Оценка целесообразности организации выделенных полос для городского пассажирского транспорта общего пользования на участке улично-дорожной сети
- Авторы: Котенкова И.Н.1, Рассоха В.И.2, Дрючин Д.А.2
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»
- ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
- Выпуск: Том 15, № 3 (2025)
- Страницы: 182-202
- Раздел: Статьи
- Статья опубликована: 25.11.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2328-1391/article/view/356728
- DOI: https://doi.org/10.12731/3033-5965-2025-15-3-391
- ID: 356728
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В данной статье авторами приведены результаты обзора научных работ в области повышения эффективности использования городской улично-дорожной сети на основе реализации мероприятий по организации приоритетного движения городского пассажирского транспорта общего пользования. Отмечено отсутствие сформированной и структурированной научной и нормативно-правовой базы в области определения условий целесообразной организации выделенных полос для движения транспортных средств городского пассажирского транспорта общего пользования.
В качестве одного из возможных решений обозначенной проблемы предложен критерий оценки целесообразности организации выделенных полос, разработана методика расчёта данного критерия, определяемого с учётом перераспределения транспортных потоков между смежными участками городской улично-дорожной сети.
Цель – повышение эффективности использования городской улично-дорожной сети на основе обеспечения приоритетных условий движения городского пассажирского транспорта общего пользования.
Материалы и методы. В работе реализованы методы математического и статистического анализа, методы планирования натурного эксперимента, теория вероятности. Статья базируется на комплексе источников, включающих в себя: документацию нормативно-правового характера и научные работы в области организации движения и организации городских пассажирских перевозок.
Результаты. В статье предложен критерий оценки целесообразности организации выделенной полосы на участке городской улично-дорожной сети, разработана методика расчёта значений предложенного показателя с учётом интенсивности движения транспортных средств, структуры транспортных потоков и особенностей организации дорожного движения. На основе предложенных расчётных формул разработана математическая модель, позволяющая выявить параметрическую область, характеризующую условия, определяющие целесообразность организации выделенной полосы для движения транспортных средств городского пассажирского транспорта общего пользования.
Область применения результатов: научно-исследовательская деятельность в области организации городских пассажирских перевозок и организации движения; решение прикладных задач, связанных с разработкой схем организации дорожного движения и организации работы городского пассажирского транспорта.
Об авторах
Ирина Николаевна Котенкова
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: ir-kot83@mail.ru
старший преподаватель кафедры транспортных процессов и технологических комплексов
Россия, ул. Московская, 2, г. Краснодар, 350072, Российская Федерация
Владимир Иванович Рассоха
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
Email: cabin2012@yandex.ru
доктор технических наук, доцент, декан транспортного факультета, профессор кафедры технической эксплуатации и ремонта автомобилей
Россия, просп. Победы, 13, г. Оренбург, 460018, Российская Федерация
Дмитрий Алексеевич Дрючин
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
Email: dmi-dryuchin@yandex.ru
доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой технической эксплуатации и ремонта автомобилей
Россия, просп. Победы, 13, г. Оренбург, 460018, Российская Федерация
Список литературы
- Акопов, Ф. В. (2012). Проблемы организации выделенных полос для движения наземного городского пассажирского транспорта. В Проблемы и основные направления модернизации транспортного комплекса Московского региона (с. 83–89). Москва: МАДИ.
- Белова, А. М. (2014). Методика обоснования целесообразности выделения полос для движения маршрутного транспорта общего пользования [Диссертация на соискание кандидата технических наук, 05.22.01 «Транспортные и транспортно-технологические системы страны, её регионов и городов, организация производства на транспорте»]. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. 159 с.
- Голеницкий, Ю. В. (1999). Моделирование приоритетного движения автобусов [Диссертация на соискание кандидата технических наук, 05.22.10 «Эксплуатация автомобильного транспорта»]. Волгоградский государственный технический университет. 145 с. EDN: https://elibrary.ru/QDDHRX
- Горев, А. Э., Попова, О. В., & Филимонова, А. М. (2010). Повышение эффективности использования общественного транспорта за счёт выделенных полос. Автотранспортное предприятие, 8, 10–12. EDN: https://elibrary.ru/MTERTD
- Дацюк, А. М., Горев, А. Э., & Попова, О. В. (2010). Организация скоростного автобусного сообщения и области его применения. В Сборник докладов 67-й научной конференции профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов (Ч. III, с. 89–94). Санкт-Петербург: СПбГАСУ.
