Модель реализации системы контроля производственного процесса на предприятии технического сервиса автомобилей
- Авторы: Козин Е.С.1
-
Учреждения:
- Тюменский индустриальный университет
- Выпуск: Том 15, № 2 (2025)
- Страницы: 229-251
- Раздел: Статьи
- Статья опубликована: 30.06.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2328-1391/article/view/299346
- DOI: https://doi.org/10.12731/2227-930X-2025-15-2-362
- EDN: https://elibrary.ru/QSOJPJ
- ID: 299346
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В исследовании рассмотрен методический подход к контролю производственных процессов по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей на предприятиях технического сервиса. Подход основывается на рассмотрении предприятия как сложной организационной или кибернетической системы. Для основного процесса, реализуемого этой системой, определяется количество точек контроля в течение смены, величина и степень запаздывания управленческих воздействий. Для моделирования работы системы используется имитационная модель, которая учитывает постепенное нарастание ошибки исполнителей и ее устранение при применении управляющего воздействия. С учетом установленного показателя и критерия эффективности определено оптимальное количество элементов системы контроля в зависимости от интенсивности поступления автомобилей в сервисную зону. Получены модели установленных закономерностей, которые описываются однофакторными регрессионными уравнениями. Разработаны модели закономерностей влияния параметров системы контроля на относительную пропускную способность системы.
Цель – повышение эффективности управления предприятиями автомобильного транспорта путем установления закономерностей влияния количества поступающих в зону технического сервиса автомобилей на параметры системы контроля производственных процессов предприятия.
Метод и методология проведения работы. В исследовании используется метод корреляционно-регрессионного анализа, методика планирования эксперимента, имитационное моделирование, системный анализ.
Результаты. Установлены закономерности влияния количества поступающих в зону технического сервиса автомобилей на количество точек контроля в течение смены, на величину управляющего воздействия, на степень запаздывания реализации управляющего воздействия. Установлены закономерности влияния количества точек контроля в течение смены, величины управляющего воздействия, степени запаздывания реализации управляющего воздействия на относительную пропускную способность системы.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы руководством предприятий по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей при оперативном управлении технологическими процессами.
Ключевые слова
Об авторах
Евгений Сергеевич Козин
Тюменский индустриальный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kozines@tyuiu.ru
ORCID iD: 0000-0002-6774-3285
SPIN-код: 1834-0639
Scopus Author ID: 57052768700
ResearcherId: D-8474-2019
доцент кафедры сервиса автомобилей и технологических машин, кандидат технических наук, доцент
Россия, ул. Володарского, 38, г. Тюмень, 625000, Российская ФедерацияСписок литературы
- Aizerman, M. A. (2016). Theory of automatic control: Adiwes international series. Amsterdam: Elsevier.
- Fransoo, J. C., & Rutten, W. G. M. M. (1994). A typology of production control situations in process industries. International Journal of Operations & Production Management, 14(12), 47–57. https://doi.org/10.1108/01443579410072382 EDN: https://elibrary.ru/EAYRGB
- Landers, R. G., et al. (2020). A review of manufacturing process control. Journal of Manufacturing Science and Engineering, 142(11), 110814. https://doi.org/10.1115/1.4048111 EDN: https://elibrary.ru/MOXMIO
- Trentesaux, D. (2009). Distributed control of production systems. Engineering Applications of Artificial Intelligence, 22(7), 971–978. https://doi.org/10.1016/j.engappai.2009.05.001
- Захаров, Н. С., & Козин, Е. С. (2023). Контроль выполнения технологического процесса обслуживания и ремонта автомобилей с использованием нейронных сетей. Вестник Уральского государственного университета путей сообщения, (4), 43–51. https://doi.org/10.20291/2079-0392-2023-4-43-51 EDN: https://elibrary.ru/NAQINB
- Калугин, Ю. Б. (2020). Модифицированная расчетная схема для обоснования величины периода контроля. Специальная техника и технологии транспорта, (8), 114–120. EDN: https://elibrary.ru/IPJTYD
- Калугин, Ю. Б. (2020). Обоснование величины шага контроля при управлении технологическими процессами. Специальная техника и технологии транспорта, (7), 33–36. EDN: https://elibrary.ru/GJETWL
- Кельтон, В., & Лоу, А. (2004). Имитационное моделирование. Классика CS (3-е изд.). Санкт-Петербург: Питер; Киев: Издательская группа BHV. 847 с.
