Модель структуры системы распределения ресурсов, основанной на функционально-сетевом принципе представления показателей
- Авторы: Халтурин Р.А.1, Каштанов И.Ю.1, Кутков В.Д.1, Акиньшин Н.С.1
-
Учреждения:
- Государственный университет управления (ГУУ)
- Выпуск: Том 15, № 1 (2025)
- Страницы: 234-251
- Раздел: Статьи
- Статья опубликована: 31.03.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2328-1391/article/view/298901
- DOI: https://doi.org/10.12731/2227-930X-2025-15-1-357
- EDN: https://elibrary.ru/STTJXT
- ID: 298901
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью повышения эффективности распределения ресурсов в транспортных системах крупных городов, где взаимодействие различных видов транспорта осложнено их разным отраслевым и административным подчинением, а также несопоставимостью измерителей, что затрудняет формирование единой системы с общими показателями эффективности. Предлагаемая модель на основе функционально-сетевого принципа направлена на решение этих проблем, обеспечивая интеграцию видов транспорта и унификацию подходов к оценке их работы.
Цель. Разработать модель структуры системы распределения ресурсов, основанной на функционально-сетевом принципе представления показателей для решения задачи интеграции различных видов транспорта общего пользования в единую транспортную сеть.
Материалы и методы. Методы и материалы, описанные в тексте, включают применение цифровых технологий и вычислительных мощностей для реализации функционально-сетевого принципа управления в транспортных комплексах. Основное внимание уделяется многокритериальным задачам, требующим специфических методов решения, таких как сведение множества целей к единому критерию или использование многомерных моделей. Материалы исследования включают анализ систем управления, основанных на иерархических уровнях (инфраструктура, маршрутная сеть, субъекты-перевозчики), и разработку моделей, учитывающих многомерное целеполагание и взаимодействие различных видов транспорта. Методы включают математическое моделирование, анализ вероятностных распределений и оценку эффективности ресурсного распределения в сложных транспортных системах.
Результаты. Представление системы основано на формировании морфологических матриц для выбора сценариев распределения ресурсов с использованием оценочного функционала показателей эффективности на первом иерархическом уровне, при этом разработаны три модели структуры системы управления по функционально-сетевому принципу и установлена необходимость создания модели расчёта весовых коэффициентов для анализа всего пространства возможных решений.
Об авторах
Роман Александрович Халтурин
Государственный университет управления (ГУУ)
Автор, ответственный за переписку.
Email: ra_khalturin@guu.ru
кандидат экономических наук
Россия, State University of Management (SUM)Игорь Юрьевич Каштанов
Государственный университет управления (ГУУ)
Email: iyu_kashtanov@guu.ru
аспирант
Россия, Рязанский пр-т, 99, г. Москва, Российская ФедерацияВладимир Дмитриевич Кутков
Государственный университет управления (ГУУ)
Email: KutkovVD@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0005-0988-1355
аспирант
Россия, Рязанский пр-т, 99, г. Москва, Российская ФедерацияНикита Сергеевич Акиньшин
Государственный университет управления (ГУУ)
Email: Nikita14Akin@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0009-4229-7918
аспирант
Рязанский пр-т, 99, г. Москва, Российская ФедерацияСписок литературы
- Брусянин, Д. А., Казаков, А. Л., & Маслов, А. М. (2012). Оптимизация региональной маршрутной сети пригородных и междугородных пассажирских перевозок с использованием логистических принципов. Транспорт Урала, (1), 106–109. EDN: https://elibrary.ru/OWWUAB
- Вакуленко, С. П., Ларин, О. Н., & Лёвин, С. Б. (2014). Теоретические аспекты механизмов взаимодействия в транспортных системах. Мир транспорта, (6), 14–27. EDN: https://elibrary.ru/TCUSLT
- Васильев, А. Г. (2012). Повышение эффективности пригородных и междугородных пассажирских перевозок на базе АСУ. Автореферат диссертации кандидата технических наук. Екатеринбург. 20 с. EDN: https://elibrary.ru/QIEYXJ
- Волкова, Е. М. (2013). Формирование системы взаимодействия железнодорожной компании с субъектами рынка пригородных пассажирских перевозок. Автореферат диссертации кандидата экономических наук. Санкт-Петербург. 24 с. EDN: https://elibrary.ru/ZPBBBL
- Новоселов, В. И. (2000). Повышение эффективности использования подвижного состава муниципального пассажирского транспорта. Автореферат диссертации кандидата экономических наук. Новосибирск. 23 с.
- Сай, В. М., & Сизый, С. В. (2011). Образование, функционирование и распад организационных сетей. Монография. Екатеринбург: УрГУПС. 270 с. EDN: https://elibrary.ru/OJALRX
- Брусянин, Д. А., & Пономорева, М. С. (2015). Модель взаимовыгодного сотрудничества перевозчиков на сегменте внутрирегиональных пассажирских перевозок. Вестник Оренбургского государственного университета, (9), 137–143. EDN: https://elibrary.ru/VHLKEL
- Ефимова, О. Ю. (2016). Адаптивная модель управления качеством городского пассажирского транспорта. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, (1), 48–54. EDN: https://elibrary.ru/VYURMF
- Знаменский, Д. Н., & Фёдоров, М. П. (2011). Построение комплексной модели оптимизации маршрутной сети городского транспорта. Научно-технические ведомости. ИННОВАТИКА СПбГПУ, (3), 154–158. EDN: https://elibrary.ru/NXVZEN
- Терентьев, А. В., Ефименко, Д. Б., & Карелина, М. Ю. (2017). Методы районирования, как методы оптимизации автотранспортных процессов. Вестник гражданских инженеров, (6), 291–294. https://doi.org/10.23968/1999-5571-2017-14-6-291-294 EDN: https://elibrary.ru/YPNFZF
- Terentyev, A., Evtiukov, S., & Karelina, M. (2017). A method for multi-criteria evaluation of the complex safety characteristic of a road vehicle. Transportation Research Procedia, 36, 149–156. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2018.12.057 EDN: https://elibrary.ru/DGMMDN
- Moiseev, V. V., Terentiev, A. V., Stroev, V. V., & Karelina, M. Yu. (2018). Enhancement of economic efficiency of transport performance using multi-criteria estimation. Advances in Economics, Business and Management Research, 61, 167–171. EDN: https://elibrary.ru/WHRSRR
- Terentiev, A. V., Yevtukov, S. S., & Karelina, E. A. (2020). Development of zoning method for solving economic problems of optimal resource allocation to objects of various importance in context of incomplete information. Advances in Economics, Business and Management Research, 128, 765–772. https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200312.108 EDN: https://elibrary.ru/LJQRIK
Дополнительные файлы
