корпоративной культуры компании. В частности, применение инструментов фасилитациии и сторитейлинга в корпоративной антропологии для обеспечения устойчивого развития организации. По мнению авторов, для разработки мероприятий в области обеспечения устойчивого развития компании важно учитывать не только ее отраслевые особенности, но и ее историю, традиции, принятые нормы и правила взаимодействия между различными подразделениями. Без понимания истории компании, специфических особенностей ее корпоративной культуры, сложно проектировать комплексные изменения и долгосрочные стратегии, направленные на обеспечение жизнестойкости и устойчивого развития компании в долгосрочной перспективе. При этом в рамках одной организации взаимодействует несколько заинтересованных сторон (собственники, руководство, сотрудники, клиенты), и важно понимать точки пересечения их интересов и ценностей. В проведенном исследовании предложена методика, опирающаяся на практику проведения ретроспективы и сбора историй, позволяющая проводить глубокий анализ культурного кода компании и его влияния на взаимодействие различных заинтересованных сторон. В качестве объекта апробации выбрана образовательная организация. В результате проведенной работы разработана и апробирована технология применения инструментов фасилитации и сторитейлинга для исследования культурного кода компании. Описаны технологии, позволяющие совместить проведение классической ретроспективы со сбором антропологических историй, с целью дальнейшего описания культурного кода компании. Проанализированы преимущества и особенности применения данной технологии работы.

Об авторах

Елизавета Иоганесовна Пистер

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева

Email: pisterelizaveta@yandex.ru
доцент кафедры экономики предприятий и отраслей Института инженерной экономики, кандидат экономических наук

Владимир Дмитриевич Данкин

ООО «Центр развития корпоративной культуры» (Тренинг-Бутик)

Email: contact@tboutique.ru
тренер-консультант, куратор центра экспертизы «Корпоративная культура»

Сергей Олегович Медведев

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева

Email: Medvedev_serega@mail.ru
доцент кафедры экономических и естественнонаучных дисциплин, старший научный сотрудник кандидат экономических наук

Список литературы

  1. 1. Абашева О.Ю., Агеев А.О., Алексеева Н.А. и др. Устойчивое и динамичное развитие российской социально-экономической системы: вызовы, перспективы, риски. - Самара: ООО НИЦ «ПНК», 2022. – 212 c.
  2. 2. Лоффер М. Ретроспектива в Agile. Проверенные методы и инновационные подходы. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 336 c.
  3. 3. Керт Н. Ретроспектива проекта: как проектным командам оглядываться назад, чтобы двигаться вперед. - М.: Издательство Дмитрия Лазарева, 2015. – 303 c.
  4. 4. Бехтерева В., Бехтерева С. Лидер будущего. Как направлять энергию команды с помощью драйв-совещаний и фасилитации. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 304 c.
  5. 5. Браунт Д., Крамер И. Корпоративное племя: Чему антрополог может научить топ-менеджера. - М.: Альпина Паблишер, 2018. – 240 c.
  6. 6. Коул М. Культурологическая психология. - М.: Когитоцентр, 1997. – 131 c.
  7. 7. Лурье С.В. Обобщенный культурный сценарий и функционирование социокультурных схем // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2010. – № 2. – c. 152-167.
  8. 8. Слесик Е.М. Личностный компонент этической культуры учащихся основной школы как культурно-педагогический феномен // Педагогика и современность. – 2013. – № 6. – c. 83-86.
  9. 9. Вознесенский И.С. Корпоративная антропология: зарубежный опыт в адаптации для российского читателя // Власть истории и история власти. – 2019. – № 2(16). – c. 178-192.
  10. 10. Коровкин В.Ю., Булаткин Ю.С. Исследование организационной культуры. Из опыта петербургской школы № 207 // Magiser. – 2022. – № 2. – c. 26-32.
  11. 11. Калина Н.Д. Модель существенных признаков визуальной культуры как критериев исследования артефактов и конструирования новых визуальных образов // Человек и культура. – 2021. – № 2. – c. 51-63. – doi: 10.25136/2409-8744.2021.2.34486.
  12. 12. Кузнецова О.Е. Анализ зарубежных исследований организационной культуры школы // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 3. – c. 28-36. – doi: 10.17759/pse.2017220303.
  13. 13. Корякина Н.И. Проектирование модели школы устойчивого развития // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 2. – c. 129-133.
  14. 14. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Изучение основ устойчивого развития в школе: интегрированный вариант // Биология в школе. – 2008. – № 5. – c. 48.
  15. 15. Казько Е.С. Альтернативы в начальной и высшей школе как условие устойчивого развития // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2010. – № 2. – c. 215-219.
  16. 16. Осиева Ю.Г. Формирование информационной культуры будущих учителей начальной школы в соответствии с концепцией устойчивого развития // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2011. – № 2. – c. 425-431.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Пистер Е.И., Данкин В.Д., Медведев С.О., 2023

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».