- Киселев, Г. Г. (2023). Система для оперативного контроля и соблюдения технологической дисциплины процесса осмотра подвижного состава на ПТО. В Наука и образование: достижения и перспективы: Материалы VIII Международной научно-практической конференции (Саратов, 21 декабря 2023 г.) (с. 35–40). Самара — Саратов: Общество с ограниченной ответственностью «Амирит». EDN: https://elibrary.ru/BPLWCZ
- Козин, Е. С. (2022). Система поддержки принятия решений по управлению станцией технического обслуживания автомобилей. Транспорт Урала, (3), 73–77. https://doi.org/10.20291/1815-9400-2022-3-73-77 EDN: https://elibrary.ru/MWZBJW
- Кремер, Н. Ш. (2006). Теория вероятностей и математическая статистика: учебник для вузов (2-е изд., перераб. и доп.). Москва: ЮНИТИ-ДАНА. 573 с.
- Кузьменко, Н. В., Куликов, В. В., & Бордун, Г. Ф. (2014). Разработка структуры анализа контроля качества технологического процесса. Современные технологии и научно-технический прогресс, 1, 11. EDN: https://elibrary.ru/SHOTZL
- Кушнир, Г. Ю., & Минченко, С. Н. (2017). Совершенствование методов контроля качества технического обслуживания и ремонта на предприятиях, обслуживающих транспортные средства различных марок. Международный научный журнал, (3), 70–73. EDN: https://elibrary.ru/YTOIWR
- Мальцев, Д. В., & Репецкий, Д. С. (2020). Контроль производственного персонала при выполнении работ технического обслуживания автомобилей. Мир транспорта, 18(6), 238–247. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2020-18-6-238-247 EDN: https://elibrary.ru/MRGGVD
- Михайлов, В. С. (1988). Теория управления. Киев: Выща школа. Головное изд-во. 312 с.
- Новиков, Д. А. (2016). Кибернетика: Навигатор. История кибернетики, современное состояние, перспективы развития. Москва: ЛЕНАНД. 160 с. EDN: https://elibrary.ru/ULJXBF
- Новиков, Д. А. (2005). Теория управления организационными системами. Москва: МПСИ. 584 с. EDN: https://elibrary.ru/PFGVIJ
- Трегубов, Ю. М. (2015). Анализ проблем внутреннего контроля производственных процессов на промышленном предприятии. В XXII Туполевские чтения (Школа молодых ученых): Материалы конференции (Казань, 19–21 октября 2015 г.) (т. 5, с. 388–394). Казань: ООО «Издательство Фолиант». EDN: https://elibrary.ru/UWATMB
- Антохина, Ю. А., Семенова, Е. Г., Епифанцев, К. В., & Копанский, А. С. (2020). Управление качеством продукции и производственный контроль технологических процессов при применении принципов ХАССП. В Метрологическое обеспечение инновационных технологий: Международный форум (Санкт-Петербург, 4 марта 2020 г.) (с. 12–13). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения. EDN: https://elibrary.ru/VNWGNV
- Шайдуллина, Н. К., Печеный, Е. А., & Нуриев, Н. К. (2023). Моделирование процесса администрирования системы массового обслуживания с ограниченным временем жизни заявок. Современные наукоемкие технологии, (11), 81–86. https://doi.org/10.17513/snt.39824 EDN: https://elibrary.ru/SNBJFJ
Дополнительные файлы
