Две концепции исторической памяти России: П. Я. Чаадаев и А. С. Пушкин
- Авторы: Соловьев К.А.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: № 10 (2025)
- Страницы: 88-99
- Раздел: Статьи
- URL: https://ogarev-online.ru/2409-868X/article/view/357759
- DOI: https://doi.org/10.25136/2409-868X.2025.10.72514
- EDN: https://elibrary.ru/FJDFQH
- ID: 357759
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Об авторах
Константин Анатольевич Соловьев
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Email: ksoloviov@spa.msu.ru
профессор; кафедра истории государственного и муниципального управления факультета государственного управления;
Список литературы
Анкерсмит Ф. А. Возвышенный исторический опыт. М.: «Издательство -Европа», 2007. Ассман А. Забвение истории – одержимость историей. М.: Новое литературное обозрение, 2019. Барг М. А. Шекспир и история. М., «Наука». 1979. URL: https://w-shakespeare.ru/library/shekspir-i-istoriya15.html Беседина Е. А., Буркова Т. В. «От доски до доски»: конструирование мифа и поиск идентичности в знаках коммеморации (на примере мемориальных досок) // ЛиТ. Исторический альманах. 2019. № 12. С. 178-186. Боднарук И. И. Социальная память: проблематика определения понятия в контексте подходов Я. Ассмана и А. Ассман // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 2. С. 21-26. Вержбицкий К. В. Тацит как историк принципата // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2009. № 3. С. 60-70. Гершензон М.О. П.Я. Чаадаев. Жизнь и мышление. СПб. 1908. С. 62, 68, 147, 153. Добешевский Я. Петр Чаадаев как учредительный миф русской философии // Философические письма. Русско-европейский диалог. 2019. № 4. С. 90-103. Жихарев М.И. Петр Яковлевич Чаадаев. Из воспоминаний современника // Вестник Европы. 1871. № 9. С. 9-54. Ивонина О. И. П. Я. Чаадаев о религиозном векторе русской истории // Философия и культура. 2017. № 2. С. 57-68. Корнющенко-Ермолаева Н. С. Диалектика отношений коллективной памяти и истории: pro et contra // Векторы благополучия: экономика и социум. 2022. № 3 (46). С. 43-60. Кара-Мурза А. А. «Северная» идентичность России как предмет цивилизационной самокритики (от Петра Чаадаева до Василия Шульгина) // Философский журнал. 2022. № 2. С. 5-16. Красильникова Е. И., Вальдман И. А. Политика памяти: исторические символы и коммеморативные практики в системе социально-политической саморегуляции Сибирского региона в ХХ – начале ХХI вв. // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020. № 1. С. 47-54. Козмин Н.К. Николай Иванович Надеждин. Жизнь и научно-литературная деятельность. 1804–1836. СПб., 1912. Мегилл А. История и память: за и против // Философия и общество. 2005. № 2 (39). С. 132-165. Мильчина В. А., Осповат А. Л. Дневник Александра Тургенева и «Философическое письмо» Чаадаева: хроника московского быта (по архивным материалам) // Шаги/Steps. 2022. № 2. С. 146-175. Нижников С. А. П. Я. Чаадаев: от мифологического образа к реальному лицу // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2017. № 4. С. 488-494. Никола М. И. «Повесть из римской жизни» А. С. Пушкина // Наука и школа. 2019. № 3. С. 11-18. Пушкин А. С. Письмо Чаадаеву от 19 октября 1836 г. // Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т. 2. М.: Наука. 1991. С. 460-461. Смирнов В. Н., Евлампиев И. И. Система Гегеля и романтизм: два полюса исторических воззрений П.Я. Чаадаева // Вестник РХГА. 2020. № 4-2. С. 126-138. Тульчинский Г. Л. Соотношение исторической и культурной памяти: практики забвения // Социально-политические науки. 2016. № 4. С. 10-13. Чаадаев П.Я. Философические письма. Письмо первое. Письмо второе // Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т. 1. М.: Наука. 1991. С. 320-354. Якубович Д.П. Античность в творчестве Пушкина // Пушкин. Временник Пушкинской комиссии. М.; Л., 1941. Вып. 6. С. 92-159. Янушкевич А. С. «Прочтение» и изображение мирообраза Рима в русской поэзии 1800-1840-х гг. // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2013. № 5. С. 98-115.
Дополнительные файлы

