Применение кросс-функционального подхода для оптимизации деятельности специализированной автобазы
- Авторы: Калиберда Е.А.1, Чемерилова К.В.1, Шевелева О.Г.1
-
Учреждения:
- Омский государственный технический университет
- Выпуск: Том 15, № 2 (2025)
- Страницы: 103-123
- Раздел: Статьи
- Статья опубликована: 30.06.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2328-1391/article/view/299255
- DOI: https://doi.org/10.12731/2227-930X-2025-15-2-336
- EDN: https://elibrary.ru/VERIWF
- ID: 299255
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В статье рассматривается возможность применения кросс-функционального подхода для анализа и оптимизации бизнес- процессов автотранспортного предприятия. Кросс-функциональные и сквозные процессы являются базовыми подходами к процессному управлению предприятием. В статье анализируются особенности применения каждого из подходов, а также приводится обоснование необходимости создания кросс-функциональной команды для оптимизации рассматриваемых процессов.
Кросс-функциональная команда включает в себя сотрудников разных подразделений, вовлеченных в кросс-функциональный процесс. Эффективность выполнения задач подобной командой достигается за счет прямой коммуникации между всеми членами команды. В работе приводятся основные этапы создания кросс-функциональной команды и условия ее успешного функционирования.
Цель – повышение эффективности управления процессами автотранспортного предприятия компании за счет внедрения кросс-функционального подхода и организации кросс-функциональной команды.
Материалы и методы. Для анализа процессов автотранспортного предприятия авторами статьи применяется метод визуализации бизнес-процессов с помощью диаграмм в нотациях VAD (Value-Added Chain) EPC (Event-Driven Process Chain). Визуализация позволяет лучше понять, как происходят операции внутри предприятия, выявить узкие места, ненужные задержки и другие проблемы, которые могут замедлять или ослаблять эффективность коммуникации. Для решения выявленных проблем предложено применить кросс-функциональный подход.
Результаты. В данной статье рассмотрены особенности деятельности специализированной автобазы при организации процесса выхода водителя на маршрут, выявлены проблемы процесса и предложено оптимизационное решение, позволяющее сократить время выхода водителя на маршрут, что уменьшит количество нареканий со стороны клиентов автобазы.
Об авторах
Елена Анатольевна Калиберда
Омский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: elekaliberda@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-2796-5913
SPIN-код: 4209-8442
Scopus Author ID: 57201735193
ResearcherId: K-1294-2018
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры математических методов и информационных технологий в экономике
Россия, проспект Мира, 11, г. Омск, 644000, Российская ФедерацияКсения Владимировна Чемерилова
Омский государственный технический университет
Email: trr474747@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6648-3672
SPIN-код: 1851-6858
ResearcherId: N-9714-2015
старший преподаватель, кафедры математических методов и информационных технологий в экономике
Россия, проспект Мира, 11, г. Омск, 644000, Российская ФедерацияОльга Геннадьевна Шевелева
Омский государственный технический университет
Email: osh_a@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8724-4520
старший преподаватель, кафедры математических методов и информационных технологий в экономике
Россия, проспект Мира, 11, г. Омск, 644000, Российская ФедерацииСписок литературы
- Автотранспортное предприятие: понятие, задачи и организационная структура. (2018). Получено с https://umc-auto.ru/автотранспортное-предприятие-струк/
- Белайчук, А. Управление кросс-функциональными процессами. Получено с https://quality.eup.ru/DOCUM7/Cross-functional_processes.htm
- Богданович, М. Кросс-функциональное взаимодействие департаментов. Как наладить работу. Получено с https://training-institute.ru/blog/kross-funktsionalnoe-vzaimodejstvie-departamentov-kak-naladit-rabotu
- Гордеева, Е. И. (2022). Кросс-функциональные бизнес-процессы как новый объект исследования. Учет. Анализ. Аудит, 9(3), 107–116. https://doi.org/10.26794/2408-9303-2022-9-3-107-116 EDN: https://elibrary.ru/KXACVB
- Гордеева, Е. И. (2016). Контроллинг и оценка эффективности кросс-функциональных бизнес-процессов. Вестник профессиональных бухгалтеров, (6). Получено с https://www.ipbr.org/projects/vestnik/editions/2016/6/gordeeva EDN: https://elibrary.ru/XHXZXN
- Гордеева, Е. И. (2016). Учетно-аналитическое сопровождение кросс-функциональных бизнес-процессов. Научные записки молодых исследователей, (4-5), 53–59. EDN: https://elibrary.ru/WTIWXZ
- Калабина, Е. Г., & Беляк, О. Ю. (2021). Кросс-функциональные команды: основные направления исследований в менеджменте. Управленец, 12(6), 104–114. https://doi.org/10.29141/2218-5003-2021-12-6-7 EDN: https://elibrary.ru/XZBVLO
- Коптелов, А. К. Неизбежность процессного подхода. Получено с https://koptelov.info/kniga-upravlenie-biznes-protsessami/neizbezhnost-protsessnogo-podhoda
- Линева, Е. Л. (2013). Классификация автотранспортных предпринимательских структур. Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление, (2), 79–84. EDN: https://elibrary.ru/QGSBAD
- Миллиардов, А. Как оптимизировать бизнес-процессы. Путь к автоматизации и эффективности. Получено с https://vb.topbook.me/books/1668850399543
- Репин, В. В. (2014). Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление (2-е изд.). Москва: Манн, Иванов и Фербер. 512 с.
- Akuffo, I. N. (2020). Cross-functional teams and innovation performance: The case of multinational enterprises. International Journal of Export Marketing, 3(3), 204–218. https://doi.org/10.1504/IJEXPORTM.2020.107720 EDN: https://elibrary.ru/ONCRIE
- Powell, D. J., & Bartolome, C. P. F. (2020). Enterprise-wide Value Stream Mapping: From dysfunctional organization to cross-functional, collaborative learning and improvement. 2020 IEEE International Conference on Industrial Engineering and Engineering Management (IEEM) (Singapore, 14–17 December 2020). Singapore: IEEE, 551–555. https://doi.org/10.1109/IEEM45057.2020.9309977
- Franke, H., & Foerstl, K. (2021). Goals, conflict, politics, and performance of cross-functional sourcing teams—Results from a social team experiment. Journal of Business Logistics, 41(1), 6–30. https://doi.org/10.1111/jbl.12225
- Powell, D. J., & Coughlan, P. (2020). Rethinking lean supplier development as a learning system. International Journal of Operations & Production Management, 40(7/8), 921–943. https://doi.org/10.1108/IJOPM-06-2019-0486 EDN: https://elibrary.ru/AHUOJQ
- Li, Y., Zhang, J. C., & Zhang, H. H. (2018). Collaborative innovation using bi-processes cross-functional team on new product development. IEEE International Conference on Industrial Engineering and Engineering Management (IEEM) (Bangkok, Thailand, 16–19 December 2018). Bangkok: IEEE, 1904–1908. https://doi.org/10.1109/IEEM.2018.8607394
Дополнительные файлы
