Оценка надежности эксплуатируемых участков автомобильных дорог
- Авторы: Буртыль Ю.В.1, Капский Д.В.1, Филиппова Н.А.2,3,4, Неретин А.А.3
-
Учреждения:
- Белорусский национальный технический университет
- ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова»
- ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»
- Якутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук (ФИЦ ЯНЦ СО РАН)
- Выпуск: Том 15, № 2 (2025)
- Страницы: 252-269
- Раздел: Статьи
- Статья опубликована: 30.06.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2328-1391/article/view/299435
- ID: 299435
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Основной целью данного исследования является разработка методики проверки фактической надежности дорожной одежды на основании динамики изменения ровности покрытия, расчетной скорости движения автомобиля и расчетного срока службы. В рамках исследования введены авторские количественные критерии, такие как коэффициент эксплуатационной надежности дорожной конструкции и коэффициент срока службы дорожного покрытия. Исследование связано с наблюдениями за изменением ровности дорожного покрытия и его влиянием на эксплуатационные характеристики. Оценка состояния ради износа, который возникает в процессе эксплуатации, особенно важна для определения периодов ремонта и необходимого объема работ. В статьи приводятся примеры замеров ровности на участках дорог с различной интенсивностью движения, что позволяет сделать вывод о различной скорости ухудшения состояния покрытия и выявить участки, наиболее подверженные деформациям.
Цель исследования заключается в разработке и апробации методологии оценки состояния дорожного покрытия, с акцентом на анализ ровности и эксплуатационных характеристик дорожных конструкций. Основная задача состоит в интеграции количественных показателей и математических моделей, которые позволят более точно определить сроки и объемы необходимых ремонтов.
Материалы и методы. В статье приведена разработанная на основании динамики изменения ровности покрытия, расчетной скорости движения автомобиля и расчетного срока службы, методика оценки фактической надежности дорожной одежды. Методика включает разработанные авторские количественные критерии оценки, к которым относятся коэффициент эксплуатационной надежности дорожной конструкции, эксплуатационный срок службы покрытия и коэффициент срока службы дорожного покрытия.
Результаты. По итогам исследования разработаны оценочные критерии надежности, которые могут быть полезны для органов управления дорожным хозяйством и при планировании ремонта. Эти критерии позволяют не только выявлять участки, требующие ремонта, но и оптимизировать ресурсы, затрачиваемые на его выполнение. Исследование доказывает, что применение математических моделей и количественных показателей может значительно улучшить систему управления дорожным покрытием, повышая безопасность и комфорт для пользователей.
Ключевые слова
Об авторах
Юрий Валерьевич Буртыль
Белорусский национальный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: burtyl76@mail.ru
SPIN-код: 4386-2676
кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспортные системы и технологии»
Белоруссия, пр. Независимости, 65, г. Минск, БеларусьДенис Васильевич Капский
Белорусский национальный технический университет
Email: d.kapsky@gmail.com
SPIN-код: 5383-4582
доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Транспортные системы и технологии»
Белоруссия, пр. Независимости, 65, г. Минск, БеларусьНадежда Анатольевна Филиппова
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова»; ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»; Якутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук (ФИЦ ЯНЦ СО РАН)
Email: umen@bk.ru
SPIN-код: 3782-8051
доктор технических наук, профессор
Россия, ул. Белинского, 58, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677000, Российская Федерация; Ленинградский проспект, 64, г. Москва, 125319, Российская Федерация; ул. Петровского, 2, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677027, Российская ФедерацияАлександр Андреевич Неретин
ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»
Email: neretin.sasha@gmail.com
SPIN-код: 3474-3633
кандидат технических наук, доцент
Россия, Ленинградский проспект, 64, г. Москва, 125319, Российская ФедерацияСписок литературы
- Буртыль, Ю. В., & Капский, Д. В. (2022). Моделирование взаимосвязи ровности и прочности нежестких дорожных одежд на основании теоретическо-практических исследований. Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета, 19(4), 570–583. https://doi.org/10.26518/2071-7296-2022-19-4-570-583 EDN: https://elibrary.ru/MGXUAY
- Буртыль, Ю. В., Капский, Д. В., & Ларин, О. Н. (2022). Моделирование продольной ровности покрытий при изменении прочности дорожных конструкций. Транспорт: наука, техника, управление, (11), 36–39. https://doi.org/10.36535/0236-1914-2022-11-6 EDN: https://elibrary.ru/NYDTOW
- Герцог, В. Н., Долгих, Г. В., & Кузин, Н. В. (2015). Расчет дорожных одежд по критериям ровности. Часть 1. Обоснование норм ровности асфальтобетонных покрытий. Инженерно-строительный журнал, (5), 45–57. https://doi.org/10.5862/MCE.57.4 EDN: https://elibrary.ru/UHLIHB
- Саркiсян, Г. С. (2021). Обґрунтування потрiбної мiцностi нежорсткого дорожнього одягу за критерiєм граничної рiвностi (диссертация кандидата технических наук). Харьков: Харкiвський нацiональний автомоб.-дорожнiй ун-т. 285 с.
- Рассел, Дж. (2013). Обобщённый метод наименьших квадратов (258 с.). Москва: VSD.
- Щеколдин, В. Ю., & Лысенко, М. Ю. (2018). Развитие методов классификации на основе анализа кумулятивных кривых. В сборнике: Актуальные проблемы электронного приборостроения АПЭП - 2018: материалы междунар. научно-техн. конф., Новосибирск 2-6 окт. 2018 г.: в 8 т. (с. 97–100). Новосибирск: Новосибирский гос. техн. ун-т. EDN: https://elibrary.ru/LRLUGS
- Любченко, А. С. (2010). Оценка и прогнозирование надежности дорожных одежд нежесткого типа (на основе краткосрочных наблюдений) (автореферат диссертации кандидата технических наук). Волгоград: Волгог. гос. архит.-строит. ун-т. 19 с. EDN: https://elibrary.ru/QHENCR
- Буртыль, Ю. В., & Капский, Д. В. (2022). Результаты георадиолокационных исследований дорожных одежд в Республике Казахстан. В сборнике: Модернизация аэропортов и развитие авиаперевозок: Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 28-29 апреля 2022 года (с. 39–44). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. EDN: https://elibrary.ru/ULIUHL
- Капский, Д. В., Богданович, С. В., & Буртыль, Ю. В. (2022). Влияние климата на транспортную отрасль Беларуси. В сборнике: Проектирование автомобильных дорог: Сборник докладов 80-й Международной научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ, Москва, 24-28 января 2022 года (с. 293–303). Москва: Общество с ограниченной ответственностью "А-проджект". EDN: https://elibrary.ru/VFSGYN
- Филиппова, Н. А., Иванова, А. Е., Ишков, А. М., & Власов, В. М. (2023). Цифровая технология, как один из методов повышения эффективности работы автозимников Арктических районов Республики Саха (Якутия). Мир транспорта и технологических машин, (3-2), 137–143. https://doi.org/10.33979/2073-7432-2023-3-2(82)-137-143 EDN: https://elibrary.ru/XBNAFS
- Филиппова, Н. А. (2024). Научные пути решения проблем организации и планирования перевозок грузов в районы Крайнего Севера и Арктической зоны России. Интеллект. Инновации. Инвестиции, (2), 11–22. https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-2-11 EDN: https://elibrary.ru/NWBZUF
Дополнительные файлы