- Дудникова, Н. Н., & Синько, К. А. (2023). Формулирование подходов для раскрытия влияния состава транспортного потока на значение потоков насыщения для пересечений в одном уровне со светофорным регулированием. Техника и технология транспорта, 1(28). EDN: https://elibrary.ru/PUVSHE
- Зырянов, В. В., & Мирончук, А. А. (2012). Приоритетное движение общественного транспорта: развитие методов организации. Транспорт Российской Федерации, 3–4, 40–41. EDN: https://elibrary.ru/PBZHUL
- Котенкова, И. Н., Лебедев, Е. А., & Рассоха, В. И. (2024). К вопросу о приоритетном праве проезда пассажирского транспорта в городах. В Прогрессивные технологии в транспортных системах: материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (20–22 ноября, с. 239–248). Оренбург: Оренбургский государственный университет.
- Курганский, С. Г., & Рожин, П. С. (2014). Организация и внедрение приоритетного проезда наземного городского пассажирского транспорта на регулируемых перекрёстках. Транспорт Российской Федерации, 4, 60–63. EDN: https://elibrary.ru/SLSQQZ
- Ле Дык Лонг. (2021). Исследование закономерностей движения транспортных потоков для проектирования выделенных полос наземного общественного транспорта [Диссертация на соискание кандидата технических наук, 05.23.11 «Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей»]. МАДИ. 170 с.
- Мирончук, А. А. (2020). Исследование эффективных условий применения приоритетных полос прерывного действия. В Информационные технологии и инновации на транспорте: материалы 5-й Международной научно-практической конференции (22–23 мая, с. 179–187). Орёл: Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева. EDN: https://elibrary.ru/KXEXUM
- Мирончук, А. А. (2013). Особенности интеграции приоритетных полос прерывного действия с городской интеллектуальной транспортной системой. Инженерный вестник Дона, 3(26), 147–152. EDN: https://elibrary.ru/RZEHUL
- Нестеренко, Д. Х. (2021). Методика повышения привлекательности городских пассажирских автомобильных перевозок на основе управления структурой транспортных потоков [Диссертация на соискание кандидата технических наук, 2.9.5 «Эксплуатация автомобильного транспорта»]. Оренбургский государственный университет. 118 с. EDN: https://elibrary.ru/GGWGHW
- Попова, О. В. (2003). Разработка методики планирования приоритетного движения наземного общественного транспорта [Диссертация на соискание кандидата технических наук, 05.22.10 «Эксплуатация автомобильного транспорта»]. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. 154 с. EDN: https://elibrary.ru/NMGLQV
- Рассоха, В. И. (2010). Ситуационное управление автотранспортными системами. Схема и сценарии управления городским пассажирским транспортом. Вестник Оренбургского государственного университета, 4, 142–146. EDN: https://elibrary.ru/MLZQRX
- Рассоха, В. И., & Исайчев, В. Т. (2010). Улучшение эксплуатационных характеристик системы непрерывного регулирования схождения управляемых колёс автотранспортных средств в движении. Повышение точности регулирования. Вестник Оренбургского государственного университета, 10(116), 141–143. EDN: https://elibrary.ru/MVSQFR
- Смирнов, С. И. (1984). Совершенствование организации приоритетного движения средств маршрутного пассажирского транспорта в городах [Диссертация на соискание кандидата технических наук, 05.22.10 «Эксплуатация автомобильного транспорта»]. МАДИ. 195 с. EDN: https://elibrary.ru/NPOSGN
- Якимов, М. Р. (2011). Методология обоснования целесообразности выделения обособленных полос для движения общественного транспорта на улично-дорожной сети крупного города. Вестник МАДИ, 2(25), 90–95. EDN: https://elibrary.ru/NUTAGB
- Якунина, Н. В., Нургалиева, Д. Х., Легащёв, С. В., & Мухамедов, Д. С. (2015). Моделирование структуры пассажирских автотранспортных потоков с использованием показателя динамического габарита пассажира. Интеллект. Инновации. Инвестиции, 4, 140–144. EDN: https://elibrary.ru/VPUPWB
- Tsitsokas, D., Kouvelas, A., & Geroliminis, N. (2019). Modeling and optimization of dedicated bus lane network design under dynamic traffic congestion. В hEART 2019 — 8th Symposium of the European Association for Research in Transportation (4–6 сентября, с. 86–98). Budapest.
- Hu, J., Lian, Zh., Sun, X., et al. (2024). Dynamic right-of-way allocation on bus priority lanes considering traffic system resilience. Sustainability, 16(5), 1801. https://doi.org/10.3390/su16051801. EDN: https://elibrary.ru/KBQSGV
- Hadas, Y., & Nahum, O. E. (2016). Urban bus network of priority lanes: A combined multi-objective, multi-criteria and group decision-making approach. Transport Policy, 52, 186–196.
Дополнительные файлы


